Краснодарский край
Краткая история экономического развития
В послевоенные годы в экономической политике победила линия на восстановление мобилизационной, административно-командной модели развития, сформировавшейся в довоенные годы и успешно работавшей в годы борьбы с фашизмом.
Несмотря на помощь правительства и самоотверженный труд жителей, положение в сельскохозяйственном производстве Краснодарского края было довольно сложным. Посевные площади и поголовье скота в 1946 г. в колхозах и совхозах еще не достигли предвоенного уровня 1940 г. Государство дополнительно направило кубанцам 2400 тракторов, более 2000 комбайнов. Только в 1950 г. парк сельхозмашин достиг довоенного уровня, а к концу 1950 г. производство зерновых культур также вышло на уровень 1940 г. Но животноводство продолжало еще сильно отставать.
Одним из путей улучшения положения в сельском хозяйстве стало укрупнение колхозов, начавшееся в 1951 г. Число колхозов сократилось с 2379 до 921.
По четвертому пятилетнему плану 1946-1950 гг. предусматривалось не только восстановить, но и значительно превзойти довоенный уровень промышленного производства. Планировалось строительство 22 новых промышленных предприятий помимо восстановления разрушенных. Однако объективные трудности - острая нехватка мужских рабочих рук, техники, стройматериалов, низкая производительность труда - мешали реализации данных планов.
Довоенный уровень промышленного производства был достигнут только к 1950 г. Лидерами в промышленном производстве остались традиционные для СССР отрасли - предприятия по выпуску машиностроительной, металлообрабатывающей, топливной промышленности и строительных материалов. Параллельно с восстановлением велось строительство новых фабрик и заводов.
В пятой и шестой пятилетках промышленность края пополнилась такими предприятиями, как Армавирский завод испытательных машин, Краснодарский камвольно-суконный комбинат и гидролизный завод. Дали ток Краснодарская и Армавирская ТЭЦ, Белореченская ГЭС, Афипская ЦЭС. Вошли в строй Новокубанский, Усть-Лабинский и Адыгейский сахарные заводы. Началась промышленная добыча газа, что позволило приступить к сооружению газопровода Кубань - Ростов - Ленинград. В промышленности края, как и в стране в целом, наблюдался характерный перекос в сторону игнорирования предприятий по выпуску товаров народного потребления. Легкая и пищевая промышленность была восстановлена на 70-80 процентов. Ниже довоенного уровня оставалось производство сахара, мяса, растительного масла, муки, маргарина, кондитерских изделий, а также обуви и одежды. Довольно тяжелой была ситуация с жильем в первые годы после изгнания фашистов. Люди продолжали жить в землянках, подвалах, сараях, полуразрушенных зданиях, часами стоять в очередях у магазинов, пешком добираться до работы, а дети - заниматься в три смены в школах.
В Краснодаре за 1943-1945 гг. было восстановлено 22 тыс. кв. м жилья. Однако после окончания войны, демобилизации армии, возвращения эвакуированных в тыл и мобилизованных на производство в восточные районы страны жителей Кубани нехватка жилья стала ощущаться особенно остро. Правительство и местные органы власти выделяли ссуды на строительство индивидуального жилья, однако этих ассигнований явно не хватало.
Несмотря на трудности восстановительного периода, Краснодарский край за достигнутые успехи в сельском хозяйстве в 1957 г. был награжден орденом Ленина. В этом же году Адыгейская автономная область тоже была награждена орденом Ленина.
Ресурсы развития экономики
Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
Динамичное развитие агропромышленного комплекса (далее также - АПК) Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны: край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров (это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировых запасов); край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе - по производству семян подсолнечника и меда; край занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), третье место - по производству молока, овощей.
Внешнеэкономические связи
Транспортный комплекс обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение "связности" территории страны. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35 процентов внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта. По территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей. Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом "Тенгиз - Новороссийск" и газопроводом "Россия - Турция" ("Голубой поток"). Воздушный транспорт Краснодарского края представлен четырьмя аэропортами, два из которых являются международными (Краснодар, Сочи).
Специализация экономики
Уникальные для России природно-климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом: климат в крае - один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека. Краснодарский край - самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлое время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часов в год; благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром; в период максимального развертывания ежедневная емкость курортов края достигает 450-480 тысяч мест; потенциал санаторно-курортного и туристского комплекса края реализуется за счет создания на территории края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
В крае имеется мощный потенциал опережающего развития, определяющий возможности роста его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.
Бюджет
По привлечению инвестиций ведущими отраслями являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно‑курортный и туристский комплексы, определяющие приоритеты региональной экономики.
