Конкурентные преимущества и специализация регионов Казахстана

Для достижения целей и задач в области перехода к устойчивому развитию в Республике Казахстан должна быть обеспечена интеграция ресурсов, механизмов и инструментов развития.

Установленные в настоящей Концепции целевые параметры развития должны служить основой для индикативного планирования развития страны в целом, отраслей, регионов и субъектов экономики в частности.

Должны быть разработаны кратко-, средне- и долгосрочные планы перехода страны к устойчивому развитию, в том числе в разрезе регионов и отраслей.

Формирование бюджетных программ должно осуществляться с учетом приоритетов устойчивого развития, целевых показателей ЭИР, средней продолжительности предстоящей здоровой жизни, индекса экологической устойчивости.

Для обеспечения интеграции механизмов устойчивого развития необходимы разработка и принятие системы индикаторов устойчивого развития, в том числе интегральных, организационных, экономических, энергетических, социальных, экологических, региональных.

Внутренняя политика. Устойчивое развитие внутриполитической ситуации в Республике Казахстан основывается на углублении процессов демократизации, укреплении политической системы в интересах всего казахстанского народа. При этом в ходе государственного развития и применения демократических процедур должны учитываться интересы как нынешнего, так и будущих поколений казахстанцев.

Устойчивое развитие во внутренней политике Республики Казахстан обеспечивается путем:

-   совершенствования демократических процедур, последовательного расширения роли народовластия как механизма учета мнений большинства и меньшинства в принятии решений на всех уровнях государственной власти;

-   повышения роли Ассамблеи народов Казахстана в политической жизни страны;

-   сохранения культурных традиций казахстанского общества, в первую очередь, уважения к старшим, заботы о подрастающем поколении;

-   формирования культуры политического оппонирования, укрепления конструктивной оппозиции как основы для конкуренции кадров и программ, выражения интересов всех общественных слоев и групп;

-   развития местного самоуправления при сохранении единства и целостности государства.

Внешняя политика. Республика Казахстан имеет уникальные возможности для получения статуса региона стабильности и устойчивого развития.

На примере и в условиях Республики Казахстан может быть отработана модель "государства будущего", где бы реализовывались принципы межконфессионального, межнационального, социального, политического, экономического и культурного устойчивого равновесия. Это должно быть достигнуто путем:

-   проведения взвешенной и сбалансированной внешней политики;

-   объявления стратегической программы Республики Казахстан по созданию в стране международной зоны устойчивого развития;

-   формирования международной экологической организации со штаб-квартирой в г. Астане;

-   обеспечения председательствования Казахстана в ОБСЕ в целях повышения конкурентоспособности страны и выражения своей позиции по вопросам устойчивого развития;

-   активного участия Казахстана в международных организациях, интеграционных объединениях и международных форумах.

Повышение эффективности использования ресурсов. Обеспечение устойчивого экономического развития Казахстана будет осуществлено путем:

-   структурной перестройки экономики с постепенным снижением доли сырьевого сектора;

-   развития "технологий прорыва", опережающих зарубежные аналоги, на основе стимулирования науки и инноваций;

-   внедрения современных сельскохозяйственных технологий;

-   учета потерь национального богатства от нерационального природопользования на основе ведения объединенных экономических и экологических национальных счетов;

-   внедрения современных научно обоснованных подходов к природопользованию,

-   включая экологичные методы использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов;

-   повышения энергоэффективности отечественной экономики в ходе реализации специальных государственных программ, единой политики в области преодоления энергетических потерь;

-   технологического перевооружения экономики страны, стимулирования использования современных технологий и запрета на ввоз устаревших технологий и оборудования;

-   сокращения в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы, развития наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств;

-   установления параметров обязательного использования извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов;

-   восстановления и использования ценных материалов, накопленных на полигонах размещения отходов;

-   внедрения систем обустройства сельскохозяйственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным ландшафтам, развития экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранения и восстановления естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;

-   предотвращения и пресечения всех видов нелегального использования природных ресурсов, борьбы с браконьерством и незаконным оборотом объектов и продукции биологических ресурсов;

-   стимулирования внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;

-   поддержки экологически эффективного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья;

-   запрета на нерациональное использование ресурсов, в том числе на сжигание энергоресурсов на факелах;

-   снижения потерь энергии и сырья при транспортировке, в том числе за счет экологически обоснованной децентрализации производства энергии, оптимизации системы энергоснабжения мелких потребителей;

-   модернизации и развития экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, в том числе неуглеродного;

-   перехода к экологически безопасному общественному транспорту как основному виду передвижения в крупных городах;

-   развития экологически безопасных технологий строительства и реконструкции жилищно-коммунальных комплексов;

-   поддержки производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование.

