Культура Армении

С 7 в. н.э. Армения была форпостом христианства в окружавшем ее мусульманском мире. В армянской (монофизитской) церкви сохранялись традиции восточного христианства, противостоявшего как его западной, так и восточной ветвям, от которых она была изолирована. После утраты Арменией независимости (1375) именно церковь содействовала выживанию армянского народа. Начиная с 17 в. устанавливаются контакты с Италией, затем с Францией и несколько позднее с Россией, через которую также проникали западные идеи. Например, известный армянский писатель и общественный деятель Микаэл Налбандян был соратником таких российских "западников", как Герцен и Огарев. Позднее завязались культурные связи Армении с США.

Образование. Проводниками народного просвещения до середины 19 в. оставались христианские монастыри. Кроме того, развитию культуры в значительной степени способствовало создание армянских школ в Османской империи армянскими католическими монахами из ордена мхитаристов (учрежденного в начале 18 в. в Константинополе Мхитаром Себастаци для сохранения памятников древней армянской письменности), а также деятельность американских миссионеров-конгрегационалистов в 1830-е годы. Организации армянских школ в местах компактного проживания армян помогали армянская церковь и просвещенные армяне, получившие образование в университетах Западной Европы и США. Большую роль в культурной жизни армян Российской империи сыграли армянские школы, основанные в 1820- 1830-е годы в Ереване, Эчмиадзине, Тифлисе и Александрополе (совр. Гюмри).

Многие представители армянского народа в 19-20 вв. получали образование в России, особенно после создания в 1815 Иоакимом Лазаряном в Москве армянского училища, преобразованного в 1827 в Лазаревский институт восточных языков. Из его стен вышли многие армянские поэты, писатели, государственные деятели, в том числе граф М. Лорис-Меликов, проявивший себя на театре военных действий на Кавказе (1877-1878) и как министр внутренних дел России (1880-1881). Знаменитый художник-маринист И. К. Айвазовский получил образование в Петербургской академии художеств.

Система образования в Армении была создана в годы советской власти по образцу российской. С 1998 происходит ее реформирование в соответствии с программой Всемирного банка, на реализацию которой выделено 15 млн. долл. Пересматриваются программы школьного обучения, печатаются сотни новых учебников. В Армении функционируют неполные средние школы, полные средние школы, гимназии, лицеи и высшие учебные заведения (колледжи, университеты и институты), в том числе 18 государственных вузов и 7 колледжей, в которых обучаются 26 тыс. студентов, и 40 негосударственных вузов с 14 тыс. студентов. До 70% учащихся средних специальных учебных заведений получают образование на коммерческой основе. Большинство вузов находится в Ереване. Наиболее престижными вузами являются Ереванский государственный университет (основан в 1920), Государственный инженерный университет Армении, Ереванский государственный народно-хозяйственный институт, Армянская сельскохозяйственная академия, Ереванский государственный лингвистический институт им. В. Я. Брюсова, Ереванский государственный медицинский университет, Армянский государственный педагогический университет, Ереванский государственный архитектурный университет, Ереванский государственный университет архитектуры и строительства, Ереванский государственный институт театрального искусства и кинематографии, Ереванская государственная художественная академия, Ереванская государственная консерватория. Высшие учебные заведения, в том числе филиалы некоторых ереванских университетов и институтов, имеются в таких городах, как Гюмри, Ванадзор, Дилижан, Иджеван, Горис, Капан, Гавар. В 1991 при поддержке Калифорнийского университета в Ереване был основан Американский университет Армении. В 1999 в Ереване был открыт Российско-Армянский (Славянский) университет, в котором обучаются ок.800 студентов, преимущественно армяне (90%).

Ведущий научный центр - основанная в 1943 Академия наук Армении с несколькими десятками научно-исследовательских институтов. Мировой известностью пользуется Бюраканская астрофизическая обсерватория (основана в 1946). В 1990 на территории Армении функционировало более 100 научно-исследовательских институтов (включая академические и другой ведомственной принадлежности). За период с 1990 по 1995 число научных работников сократилось почти в 4 раза (с 20 тыс. до 5,5 тыс). В настоящее время государство финансирует только приоритетные научные направления.

Литература и искусство. Наиболее ранние дошедшие до нас литературные памятники на армянском языке относятся к 5-6 вв. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса Хоренаци (История Армении), Корюна (Жития Маштоца), а также переводы на армянский язык богословских книг. В раннем Средневековье (11 в) творил Григор Магистр (Пахлавуни), автор трактата Письма, в котором поднимаются философские, политические, богословские и научные вопросы. Кроме того, известны его переводы на армянский язык диалогов Платона Тимейи Федон и Геометрии Евклида.

До нас дошли имена авторов исторических сочинений - Ованеса (Иоаннеса) Драсханакертци (История Армении и Хронологии армянских католикосов, конец 9 - начало 10 в), Товма Арцруни (960-1030), Стефаноса Орбельяна (13 в) и др. Национальный эпос Сасунци Давид (Давид Сасунский), в котором отображена борьба армянского народа за освобождение, складывался на протяжении 7-10 вв. Образцы наиболее ранней лирической, нравоучительной и философской армянской поэзии мы находим в творчестве Григора Нарекаци (951-1003), Нерсеса Шнорали (Нерсес IV Благодатный, 1112-1173), Ованеса Тлкуранци (14-15 вв), Фрика (13-14 вв) и др. В 12-13 вв. творили такие армянские баснописцы, как Мхитар Гош и Вартан Айгекци.

