Культура Афганистана
С древних времен Афганистан впитывал культуры и традиции различных народов, принадлежавших не только к исламской, но и к античной, индуистской или буддийской традициями.
Литература и искусство.
Развитие афганской литературы на протяжении многих веков происходило под влиянием персидской традиции. Особое распространение получила поэзия, прежде всего в таких жанрах как газель (в лирических песнях) и чарбайта (в исторических). Расцвет поэзии на фарси пришелся на 10–15 вв. В 1010 закончил свою огромную эпическую поэму "Шахнаме" ("Книга царей") Абулькасим Фирдоуси (Фирдавси) (940–1020). Огромное воздействие на исламскую литературу и мысль оказало творчество Джалал ад-Дина Руми, суфийского мистика и поэта 13 в., автора эпической поэмы "Maснави-йе Maнави" ("Духовные двустишия"). Многие известные ученые и поэты того периода, писавшие на дари, были родом из Афганистана – Санаи Газнави (12 в., уроженец Газни), Абдуррахман Джами Герави (15 в., уроженец Джами-Герата), Низам уд-Дин Алишер Герави Навои (1441— 1501, уроженец Герата). Начало афганской литературы связывают с именем Баязида Ансари (Пир Рошана), мистика и основателя секты рошанитов, проповедовавшей прокоммунистические идеи. Порой расцвета поэзии на пушту были 17–18 вв. Известность получили произведения Мирзы-хана Ансари, или Фатех-хан (1580–1631), внука Пир Рошана, испытывавшего сильное влияние суфизма, Хушхаль-хана Хаттака (1613–1691), известного пуштунского поэта, изложившего в стихах афганский племенной кодекс, Абдуррахмана Моманда (1632–1708), Абдулхамида Моманда (1660–1732) и Казым-хана Шайда (1723–1778). Позже получает распространение придворная литература.
На рубеже 19–20 вв. начала складываться современная художественная литература на языках пушту и дари. Писатели того времени (Махмуд Тарзи, Гулам Мухиддин Афган, Салих Мухаммад, Абдулали Мустагни) обращались к проблемам современности. Они пытались сблизить мировосприятие афганцев с переменами, происходящими в окружающем их мире, призывали их овладевать знаниями и знакомиться с другими культурами. Обращение к социальным мотивам было свойственным для творчества многих писателей и поэтов 1940–1950-х (Абдуррауф Бенава, Гуль-Пача Ульфат, Нур Мухаммед Тараки и др.). Историческое общество Афганистана и Академия Пушту выпускали литературные журналы и поддерживали начинания нового поколения литераторов. Крупных прозаических произведений в афганской художественной литературе немного, но поэзия достигла совершенства.
Архитектура.
В Афганистане сохранились памятники архитектуры и изобразительного искусства разных исторических эпох – от эллинизма периода Греко-Бактрийского царства (ок. 3–1 вв. до н.э.) до построек буддийской культуры (ок. 1–4 вв. н.э.). Найдены развалины множества буддийских монастырей, храмов и ступ (святыни или гробницы). Однако сохранились лишь немногие фрагменты памятников архитектуры этого периода. Так, в марте 2001 талибами были взорваны статуи Будды в долине Бамиане, вырубленные в скальной породе в 4–5 в. н.э. Это были одни из самых крупных скульптур в мире: высота одной статуи достигала 53, а другой – 38 метров. Талибы считали, что поклонение буддийским святыням противоречит мусульманской вере.
