Культура Египта
Основные влияния и традиции.
Культура современного Египта уходит своими корнями к традициям эпохи фараонов. К этому же периоду восходят многие народные обычаи. На протяжении почти девяти веков, от завоевания Египта Александром Македонским (3 в. до н.э.) до арабских завоеваний 7 в., Александрия являлась важнейшим центром греческих и римских культурных традиций. На протяжении последовавших 13 веков наиболее сильное влияние на египетскую культуру оказывали арабские и исламские традиции.
Некоторые представители египетской интеллигенции и политические деятели, здраво оценивая отсталое экономическое и военное положение страны, возлагали надежды на то, что распространение европейского влияния в Египте сможет привести к ускорению темпов экономического развития и культурному возрождению. Еще в 1869, выступая на церемонии по случаю открытия Суэцкого канала, хедив Исмаил заявил: «Теперь Египет стал частью Европы». Подобный подход был наиболее четко сформулирован в опубликованной в 1938 книге известного египетского историка и литературоведа Тахи Хусейна (1889–1973) Будущее культуры в Египте, где прямо утверждалось, что в своей духовно-культурной основе Египет скорее принадлежит к цивилизациям Средиземноморья, а не Востока.
В конце 19 в. лидер исламского модернизма и египетский общественный деятель Мухаммед Абдо (1849–1905) сделал попытку объединить современную научную мысль и ислам, утверждая, что между ними нет противоречий. Абдо ратовал за сохранение культурной системы ислама, но предлагал сделать ее более гибкой. Допуская свободную трактовку средневекового мусульманского законодательства, Абдо пытался реформировать мусульманское судопроизводство и программу обучения в исламском университете аль-Азхар в Каире.
Наиболее известный ученик Абдо – религиозный и общественный деятель Мухаммед Рашид Рида (1865–1935) утверждал, что Египет и ислам смогут возродиться при условии возврата к «очищенному» от позднейших искажений исламу времен пророка Мухаммеда и первых четырех халифов. Рида возглавил движение, пропагандировавшее возврат к раннему этапу развития ислама и распространившееся в 1920–1930-е годы далеко за пределы Египта. Рида начинал просветительскую деятельность с пропаганды учения Абдо. Однако его собственное учение подразумевало более строгую и жесткую ориентацию на исламские традиции. Современное движение исламского возрождения в Египте опирается на идеи Рида и его соратников.
Система образования.
Национальная система образования Египта находится в ведении министерства образования. Среди взрослого населения ок. 52% владеют грамотой. Обучение в школе обязательно для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Учеба в университетах бесплатная. К 1991 все без исключения дети получали начальное образование (в 1970 – 72%). В 1995 в средних школах обучалось 74% детей соответствующего возраста. Для продолжения учебы после окончания начальной школы учащийся должен успешно пройти через систему сложных экзаменов. Лишь около половины выпускников начальной школы продолжают обучение в средней школе. Еще меньшее число молодежи поступает в университеты. В 14 государственных университетах обучаются более 700 тыс. студентов. Кроме того, действуют Американский университет в Каире, основанный пресвитерианскими миссионерами, и Академия естественных наук и технологии.
Крупнейшие университеты – Каирский, Айн-Шама, Александрийский и мусульманский аль-Азхар. Последний основан в 10 в. и является одним из старейших в мире мусульманских университетов. Первым современным светским университетом Египта является основанный в 1907 Каирский университет. Наряду с государственными университетами в стране имеются десятки педагогических, технических, коммерческих и сельскохозяйственных высших учебных заведений. В 1996 открыли двери четыре частных университета.
Зарождение современной литературы.
Египет является центром возрождения традиций арабской литературы. В конце 19 в. иммигранты-христиане из Ливана занялись в Каире изданием газет и журналов. Реформирование ислама, проблемы национально-освободительного движения, секуляризм, литературная критика, новые открытия в науке, – обсуждение всех этих актуальных тем находило свое место на страницах новой прессы.
Пресса.
