Кооперация в аграрном секторе Польши и Чехии

Почти во всех отраслях польской экономики глубоко внедрилась система кооперативной деятельности. Фактически каждый взрослый житель страны является членом одного или даже нескольких видов кооперативных объединений. В руках кооперации находится значительная часть общественного питания, торговли, в городах ею сооружается более половины жилых помещений. Промысловые кооперативы действуют в городе и селе. Они занимаются пошивом одежды, обуви; изготовлением множества разнообразных изделий из металла, дерева, кожи, ведут ремонт автомашин, часов, холодильников и другой бытовой техники.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы не получили широкого развития. В 1989 г. им принадлежало всего лишь 3,6% имеющихся в стране земельных угодий. Несмотря на это крестьянские семьи многими нитями связаны с разнообразными видами кооперативных объединений. Сельские кооперативы сферы обращения в среде господствующего мелкотоварного производства крестьянского хозяйства способствовали консервации аграрной структуры, базирующейся на индивидуальном ведении сельскохозяйственного производства.

В течение послевоенного периода аграрная политика, проводимая в Польше, была направлена на создание условий, стимулирующих развитие единоличных (фермерских) хозяйств, а также государственных (госхозов) и производственных сельскохозяйственных кооперативов. Кооперативы сферы обращения осуществляли скупку сельхозпродукции, производимой в индивидуальных, государственных, кооперативных хозяйствах, снабжали их необходимыми товарами, кредитом, вели внедрение новой технологии в аграрном секторе, приобщали разрозненные хозяйства к участию в управлении социальными процессами деревенской жизни.

Развитие кооперации аграрного сектора сопровождалось активным вмешательством в процессы формирования сельскохозяйственных структур со стороны государственных органов власти. Во второй половине 40-х и первой половине 50-х годов широко использовались административные методы насаждения среди крестьянства производственной кооперации. К 1956 г. 11,2 % сельхозугодий принадлежало производственным кооперативам.

Изменение же курса аграрной политики со второй половины 50-х годов привело к резкому сокращению численности производственных кооперативов (из 10517 кооперативных объединений было расформировано 7542) и почти десятикратному уменьшению земельных угодий, которыми они пользовались. Однако  в  70-х  годах  начался  медленный  рост  численности сельскохозяйственных производственных кооперативов. К началу 80-х годов доля госхозов и производственных кооперативов в общей площади сельхозугодий превысила 30%. В конце 80-х начале 90-х годов начался новый процесс сокращения коллективных хозяйств.

Чем объясняется слабое развитие сельскохозяйственной производственной кооперации в Польше? Может быть, индивидуальные крестьянские хозяйства здесь имеют более высокую производительность труда по сравнению с производственными кооперативами? Крестьяне Польши издавна пользовались землей как частной собственностью. Они не испытывали общинных традиций, как это имело место во многих регионах России. Крестьяне в значительной своей массе издавна привыкли жить и трудиться обособленно, на территории частного землевладения. Производственные же кооперативы круто изменяют и образ жизни крестьян, и характер их трудовой деятельности.

Производительность же труда, как показывает анализ, в индивидуальных хозяйствах заметно отстает от коллективных. Затраты труда на 1 га пашни в крупных хозяйствах па 40 % ниже по сравнению с индивидуальным товаропроизводством. Как сообщает польский статистический ежегодник за 1992 г., в среднем в течение 1985-1991 гг. урожайность зерновых в госхозах была выше на 7,9 центнера с га, чем в индивидуальных хозяйствах. И надой молока на корову в госхозах выше на 93 кг.

Не лучшие времена переживают индивидуальные крестьянские хозяйства. В них мало молодежи. Каждое третье хозяйство ведут крестьяне в возрасте 60 и более лет, А таких подворий насчитывается свыше миллиона. К тому же в этих хозяйствах, как правило, нет наследников, которые могли бы трудиться в аграрном секторе. Поэтому, по-видимому, в будущем земли разорившихся крестьянских подворий станут переходить в собственность более крупных землевладельцев и небольших кооперативных ассоциаций, объединяющих несколько крестьянских семей, И тем не менее единоличные хозяйства являются поставщиками свыше 90 % товарной продукции. Все они, как уже говорилось, теснейшим образом связаны с кооперативами сферы обращения.

