Конституционно-правовые основы демографической политики РФ

Атрибутом любого государства является население, которое составляет его главнейший ресурс. Поэтому вполне объяснимо, что ключевые параметры взаимоотношений между государством и его населением закреплены в конституционном порядке.

Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. многонациональным народом России. Это первая конституционная характеристика населения России - многонациональность. Далее Преамбула Конституции РФ прибегает к таким определениям, как человек, народы, предки, нынешние и будущие поколения, часть мирового сообщества. Все это непосредственным образом связано со статусом населения России, с его этническими общностями и воспроизводством. В самом тексте Конституции РФ используются и уже приведенные характеристики населения, и вводят дополнительные, например, гражданин (ст.2), иностранный гражданин и лицо без гражданства (ч.3 ст.62), народ (ч.2 ст.3), инвалиды, пожилые граждане (ч.2 ст.7), население (ч.2 ст.41), люди (ч. З ст.41), дети (ч.2 ст.38), родители (ч.3 ст.38), трудоспособные и нетрудоспособные (ч.3 ст.38), малоимущие (ч. З ст.40), коренные малочисленные народы (ст.69), национальные меньшинства (п. "в" ст.71, п. "б" ст.72), малочисленные этнические общности (п. "м" ст.72) и др.

Конституция России фиксирует некоторые объективные основания для структурирования населения страны. Среди них пол, раса, национальность, возраст, социальная и религиозная принадлежность, место жительства, имущественное положение и др. (ч.2 ст. 19). Следует особо отметить, что в конституционном порядке прямо запрещаются любые формы ограничения прав граждан по вышеназванным признакам, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29).

Важной объективной характеристикой любого государства является численность населения. Данный показатель опосредован продолжительностью жизни и воспроизводством населения, его миграцией. Государство может влиять на названные параметры, проводя грамотную демографическую политику.

Основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем является Всероссийская перепись населения, которая представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории РФ, и проводится на всей территории РФ по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений. Такое определение формализовано Федеральным законом от 25 января 2002 г. №8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения". Все российская перепись населения проводится не реже чем один раз в десять лет. Организация Всероссийской переписи населения в 2002 г. определена Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2002 г. №231.

Оценивая современную демографическую ситуацию в России, Правительство РФ одобрило Концепцию демографического развития РФ на период до 2015 г., разработанную Минтрудом России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.Концепция демографического развития РФ представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов. Она разработана на основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации".

Целями демографического развития России Концепцией названы стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Для достижения данных целей необходимо решить задачи в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни; в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи; в области миграции и расселения. Каждая из сформулированных задач имеет свое правовое обеспечение, сформированное в контексте конституционных ориентиров. Например, Конституция (ч.1 ст.39) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу таких законов относятся Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г), Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля, 31 декабря, 2002 г). В целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения Правительство РФ утвердило программу "Старшее поколение" на 2002-2004 г. г.

Повышение уровня жизни, улучшение социального обеспечения, включая социальную защиту населения, способно увеличить продолжительность жизни, как мужчин, так и женщин. Вместе с тем остро стоит проблема воплощения конституционных положений о правах и свободах мужчин и женщин и равных возможностях для их реализации (ч.3 ст. 19). В этой связи весьма актуален Национальный план действий по улучшению положения женщин в РФ и повышению их роли в обществе на 2001-2005 гг., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28 июня. 2001 г. №855-р.

В сфере нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изм. от 21 марта 2002 г),Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи" (с изм. от 21 апреля 1997 г),Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. №387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации" (с изм. от 3 августа г), Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. №1015 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (2001-2005 годы)" (с изм. от 29 мая 2002 г).

Дети как часть населения составляют будущее любого общества и государства. Они требуют пристального внимания не только потому, что так установлено в конституционных положениях ст.38. Забота о детях со стороны государства связана и с его объективной зависимостью от трудовых ресурсов, налогоплательщиков, которыми завтра станут сегодняшние дети.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. от 20 июля 2000 г) в числе принципов государственной политики в отношении детей установил законодательное обеспечение прав ребенка; государственную поддержку семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе; установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности; должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Обеспечение интересов детей осуществляется посредством принятия специальных программ. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы" (с изм. от 14 февраля и 23 октября 2002 г) были уточнены федеральные целевые программы "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Развитие всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан", "Дети Севера", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля", "Безопасное материнство" и определены их государственные заказчики.

Брак и семья на протяжении многих столетий являются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство населения и устойчивость человеческого общества. Согласно Конституции РФ (ч.1 ст.38) семья находится под защитой государства, а семейное законодательство отнесено к совместному ведению Федерации и субъектов (п. "к" ст.72). Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

Согласно Семейному кодексу РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (с изм. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г) регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Таким образом, сложная половозрастная структура российского населения требует от государства необходимых управленческих воздействий, которые основаны на конституционно-правовых принципах.