Театральное искусство Армении имеет очень древние корни. Известно, что армянский царь Тигран II Великий (1 в. до н. э) построил в столице Тигранакерте амфитеатр (сохранились развалины), где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии. По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате - второй столице Армении (1 в. н. э). Там показывали также Вакханок Эврипида.

В средневековой Армении развивалась архитектура, существовала церковная музыка. Книги часто иллюстрировались миниатюрами, имеющими самостоятельную художественную ценность.

В 19 в. литература и искусство Армении развивались под влиянием русской и западноевропейской культуры. К этому времени относятся исторические повествования Гевонда Алишана, романы Хачатура Абовяна, Раффи, Мурацана (Григор Тер-Ованесян), Александра Ширванзаде, поэмы и стихотворения Петроса Дуряна, Сиаманто (Атом Ярджанян), Даниела Варужана, Ваана Терьяна, Ованеса Туманяна, драмы (Габриэла Сундукяна, Александра Ширванзаде, Акопа Пароняна). Армянские композиторы и фольклористы (Комитас и Григор Суни) собирали народные песни и использовали их для концертных выступлений. Наиболее известны такие армянские композиторы, как Тигран Чухаджян (1837-1898, автор первых армянских опер, оперетт, симфонических и камерных произведений), Александр Спендиаров (Спендиарян, 1871-1928) и Армен Тигранян (1879-1950).

В Армении творили такие поэты, как Ваан Миракян, Аветик Исаакян, Егише Чаренц и Наири Зарьян. Популярна музыка армянских композиторов Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна. Среди армянских живописцев выделяются Вардгес Суреньянц, Мартирос Сарьян и Акоп Коджоян.

В Ереване в 1921 был открыт Театр им. Г. Сундукяна - крупнейший в Армении драматический театр. На его сцене ставятся произведения как западных классиков, так и известных армянских драматургов - Сундукяна, Ширванзаде и Пароняна. В 1933 был открыт Ереванский театр оперы и балета, на сцене которого выступали прославленные армянские певцы Павел Лисициан, Зара Долуханова, Гоар Гаспарян.

Музеи и библиотеки.

В Ереване находятся Государственный исторический музей, Музей истории города Еревана, Государственная картинная галерея, Музей современного искусства, Музей детского искусства и ряд других музеев, в Сардарабаде - Музей этнографии и фольклора, в Эчмиадзине - Музей религиозного искусства.

Национальная библиотека Армении (до 1990 - Государственная библиотека им. Мясниняна) насчитывает 6185 тыс. единиц печатных изданий, имеет отдел редкой и архивной книги. В фонде Республиканской научно-технической библиотеки 20 млн. единиц хранения (из них более 16 млн. - патентных документов). Среди лучших научных библиотек выделяются Библиотека Академии наук Армении и Библиотека Ереванского государственного университета. В Ереване находится институт древних рукописей Матенадаран им. Месропа Маштоца, в коллекции которого хранится ок.20 тыс. древних и средневековых книг и рукописей.

История печатного дела и средства массовой информации. В 1512-1513 в Венеции вышли первые печатные книги на армянском языке: Парзатумар (Объяснительный календарь), Ахтарк (Молитвенник), Патарагаматуйц (Служебник), Святцы (Парзатумар), Псалмы (Сагмозаран). Впоследствии армянские типографии появились в Константинополе (1567), Риме (1584), Париже (1633), Лейпциге (1680), Амстердаме, Новой Джульфе (Иран), Львове, Эчмиадзине (1771), Петербурге (1780), Астрахани, Москве, Тбилиси, Баку.

В 1794 в Мадрасе (Индия) вышла первая армянская еженедельная газета "Аздарар" ("Вестник"), а несколько позднее в Калькутте - журнал "Азгасер" ("Патриот"). В первой половине 19 в. в разных странах мира на армянском языке издавалось примерно 30 журналов и газет, из них 6 - в Константинополе, 5 - в Венеции, 3 (в том числе газеты "Кавказ" и "Арарат") - в Тифлисе. В Москве выходил журнал "Юсисапайл" ("Северное Сияние"), сыгравший огромную роль в духовной жизни армянской диаспоры.

В Армении издается ок.250 газет и 50 журналов. Крупнейшие газеты: "Екир" (30 тыс. экземпляров на арм. яз), "Азг" (20 тыс. на арм. яз), "Республика Армения" (по 10 тыс. экземпляров на русском и армянском языках). За пределами республики армянская пресса стала значительным фактором, объединяющим армянские общины разных стран мира.

Обычаи и праздники. В Армении сохранилось много традиционных народных обычаев: например, благословение первого урожая в августе или жертвоприношение ягнят во время некоторых религиозных праздников. Традиционным для армян праздником является Вардананк (день св. Вардана), отмечаемый 15 февраля в память о поражении армянских войск во главе с Варданом Мамиконяном в битве с персидской армией на Аварайрском поле. В этой войне персы намеревались силой обратить армян в язычество, однако одержав победу и понеся при этом огромные потери, отказались от своего намерения. Армяне сохранили христианскую веру, отстояв ее с оружием в руках.

В настоящее время в Республике Армения официально отмечаются следующие праздники и памятные даты: Новый Год - 31 декабря - 1-2 января, Рождество - 6 января, Праздник материнства и красоты - 7 апреля, День памяти жертв геноцида армян - 24 апреля (1915), День победы и мира - 9 мая, День первой Республики - 28 мая (1918), День конституции - 5 июля, День независимости - 21 сентября. Все эти дни являются нерабочими.7 декабря отмечается День памяти жертв Спитакского землетрясения.