Старейшая газета Египта, выходящая до настоящего времени, «Аль-Ахрам» («Пирамиды», тираж ок. 900 тыс. экз.), была основана в 1875 в Александрии. В 20 в. она превратилась в ведущую газету всего арабского мира. В 1950–1960-е годы ее главный редактор Мухаммед Хасанейн Хейкал пользовался большой популярностью как авторитетный политик и человек, близкий к Абдель Насеру. При Абдель Насере и Садате осуществлялась жесткая цензура прессы, которая была ослаблена с приходом к власти Мубарака. Пресса пользовалась большей степенью свободы, чем в других арабских государствах. Ежедневные общенациональные газеты Египта издаются большими тиражами: «Аль-Гумхурия» («Республика», 650 тыс.), «Аль-Ахбар» («Новости», 980 тыс.). Три ведущие газеты имеют также еженедельные выпуски. Большой популярностью пользуются общественно-политический и литературный еженедельник «Роз эль-Юсеф» (выходит с 1925), социально-политический еженедельник «Аль-Мусаввар» («Иллюстрированный») и два исламских еженедельника – «Аль-Даава» («Призыв») и «Аль-Итисам» («Стойкость»). Все политические партии имеют свои еженедельные издания.
Художественная литература.
Первые современные арабские повести и романы были опубликованы в Египте после 1914. К 1940-м годам роман стал популярным жанром египетской литературы. В 1945–1967 на литературном небосклоне не только Египта, но и всего арабского мира блистали имена таких египетских мастеров в жанре рассказа и романа, как Нагиб Махфуз (р. 1911), Абд ар-Рахман Шаркауи (аш-Шаркави, 1921–1987) и Юсуф Идрис (1927–1991). В самом известном литературном произведении Махфуза, вышедшем в 1956–1957, – трилогии Бейн аль-Касрейн, Каср аш-Шоук и Ас-Суккарийа (названия старых кварталов Каира), – описывается жизнь трех поколений семьи каирского купца Абд аль-Гаввада в период между двумя мировыми войнами. В опубликованной Шаркауи в 1954 повести Земля описана жизнь крестьянской бедноты и ее борьба за человеческое достоинство. Признанным новелистом является Юсуф Идрис. Во многих его произведениях внимание акцентируется на социальных и сексуальных табу исламского общества. До сих пор произведения литературных мастеров послевоенного Египта пользуются популярностью. На смену им пришло новое поколение египетских писателей, таких, как Соналла Ибрагим (р. 1937), рассказ которого Запах этого при правлении Абдель Насера был запрещен за критику режима, и Яхья ат-Тахер Абдалла (1942–1981), резко критиковавший традиционализм деревенской жизни Верхнего Египта.
С 1870-х годов в стране начинает развиваться театральное искусство, на сцене ставятся арабские пьесы. Два ведущих египетских драматурга 20 в. – Хусейн Тевфик аль-Хаким (1898–1987) и Мухаммед Теймур (1892–1921). В 1960-е годы особой популярностью пользовались драматические произведения, созданные по канонам европейской драматургии. Тевфик аль-Хаким, Юсуф Идрис и Нуаман Ашур (1922–1987) являются авторами сатирических и символических пьес на разговорном египетском диалекте арабского языка.
Тевфик аль-Хаким известен также как романист и поэт. Его роман о событиях революции 1919 Возвращение духа (1933) был одной из любимых книг Насера. Оживленные дискуссии вызвало политическое эссе Тевфика аль-Хакима Возвращение понимания (1974), которое представляло собой одну из первых публикаций, содержащих критику ошибок Абдель Насера.
Музеи и библиотеки.
Основанный в 1863 французским археологом Огюстом Мариетом Египетский музей в Каире располагает обширной коллекцией памятников эпохи фараонов, включая сокровища из гробницы Тутанхамона. В Музее исламского искусства в Каире (основан в 1880) собрана уникальная коллекция. В Коптском музее в Каире хранится самое крупное собрание предметов культуры коптов, включая великолепные образцы тканей. К 1903 относится основание в Александрии Музея греко-римских древностей. Многие его экспонаты были обнаружены во время археологических раскопок на территории самого города. Национальная библиотека Египта (Дар аль-Кутуб), созданная как библиотека египетских хедивов (турецких правителей) в 1870, располагает более 1,5 млн. единиц книг, рукописей, периодических изданий, микрофильмов. Около 60% фондов библиотеки – на арабском языке, 25% – на английском, остальные преимущественно на других европейских языках. Подлинным сокровищем библиотеки является уникальное собрание из 58 тыс. редких исламских рукописей. В исламском центре аль-Азхар собрана богатая библиотека по исламистике, насчитывающая 22 тыс. рукописных изданий.
Научные учреждения.
В стране функционируют примерно 30 национальных и иностранных научных обществ и ок. 20 египетских исследовательских институтов, занимающихся всесторонним изучением различных аспектов жизни древнего и современного Египта. Всемирно известны такие научные центры, как Египетское научное общество политической экономики, статистики и юриспруденции, Географическое общество Египта, Французский институт археологии Востока и Американский исследовательский центр в Египте.
