Красноярская железная дорога

Красноярская железная дорога граничит с Кемеровской (ст. Мариинск и Междуреченск) и Восточно-Сибирской (ст. Юрты, Тайшет) железными дорогами. Магистраль проходит через четыре крупных региона Российской Федерации – Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край, связывая Транссибирскую и Южно-Сибирскую магистрали. Образно говоря – это мост между европейской частью России, ее Дальним Востоком и Азией.

Объем перевозок по Красноярской железной дороге в период с 2002 и по текущий момент 2009 года увеличился на 32%, в том числе перевозки угля увеличены на 23%, нефти и нефтепродуктов в 2,5 раза, руды железной на 28,4%, руды цветной на 6%, цветных металлов на 22,4%, лесных грузов на 44%.

В мае текущего года значительно уменьшилась глубина падения объемов отправления грузов по отношению к прошлому году, составив 7,3% (план выполнен на 102,4%). По целому ряду номенклатур в настоящее время соблюдается рост, и немалый: по перевозкам нефти и нефтопродуктам +97%, по цветным металлам +22%, по метизам +16%. Перевозки угля существенно снизились по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 21%, снизились перевозки лесных -7% и строительных грузов -35%.

План грузооборота по Красноярской железной дороге по сравнению с прошлым годом снизился на 22,5%. Пассажирооборот 2009 года в среднем за месяц составляет 3,4 млрд пасс.-км., что меньше на 10,4% чем в 2008 году. К текущему периоду года перевозки пассажиров постепенно возрастают.

Границы и состав Красноярской железной дороги

Красноярская железная дорога проходит через четыре крупных региона – Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край, связывая Транссибирскую и Южно-сибирскую магистрали.

Для Красноярского края и Хакасии дорога – самый крупный работодатель. На железнодорожных предприятиях работает более 40 тыс. человек.

Общая протяженность Красноярской дороги составляет – 4544 км. Она относится к числу погрузочных дорог России: в больших объемах отгружает лес, уголь, нефть, цветная и железная руда.

Территория, через которую проложена Красноярская магистраль, отличается сложным рельефом: многочисленные водные преграды, горные перевалы, неустойчивые и карстовые породы вносят дополнительные трудности при эксплуатации. В 1965 году был сдан в эксплуатации самый «трудный» участок: трасса мужества Абакан – Тайшет.

На магистрали расположено большое количество инженерных сооружений: 1081 мост (108 металлических, 954 железобетонных, 18 каменных и 1 смешанный), 2100 водопропускных труб, общей длиной более 59 км. На направлении Ачинск-Абакан, Красная Сопка–Кия–Шалтырь, Междуреченск-Тайшет проложено 18 тоннелей общей протяженностью 16,8 км (действуют 16 тоннелей, два закрыты на реконструкцию). Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролетов – 145 м. Страничка истории Транссиба связана с Красноярской железной дорогой. В 1973 году в локомотивном депо станции Иланская потушили котел последнего паровоза. Отработавшую свой век машину отправили в Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге. В Красноярском железнодорожном музее теперь хранятся первые рельсы магистрали.

Всего на дороге 176 станций, в том числе: внеклассных – 6, 1 класса – 5, 2 класса – 10, 3 класса – 18, 4 класса – 19, 5 класса – 118. По характеру работ станции распределяются: 1 сортировочная, 1 пассажирская, 22 грузовых, 14 участковых, 138 промежуточных.

Эксплуатационная длина электрифицированных участков составляет 2057,3 км, в том числе на постоянном токе 2052,6 км, на переменном токе 4,7 км. Эксплуатационная длина неэлектрифицированных участков равна 1100,6 км. Эксплуатационная длина пути с автоблокировкой (включая участки с диспетчерской централизацией и автоматической локомотивной сигнализацией, как самостоятельным средством сигнализации и связи) составляет 1956,5 км.

На дороге пять основных депо: электровозных – 0, тепловозных – 1, паровозных – 0, смешанных 4. В структуре локомотивного депо Красноярск имеется Дорожный технологический центр по ремонту микропроцессорных устройств безопасности, проверке и калибровке средств измерений.

В состав Красноярской железной дороги входят следующие предприятия вагонного хозяйства: ВЧДЭ-1 – Эксплуатационное вагонное депо Боготол; ВЧДЭ-7 – Эксплуатационное вагонное депо Красноярск-Восточный; ВЧДЭ-8 – Эксплуатационное вагонное депо Абакан; ППС – Ачинская промыво-пропарочная станция.

