Культурно-исторические ресурсы Италии
Италия — страна великого искусства и исторических городов. В ней много очарования, много мест, которые всемирно известны. Наиболее привлекательными в течение долгого времени остаются Рим, Флоренция и Венеция, концентрирующие множество замечательных памятников итальянской истории и культуры. В то же время они являются основными деловыми центрами современной Италии (особенно это касается Рима и Флоренции). Здесь не только чувствуется, но и воочию видна неразрывная связь времен, от древнейших до современных. Города Италии несут через века былое величие страны, и не только могучей Римской империи — многие из них сыграли свою выдающуюся роль в истории всего человечества.
Двумя ее величайшими поклонниками были жившие здесь английские поэты – романтики XIX века Перси Баши Шелли и Джордж Гордон Байрон. Шелли который утонул в бурю на маленьком суденышке вблизи от берегов Специи, называл Италию «раем изгнанников», а Байрон 28 апреля 1814 г писал Аннабелле Милбанк «Италия – это мой магнит». Н. В. Гоголь в одном из писем говорил «Вся Европа – для того, чтобы смотреть, а Италия – для того, чтобы жить. Вот моё мнение: кто был в Италии, тот скажет «прощай» другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю».
Интересно, что итальянцы во все времена, начиная от средневековых поэтов Боккаччо и Данте, говорили о своей стране очень по-разному. Столетиями Италию изображали в виде падшей женщины или даже борделя.
Развитие культурных основ Италии
Многие из современных проблем Италии коренятся именно в её истории как страны множества отдельных воюющих между собой городов государств, позднее подпавшей под власть других европейских держав.
История Рима насчитывает 2500 лет. Он знал беспримерное величие, но были и периоды, когда город оставался едва обитаемым. Как память о прошлом сохранились величественные руины и архитектурные ансамбли. Основная их часть находится в центральной части Рима; среди них наиболее известны Форум и Колизей — это древний Рим. Есть кварталы, где доминирует средневековый Рим, и, конечно, есть районы, где можно обнаружить только современный Рим.
Подобно многим другим городам древности, античный Рим ушел в землю. Дома и церкви строили прямо с верху, и только кое где можно было увидеть фрагменты почти целиком ушедших в землю развалин. Через тысячу с лишнем лет после падения Западной Римской империи остатки города стали появляться на свет, извлекаемые из глубины двадцати и более метров. Со времен поздней античности новое строительство в Риме велось поверх старых зданий: термы Траяна возведены на руинах дворца Нерона – Золотого дома; термы Диоклетиана – на двух храмах и нескольких общественных и частных зданиях. Римляне не всегда разрушали фундаменты памятников, на которых строили, или разбирали те, что разваливались. Запрет языческих культов, закрытие языческих храмов в конце IV в, обнищание населения и набеги варваров усугубили упадок великого Рима. Жители больше не строили нового и не поддерживали старые здания в должном состоянии; статуи и предметы культа, не разграбленные варварами, растаскивались самими жителями. Форум, Палатенский дворец, Колизей превращались в общественные помойки, зарастали травой и покрывались пылью времен. В конце V в Теодорих, правитель Остгодского королевства в Италии, восстановил театр Помпея, поощрял строительство новых зданий и реставрацию терм, цирков, канализации и акведуков. Многое можно увидеть и в наше время.
20 апреля 1863 г, научные круги взволновало известие о чрезвычайно важной находке в Прима Порта. Некто Джузеппе Гальярди обнаружил глубоко в руинах статую императора Августа, прекрасно сохранившуюся. Римский Папа немедленно потребовал продать ему этот шедевр в музей Кьярамонти, где он и до сих пор находится. Методы исследования античности развивались в XIX в, постепенно побеждал филологический подход: критический метод применявшийся к текстам, распространялся на изучение произведений искусства и памятники, которые старались дотировать, идентифицировать, определять их место положение. 1850 году были закончены раскопки на Форуме, его планировка была хорошо изучена. 1845 году было определено место расположения Камиции – место народных собраний в Древнем Риме. Начиная с этого времени, были предприняты и другие раскопки. На Палатине археологи нашли так называемый, Дом Ливии, остатки храма Аполлона, считавшегося в ту эпоху храмом Юпитера Победителя, а так же многочисленные остатки императорских дворцов. Археологические раскопки разыскивают до сих пор бесценные памятники нашего прошлого.
