Земли транспорта

Землями транспорта признаются земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного и трубопроводного транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, реконструкции, ремонту, развитию и строительству разного рода зданий и сооружений и других объектов транспорта. К ним относятся земли, находящиеся под автомобильными, железными дорогами, под трубопроводными и, иными транспортными магистралями, а также земельные участки, занятые предприятиями транспорта:

автотранспортными, вагонными и иными депо,

автовокзалами,

администрацией железных дорог,

железнодорожными вокзалами и т.п. (ст. 90 ЗК РФ).

Указом Президента РФ от 27.06.98 № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» установлено, что федеральная автомобильная дорога общего пользования имеет с каждой стороны придорожные полосы шириной не менее 50 метров, считая от границы полосы отвода. На этих землях запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса). Решения о предоставлении этих земель в пользование принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 27.06.98 признано целесообразным создание и развитие в Российской Федерации сети платных автомобильных дорог общего пользования при условии, что проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам.

В отдельных случаях транспортные предприятия могут осуществлять как землепользование, так и недропользование. Например, метрополитены, станции которых находятся на поверхности земли, а сами магистрали — в недрах земли, под ее поверхностью; трубопроводный транспорт, проложенный под землей, с охранными зонами на поверхности земли.

Правовой режим таких видов транспорта и земель, занимаемых ими, регулируется нормами земельного и горного законодательства, что накладывает определенную специфику.

Поскольку земли транспорта в подавляющем большинстве представляют собой «ленточное» землепользование, т.е. протяженное на значительные расстояния, при этом автотранспортные и железнодорожные средства являются источником повышенной опасности, которые, подобно машинам и механизмам предприятий, невозможно спрятать за высокими заборами, особое внимание уделено правовому режиму охранных зон и охране транспортных магистралей.

В этом охранительном режиме выделяются следующие основные направления:

- запреты совершать переходы, переезды, перевозки имущества и другие пересечения в неустановленных для этого участках дорог. Например, наказывается в административном порядке нарушение правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути;

- запреты осуществлять производственно-хозяйственную деятельность в охранительных полосах транспортных магистралей и береговой полосы (бичевника) внутренних водных путей. Наказывается, в частности, выпас скота вблизи от железнодорожных путей, распашка участков, покос травы и повреждение насаждений, снятие дерна и выемка грунта в полосе отвода автомобильной дороги без согласования с дорожными органами, возведение в зонах охраны трубопроводов любых построек и сооружений и др.;

- запреты совершать иные действия, могущие нанести вред использованию транспортных средств. Например, наказуемо устройство в районе аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов, т.е. устройство свалок, мест сбора пищевых отходов и т.п.;

-установление обязанностей для ответственных лиц по содержанию транспортных магистралей и охранных зон под страхом ответственности за их неисполнение. Так, подлежат административному наказанию виновные должностные лица за невыполнение обязанностей по устройству, ремонту и регулярной очистке пешеходных дорожек и переходных мостиков, по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов или подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики;

- установление ответственности за определенные виды поведения в зоне транспортных магистралей. Например, подлежат административному наказанию такие нарушения, как повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения, также умышленное создание помех для дорожного движения, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия.