Марикультура в России

Значение и предпосылки развития марикультуры

В обеспечении населения России продовольствием важная роль всегда отводилась рыбным и другим морским продуктам. Это было вызвано как исторически сложившимися условиями (рыболовство широко развивалось в реках, озерах и в морях), так и религиозными традициями, в частности тем, что по православной вере (к этой вере относилось большинство населения России) в многочисленные постные дни разрешалось употреблять только рыбу, но не мясные продукты.

В царской России наивысший вылов (1,1 млн. т) был в 1913 г. В СССР вылов стремительно увеличивался за счет развития морского и океанического рыболовства и достиг своего пика в 1987-1989 гг. - 11,1-11,4 млн. т (вылов собственно России – 8,3-8,4 млн. т), что обеспечивало внутреннее потребление рыбы и морепродуктов около 22-24 кг на одного человека в год.

С развалом Советского Союза и переходом России на рыночные отношения уловы рыбы стали резко снижаться. Но с 1995 г наблюдался рост уловов почти на 600 тыс. т, что дало возможность обеспечить годовой объем вылова в 4,2 млн. т. Этот рост продолжался и в 1996-1997 гг. вылов был 4,6 млн. т в год. В эти годы потребление рыбных продуктов на душу населения в России составляло всего 10 кг. Причины такого снижения потребления вызваны уменьшением общего вылова, увеличивающимся экспортом Россией рыбы и морепродуктов, отставанием от него импорта аналогичных товаров.

До первой мировой войны в Россию ввозилось больше 1/4 от ее собственного улова, а ввоз превышал в 14 раз вывоз. Главным образом, вывозились соленая рыба частиковых, красная и черная икра. Более трех четвертей всего импорта рыбных товаров составляла соленая сельдь. Ввозилась также треска (основные поставщики - Норвегия, Великобритания). Рыбы для питания населению страны не хватало, и этот недостаток должен был пополняться за счет ввоза ее дешевых сортов из-за границы.

В бывшем СССР цель рыболовства заключалась, прежде всего, в обеспечении населения страны разнообразными рыбными товарами по доступным ценам. Развитие как добывающей, так и обрабатывающей и сбытовой инфраструктуры рыбного хозяйства проходило в условиях директивно-плановой распределительной системы с ориентировкой на внутренний рынок. Экспорт рыбы и морепродуктов жестко планировался как по объему и ассортименту, так и по стоимостным показателям. На большинство рыбных товаров существовала государственная монополия, а реализация продукции на внешнем рынке осуществлялась через специально уполномоченных государством экспортеров. В свою очередь, импорт рыбных продуктов также планировался и, как правило, был во многом "навязанным". Например, импорт исландской сельди в Россию в значительной степени осуществлялся в счет поставок в Исландию энергоресурсов, канадской рыбы и т.д. Такая направленность государственной рыболовной политики, с одной стороны, обеспечивала потребление рыбных продуктов на уровне рекомендаций Института питания РАМН (18 кг на одного человека в год), а с другой - ограничивала экспортно-импортные операций в этой области, что вело, в свою очередь, к сдерживанию развития перерабатывающей и сбытовой инфраструктуры. При общем объеме вылова рыбы и морепродуктов Россией в 1986-1990 гг. - 8,3-7,8 млн. т, экспорт составил 0,68-0,93, а импорт - 0,25-0,30 млн. т. В последние годы Россия стала крупным субъектом мировой торговли рыбой и морепродуктами. По данным ФАО за 1993 г, доля Российской Федерации в мировых уловах рыбы и морепродуктов не превышала 5%, по экспорту же эта доля превысила 7%. В 1995 г объем оборота внешней торговли рыбными товарами России был 1988,9 млн. долл. США, что в 2,3 раза больше показателей 1992 г. С 1992 г. развитие внешней торговли России проходило при падении производства рыбопродукции внутри страны.

Снижение производства за рассматриваемый период составило 21%, в то время как экспорт увеличился в 2,3, а импорт - в 9,1 раза. В 1995 г Российская Федерация являлась ярко выраженным нетто-экспортером на мировом рынке рыбных товаров, с превышением экспорта над импортом более чем на 1,3 млрд. долларов США.

В последние годы внешняя торговля России рыбопродуктами оказывает значительное влияние на формирование ресурсов и потребление рыбной продукции в стране. Так, в 2000 г. роль импорта в общем объеме потребления повысилась до 21%. Эта тенденция может быть объяснима, главным образом, ослаблением общехозяйственной конъюнктуры, выразившейся в резком падении уловов. В связи с такой ситуацией стало актуальным развитие марикультуры, то есть искусственного разведения водных организмов.