Памятники градостроительства и архитектуры Италии
1. Флоренция.
Флоренция, колыбель итальянского Возрождения обладает уникальным и богатейшим историко-художественным наследием.
В историческом центре города, заключенном внутри своего собственного бульварного кольца, проложенного по линии средневековых городских стен, расположены наиболее значимые культурные памятники Флоренции. С 1982 года эта территория находится под бдительной охраной ЮНЕСКО. Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре, старинный дворец Палаццо Веккьо, базилики Санта Кроче и Санта Мария Новелла, дворцы Палаццо Медичи Риккарди, Палаццо Питти и галерея Уффици – вот лишь несколько наиболее известных достопримечательностей, ежегодно посещаемых миллионами туристов.
2. Исторический центр Пьенцы.
История Пьяченцы похожа на сказку. Один из ее уроженцев, Энэа Сильвио Пикколомини, выдающийся деятель XV века, стал папой римским под именем Пия II. Вернувшись в свой родной город, он повелел воздвигнуть для себя дворец и церковь, выразив тем самым дух эпохи. Гармоничный облик города и по сей день не перестает удивлять всех, кто сюда приезжает.
3. Пиза и площадь Домского собора.
В том месте, где воды реки Арно – символа Тосканы, впадают в море, стоит город Пиза, старинная морская республика, чьи корабли бороздили воды Средиземноморья в поисках богатства и новых торговых путей. Победа, одержанная над Палермо в 1063 году принесла Пизе столь богатую наживу, что позволила довести до конца давно вынашиваемую амбициозную мечту: возвести кафедральный собор Каттедрале. Со временем собор окружили еще три внушительных памятника: Баптистерий, башня Toрре и монументальное кладбище Капосанто Монументале. Площадь, все постройки которой, кажется, составляют части единого проекта, и гармония пропорций, соотношение пространств, выражают уникальное единства городской застройки. Комплекс зданий сам по себе воспринимается как этапы жизни человека.
4. Исторический центр Сан Джиминьяно.
На крайнем севере провинции Сиены притаился городок Сан Джиминьяно, называвшийся когда-то городом красивых башен, ибо башен – высоких и стройных – там гораздо было больше, чем домов. До нас их «дошло» (вернее, «достоялось») только тринадцать. Город, переполненный великолепными дворцами, украшенными величественными скульптурами и фресками, столь хорошо сохранил нетронутым свой облик XIII – XIV веков, что порою кажется ненастоящим, но здесь только подлинники.
5. Исторический центр Сиены
Этот город, ранее центр цивилизации этрусков, а затем древнеримская колония Сена Юлия, приобрел свой характерный облик, сохранившийся и по сей день, во времена Средневековья. Победы в борьбе против флорентинцев, заклятых исторических врагов сиенцев, начиная особенно с XIII века, привели к длительному периоду господства и пышного расцвета города.
Благодаря своему удачному расположению – Сиена находилась на пути Вия Франчиджена – дальновидные и просвещенные правители города налаживали торговые контакты с основными экономическими центрами того времени, привлекали в Сиену самых знаменитых мастеров, художников и архитекторов.
Исторический центр, имеющий свое неповторимое лицо, дошел до нас в идеальном состоянии, сохранив свои уникальные памятники, многочисленные музеи, старинные конские скачки Палио, во время которых кипят нешуточные страсти у соревнующихся между собой 17 исторических районов города, и еще много других интересных традиций.
6. Исторический центр Неаполя
Об основании города ходит множество легенд, но точных данных не так много: известно, что Неаполь был неоднократно завоеван, не раз менял «хозяев» и внешний облик. Он претерпел влияния древнего Рима, Византии, норманнов, в его архитектуре сочетаются следы ломбардской готики, ренессанса и современного стиля, в результате чего Неаполь представляет собой настоящий калейдоскоп, составленный из искусства, истории и самобытности этого места. Город насчитывает уже более двадцати веков бурной истории, и у каждого витка свое неповторимое лицо, запечатленное в великолепных архитектурных шедеврах.
Долгое время Неаполь был одной из главных европейских метрополий. В его застройке явственно ощущаются созвучия стилей, аналогии в организации пространства и в архитектурных решениях. В узких улочках вам неожиданно встречаются грандиозные гигантские порталы, устремленные в небо колокольни, мемориальные шпили, узкие пространства, зажатые, как колодцы, между высоких отвесных стен, которые вдруг выводят на просторные площади или улицы, придающие историческому центру Неаполя неповторимую ценность и уникальность.