В регионе деятельности Красноярской железной дороги также расположена Красноярская дирекция по ремонту грузовых вагонов – структурное подразделение Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиал ОАО «РЖД», в состав которой входят: ВЧДР-3 – вагонное ремонтное депо Иланская; ВЧДР-4 – вагонное ремонтное депо Ужур; ВЧДР-6 – вагонное депо Аскиз. В составе ВЧДР -3 имеются вагонно-колёсные мастерские.

История Красноярской железной дороги

Вопрос о постройке Сибирской железной дороги был поднят впервые в конце 50-х годов XIX века. К 1884 году три железнодорожные линии подошли к западным границам Сибири и закончились в Тюмени, Уфе и Оренбурге. Строительство дорог далее на восток правительство считало нецелесообразным, и вопрос долго не рассматривался. В связи с бурным развитием сельскохозяйственного производства за Уралом, когда дешевые продукты сибирского земледелия, при условии их экспорта на западные рынки, смогли бы принести казне ощутимый доход, было решено строить дорогу дальше. Постройка Сибирской железной дороги была немаловажна и с точки зрения геополитики. Соседство с Китаем, переполненным населением, в любое время могло стать небезопасным; также представляла опасность Япония, которая деятельно работала над созданием мощного флота в Тихоокеанском регионе.

В феврале 1891 года было принято окончательное решение о строительстве Великого Сибирского пути. Общая стоимость дороги определялась примерно в 350 миллионов рублей.

В марте 1891 года император Александр подписал высочайший рескрипт, повелевавший наследнику престола цесаревичу Николаю по возвращении из путешествия по странам Востока объявить о строительстве Транссиба и совершить закладку Уссурийского участка.

Строительство первого, Уссурийского участка было начато одновременно с двух сторон (от Челябинска до Владивостока), удаленных друг от друга почти на 7 тысяч километров. Сибирская линия была разделена на 6 участков: Западно-Сибирский, Средне-Сибирский, Кругобайкальский, Забайкальский, Амурский и Уссурийский. С прокладкой Западно-Сибирской линии от Челябинска и далее на восток в значительной степени неисследованным оставался Средне-Сибирский участок, от Оби в направлении на Красноярск и Иркутск. В 1893 году было образовано управление постройки Средне-Сибирской железной дороги во главе с инженером Межениновым и резиденцией в Томске. Было утверждено направление трассы – от станции Обь через Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск до Иркутска.

6 декабря 1895 года в 2 часа дня в Красноярск прибыл первый поезд, который торжественно встречали 26 тысяч жителей. Временное рабочее движение открылось на всем протяжении от Оби до Красноярска.

Второй участок Средне-Сибирской дороги, Красноярско-Иркутский, по первоначальному плану предполагался к застройке лишь в 1896 году, по окончании линии от Челябинска до Красноярска. Между тем уже осенью 1893 года выяснилась необходимость довести Сибирскую железную дорогу до Иркутска двумя годами ранее назначенного срока. В 1896–1898 годах Красноярск стал исходным пунктом прокладки магистрали на восток, к Иркутску. 16 августа 1898 года первый поезд прибыл в Иркутск. Существенно осложнял движение разрыв железнодорожных путей у Красноярска из-за Енисея, поэтому в 1895 году были начаты работы по строительству железнодорожного моста через реку Енисей. 30 августа 1896 года состоялась закладка моста. Автором проекта был профессор Московского технического училища Л. Проскуряков. Работы по сооружению моста производились русскими рабочими и техниками под руководством инженера-механика Кнорре Е. 28 марта 1899 года строительство крупнейшего в Азии железнодорожного моста было закончено. В 1900 году модель моста экспонировалась на всемирной выставке в Париже, где наравне с Эйфелевой башней мост получил Гран-при и золотую медаль.

С 1 января 1915 года произошло разделение Сибирской магистрали на Омскую, Томскую, Забайкальскую, Амурскую, Уссурийскую железные дороги. 3 октября 1921 года в Омске было создано управление Сибирского округа путей сообщения. Сибирский округ простирался от Челябинска до Иркутска и был разделен на 8 линейных отделов с центрами в Тюмени, Челябинске, Омске, Новосибирске, Барнауле, Томске, Красноярске и Иркутске. В 1924 году территория Красноярской железной дороги вновь включается в состав Томской железной дороги. Год спустя открылась новая железнодорожная линия Ачинск – Абакан, строительство которой было начато еще в 1914 году.