Внедрение устойчивых технологий. Создание технического потенциала для обеспечения устойчивого развития республики напрямую связано с внедрением устойчивых, экологически чистых и экономически эффективных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, водоснабжении, управлении городским хозяйством и на транспорте.

Такие технологии являются комплексными системами, сочетающими рентабельные и безопасные для окружающей среды производственные схемы, необходимые коммуникативные и информационные средства, а также новые механизмы управления и отчетности (экологический маркетинг и менеджмент, страхование, учет природоохранной деятельности, система рационального природопользования и др.).

Перспективной задачей развития индустрии Казахстана является реконструкция типов промышленных технологий в стратегически ориентированных направлениях - комплексности, малоотходности, ресурсо- и энергоэффективности, а также максимальной замкнутости производственных систем с акцентом на устранение причин экологических нарушений. Устойчивая технологическая модель в отличие от обычной производственной схемы отличается серийным производством, высокой скоростью, экономической эффективностью, централизованным контролем и стандартизацией, ориентированностью на человеческий фактор, гуманным отношением к окружающей среде, необходимостью повторной утилизации отходов и легкостью эксплуатации.

Для достижения задач устойчивого развития в производственной сфере необходимы:

-   обеспечение приоритета "прорывных" технологий, опережающих по своим показателям как отечественные, так и зарубежные аналоги;

-   проведение экспертизы вновь внедряемых и импортируемых технологий на предмет их конкурентоспособности и экологической безопасности;

-   внедрение новых моделей управления технологиями, в рамках которых экологическая реструктуризация и экологическая модернизация производства являются важными мерами превентивного характера;

-   разработка инструментария для принятия решений и формирования новой инфраструктуры с целью внедрения устойчивых технологий в практику хозяйственной деятельности, включая систему долгосрочного планирования, механизмы финансового регулирования, меры общественной поддержки, развитые инновационные структуры, условия для модернизации и трансформации инфраструктуры.

Конкурентоспособность - многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях.

Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.

Для понимания природы конкурентоспособности удобнее всего рынок, понимать как единую экономическую систему, включающую в себя ряд функционально однородных объектов и окружающую эти объекты среду, роль которой сводится к формированию требований указанных объектов. Как требования среды, так и результаты функционирования объектов могут быть представлены в виде некоторых показателей, имеющих различный экономический смысл. Целью каждого объекта, является достижение максимально возможного результата функционирования, предъявляемым потребителем.

Конкурентоспособность, как экономическая категория, характеризует ситуацию, включающую проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно стать перераспределение рынка, в свою пользу.

Анализ многих известных определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно, важных для вывода комплексного понятия и определения его места среди других экономических категорий:

-   конкурентоспособность какой-либо единицы системы - это мера ее привлекательности для потребителя;

-   привлекательность определяется степенью удовлетворения требований потребителя;

-   состав предъявляемых требований и их преимущество зависит как от вида производимой единицы, так и типа ее потребителя;

-   конкурентоспособность, как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;

-   конкурентоспособности присущ динамический характер - ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;

-   проблема конкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;

-   конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;

-   имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от той доли, которую он занимает в настоящее время.

Подводя итоги из выше указанного, М. Портер предложил следующее определение: "Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. Уровень требования потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов".

Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения:

-   полностью конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;

-   основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;

-   при приобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;

-   для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;

-   доля объекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы;

-   конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения.

Следовательно, конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках рыночной единицы, конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.

