Материалы для реконструкции плавания экспедиционных судов и открытий В. И. Беринга

Участники экспедиции не нанесли на карту маршрут своего плавания. Позже картографы не раз пытались восполнить этот пробел. Одними из первых попытки реконструкции плавания бота «Св. Гавриил» на основе воссоздания по вахтенному журналу прокладки на современных им навигационных картах предприняли во второй половине XVIII в. военные моряки. Первым такую попытку осуществил в 1767 г. известный картограф и гидрограф А. И. Нагаев. Затем, в 1787 г. прокладку курса «Св. Гавриила» выполнил А. Вильбрехт а в 1823 г. В. Н. Берх.

Морской офицер, участник первого русского кругосветного плавания штурман Берх хорошо был знаком с кораблевождением в парусном флоте. Будучи начальником Гидрографического депо, он имел доступ к документам Камчатских экспедиций. В своей работе он впервые использовал вахтенный журнал бота «Св. Гавриил» и карту, составленную вице-адмиралом А. И. Нагаевым в 1767 г., добавив в нее плавание Беринга 1729 г.. Работа Берха – первое подробное описание плавания бота «Св Гавриил» в 1728-1729 гг.. Берх произвел анализ журнала бота «Св. Гавриил» на уровне тех пособий, которыми располагала наука в первой половине XIX в.

Все составители карт наносили маршрут плавания экспедиции на географические карты своего времени, отличавшиеся значительными неточностями, что, в свою очередь, не способствовало правильному изображению пути корабля.

Методика восстановления прокладки пути экспедиционного судна первой половины XVIII в. по данным судового журнала была предпринята капитаном 2 ранга Г. К. Шумейко в процессе подготовки к публикации Д. М. Лебедевым журнала пакетбота «Св. Павел» А. М. Чирикова, веденного на судне во время его плавания к северо-западным берегам Америки в 1742 г.

Одним из немногих известных нам отечественных ученых, который произвел специальное источниковедческое исследование материалов, освещающих плавание и результаты работы Первой Камчатской экспедиции В. Беринга, был А. А. Сопоцко. В 1978 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Вахтенные журналы и картографические материалы первой половины XVIII в. как исторические источники» [Сопоцко, 1983, С.226].

Учитывая недостаточно полную освещенность истории плаваний Беринга в советской и зарубежной историографии, А. А. Сопоцко поставил задачу восполнить этот пробел: дать подробный анализ плаваний Первой Камчатской экспедиции в 1728-1729 гг., использовав главным образом вахтенный журнал бота «Св. Гавриил». Главная задача исследования сводилась к тому, чтобы на основе анализа документов и рассмотрения всего комплекса вопросов, составляющих содержание плаваний бота «Св. Гавриил», попытаться представить цельную картину открытий Беринга в 1728-1729 гг., определить место их в открытиях Первой Камчатской экспедиции и других русских экспедиций в северной части Тихого океана.

Исследователь поставил и конкретную задачу: использовать в качестве источника исследований вахтенный журнал бота «Св. Гавриил», картографические и другие материалы, воссоздающие картину плаваний 1728-1729 гг.. В связи с этим появилась возможность решать и другие задачи: восстановить на современных навигационных картах прокладки маршрутов плаваний бота «Св. Гавриил», провести определение (атрибуция) и отождествление (идентификация) тех мест побережья северо-восточной Азии, которые впервые были открыты Берингом и его сподвижниками; провести историко-сравнительный анализ использования исследователями XVIII-XX вв. вахтенного журнала, карт и других материалов как источников по истории русских географических открытий первой половины XVIII в. и пересмотреть сложившиеся в историографии ошибочные представления.

На базе использования ранее наименее изученных источников: вахтенных журналов и картографических материалов XVIII-XIX вв. и их источниковедческого анализа осуществлено полное историко-географическое моделирование (реконструкция) плаваний бота «Св. Гавриил» во время Первой Камчатской экспедиции. В процессе плавания советской экспедиции на яхтах «Родина» и «Россия» была произведена привязка отмеченных в журнале Беринга мест к местности, т.е. произведено опознание тех географических объектов, которые служили Берингу опорными пунктами при определении своего места.