В средние века на территории Афганистана получила распространение культовая монументальная архитектура, представленная минаретами, мечетями и крепостями. К числу наиболее известных памятников относят стрельчатую арку городской мечети (11 в.) среди развалин в Калайи-Буста; два многогранных минарета ("башни победы"), построенные на окраине Газни при султане Масуде III и Бахрам-шахе (12 в.) и богато украшенные орнаментом и арабскими надписями; "падающий" минарет высотой 65 м (кон. 12 – нач. 13 вв.) близ селения Джам на западе Центрального Афганистана. К 15 в. одним из центров искусства на Среднем Востоке стал Герат. Из памятников сохранилась гигантская соборная мечеть Джума-Масджид (13 в., реконструирована после землетрясения в 1498–1500), украшенная резьбой и изразцовой мозаикой, а также остатки комплекса Мусалла (1417–1438) с множеством минаретов и мавзолеем Гаухаршад. До сих пор почитаема гробница и мечеть Руази-Шариф (кон. 15 в.) в Мазари-Шарифе, украшенная голубыми изразцами. Хорошо известны могила императора Бабура и величественная крепость Бала-Хиссар в Кабуле, которые неоднократно разрушалась и отстраивалась. В средние века получила развитие также каллиграфия и живописная миниатюра, использовавшаяся в качестве иллюстраций при оформлении рукописных книг.
Богатые традиции имеет прикладное искусство. Афганские мастера славятся изготовлением украшений из золота и серебра, декоративной вышивкой, резьбой по дереву и ковроткачеством. Основные центры художественной обработки металла – Газни, Герат и Кандагар.
Музыка и танец.
В Афганистане до сих пор сохраняются традиции музыкального фольклора. Народная музыка сопровождает пение и танцы и выступает также как самостоятельный вид искусства. Обычно она исполняется на свадьбах и на всякого рода торжествах (рождение ребенка, праздники). Особенно популярны героические песни и баллады, воспевающие национальное достоинство и борьбу афганцев за независимость, а также песни-двустишия, рассказывающие о любви. Танцы обычно раздельные (мужские и женские). В пуштунских районах известен боевой танец атан. Популярны струнные (домбра, тамбур, сетар) и струнно-щипковые (рубаб), духовые (флейта и сурна), ударные (барабан, дхол, цимбалы), клавишные (армония) и струнно-смычковые (гиджак) инструменты.
Рождение афганской популярной музыки связывают с работой музыкальной редакции "Радио Афганистана", благодаря усилиям которой в стране возникли первые профессиональные оркестры и появилось новое поколение афганских певцов. Среди исполнителей было немало женщин, что свидетельствовало об изменении настроений в обществе, где прежде профессиональная музыка считалась недостойным занятием для женщины. Популярность у слушателей приобрела пуштунская музыка с таджикской лирикой, а также мелодии из индийских и пакистанских кинофильмов.
До установления власти талибов Кабул считался основным центром афганской музыкальной культуры. Однако исламские радикалы попытались искоренить эти "чуждые", с их точки зрения, влияния, навязав запрет на танцы, игру на музыкальных инструментах и звукозапись. После падения режима талибов афганская музыкальная сцена начала возрождаться, возобновились музыкальные передачи на радио и телевидении, а некоторые коллективы (например, Кабульский ансамбль) побывали с гастролями в различных странах мира.
Театр. Современное театральное искусство начало зарождаться после обретения страной независимости. Первый театр был открыт в Пагмане (пригород Кабула) в нач. 1920-х. Позже появились другие любительские ("Зайнаб нандаре", "Мрастун") и профессиональные ("Шахри нандаре") театры. К 1978 была создана труппа Кабульского государственного драматического театра. До того, как в Афганистане начались войны, в Кабуле постоянно ставили пьесы как афганских драматургов, так и зарубежных авторов. Отдельные афганские режиссеры-постановщики пытаются возродить сценические традиции прошлого.
Система образования.
Наиболее примечательной особенностью культурной жизни Афганистана в 20 в. стало расширение сети учебных заведений и облегчение доступа к образованию. Вплоть до нач. 20 в. в Афганистане господствовала религиозная система образования, работали традиционные деревенские школы, в которых обучали азам чтения, письма и арифметики. К нач. 20 в. стали открываться светские учебные заведения, но только реформы 1920-х заложили основу современной модели обучения. Обязательным и бесплатным на всех уровнях образование стало к 1931, хотя доступ большинства населения к среднему и высшему образованию был ограничен. В 1961 правительство открыло женщинам доступ во все государственные вузы. Особый акцент делался на развитии начального образования. В 1970-е появилось много начальных и средних школ, созданных по европейским образцам.