Таким образом, проблема конкурентоспособности является комплексной. Универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится. Для того чтобы правильно понять, в чем заключается сущность конкурентоспособности, когда возможно и оправданно свойство конкурентоспособности подменять свойством качества или эффективности, а когда оно представляет самостоятельную категорию, следует сделать подход к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне предприятия, отрасли, отдельного региона - субъекта федерации и на уровне национальной экономики в целом. Что я и сделаю в следующем пункте своей работы.

Понятие "конкурентоспособность" применительно к конкретным хозяйствующим субъектам непостоянно и меняется в зависимости от её уровня: фирмы, отрасли, региона. Для этого исследуем каждый субъект отдельно.

Изучая факторы конкурентоспособности фирмы, необходимо отметить, что категории "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия (производителя)" тесно взаимосвязаны, и раскрыть одно понятие, не упомянув о другом просто не возможно. Конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Ведь естественно, что фирма не может быть конкурентоспособной, если ее товар не имеет сбыта. Поэтому целесообразно, прежде чем раскрыть понятие "конкурентоспособность предприятия", необходимо выяснить, в чем заключается сущность его и каким свойством он обладает. Для этого следует дать как можно полное представление о продукции (товаре), выпускаемой конкурирующим предприятием.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Следовательно, можно утверждать, что применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

Учитывая приведенные выше доводы, мы понимаем, что конкурентоспособность товара не является решающим фактором конкурентоспособности предприятия (фирмы), так как конкурентоспособность предприятия - характеристика многофакторная, а конкурентоспособность продукции - это лишь один из факторов.

Теперь рассмотрим конкурентоспособность на уровне фирмы (предприятия) более подробно.

Принципиально важным представляется положение о том, что конкурентные преимущества могут иметь и регионы. Каждый регион выступает как форма определенной пространственной организации производства, основанной на отраслевом и территориальном разделении труда в рамках всего народного хозяйства страны. В то же время он представляет собой относительно самостоятельное экономическое целое. Целостность оказывается тем более высокой, чем разнообразнее структура хозяйственного комплекса региона и чем более слабыми и менее развитыми являются его коммуникационные связи с внешней средой.

Практика мировой экономики свидетельствует о том, что субъекты предпринимательства функционируют в условиях ограниченных ресурсов. Регион не является и не может являться исключением.

Глобализация мировой экономики видоизменяет течение процессов конкуренции, делая все более доступными факторы производства, информационные и финансовые связи. Поэтому эпицентром зарождения конкурентоспособности предприятия, которое представляет страну на мировых рынках, становится местоположение и образуемая им региональная среда, которую невозможно переместить в другое место. Она сама постоянно меняется в зависимости от состояния и исчерпаемости ресурсов (факторов производства), а также от количества участников, ведущих производство, структуры населения, действующего законодательства.

Конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Развитие конкурентоспособности региона, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства - конкуренция на основе инвестиций - конкуренция на основе нововведений - конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя стадия обусловливает застой и спад.

Прежде чем приступить к рассмотрению конкурентоспособности на примере Казахстана, я попробую ответить на вопрос, что же такое конкурентоспособная страна?

До настоящего времени нет внятной теории, объясняющей суть национальной конкурентоспособности. Более того, не существует даже общепринятого определения термина конкурентоспособности применительно к стране. Если понятие конкурентоспособной компании достаточно ясное, этого не скажешь о понятии конкурентоспособной страны, так как ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей. Рассмотрев множество концепций международной конкуренции, следует выделить одну единственную и разумную концепцию на национальном уровне - это производительность. Основная цель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны. Производительность - это объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Она зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.

То, как условия в стране указывают фирмам путь или вынуждают их распознавать изменения структуры и реагировать на них, крайне важно для понимания "моделей успеха" в международной конкуренции. Наличие в стране базы для компании мирового уровня оказывает сильное положительное воздействие на смежные отрасли, тем самым, давая дополнительные преимущества национальной экономике. Для приобретения и поддержания конкурентоспособности на мировом уровне национальные компании должны постоянно совершенствовать производство в уже существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательных потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции и повышения эффективности производства. Они должны развивать необходимые качества для конкуренции во все более усложняющихся промышленных сегментов, производительность в которых, бывает обычно высокой. И, наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых сложных отраслях.