В 1934 году из Томской и Забайкальской железных дорог была выделена Восточно-Сибирская, в 1936 году она разделилась на Восточно-Сибирскую и Красноярскую.

Работа дороги в годы Великой Отечественной войны была сопряжена с трудностями выполнения военного графика движения поездов в условиях, когда не хватало топлива, локомотивов и вагонов, опытных специалистов. В 1943 году женщины составляли до 48% работников дороги. За годы войны красноярские железнодорожники отремонтировали свыше 6 тыс. паровозов, оборудовали 160 электростанций, 28 мастерских, отправили на фронт 6 бронепоездов. Продолжалась (осень 1942) изыскательская работа на трассе Абакан – Тайшет, которую вела группа Кошурникова А. В., Журавлёва А. Д. и Стофато К. А., погибших при изысканиях. Их именами названы три железнодорожные станции дороги.

Преобразования в экономике Сибири и края в послевоенные годы потребовали расширения транспортных связей. Весной 1949 началось строительство Южно-Сибирской линии на участке Новокузнецк – Абакан; в 1950 приступили к прокладке дороги на Абазу – крупное железорудное месторождение Хакасии. В 60-е гг. построены линии Ачинск – Лесосибирск, Красная Сопка – Кия – Шалтырь, Камышта – Саяно-Шушенская ГЭС. Для связи Красноярского края с Кузбассом, Средней Азией, Казахстаном и Восточной Сибирью большое значение имело строительство дороги Абакан – Тайшет с веткой Уяр – Саянская протяжённостью 713 км, которое закончилось в 1965. На этом участке было пробито 9 тоннелей общей протяжённостью 10 км, уложено в путь св. 2 млн. м3 балласта, подвешено несколько тысяч км контактных проводов, построено 50 станций и разъездов.

Cданы в эксплуатацию в 1959 году линии Аскиз–Абаза, Междуреченск–Абакан; в 1965 году сдан участок Абакан–Тайшет; в 1967 году Ачинск–Лесосибирск; в 1968 году Красная Сопка–Кия-Шалтырь; в 1969 году Енисей–Дивногорск; в 1975 году Решоты–Новобирюсинская; в 1977 году Новобирюсинская–Карабула (линия Решоты – Карабула, которая имеет продолжение в район Богучанской ГЭС).

В 1959 на дороге сдан в эксплуатацию первый в стране электрифицированный участок на переменном токе промышленной частоты. Дорога является испытательным полигоном для отечественных электровозов переменного тока (ВЛ60, ВЛ80, ВЛ60к, ВЛ80к, ВЛ80т, ВЛ80 р, ВЛ85).

В 1979 году, с выделением дороги в самостоятельную хозяйственную единицу улучшились оперативное руководство и организация перевозок, возрос грузооборот, увеличилось на 25% отправление грузов.

Коммерческая и грузовая работа осуществляется на 15 грузовых, 16 участковых, 3 сортировочных, 167 промежуточных станциях. Для пассажирских операций открыто 158 станций, в том числе 17 вокзалов, из них вокзал ст. Красноярск – внеклассный, три вокзала первого класса (Ачинск, Абакан, Канск). На дороге 8 основных локомотивных депо (из них 3 с тепловозной тягой) и 7 оборотных (из них 3 с тепловозной тягой), 6 вагонных депо, промывочно-пропарочная станция.

В коллективе дороги возникли многие ценные инициативы. Разработан и внедрён метод погрузки леса с использованием верхней суженной части габарита подвижного состава (погрузка с «шапкой»), который получил распространение на всех лесопогрузочных дорогах страны. В полувагон и 4-осную платформу стали грузить на 15 м3 леса больше, в результате каждый четвертый вагон высвобождается для дополнительной погрузки. Работники путевого хозяйства дороги в начале 80-х гг. разработали и внедрили систему беспрепятственного пропуска пассажирских поездов в период летнего капитального ремонта. Система включает ряд организационно-технологических мероприятий, которые позволяют улучшить состояние пути, повысить скорость движения на перегонах, уменьшить число плановых предупреждений. С 1977 года действует многоступенчатая система, направленная на обеспечение ритмичной и бесперебойной работы, позволившая обеспечить надёжное энергоснабжение, безопасность движения, сократить число сбоев в движении поездов и повреждений оборудования. Для организации продвижения и ввода в график опаздывающих пассажирских поездов на дороге разработан специальный комплекс мероприятий, что имеет решающее значение в условиях транзитных перевозок.