Долгие годы войны разрушили в Афганистане налаженную систему просвещения. За время конфликта более 7,5 тыс. школ были закрыты или уничтожены. Многие преподаватели оставили работу и покинули страну. К кон. 1990-х на большей части Афганистана были запрещены светские формы преподавания, также как и обучение девочек и женщин. Основное место в учебных программах заняли богословские науки и изучение Корана на арабском языке. Восстановление национальной системы образования началось в 2002.
Обучение в начальной школе (от 3 лет в сельской местности до 6 лет в городах) является обязательным и бесплатным для детей в возрасте от 7 до 14 лет. В 2002/03 уч. г. их посещало св. 1,2 млн. учащихся (ок. 30% детей соответствующего возраста). По окончании начальной школы открывается доступ к среднему образованию, которое разделено на неполную (7–9 классы) и полную (10–12 классы) среднюю школы. В 2002/03 уч. г. в них обучалось ок. 300 тыс. учащихся. К кон. 2005 работало ок. 7 тыс. школ. Обучение бесплатное и раздельное на всех ступенях. В 2004/05 уч. г. в школах работало 74466 учителей. Занятия ведутся преимущественно на языках дари и пушту, в местах компактного проживания национальных групп – на их родном языке. По официальным данным, к 2004/05 уч. г. в школах обучалось, по разным оценкам, от 3,7 до 4,2 млн. учащихся, в т.ч. 40,5% девочек от 7 до 14 лет. Однако в целом по стране посещаемость школ неравномерна. В южных провинциях Афганистана свыше 61% детей не имеют возможности ходить в школу. Для решения этой проблемы разработана программа передвижных школ, чтобы донести образование в сельские районы. В будущем планируется изучение возможности внедрения новой структуры общеобразовательного учреждения, которая предполагает восьмилетнее начальное и четырехлетнее среднее образование.
Кабульский университет, открытый в 1946 на базе созданного в 1932 медицинского факультета, является самым крупным и наиболее престижным высшим учебным заведением страны. Из-за боевых действий в 1990-е большую часть времени был закрыт. Сегодня в нем обучается ок. 7 тыс. студентов, в т.ч. ок. 1,7 тыс. студенток. Работают также небольшой Нангархарский университет им. Баязида Рошана (г. Джалалабад, осн. в 1962, первоначально готовил медицинские кадры), Балхский университет (осн. в 1988), Гератский университет (1987), Кандагарский университет (1988), а также университеты в Бамиане, Бадахшане и Хосте. Преподавание в университетах ведется преимущественно на дари. Функционирует Кабульский государственный медицинский институт (осн. в 1932). Количество студентов высших учебных заведений увеличилось с 4 тыс. в 2001 до 37 тыс. в 2004 и 40 тыс. в 2005, 19% из них составляют девушки.
Уровень образования в Афганистане на сегодняшний день является одним из наиболее низких среди развивающихся стран. В 2000 только 28,7% афганцев старше 15 лет умели читать и писать, из них всего 19,6% женщин и 51% мужчин (оценка ООН).
Научные учреждения.
В начале 1930-х в Кабуле, Герате и Кандагаре появились первые историко-литературные объединения афганских ученых и писателей. В феврале 1979 была основана Академия наук Афганистана (AHA), созданная по модели Академии наук СССР. Она включала Афганскую академию языка и литературы "Пашто толына" (1937), Историческое общество Афганистана (1942) и связанные с ними научно-исследовательские учреждения.
Библиотеки и музеи.
Главные книгохранилища страны – Публичная библиотека Кабула (1957) и библиотека Кабульского университета (1931), а также Публичная библиотека Герата и Национальный архив, созданный на базе отдела рукописей Кабульского университета. Большая часть их фондов и коллекций утрачена; тысячи томов из собраний библиотек и музеев в 1990-е были сожжены или разграблены религиозными фундаменталистами.