Предпосылки развития:

1. Нарастающий спрос на морепродукты;

2. Снижение природных запасов ценных биоресурсов в доступных для промысла районах Дальнего востока из-за хищнического уничтожения; недоиспользование ресурсов Кольского полуострова и Камчатки;

3. Необходимость создания рабочих мест в еще существующих прибрежных населенных пунктах (многие из которых стоят на грани исчезновения); декларируемая правительством ориентация рыбной отрасли на прибрежное рыболовство и марикультуру;

4. Имеющийся положительный зарубежный и отечественный опыт, отечественные и зарубежные научные разработки.

Проблемы развития:

1. Загрязненность прибрежных вод вблизи крупных населенных пунктов и эстуариев рек, где есть рабочие руки, но что-либо выращивать опасно;

2. Неразвитость инфраструктуры (запустение) пригодных для создания хозяйств марикультуры прибрежных территорий;

3. Необходимость значительных начальных затрат – строительство современного окупающегося завода по культивированию морского ежа, включая создание этой самой инфраструктуры, обходится примерно в $30 млн. – и сравнительно длительная (3–5 лет) окупаемость хозяйств марикультуры;

4. Недостаточная изученность воздействия будущих хозяйств марикультуры на природные экосистемы;

5. Отсутствие современной законодательной базы, системы научного

сопровождения и охраны прибрежных хозяйств;

6. Особенности национального бизнеса на морепродуктах в условиях

повышенного зарубежного спроса, способные в сочетании с настоящими и будущими бюрократическими препонами уничтожить любые полезные начинания в этой области. Дело за тем, что победит: предпосылки, требующие разумного, заинтересованного подхода в развитии этого направления деятельности или проблемы с непродуманными несовершенными методами их решения [17,21].

Выращивание марикультуры

Под марикультурой (синонимы: аквакультура, морская аквакультура) обычно понимают интенсивное выращивание гидробионтов с целью воспроизводства особей промысловых видов (запаса), а также кормовых организмов.

К марикультуре относятся: культивирование гидробионтов – растений или животных (животные в свою очередь, подразделяются на беспозвоночных и рыб) – в пресной, солоноватой или морской воде, включающее их искусственное воспроизводство и товарное выращивание; промышленное выращивание гидробионтов по определенной технологической схеме, с полным контролем над всеми звеньями процесса; хозяйствование на водоемах с целью повышения их продуктивности; выращивание кормовых организмов-коловраток, копепод, мизид, артемий.

В широком смысле марикультура – это активное вмешательство в управление биологическими процессами в морской среде: разнообразные формы биологической мелиорации (улучшения условий обитания организмов), акклиматизации (приспособления организмов-переселенцев и их потомства к новым условиям среды), трансплантации (переселения) промысловых и кормовых организмов, создание новых гибридных форм, уменьшение количества вредных животных с использованием технических и биологических методов и др.

Применяемые в настоящее время методы включают улучшение среды обитания (в том числе строительство искусственных рифов), создание специальных кормов и систем искусственного питания, перемещение популяций в более продуктивные районы и строительство инкубационных устройств, продуцирующих молодь, которую затем переносят в море.

Таким образом, особенности биологии беспозвоночных применительно к товарной марикультуре позволяют говорить не только об увеличении численности животных, но и степени развития тех или иных органов.

Можно выделить три основных типа водных систем, использующихся для марикультуры: открытые, замкнутые и полузамкнутые. В открытых системах продукцию получают в естественном водоеме, вмешательство человека в основном идет по пути повышения продуктивности. В полузамкнутых системах вода из природного водоема поступает в систему после предварительной обработки (или без таковой) и после прохождения через систему возвращается в водоем. В замкнутую систему вода подается один раз и далее не заменяется или заменяется через значительные промежутки времени.

Повышение уровня продуктивности беспозвоночных может выполняться тремя способами:

1. разведение,

2. улучшение среды обитания,

3. трансплантация (переселение).

Разведение

Метод включает искусственное получение молоди, а также выпуск ее в море или искусственную среду для нагула и естественного увеличения численности. Для обозначения процесса нагула молоди, в естественной среде в зарубежной литературе обычно используется термин «ранчирование» (от англ. ranch – фермерство, скотоводство). В нашей стране под этим термином обычно понимается выращивание рыбы в пресноводных водоемах. Ранчирование может вестись в нескольких вариантах, различающихся масштабами распространения животных и воздействия человека на среду.