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.

В целях всестороннего учета интересов народов России и обеспечения взаимодействия органов власти различных уровней при реализации государственной национальной политики Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. №909 утверждена Концепция государственной национальной политики РФ.Она учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов России, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов установлены Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", который соответствует Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ.

Для Российской Федерации актуальны и проблемы национальных меньшинств. Национальным меньшинством в РФ признается часть народа, проживающая за пределами его национально-государственного или национально-территориального образования, в инонациональной среде и сохранившая национальное самосознание, язык, культуру, традиции и другие этнические особенности этого народа.

Правовое положение национальных меньшинств определяется международно-правовыми нормами и соответствующими им внутригосударственными нормами. Фактическое же положение национальных меньшинств определяется зрелостью гражданского общества и его приверженностью к демократии, готовностью создать и соблюдать законы, защищающие права лиц, относящихся к национальным меньшинствам.

Миграционные процессы представляют собой важнейший вид движения населения, в значительной степени определяющий демографическое развитие мира и его отдельных регионов.

Миграционная политика России строится, опираясь на ст.27 Конституции РФ, согласно которой каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждому адресуется право, свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а российские граждане вправе беспрепятственно возвращаться в РФ.

Приведенные конституционные позиции получают конкретизацию в законодательстве, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, в ведомственных актах, а также в правовых актах субъектов Российской Федерации.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами России, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами РФ.

Миграционные потоки составляют не только российские граждане, но и иностранцы. В целях реализации Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 г. №232 и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 ноября 2002 г. №1549-р был издан Приказ МВД РФ, МИД РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, ГТК РФ и ФПС РФ от 11 ноября 2002 г. №1095/16531/143/49/1189/692 "О введении в действие миграционных карт". Миграционные карты содержат сведения об иностранном гражданине или лице без гражданства, въезжающих в Россию, и служит для контроля за его временным пребыванием на территории РФ.

В целях реализации Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 г. №232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" и Постановления Правительства РФ от 21 мая 2002 г. №327 Приказом МВД РФ от 2 декабря 2002 г. №1183 утверждено Положение о представительствах МВД РФ по делам миграции за рубежом.

В качестве основных задач данных структур определены представление интересов МВД в области миграционной политики в государствах пребывания, участие в реализации миграционной политики России; осуществление мер по реализации международных договоров РФ в области миграции; сбор, изучение и анализ информации о миграционной ситуации в государствах пребывания и проводимой ими миграционной политике, а также 6 законодательстве государств пребывания в области миграции.

К функциям представительств отнесены, в частности, обеспечение взаимодействия и сотрудничества МВД с миграционными органами государств пребывания; разработка предложений по развитию сотрудничества с государствами пребывания по вопросам миграции; осуществление приема граждан государств пребывания, граждан других государств, лиц без гражданства по вопросам трудовой миграции и переселения в РФ, оказание содействия дипломатическим представительствам и консульским учреждениям РФ в государствах пребывания в предварительном рассмотрении ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства о признании их беженцами в РФ; участие в пределах своей компетенции в разработке и согласовании заключаемых с государствами пребывания международных договоров РФ в области миграции; участие во взаимодействии с дипломатическими представительствами РФ в государствах пребывания в решении вопросов" связанных с предотвращением и пресечением незаконной миграции; анализ миграционной ситуации в государствах пребывания и прилегающих регионах с точки зрения ее возможного влияния на миграционную ситуацию в РФ и своевременное информирование о результатах такой аналитической деятельности МВД и дипломатических представительств России в государствах пребывания и др.

Таким образом, в России предприняты правовые, институциональные и процессуальные меры для урегулирования вопросов внешней миграции, преодоления негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции.

Известно, что наряду с добровольной имеет место и вынужденная миграция. В этой связи возникают проблемы правового оформления статуса вынужденного мигранта. Различают беженцев и вынужденных переселенцев. К началу 1997 г. в России официальный статус вынужденных переселенцев и беженцев имели свыше 1,2 млн. человек, к 2000 г. численность этой категории мигрантов составила 978,4 тыс. человек.

Статус вынужденных мигрантов оговорен соответствующим Федеральным законодательством от 28 июня 1997 г. №95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г).

Несмотря на предпринятые меры, проблемы вынужденных мигрантов далеко не решены. Требуется систематическое комплексное воздействие государственных органов по правовому, процессуальному, ресурсному обеспечению статуса беженцев и вынужденных переселенцев с особой заботой о детях вынужденных мигрантов.