7. Долина Валь д’Орча
Долина Валь д’Орча – место, где идеально сочетаются красоты природы и искусства. Среди суровых пейзажей, испещренных глиняными гребнями, и мягких холмов, чьи склоны покрыты виноградниками, оливковыми рощами и плантациями различных культур, которые перенесены на удивительной красоты фрески, становится ясно, насколько глубоко человек осознавал зависимость своего художественного творчества от окружающей среды и ее рационального использования.
В долине Валь д’Орча рукотворные памятники – такие как городские комплексы Пьенцы и Moнтальчино, аббатство Aббация ди Сант Aнтимо, крепости Радикофани и замок Рокка д'Орча, коллегиальная церковь Сан Квирико, средневековые термы Баньо Виньони, постройки Спедалетто – идеально вписываются в окружающий пейзаж: заповедник Луччола Белла, биотопы средиземноморской растительности, овраги, глиняные гряды и гребни, заросли пихты в Кастильоне д'Орча.
8. Исторический центр Урбино
Городок Урбино, политический и культурный центр княжества Монтефельтро, узнается благодаря его единственному и неповторимому герцогскому дворцу Палаццо Дукале – одному из знаменитейших шедевров эпохи Возрождения.
Пик художественного расцвета в Урбино пришелся на XVI век, когда в город стекались художники и ученые со всей Италии и даже из-за ее пределов, и оказал влияние на культурные судьбы Европы.
9. Места, связанные со Св. Франциском
Ассизи, об основании которого ходят одни легенды, а точные данные отсутствуют, некогда населяло древнеиталийское племя умбров, а затем и древние римляне, оставившие нам на память остатки своих поселений и культуры. Однако город ассоциируется прежде всего со светлым именем Святого Франциска – Сан Франческо, возведенного в ранг святого в 1228 году, который превратил Ассизи ядро францисканского движения и связанного с этим развития искусства и архитектуры.
Сам город и почти вся его территория была торжественно внесена в списки Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО в 2000 году. В обосновании своего решения ЮНЕСКО жирно подчеркнуло, Ассизи является уникальным примером исторической преемственности города с его культурным наследием и системой территории.
10. Исторический центр Рима
Рим, по преданию, был основан Ромулом около 753 года до Р. Х., и возник в результате слияния нескольких малых поселений. Изначально город располагался только на Палатинском холме, а затем стал расширяться в сторону Капитолия. Известный всему свету как caput mundi – столица мира современный Рим является крупной метрополией и важным культурным центром мирового уровня, где ревниво хранят культурно-исторические памятники, большинству из которых более двух тысяч лет.
В Риме находится папский престол, Базилика Сан Паоло фуори ле Мура, выстроенная на могиле Апостола, являвшаяся самой большой культовой постройкой христианского мира до тех пор, пока не был воздвигнут собор Святого Петра. Историческим центром считается территория, заключенная внутри Аврелиановых стен, за протекшие века он не раз менял свой облик, пока не превратился окончательно в сложный комплекс великолепных памятников и дворцов.
Архитектура Италии
Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям, что выражалось в основном в использовании многих мотивов готики. Вместе с тем сама итальянская готика на северную не походила она тяготела к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным членениям архитектуры, широким поверхностям стен Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасад создан в XIX в). Храм отличается широкими пролётами, единым светлым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём использовано деревянное потолочное перекрытие В 1296 г во Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом. Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период раннего Возрождения. В 1334 г по проекту Джотто было начато строительство колокольни собора, так называемой кампанилы — стройной прямоугольной башни с поэтажными горизонтальными членениями и красивыми готическими окнами, стрельчатая арочная форма которых ещё долго сохранялась в итальянской архитектуре.
Среди наиболее известных городских дворцов — палаццо делла Синьория во Флоренции. Предполагают, что его построил Арнольфо ди Камбио. Это тяжёлый куб с высокой башней, облицованный грубым камнем. На фасаде — окна разной величины, незаметный вход расположен сбоку. Здание определяет облик старого городского центра, суровой громадой вторгаясь на площадь. Могучий дворец служил символом независимости Флоренции. Более нарядно ритмически организованное палаццо Публике в Сиене (1298—1310 гг.). Его фасад выходит на площадь дель Кампо. Подобная амфитеатру, расположенному на склоне холма, площадь как нельзя лучше приспособлена для созерцания различных зрелищ множеством народа. Площадь дель Кампо — первый в Европе праздничный центр города, где устраивались турниры и театральные представления. До сих пор каждый год здесь происходят конные состязания между городскими округами. Им предшествует красочный парад участников в средневековых костюмах.