Важную роль в научной жизни страны играют также Центр политических и стратегических исследований Аль-Ахрам, Каирский институт по изучению проблем прав человека, Центр имени Ибн Хальдуна по изучению проблем экономического развития, Центр исследований и обучения Аль-Мишкат, Центр по изучению документации, экономики и права, Центр по изучению развивающихся стран при Каирском университете.
Радио, телевидение и кинематограф.
Египетские средства массовой информации пользуются огромным влиянием и популярностью во всем арабском мире. В 1950–1960-х годах египетская радиостанция «Голос арабов» стала проводником идей Насера об арабском единстве и арабском социализме. Радио и телевидение принадлежат государству. В середине 1990-х годов в стране вели передачи ок. 60 радиостанций и действовали ок. 50 телевизионных каналов.
Ведущим египетским кинорежиссером является Юсуф Шахин. Будучи в начале своей карьеры сторонником социалистического реализма, он экранизировал повесть Шаркауи Земля, в фильме Станция Каир показал жизнь городской бедноты, а в фильме Джамиля воспел борьбу алжирского народа за независимость. Последние фильмы мастера – Птицы и Прощай, Бонапарт менее прямолинейны. Известны работы таких кинорежиссеров, как Хенри Баракат, Мухаммед Хан, Салах Абу Сейф и Атеф Эль-Тайиб.
Спорт.
Самый популярный вид спорта в Египте – футбол. Наиболее сильными считаются каирские футбольные команды «Ахли» и «Замалек».
Праздники.
Основные египетские праздники носят религиозный характер. Когда наступает ид аль-фитр, «малый праздник», египтяне трехдневным застольем отмечают окончание поста в лунном месяце рамадан. Ид аль-адха, «большой праздник», знаменуется четырехдневным застольем во время ежегодного хаджа мусульман в Мекку. Красочные процессии в Каире проходят во время маулюда – дня рождения пророка Мухаммеда. К основным коптским праздникам относятся Рождество (7 января), Крещение (19 января), Благовещение (23 марта) и Пасха. Популярный весенний праздник шамм эн-насим отмечается в первый понедельник после Пасхи. Он сохранился еще со времен фараонов и, будучи общим праздником для мусульман и коптов, символизирует национальное единство Египта. Официальные праздники: 18 июня – День республики и День независимости, 23 июля – День революции (1952, национальный праздник), 6 октября – День форсирования (преодоление Суэцкого канала египетскими войсками во время войны в 1973), 23 декабря – День победы (эвакуация англо-французских войск из зоны Порт-Саида в 1956).
Достопримечательности
Вся территория страны изобилует бесценным наследием Древнего Египта.
Пирамиды – визитная карточка Египта, их здесь больше сотни, самых разнообразных форм и размеров. Эти "чудеса света" во времена фараонов представляли собой целые комплексы гигантских храмовых сооружений, пышно украшенных статуями, обелисками, сфинксами, барельефами и настенными росписями.
Ансамбль великих пирамид Гизы, состоящий из трех самых высоких в Египте пирамид. Наиболее значительная и известная из них – Пирамида Хеопса (ее строительство закончено около 2590 г. до н.э.). Вторая по величине пирамида – Хефрена, построенная на 40 лет позже первой. Внешне кажется, что она даже больше, чем пирамида Хеопса, но на самом деле она немного меньше. Завершает ансамбль пирамида Микерина. Рядом с ними расположен комплекс из нескольких маленьких пирамид, где погребены жены фараонов, а также гробницы жрецов и крупных чиновников.
Большой Сфинкс, вырубленный, как и большинство колоссальных статуй Гизы, из цельной скалы. Считается, что сфинкс был построен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо (почти уничтоженное мамлюками и ядрами наполеоновских артиллеристов) носит черты именно этого фараона, брата и наследника Хеопса. Каждый вечер у подножия пирамид проходит красочное светомузыкальное представление "Звук и свет".
Саккара – некрополь Мемфиса, первой столицы Египта. Здесь находятся десятки сравнительно небольших гробниц, пирамид и храмов. Знаменитым это место сделала уникальная ступенчатая пирамида Джосера, самая древняя из египетских пирамид. К сожалению, от самого Мемфиса, процветавшего три тысячелетия, практически ничего не осталось. Но заехать сюда все же стоит. Хотя бы для того, чтобы посмотреть 20-метровую статую Рамзеса II в специально для нее построенном павильоне, или увидеть местного сфинкса, кажущегося крохотным по сравнению с колоссом Гизы, или чтобы просто побывать в том месте, откуда началась эта великая цивилизация.
