Лесопромышленный комплекс в Сибири

Традиционно ведущим сектором лесопромышленного комплекса (ЛПК) являлась целлюлозно-бумажная промышленность, которая и обеспечивала рост ЛПК в целом с 2000 года. По итогам 2005 года темпы ее роста упали: индекс производства составил 101,2%, что меньше показателя 2004−го (105,4%). Ресурсы роста этого сегмента постепенно уменьшаются: в настоящее время уровень загрузки мощностей высок (в среднем 85–90%), а ввод в действие новых мощностей давно прекратился.

К тому же значительная часть целлюлозы, внутренний спрос на которую достаточно стабилен, поставляется на экспорт, который сильно зависит от конъюнктуры мировых цен на целлюлозу. Объем ее экспорта, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), — 746 млн долларов, за рубеж поставлено 1,92 млн тонн, что составило примерно треть от произведенного за год объема. Лидером комплекса в 2005 году стала деревообработка, объем производства в которой вырос на 4,5%. Весомый вклад внесли и сибирские регионы: темпы прироста в Иркутской и Омской областях превысили 25%. А сектор лесозаготовки продолжил начатую еще в 2001 году тенденцию к сокращению. Индекс производства по сектору составил 94% по отношению к предыдущему году. В целом с 2000 года объем заготовок снизился на 15%

Экспортные бревна

Рост отечественной лесной промышленности традиционно видится за счет качественного развития экспорта. Итоги года по экспортному направлению можно охарактеризовать как относительно успешные. По данным ФТС, вывоз древесины и целлюлозно-бумажных изделий составил 8,1 млрд долларов, из которых более 88% пришлось на страны дальнего зарубежья. Что касается Сибири, то темпы роста экспорта почти совпадают с общероссийскими: они увеличились на треть по итогам 2005 года.

В числе негативных тенденций отмечается более активный рост вывоза круглого леса, чем обработанных материалов.

Среди сибирских регионов-экспортеров лидеры те же, что и раньше: Иркутская область и Красноярский край. В структуре их экспорта по-прежнему преобладает круглый лес, который составляет около 2/3 экспортных объемов. Направления вывоза — преимущественно страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, на который приходится примерно половина, и Япония — около 15%. В последние годы к ним добавилась Корея.

Китай и является главным потребителем необработанной древесины, заготавливаемой во всех лесных регионах, располагающихся в относительной близости от российско-китайской границы. С массовым экспортом древесного сырья в Китай небезосновательно связывается значительная доля незаконных рубок, проводящихся в регионах Сибири и Дальнего Востока и разорение многих уникальных по своей природе лесных территорий. С другой стороны экспорт — возможность найти работу жителям многих лесных поселков, поскольку собственная переработка лесной продукции с российской стороны где-то развита слабо, а где-то не развита вовсе.

Вопросам изменения сложившейся структуры экспорта государство уделило существенное внимание. Работа шла по двум направлениям: оптимизация таможенного законодательства на федеральном уровне и повышение качества работы таможенных служб — на региональном.

В период с 2002 по 2005 год правительство РФ скорректировало таможенные пошлины примерно на 300 видов лесобумажной продукции. С 1 января этого года в сторону повышения изменилась пошлина на необработанные пиломатериалы. И хотя ее ставка осталась на прежнем уровне (6,5%), минимальный платеж за кубометр увеличился с 2,5 до 4 евро. С 1 июля 2007 года ставка возрастет до 10% при минимальном платеже 6 евро за кубометр.

На региональном уровне тоже были достигнуты значительные успехи. В 2005 году на Иркутской таможне ввели электронную маркировку вывозимого круглого леса. Эта процедура пока не является обязательной для экспортеров, но многие уже выразили желание принять участие в этом проекте и приобрели соответствующее оборудование. Плюсы такой схемы для экспортера — возможность применения упрощенной схемы временного декларирования и ускорение прохождения груза через таможню. Также совместно с железной дорогой таможней реализуется проект по перевешиванию грузов.

Иностранцы в сибирском лесу

Сегодня у компаний нет возможностей для открытия новых крупных предприятий. Высокая стоимость строительства крупных заводов и большие сроки окупаемости, а также слабая развитость внутреннего спроса отпугивают отечественных инвесторов. Поэтому основные надежды возлагаются на зарубежные компании.

В этой сфере наметились положительные сдвиги. По итогам 2004 года рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в отрасль составил 25%, превысив 1 млрд долларов. Приоритетным направлением вложений стала деревообрабатывающая отрасль, требующая относительно небольших капиталовложений, при этом ее продукция пользуется стабильным спросом. По сравнению с началом нынешнего десятилетия, когда ПИИ составляли не более трети сегодняшнего уровня, это хороший результат.