Из музеев наиболее значительным является историко-этнографический Кабульский национальный музей (осн. в 1922), среди экспонатов которого находилось большое количество произведений искусства, старинные рукописи, миниатюры и пр. Особенно ценными были материалы первобытного, древнегреческого и буддийского периодов, богатейшая коллекция монет (свыше 30 тыс.), золотых украшений и статуэток. В 1993 музей находился в зоне боев, и к 1995 более 90% его коллекций было разграблено и вывезено через Пакистан для продажи богатым коллекционерам в других странах. Помимо этого, в 2000–2001 свыше 2700 произведений искусства из хранилищ музея были уничтожены или повреждены религиозной полицией талибов. После падения режима талибов международное сообщество выделило средства на восстановление Национального музея. Он был вновь открыт в январе 2005. Музей располагает богатыми археологическими и этнографическими коллекциями, которые охватывают период от палеолита до становления мусульманского государства, в нем также представлены произведения современных афганских художников. В настоящее время в его экспозиции находятся ок. 2,5 тыс. предметов.
Пресса и массовая культура
На протяжении всей истории Афганистана развивались в зависимости от степени государственной цензуры. Первая газета "Шамс ун-нахар" ("Полуденное солнце", на дари) выходила в Кабуле в 1873–1878. В нач. 20 в. издавалась также газета "Сирадж уль-ахбар" ("Светильник новостей", на дари) – политический рупор движения "младоафганцев", имевшая широкий круг читателей за пределами Афганистана. Расцвет афганской прессы приходится на период после восстановления Афганистаном независимости, когда в столице и провинции издавалось более 20-ти газет и журналов. Конституция 1931 впервые гарантировала номинальную свободу печати, но фактически правительство контролировало средства массовой информации. К нач. 1930-х частные периодические издания были запрещены. После принятия закона о печати (1951), формально упразднившего предварительную цензуру, в Афганистане выходило около десяти независимых изданий, которые отражали позиции различных политических групп. Правительственный контроль над прессой, ужесточенный в 1952 после массовых демонстраций в Кабуле, был ослаблен в серед. 1960-х. В 1962 начала выходить газета "Кабул таймс" на английском языке. К 1972 все основные оппозиционные издания вновь были закрыты.
После 1978, в период правления НДПА, все публикации были вновь подчинены цензуре. Выходило несколько ежедневных газет общим тиражом до 150 тыс. экземпляров, среди них – печатавшаяся на дари и пушту "Хакикате инкилабе саур" ("Правда саурской революции", орган ЦК НДПА, осн. в 1979), "Анис" ("Собеседник", орган Национального отечественного фронта, с 1927) и "Хивад" ("Отечество", с 1949), а также "Кабул нью таймс" на английском языке. Издавались также еженедельник для женщин "Жвандун" и ряд провинциальных газет. Министерства, факультеты Кабульского университета, а также банки выпускали раз в месяц или в квартал собственные периодические издания. В 1979 все издательства были национализированы. К 1996 в Афганистане издавалось 12 ежедневных газет, но почти все они были закрыты с приходом к власти движения "Талибан". Официальным печатным органом "Талибан" с 1998 стала газета "Шариат" ("Путь к Аллаху"). В нач. 2002 новое временное правительство страны приняло закон, гарантирующий свободу прессы. К 2005 появилось более 300 изданий. Наиболее крупные газеты и журналы – проправительственные "Кабул таймс", "Хивад" и "Анис", частный еженедельник "Кабул уикли" (самый большой по тиражу, осн. в 1991, выходит на языках дари и пашту). Оппозиционные организации, включая эмигрантские, имеют свои издания на местах. Большинство газет издаются нерегулярно.