На деятельность аграрного сектора в целом и сельскохозяйственных кооперативов в частности, немалое влияние оказывают внешнеэкономические факторы. Если экономически сильный зарубежный партнер глубоко проник в хозяйственную жизнь государства, то он в удобный для себя момент может превратиться в жестокого конкурента и разрушить важные отрасли сельскохозяйственного производства. Но такие действия могут происходить и по политическим мотивам.

Весьма показательным в этом отношении является пример Польши. В этой стране при помощи США было настроено много бройлерных фабрик. Комбикорма для них завозились из Америки. Продукция фабрик шла широким потоком не только на внутренний рынок, но и вывозилась в СССР и некоторые другие страны. И как только в 80-х годах в Польше объявили военное положение, а это было не в интересах США, то они тотчас же прекратили поставлять комбикорма. Попытка заменить заморский корм птицы отечественным не решила проблемы: фильтры американского оборудования не пропускали готовящуюся пищу для цыплят. Начался их массовый падеж. В результате резко обострилась продовольственная проблема, что способствовало усилению развития бурных политических и социальных событий в стране.

Несмотря на то, что в США и других странах Западной Европы на6людается  объективный  процесс  концентрации  и  централизации сельскохозяйственного производства, происходит сокращение фермерских хозяйств, в Польше и других странах ведется разнообразная работа по компрометации коллективного, в том числе и кооперативного производства. Нетрудно понять для чего это делается. Во-первых, для того, чтобы заморозить переход к более производительному коллективному труду и, во-вторых, с целью лишения на многие годы продовольственной независимости стран, стремящихся обрести самостоятельный путь развития.

Бурные политические и социальные противоречия, имевшие место в Польше во второй половине 80-х годов, несомненно, сказывались на характере деятельности кооперативных объединений. Однако их хозяйственная деятельность не затухала. Кооперативы продолжают оказывать весьма существенное влияние на все сферы экономического развития общества.

По количеству членов и объему производимых услуг населению кооперативы заметно отличаются друг от друга. В некоторых из них насчитывается до трех и более тысяч человек. В то же время в сфере обслуживания имеется большое количество небольших объединений, нередко состоящих лишь из членов одной семьи.

Качество выполнения кооперативами заказов и обслуживания населения не уступает аналогичной работе государственных и частных предприятий. Чтобы не потерять клиентуру, выдержать конкуренцию с государственными и частными предприятиями, кооперативы первостепенное значение придают оперативности и надежности обслуживания населения, стремятся разнообразить формы своей работы.

Значительную роль польские кооператоры продолжают играть в области торговли. Из 150 тыс. магазинов, имевшихся в стране в 1990 г., 100 тыс. принадлежало кооперации, но 25 тыс. - государству и частным предпринимателям. Приватизация собственности стала заметно изменять характер торговли. Быстро увеличивается число частных магазинов. Кооперативные и государственные торговые предприятия зачастую трансформируются в частные. Сокращение кооперативных магазинов является в значительной мере результатом негибкой работы коллективных торговых предприятий, что приводит их к поражению в конкурентной состязательности с частными магазинами.

В 80-х годах в польском обществе имели место жаркие дискуссии, социальные и политические конфликты. Не стояли в стороне от этих событий и кооператоры. В их среде также шла борьба противоположных тенденций. Характерно, что под влиянием ряда кооперативных союзов в стране были приняты законоположения, разрешающие в их хозяйствах и на частных предприятиях использовать наемных работников. Им предоставляются контрольные функции, широкие права в хозяйственной и социальной сферах. С этой целью создаются комитеты самоуправления работающих по найму. В компетентность таких комитетов входят вопросы хозяйственного, социального и культурного развития коллективов. Они имеют право высказывать свое мнение относительно персонального состава избираемых членов правлений.