Соответственно, повышение продуктивности выращивания животных может достигаться как их переселением в районы, более богатые пищей, так и переводом на искусственную подкормку. Многих беспозвоночных можно выращивать из яиц до зрелости, однако, не смотря на возможность приспособить некоторые районы для разведения молоди, вряд ли в ближайшие годы будет выгодным подращивать ее до взрослого состояния.

Трансплантация

Процедура требует менее значительных капиталовложений и на современном этапе с успехом заменяет культивирование. Трансплантация морских ежей и рабов – вполне жизнеспособная альтернатива более дорогостоящей технике инкубирования молоди при культивировании. Участки моря с плохо развитой кормовой базой часто не дают возможности беспозвоночным достигать рыночных размеров.

Санитарная марикультура

Есть еще одно перспективное направление культивирования морских организмов – санитарная марикультура. Она основана на способности животных-фильтраторов пропускать через себя огромные количества морской воды, задерживая необходимые для питания ингредиенты, а вместе с ними и различные загрязнители (токсиканты, поллютанты), токсичные металлы (ТМ), радиоизотопы из ряда ТМ и химические соединения. Эти группы загрязнителей усваивают (ассимилируют) и морские водоросли, также получающие пищу непосредственно из морской среды. Не случайно бурых водорослей используют в качестве маркеров загрязнения среды ТМ. При достаточной плотности поселений, достигаемой с помощью искусственных рифов в загрязненных районах, эти организмы могут взять на себя львиную долю работы по очистке акваторий от искусственного загрязнения.

Несколько лет назад группой специалистов Мурманского морского биологического института КНЦ РАН под руководством Г. М. Воскобойникова было показано, что фукусовые водоросли способны выживать в зоне повышенной концентрации нефтеуглеводородов вплоть до состояния так называемого «шоколадного мусса». Фукусовые эффективно поглощают эти соединения, (причем их содержание в водорослях повышается в 30 раз), и включают их в процессы метаболизма. Сейчас исследователи разрабатывают оптимальные конструкции искусственных рифов, которые, будучи засажены фукусовыми водорослями и установленными в местах возможного образования нефтяных пленок, станут надежными защитными сооружениями прибрежной среды [24].

Состояние и перспективы отечественной марикультуры

В 90-х годах прошлого века в России практически полностью были прекращены исследования по марикультуре. Существовавшие и уже работавшие хозяйства уничтожены или перепрофилированы, научные коллективы распались. Поэтому, когда пришло понимание ситуации с подрывом национальных ресурсов, для восстановления отрасли практически все надо было начинать сначала. К 1995 году снова появились сообщения об успешном проведении экспериментов по восстановлению запасов морского ежа и морской капусты. Подтверждена реальность применения достаточно простой технологии подращивания ежа, базирующейся на описанных выше приемах ранчирования с дополнительным улучшением кормовой базы за счет либо восстановления утраченных запасов морской капусты на путях миграции ежа, либо за счет ее завоза в места естественных или рукотворных скоплений.

Наиболее рентабельными направлениями у нас в стране сейчас считаются донное выращивание морской капусты, а также сбор спата (осевших личинок) беспозвоночных на коллекторы с последующим подращиванием их в садках и товарным выращиванием стойких к внешним воздействиям особей приморского гребешка, мидии, устрицы, трепанга на донных плантациях. морских обитателей.

В списке перспективных для культивирования объектов – водоросли грацилярия и ундария23, мидии, устрицы, морские ежи, трепанг, крабы. Причем сохранить два последних вида в водах Приморья и Сахалина можно только за счет использования искусственного воспроизводства. Для Камчатки в первую очередь проблемным видом на сегодня является камчатский краб. Все это требует значительных капиталовложений на уровне сотен миллионов долларов. Для сравнения приведем только одну цифру: в 2000 году капитальные вложения предприятий, активно занимавшихся организацией хозяйств марикультуры в Приморье, по данным Приморрыбвода составили около $5 млн., в то время как приличный завод по воспроизводству молоди краба стоит примерно $100 млн.

И еще один существенный момент: стоит ли заниматься всерьез марикультурой, если то сырье, что у нас еще есть, мы используем от силы на треть? Возьмем, к примеру, краба. Его мясо – источник ценного легко усваиваемого белка, так необходимого детям и старикам. Панцирь, особенно на конечностях, – отличное сырье для получения лучших по своим качествам хитина и хитозана, все шире используемых в медицине, например, для лечения больных раком и остеохондрозом. Продукция из морского ежа и трепанга способна уберегать нас от инфарктов и инсультов, повышать качество жизни в пору старения организма.