В стране, где большинство населения неграмотно, особое значение приобретает радиовещание. Трансляции передач начались в 1920-е, но во время восстания в 1929 оборудование радиостанции было уничтожено. В 1941 было создано "Радио Кабула" (с 1964 известно как "Радио Афганистана"). При талибах оно было переименовано в "Голос Шариата", которое передавало новости, религиозные программы, а также вело образовательные передачи на местных языках. "Радио Афганистана" вернулось в эфир в ноябре 2001. Сегодня в Кабуле и других районах Афганистана слушателям доступны передачи местных ("Радио Герат") и частных радиостанций ("Арман ФМ", "Радио Хилид Кабул" и др.), вещающих в различных диапазонах, или ретрансляции зарубежных радиостанций – Би-Би-Си, "Немецкая волна", "Радио Свобода" и "Голос Америки" (известна в Афганистане как "Радио Ашна" ("Друг")), "Радио Свободный Афганистан" ("Радио Азади") и Радио "Франс интернасиональ".
Первый центр цветного телевидения был создан с помощью Японии в Кабуле в 1978. Государственное радио- и телевещание велось в 1980-е на дари, пушту и десяти других языках. Однако талибы, захватив столицу в 1996, закрыли все телевизионные станции и наложили запрет на телевизионные передачи и кино как противоречащие догматам ислама. Проводились мероприятия по уничтожению телевизоров. В кон. 2001 начали работать несколько государственных и частных телеканалов, а также ряд телевизионных кабельных сетей, транслирующих не только новости, но также западные фильмы и музыку. В провинции некоторые радио и телевизионные станции находятся под контролем местных властей и различных полевых командиров, не допускающих распространения независимых средств информации в их районах.
Карательные акции "Исламской партии Афганистана", движения "Талибан" и других группировок моджахедов негативно отражались на массовой культуре. Популярная музыка была запрещена, было уничтожено множество аудиокассет и большое количество видеотехники. Музыка была запрещена даже во время свадебных и праздничных мероприятий, в 1996 были закрыты кинотеатры.
После формирования переходного правительства была восстановлена афганская киностудия "Афганфильм". Ее возглавил Сиддик Бармак – наиболее известный кинорежиссер Афганистана, снявший фильм "Усама", который в 2003 получил приз молодежного жюри Каннского фестиваля, а в 2004 – престижную награду Берлинского кинофестиваля "Золотой глобус" в номинации "Лучший зарубежный фильм".
Спорт и праздники.
Развитие спорта координируют Федерация афганского спорта и Национальный олимпийский комитет Афганистана. Спортсмены из Афганистана дебютировала на летних Олимпийских играх в Берлине в 1936 и участвовали во всех играх. При талибах все формы спорта были запрещены, в ответ на это Международный олимпийский комитет исключил Афганистан из участия в летних Олимпийских играх в 2000.
Афганцы увлекаются футболом, хоккеем на траве, волейболом, баскетболом и особенно пахлавани (местный вариант классической борьбы). На севере Афганистана практикуется игра "бузкаши" ("козлодрание"), в которой соревнующиеся команды всадников должны как можно быстрее доставить тушу животного в круг за условную линию. В районах к югу от Кабула распространены местные конноспортивные соревнования. Азартными играми увлекаются почти все группы населения. Многие афганцы играют в нарды. Среди подростков популярны бои воздушных змеев. Религиозные праздники в Афганистане, как правило, отмечаются по лунному календарю, общегосударственные и светские имеют фиксированную дату. Наиболее важный праздник в Афганистане – Навруз, или Новый год, который приходится на день весеннего равноденствия, т.е. 21 или 22 марта. Другие религиозные праздники – Рамазан (тридцатидневный мусульманский пост), Ид аль-фетр (окончание поста, праздник разговения), Ид аль-адха (жертвоприношение), шиитский праздник "Ашура" (день поминовения имама Хусейна). Национальные праздники – День исламской революции (28 апреля), День поминовения мучеников (4 мая) и День независимости (19 августа).