Кооперативы обычно устанавливают заработную плату своим работникам несколько ниже, чем за выполнение аналогичных заданий на государственных предприятиях. Но наемные рабочие, как правило, не стремятся покидать коллективы кооператоров,  потому  что там больше демократизма, взаимовыручки, товарищеского сотрудничества по сравнению с таковыми на частных и государственных заводах и фабриках. Кооператоры устанавливают гибкий режим работы, разрешают выполнять трудовые задания на дому, предоставляют отпуска в удобное для отдыха время. Кроме того, переход на рыночные методы управления экономикой повлек за собой безработицу. Кооперация же помогает многим людям получить работу и, следовательно, иметь стабильный источник заработка.

Кооперативное движение Польши оказывает существенное воздействие на решение социальных вопросов. Примером атому может служить кооператив "Свит", возникший в 1944 г. незадолго до освобождения Польши от фашистской оккупации. В то время в стране имелось много инвалидов войны. Организаторы кооператива решили посредством своего объединения включить в трудовой процесс тех, у кого война отняла здоровье и ограничила работоспособность.

В настоящее время на предприятиях "Свита" трудится более 800 инвалидов. Здесь стремятся создавать необходимые условия труда для каждого работника, учитывая состояние его здоровья. Рабочий день инвалида продолжается столько времени, сколько ему рекомендуют врачи. После работы многие из них идут в соседнее помещение, где имеются оснащенные медицинским оборудованием кабинеты, и под наблюдением специалистов принимают соответствующие процедуры или посещают занятия лечебной физкультурой.

Кооператив "Свит" не платит налога государству, но и не получает от него никаких дотаций. Он находится на полном самообеспечении, всемерно использует хозрасчет для организации эффективного труда. Кооператив за счет получаемых доходов приобретает медицинское оборудование, построил три санатория, оказывает финансовую помощь другим объединениям инвалидов, выплачивает заработную плату членам своего коллектива.

Кооперативные объединения уделяют большое внимание подготовке специалистов. Они организуют постоянно действующие курсы повышения квалификации, краткосрочные занятия с работниками своих обществ. Кооператоры выделяют средства для обучения необходимых им специалистов в высших учебных заведениях, предоставляют стипендии кооператорам развивающихся стран для получения высшего образования в университетах и сельскохозяйственных вузах Польши.

В стране распространены оригинальные учебные кооперативы типа "Практична пани". В них женщины за плату обучаются поварскому и парикмахерскому делу, приобретают опыт самостоятельно кроить и шить одежду, правильно воспитывать детей и т.д. Действуют в Польше и кооперативы "Практичный пан". В них мужчины обычно после работы имеют возможность получить навыки слесарного и столярного дела, научиться паять, выполнять малярные работы и т.д.

Кооператоры ищут новые формы активизации своей деятельности, совершенствуют работу по обслуживанию населения. Разумеется, не всегда эффективность работы кооперативов зависит от их трудового энтузиазма. Нелегко выполнять им свои функции при высокой инфляции, спаде промышленного и сельскохозяйственного производства.

В работе кооператоров Польши имеется немало проблем, допускаются ошибки в их хозяйственной деятельности. Развитие инициативы и творчества кооператоров сдерживала система административно-командного руководства. Причем существовавший стиль управления глубоко проник в характер работы многих кооперативов. В кооперации чрезмерно раздуты штаты управления, имеется 13 центральных кооперативных союзов, входящих в Верховный кооперативный совет. Все центральные союзы имеют разветвленную сеть воеводских объединений, которые руководят низовыми кооперативными обществами. А они, в свою очередь, зависят еще от 1650 кооперативных банков.

Несмотря на большое разнообразие видов кооперативных обществ, их деятельность  оказалась  под  негативным  воздействием  процесса огосударствления коллективной собственности. Рядовые члены кооперативов формально являлись совладельцами коллективной собственности своих предприятий и учреждений, имели возможность весьма ограниченно влиять на их работу. Более того, пайщики зачастую становились зависимыми и ущемленными от своих же кооперативных структур, призванных служить интересам низовых ячеек коллективных объединений.