Каир – самый большой город африканского континента, город "тысячи минаретов", "Ворота Востока". В разные периоды своей истории город носил два громких имени: Эль-Кахира (Победитель) и Умм-эд-Дунджа (Мать мира). Среди древних египтян даже ходили легенды о том, будто именно здесь произошла битва между братьями-богами Хором и Сетом. Современный Каир – это "город, который никогда не спит", один из самых дружелюбных, безопасных и спокойных городов Африки. Кроме того, это город сотен и сотен архитектурных памятников, музеев и иных достопримечательностей: здесь находятся знаменитая Цитадель Салладина, район "старый Каир", ажурные минареты мечеть Мохаммеда Али или мечети Султана Калауна, гигантский акведук от Нила к Цитадели, башня Бейт-аль-Сеннар и здание старейшего арабского университета Аль-Азар, уникальный Египетский музей, близлежащие храмы Луксора и Карнака.
Египетский музей (нередко называемый попросту Каирским музеем) – главное мировое хранилище египетских древностей, вероятно, единственное в мире художественно-историческое собрание, где даже самые молодые экспонаты насчитывают около 2 тысяч лет.
Ювелирная и папирусная фабрики, Музей парфюмерии с миллионом чарующих запахов, а также Алебастровая мечеть, куда открыт доступ даже для не-мусульман – отличные объекты для экскурсий.
Ремесленный базар Хан-эль-Халили – самый большой базар на Востоке, площадью 5 км2. Купить здесь можно практически все, даже невольниц, но самое главное – здесь можно с головой погрузиться в восточную экзотику с ее невообразимой кутерьмой и многообразием.
Храмы в Абу-Симбеле. Рамсес II приказал соорудить здесь большой храм в ознаменование его победы над хеттами. Были изготовлены четыре огромные статуи, в которых воспроизведен он сам, с улыбкой смотрящий в пустыню. Каждый из колоссов высотой около 20 метров окружен многочисленными меньшими фигурами, изображающими членов его большой семьи и детей, которых у него было более 200.
Луксор – небольшой город на правом берегу Нила. Когда-то на его месте находилась знаменитая столица Древнего Египта, которую египтяне называли Уасет, греки – Фивы, а арабы – аль-Уксур (дворцы). В мире нет другого города, где было бы сосредоточено такое огромное количество древних памятников – почти треть всех исторических реликвий, всемирный центр археологии. Древние постройки на правом берегу Нила называются "Городом живых", здесь проживало его население, а на левом – "Городом мертвых", здесь находились царская резиденция и огромный некрополь, погребальные храмы и гробницы, расположенные в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет – "Западная вершина" (сейчас эль-Курн).
Асуанская плотина (Садд эль-Али). Это уникальное гигантское сооружение высотой 111 метров, длиной 3,8 км и шириной 1 км часто называют "пирамидой ХХ века". Плотина создала гигантское водохранилище, одно из самых больших искусственных озер мира
Фаросский (Александрийский) маяк, свет которого был виден на расстоянии до 30 миль от берега – одно из семи чудес света античного мира. Был разрушен в XIV веке сильным землетрясением. В том самом месте, где он когда-то возвышался, в XV веке султан Ашраф построил мощную крепость с круглыми башнями и выходящими на море бойницами – форт Кайт-Бей.
Древние катакомбы Ком аш-Шавкафа (I-II века н.э.) расположены в три этажа (два нижних залиты водой), крупнейшее подземное захоронение в Египте, в планировке которого прослеживаются элементы египетского, греческого и римского стилей.
Долина мумий – некрополь, найденный в 1997 году случайно в оазисе Бахария в египетской Западной пустыне. Здесь находится 11 хорошо сохранившихся мумий, возраст которых насчитывает около 1800 лет.
Гора Синайская (Гора Закона, Габаль-Муса или гора Моисея) высотой 2285 метров. На вершине горы, согласно преданию, господь вручил Моисею каменные скрижали веры со знаменитыми десятью заповедями. На вершину ведут две тропинки: одна короткая, но крутая, другая более пологая, но и более длинная. Неподалеку от вершины, где стоит часовня монастыря Св. Екатерины, они соединяются – здесь начинается вырубленная монахами в скале лестница из 3400 ступеней, которую приходится преодолевать паломникам (можно это сделать и верхом на верблюде, но это предприятие не для слабонервных). Каждую ночь десятки паломников из разных стран мира поднимаются от монастыря на гору Моисея, чтобы встретить рассвет.