История изобразительного искусства Италии
Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284). Его творчество развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и тёмно-зелёного мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов.
Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, — фонтан на площади Перуджи Украшенный многочисленными рельефами и статуями фонтан Фонте Маджоре, оконченный в 1278 г, стал гордостью города Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду Полулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музеи во фрагментах. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела.
Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314). Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый отец. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело.
Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизан-ском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.
Сложные многофигурные рельефы, украшающие кафедры в соборе Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены порывистым движением. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Их жесты естественны, лица выразительны. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев».
Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.), принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511—1574), итальянского архитектора, живописца и историка искусства.
Первое жизнеописание в книге Вазари посвятил Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо; около 1240 — около 1302), которого он назвал родоначальником нового итальянского стиля живописи. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной алтарной картины и иконы. Его образам свойственны отвлечённость и статичность. Хотя Чимабуэ в творчестве следовал византийским традициям, он старался выразить в своих работах земные чувства, смягчить жёсткость византийского канона.
Поиски нового гораздо решительнее обнаружили себя в произведениях Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 — около 1330), поклонника позднеантичной живописи. Каваллини жил и работал в Риме. Он автор мозаик (церковь Санта-Мария ин Трастевере; 1291) и фресок (церковь Санта-Чечилия ин Трастевере, около 1293). Живописец придавал изображениям объёмность и материальную осязаемость. Достижения Каваллини переня Я Джотто ди Бондоне (1266 или 1267—1337), величайший художник Проторенессанса, истинный новатор в итальянской живописи.
Наиболее известные произведения Джотто — фрески в капелледель Арена в Падуе (1304— 1306 гг), названной так потому, что на её месте когда-то находилась арена цирка. Капелла была построена в самом начале XIV в. падуанским банкиром Энрико Скровеньи, который заказал Джотто выполнить росписи, а Джованни Пизано — статую Мадонны с Младенцем.
Сравнительно небольшая капелла имеет форму вытянутого прямоугольника. Тот, кто переступает её порог, останавливается в радостном изумлении: столько света и простора в сравнительно небольшом помещении. Это впечатление возникает благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм. На холодновато-синем фоне выделяются фигуры, написанные в жёлтых, розовых, зелёных тонах. Роспись посвящена жизни Богоматери и Христа. На стене у входа помещён «Страшный суд», напротив находится «Благовещение».
Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1320), старший современник Джотто и основатель сиенской школы живописи, в своем творчестве придерживался традиций византийской иконописи Его крупнейшая работа — огромный алтарный образ «Маэста» («Величие») Когда икону переносили из мастерской в Сиенский собор, в городе было устроено всенародное торжество В центре вытянутой горизонтальной композиции восседает на троне Мадонна с Младенцем Их окружают святые и ангелы, а также отдельные, меньшие по размерам сцены, посвященные Богоматери и Христу Оборотная сторона доски состояла из множества небольших, полных драматизма изображений на темы Страстей Господних.
К кругу Дуччо принадлежал Симоне Мартини (около 1284—1344), крупнейший и изысканнейший мастер сиенской живописи XIV в. Росписи Симоне Мартини, украшающие зал Маппамондо (Карты Мира) в сиенском палаццо Публико, свидетельствуют о том, что, несмотря на приверженность мастера к культуре поздней готики, в его творческом воображении рождались необычные образы.
Особенно хорошо известен алтарный образ «Благовещение» (1335 г.), ныне находящийся в галерее Уффици во Флоренции. Это центральная часть алтарной картины, каждая деталь которой отмечена утончённой красотой. Произведение отличают богатство цвета на фоне матового золота, певучий ритм линий. Изящная Мария, коленопреклонённый ангел, между ними прекрасная золотая ваза с белыми лилиями, словно отлитые из золота лёгкие декоративные детали фона — всё проникнуто тонкой поэзией.
Петрарка писал уже после кончины Мартини: «Я знал двух художников — оба они талантливы и великолепны: это Джотто во Флоренции, чья слава среди современников велика, и Симоне из Сиены».