Переход к рыночной системе хозяйствования существенно меняет взаимоотношения  рядовых  членов  кооперативов  и  вышестоящих управленческих служб, реально являющихся монополистами на сдаваемую товаропроизводителям продукцию. Так, крестьяне-единоличники - члены кооперативного  союза  "Сполем"  -  должны  были  поставлять сельскохозяйственную продукцию в его магазины, которые устанавливали высокие розничные цены и имели в результате этого прибыль значительно большую, чем сами товаропроизводители.

Нечто подобное происходит и с закупками крестьянами сельскохозяйственной техники. Прежде ее приобретали через местные кооперативные общества. А это существенно сказывалось на удорожании покупок, поскольку кооперативы имели высокие накладные расходы. Но теперь крестьяне все чаще покупают нужную им технику непосредственно на заводах-изготовителях.

Следовательно, сельские кооперативы не всегда выражают интересы крестьянства. Поэтому важно изменить основные цели деятельности тех кооперативов, которые рассматривают аграрный сектор лишь в качестве источника получения прежде всего прибыли, нанося при этом существенный материальный урон товаропроизводителям сельхозпродукции. Но реализация такой задачи может быть осуществлена в том случае, если низовые звенья кооперативных обществ смогут делегировать в вышестоящие правления кооперативных структур своих представителей. Словом, сельские кооперативы всех видов призваны служить крестьянству и находиться под его контролем.

Согласно недавно принятому в ЧСФР Закону о совершенствовании отношений собственности в кооперативах, каждый государственный кооператив, функционирующий в сельском хозяйстве должен в течении 1 года подготовить план своей реорганизации.

План реорганизации должен включать: определении стоимости имущества кооператива после выплат задолженности; количество лиц, участвующих в распределении имущества; критерии определения величины имущественного пая участников распределения; методы распределения паев; обоснование сфер деятельности кооператива.

Лицами, участвующими в распределении имущества кооперативов, являются: члены кооператива; бывшие члены кооператива, проработавшие в нем не менее 10 лет; владельцы земли и прочей собственности до коллективизации, подтвердившие свое право на данное имущество; горожане, чья доля в собственности регламентируется специальными подзаконными актами.

Величина имущественного пая каждого лица определяется исходя из следующих факторов: земельной площади, подлежащей распределению; срока членства в кооперативе и степени трудового участия членов кооператива; стоимости имущества (строений, скота и оборудования, изъятых у бывших владельцев до коллективизации.

Некоторые кооперативы уже прошли стадию трансформацию. Один из кооперативов, расположенный недалеко от Праги функционировал на 3600 га, объединяя 620 человек, из которых 240 были пенсионерами. 140 человек были заняты не несельскохозяйственных работах и 140 человек были заняты на перевозках. Наряду с сельскохозяйственным производством кооператив занимался сборкой оборудования для мелиоративных работ и производством кассет для фотопленки. После реорганизации обрабатываемая площадь сократилась до 3000 га, количество членов - до 380. Теперь всего 40 человек занято административными функциями, сборкой оборудования и ремонтом. В связи с сокращением численности занятых занятых кооператив взял на себя расходы по социальным выплатам высвободившимся работникам.

Обрабатываемая площадь и поголовье скота поделены между производственными звеньями, являющимися самостоятельными производственными единицами со своими финансовыми счетами. По итогам года осуществляются выплаты из общей прибыли, полученной кооперативом в соответствии с вкладом каждого звена в ее формирование.

Каждому члену кооператива дано право выйти из него со своим земельным и имущественным наделом. Вместе с тем высокий налог на землю(1,5% рыночной стоимости) и цены на средства производства тормозят формирование самостоятельных хозяйств, имея в виду достаточно низкие закупочные цены на сельхозпродукцию.

В качестве рекомендаций по использованию опыта реорганизации государственных хозяйств в Чехии можно рекомендовать: - разработку плана реорганизации каждого хозяйства, включающего критерии определения имущественных паев членов кооператива, обоснование сфер деятельности, оптимизацию численности работников.