В 1961 году Красноярская дорога вновь включена в состав Восточно-Сибирской железной дороги, в 1979 году опять стала самостоятельной.

В 2009 году Красноярской железной дороге исполнилось 110 лет.

Современная структура Красноярской железной дороги

Красноярская магистраль в экономической инфраструктуре Красноярского края занимает одно из ведущих мест. Дорога обеспечивает потребности грузоотправителей и населения в грузовых и пассажирских перевозках в полном объеме.

В среднем на Красноярской железной дороге железнодорожным транспортом перевозится до 80% грузов и пассажиров. Услугами дороги ежегодно пользуется более 17 млн. пассажиров, в том числе 15 млн. – в пригородном сообщении.

Местность, через которую проложена Красноярская магистраль, отличается сложным рельефом – дорога проходит через многочисленные водные преграды, горные перевалы. На КЖД – 1081 мост. Из них 108 металлических, 954 железобетонных, 18 каменных и 1 смешанный. Эксплуатируется 2100 водопропускных труб общей длиной более 59 км. На направлении Ачинск–Абакан, Красная Сопка–Кия-Шалтырь, Междуреченск–Тайшет проложено 10 тоннелей общей протяженностью 16,8 км.

Коммерческая и грузовая работа осуществляется на 15 грузовых, 16 участковых, 3 сортировочных и 167 промежуточных станциях. Для пассажирских операций открыто 158 станций, в том числе 17 вокзалов, из них: вокзал станции Красноярск (внеклассный), три вокзала первого класса: Ачинск, Абакан, Канск. На дороге 8 основных локомотивных, 7 оборотных и 6 вагонных депо, одна промывочно-пропарочная станция.

Современную структуру Красноярской железной дороги составляютлинейные предприятия железнодорожного транспорта (ремонтные локомотивные депо, вагонные депо, вагоноремонтные заводы, литейно-механические заводы, пункты технического обслуживания, оборотные пункты и другие), которые непосредственно осуществляют все работы по обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава, подготовке их к перевозкам грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, обеспечению безопасности движения, располагая техническими средствами и квалифицированными кадрами. За контролем качества ремонта и технического обслуживания, а также для контроля за проведением мероприятий по сохранности парка железнодорожного подвижного состава установлены должности приемщиков, которые проверяют качество ремонта и технического обслуживания подвижного состава и несут ответственность за его надёжность. В состав предприятий Красноярской железной дороги входят:

Новое здание вокзала Красноярска

Абаканская дистанция пути

Аскизская дистанция пути

Ачинская дистанция пути

Боготольская дистанция пути

Вагонное депо Аскиз

Вагонное депо Боготол

Вагонное депо Иланская

Вагонное депо Ужур

Железнодорожная станция Абакан

Железнодорожная ст. Ачинск I

Железнодорожная ст. Ачинск II

Железнодорожная ст. Заозерная

Железнодорожная ст. Иланская

Железнодорожная ст. Красноярск-Пассажирский

Железнодорожная ст. Красноярск-Восточный

Железнодорожная ст. Мариинск

Иланская дистанция пути

Ингольская дистанция пути

Козульская дистанция пути

Кошурниковская дистанция пути

Красноярская дистанция пути

Мариинская дистанция пути

Междуреченская дистанция пути

Решотская дистанция пути

Саянская дистанция пути

Суриковская дистанция пути

Тагульская дистанция пути

Ужурская дистанция пути

Уярская дистанция пути

1 октября 2003 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Красноярская железная дорога» вошло в состав ОАО «Российские железные дороги» на правах территориального филиала.

Ныне в состав дороги входит 97 структурных подразделений. Балансовая стоимость имущества – 65,6 млрд. рублей. Дорогой полностью проведено гашение реструктурированной задолженности по налогам прошлых лет и одновременно обеспечено 100% внесение текущих налоговых платежей во все уровни бюджета Красноярского края. Красноярская магистраль принимает активное участие в развитии промышленных предприятий региона, позволяющих увеличить объемы погрузки продукции. В настоящее время ведется реконструкция нефтеналивного терминала сырой нефти на станции Уяр мощностью 9 миллионов тонн в год. С вводом новых объектов дорога сможет увеличить отправление грузов и создать новые рабочие места.