Рейтинг Краснодарского края в мировом бизнес‑сообществе весьма высок: агентством "Standard & Poor's" региону присвоен международный инвестиционный рейтинг на уровне "BB" (прогноз "позитивный"). Кроме того, край входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций.
Край занимает десятое место в стране по количеству специалистов, выпущенных высшими учебными заведениями, и четвертое место — по количеству специалистов, выпущенных средними специальными учебными заведениями.
Таким образом, в крае имеется мощный потенциал опережающего развития, определяющий возможности роста его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.
В связи с проведением в городе Сочи Олимпиады 2014 года ожидается приток инвестиций в инфраструктуру Черноморского побережья Краснодарского края.
В отраслевой структуре краевого ВВП выделяются транспорт (16,2 % против 8,2 % для России в целом) и сельское хозяйство (16,0 % против 7,8 %). Удельный вес промышленности по сравнению со среднероссийским показателем в два раза ниже — 16 % (против 33 % по РФ в целом и 23 % для Южного федерального округа).
О практике внедрения нормативно-правовых актов по бюджетному учету и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях Краснодарского края в связи с реализацией положений Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) рассказала Т. К. Шубина, начальник Управления по бюджетному учету, отчетности и информатизации Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.
Бюджетная система Краснодарского края
В Краснодарском крае утверждено и исполняется 427 бюджетов, из них: 1 — краевой, 7 — городских округов, 37 — муниципальных районов, 382 — городских и сельских поселений.
Объем доходов консолидированного бюджета на 2011 год составляет более 207 млрд рублей, в том числе по краевому бюджету — более 159 млрд рублей, из них объем безвозмездных поступлений от других бюджетов — 59,5 млрд рублей.
Объем расходов по консолидированному бюджету составляет более 238,9 млрд рублей, в том числе по краевому — 183,5 млрд рублей. Темп роста расходов по отношению к 2010 году составляет более 21,5 процента. Схема консолидированного бюджета Краснодарского края представлена на рис. 1.
Начиная с 2009 года полномочия по администрированию доходов, в том числе межбюджетных поступлений и выбытий, закреплены в рамках выполняемых функций за 23 главными распорядителями бюджетных средств краевого бюджета (из 52).
По состоянию на 1 июля 2011 года количество государственных учреждений составляет 844, муниципальных учреждений — 6024. Численность бухгалтерских работников, обеспечивающих учет в государственных и муниципальных учреждениях края, составляет около 14 тыс. человек, из них больше половины работают в централизованных бухгалтериях, обслуживающих учреждения.
Кассовое обслуживание бюджета
В Краснодарском крае кассовое обслуживание бюджетов и лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений осуществляется органами Федерального казначейства и финансовыми органами. Так, УФК по Краснодарскому краю осуществляет полное кассовое обслуживание 144 бюджетов городских и сельских поселений. Оставшиеся 238 бюджетов поселений, 7 бюджетов городских округов, 37 бюджетов муниципальных районов и собственно краевой бюджет обслуживаются казначействами финансовых органов с открытием лицевого счета 02 финансовым органам.
В соответствии с нормативно-правовыми актами бюджетные учреждения оплачивают от имени органов исполнительной власти следующие публичные обязательства:
• краевые стипендии талантливой молодежи, отличникам и детям-сиротам;
• предоставление социальных выплат молодым семьям, осуществляющим строительство жилья;
• дополнительную денежную компенсацию на усиленное питание донору, сдающему кровь безвозмездно.
Для кассового обслуживания бюджетных и автономных учреждений Департаменту открыт счет в РКЦ Банка России по Краснодарскому краю на балансовом счете 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации».
Бюджетным и автономным учреждениям открыты по два лицевых счета: один — для зачисления средств на выполнение государственного задания и средств от приносящей доход деятельности, другой — для зачисления субсидий на иные цели, а также целевых субсидий, бюджетных инвестиций.
С 1 июня 2011 года в Краснодарском крае принято решение о переводе счетов по учету средств ОМС по учреждениям здравоохранения на обслуживание в Департамент. Для этого им открыто 23 лицевых счета с видом финансового обеспечения 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию».
Для средств во временном распоряжении казенных, бюджетных и автономных учреждений Департаменту открыт отдельный счет на балансовом счете 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений». На данном счете открыто 675 лицевых счетов для всех типов учреждений.
Кроме того, для обеспечения всех типов учреждений наличными денежными средствами открыто 67 банковских счетов на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег организациям» в учреждениях Банка России и кредитных организациях.
По всем направлениям кассового обслуживания Департаментом обеспечен электронный документооборот с использованием ЭЦП.