Но пока этой суммы недостаточно, чтобы инициировать мощный рост в отрасли. По оценкам экспертов, для полной модернизации текущих производств и строительства новых необходимо вкладывать 1,5−2,4 млрд долларов ежегодно на протяжении 10 лет. Только в этом случае российский лесопромышленный комплекс может сократить технологическое отставание и наладить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Столь внушительная сумма инвестиций объясняется тем, что долгое время компании пренебрегали вложениями в основные фонды из-за активных процессов передела собственности.

В привлечении средств в лесной комплекс Сибири заинтересованы региональные власти, прежде всего Иркутской области и Красноярского края, особенно богатых лесными ресурсами. Строительство крупных производств позволит не только существенно увеличить налогооблагаемую базу, сформировать новые рабочие места и развить инфраструктуру. Оно способно положительно повлиять и на смежные отрасли, прежде всего энергетику, так как целлюлозно-бумажная промышленность отличается высокой энергоемкостью.

Иностранные инвесторы до последнего времени не испытывали большого интереса к Сибири, но в 2004 году ситуация стала меняться. При покровительстве властей они почувствовали себя в Сибири уверенно и постепенно начали вкладывать средства в строительство новых мощностей. Эти проекты интересуют в первую очередь компании Юго-Восточной Азии, которые испытывают нехватку продукции лесного комплекса. Но на Сибирь уже обратили внимание и европейские инвесторы. Так, российско-швейцарскаякомпания Royal Wood в марте этого года достроила в Иркутской области завод по глубокой переработке древесины. Предприятие будет производить 75 тыс. куб. м пиломатериалов, которые пойдут в основном на экспорт. Многие анонсированные крупные инвестиционные проекты в отрасли связаны с полным либо частичным участием иностранного капитала.

Исключение — строительство Енисейского лесодеревообрабатывающего комбината, начатое «Континенталь Менеджментом» в конце 2004 года. Суммарная стоимость проекта — 2 млрд рублей, а срок окупаемости — 6 лет. К 2007 году планируется выйти на плановую мощность в 285 тыс. куб. м продукции. Это сделает предприятие крупнейшим в России в данном сегменте.

Растущие надежды

Структурные диспропорции также оказывают влияние на лесной комплекс. Сегодня в Сибири недостаточно предприятий с высокой добавленной стоимостью производимой продукции. Основная часть мелких компаний поставляет за рубеж необработанный круглый лес, холдинги экспортируют целлюлозу, которая также является полуфабрикатом.

В то же время, несмотря на рекордную обеспеченность лесными ресурсами, Россия импортирует массу товаров лесного комплекса с глубокой переработкой. В 2005 году объем импорта составит около 2 млрд долларов, преимущественно из Германии и стран Скандинавии. К сожалению, предложить отечественным потребителям качественные аналоги импортируемой легкомелованной бумаги или упаковки российские компании пока не в состоянии: не позволяют технологические возможности. Строительство в Сибири мощностей по созданию продукции с высокой добавленной стоимостью — пока прерогатива иностранцев.

Не все благополучно и в заготовке круглого леса. По аналитическим оценкам, сегодня расчетная лесосека (объем леса, который можно вырубить без ущерба для его восстановления) в целом по сибирскому региону используется лишь на 30%. Причина кроется в неразвитости инфраструктуры: лесозаготовительные компании зачастую пользуются дорогами, построенными еще до начала 1990−х годов. На строительство новых нет денег: стоимость одного километра достигает 50 тыс. долларов. Поэтому здесь есть резервы для развития. Крупным игрокам мешают возможные изменения в законодательстве, касающиеся права долгосрочного использования леса. Сегодня они могут арендовать его на срок до 49 лет, а на практике этот срок — от 3 до 5 лет. В таких условиях компании не готовы вкладывать существенные средства в инфраструктуру. И все-таки потенциал у лесного комплекса Сибири есть. Чтобы его реализовать, необходимо предпринять ряд мер. Государство должно расставить приоритеты в своем видении перспектив отрасли: будет это ориентация на массовый экспорт круглого леса или преференции получат производители продукции высоких переделов. Возможно и совмещение этих вариантов, но в любом случае необходимо предложить потенциальным инвесторам программу, которая их заинтересует. Главное требование к такому документу — гарантированное предоставление компаниям лесных массивов в долговременное пользование.

Запасы древесины в регионе при грамотной эксплуатации поистине неистощимы, так что разумная политика властей в законодательном регулировании способна сделать из стагнирующей отрасли мощный кластер притяжения инвестиций. В среднесрочной перспективе следует все же ориентироваться на текущее положение дел, поэтому можно ожидать, что рост лесного сектора не превысит показателей прироста валового национального продукта и будет составлять 4−5% ежегодно.