Красноярская дорога перевозит различные грузы: уголь, нефть, железную руду и руды цветных металлов, лесные грузы, зерно, цемент, строительные грузы, химикаты, черные металлы и прочие грузы.

На рисунке 29 показано количество запланированных для перевозки по красноярской железной дороге грузов и фактически перевезённых в 2007–2008 годах.

Основные перевозимые по Красноярской дороге грузы: уголь 55%, нефть 15%, руды цветных металлов 7%, железная руда 5%, лесные грузы 6%, строительные грузы 5%; остальные грузы составляют меньшие доли от всех перевозок.

С целью освоения новых источников природных ресурсов в районе Нижнего Приангарья рассматриваются перспективные направления развития железнодорожного транспорта в этом регионе с выходом на Кодинск и далее в районы новых месторождений углеводородного сырья и лесосырьевой зоны – к Бай-киту, Ванаваре, Мутораю.

Основные направления грузопотоков по Красноярской железной дороге:

Бурый уголь.

Добыча и транспортировка бурого угля по Красноярской железной дороге осуществляется с разреза Назаровский (ст. Назарово), основным потребителем которого является Назаровская ГРЭС, разреза Березовский – на Березовскую ГРЭС, разреза Ирбейский (ст. Ирбейская – Абакан) – потребителем которого, в основном, является Иркутская область («Иркутскэнерго») и разреза Переясловский (ст. Кильчуг), собственником которого является «ОАО Красноярсккрайуголь», потребителями – соседние регионы и страны зарубежной Европы.

Основная же доля транспортировки бурого угля по Красноярской железной дороге приходится на Канск и Бородино. На рисунке 17 показаны основные грузоперевозки (потребители) угля с Канского (ст. Канск Енисейский) и Бородинского (ст. Заозёрная) разрезов.

Нефть.

На станцию Новая Еловка Красноярской железной дороги нефть доставляют по железной дороге из Западной Сибири, а оттуда с Ачинского НПЗ на экспорт везут бензин, мазут, дизельное топливо и керосин.

Цветные металлы с Красноярского алюминиевого завода (алюминий и сплавы из него) 95% отправляют на экспорт в страны зарубежной Европы, США, Японию и Корею.

Цемент со ст. Ачинск 2 с АГК поступает по железной дороге на рынки различных регионов России.

Лесные грузы перевозятся в пределах почти всей Красноярской железной дороги. Основная масса их приходится на Лесосибирскую и Карабульскую ветки.

Социальные объекты Красноярской железной дороги

Основная часть объектов социального назначения Красноярской железной дороги расположена на территории Красноярского края, из них: 150 вокзалов и пассажирских зданий. Ежегодно увеличивается жилищный фонд дороги за счет ввода объектов от нового строительства.

7 декабря 2004 года, к 70-летию с момента образования Красноярского края, был сдан в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал столицы региона. Решение о строительстве нового вокзала Красноярска было принято в связи со значительным увеличением пассажиропотока в Красноярске. На строительство вокзала и вокзального комплекса было потрачено около полутора миллиардов рублей. Сегодня Красноярский вокзал по праву считается одним из самых красивых и удобных на территории Зауралья. В новом здании установлено 16 билетных касс – это на 6 больше, чем было ранее. Увеличена площадь вокзала. Улучшилось сервисное обслуживание пассажиров.

8 июне 2005 года открылась обновленная привокзальная площадь Красноярска. Стоимость реконструкции привокзальной площади составила 170 млн. рублей. Она увеличилась с 7 до 9,5 тыс. кв. метров. Уникальной площадь делает скульптурная композиция – фигура льва, установленная на 16-метровой стеле. Лев с серпом и лопатой – геральдический символ Красноярска. К слову, Красноярская привокзальная площадь – единственная в стране, украшенная геральдической символикой.

На территории края функционирует 7 учреждений здравоохранения ведомственной железнодорожной принадлежности. Из них 5 больничных учреждений и 2 поликлиники. Кроме того, сохранены учреждения Госсанэпиднадзора и станция переливания крови в Красноярске.

Организационно-методическим центром железнодорожного здравоохранения края по праву считается дорожная клиническая больница, в архивах которой 110-летняя история развития в системе железнодорожного транспорта. После реконструкции сдан в эксплуатацию терапевтический корпус больницы. Клиническая база больницы укрепляется благодаря внедрению нового современного оборудования и уникальных медицинских технологий. Благодаря совместной работе администрации края и руководства дороги запущен проект «Поезд здоровья».