Историко-географическая модель, составляющая основное содержание исследования, была представлена последовательным описанием плаваний, изложением сути открытий и выражена в графической форме в виде серии частных и генеральных (обзорных) историко-навигационных карт. Созданные карты с прокладкой морского пути экспедиции Беринга явились предметом последующей аналитической работы по атрибуции и идентификации береговых ориентиров (географических объектов), описанных в вахтенном журнале и запеленгованных штурманами XVIII в., а также для выявления территориальных открытий, сделанных Первой Камчатской экспедицией.

Идея проведения заключительного этапа историко-географического моделирования плаваний Первой Камчатской экспедиции была подсказана самой историей изучения этих плаваний. Так, некоторые географические открытия Беринга были идентифицированы экспериментальным путем еще в XVIII-XIX вв. Маршруты Дж. Кука в 1778 г. и Ф. П. Литке в 1828 г. совпали на отдельных участках с маршрутом плавания бота «Св. Гавриил», при этом была подтверждена часть открытий, совершенных русскими моряками в первой половине XVIII в.

Только эксперимент, т.е. натурное воспроизведение построенной историко-теоретической модели, мог бы подтвердить или отвергнуть достоверность полученных исследователями результатов конкретного источниковедческого и историко-географического исследования, научную надежность примененных принципов и методических приемов анализа и синтеза сведений специфических исторических источников — вахтенных журналов. Любое исследование по исторической географии в той или иной мере сводится к реконструкции историко-географической среды. В основе подобных реконструкций лежат строго учтенные факторы и анализ исторических документов, данных этногенеза и топонимики, картографических произведений, археологических раскопок, физической географии [Белов, 1975, с. 32-36; 1976, С.513]. Использование данных и методов современной науки значительно повышает эффективность и качество научно-исследовательских работ по реконструкции плаваний прошлых веков.

Опыт физического моделирования плаваний прошлого в мировой науке сравнительно мал, а в нашей стране почти полностью отсутствует. Между тем это один из наиболее убедительных методов научного анализа достоверности географических открытий. При использовании этого метода осуществляется натурное физическое моделирование, т.е. повторение в сходных условиях маршрутов былых экспедиций. При таком моделировании современные исследователи, находясь непосредственно на месте, где было совершено то или иное географическое открытие, могут с полной очевидностью подтвердить или опровергнуть теоретические расчеты. Метод особенно применим в условиях, когда географическая среда претерпела минимальные изменения.

Поскольку от точности каждого определения местоположения судна в прямой зависимости находится множество других параметров, характеризующих то или иное географическое открытие, при моделировании плаваний Беринга учитывался ряд условий. Во-первых, предполагалось, что историко-географическая среда исследуемого региона за 250 лет почти не изменилась. Во-вторых, при использовании записанных в вахтенном журнале бота «Св. Гавриил» навигационных данных предпочтение отдавалось способу определения места судна по пеленгам, как самому точному, так как известно, что мореплаватели первой половины XVIII в. сравнительно точно «брали» пеленги на береговые ориентиры, но допускали значительные ошибки в определении географической долготы.

С целью более глубокого изучения плаваний Беринга и проверки точности историко-теоретических расчетов, выполненных историками, в 1976 и 1977 гг. Дальневосточное высшее инженерное морское училище (ДВВИМУ) им. адм. Г. И. Невельского и Приморский филиал ВГО организовали экспедицию яхт класса Л-6 «Родина» и «Россия». В состав экспедиции входили преподаватели ДВВИМУ, курсанты и штурманы дальнего плавания, в прошлом закончившие это училище. Экспедиция яхт 1976-1977 гг. имела в своем составе 5 инженеров-судоводителей, штурманов дальнего плавания. Начальник экспедиции — доцент ДВВИМУ Л. К. Лысенко, заместитель начальника судоводительского факультета, мастер спорта по парусу. Перед экспедицией стояли следующие задачи:

1.  Осуществить переход яхт по маршрутам плаваний Беринга в 1728-1729 гг.

2.  Выполнить натурное моделирование плаваний Беринга по этим маршрутам с целью экспериментальной проверки правильности расчетов, основанных на источниковедческом анализе географических открытий Первой Камчатской экспедиции.

3.  Экспериментально проверить достоверность записей вахтенного журнала бота «Св. Гавриил», точность путесчисления в вахтенном журнале, а также значение Итоговой карты Первой Камчатской экспедиции и карты Морской академии 1746 г.

Перед экспедицией стояли и дополнительные задачи: изучить условия плавания парусного судна в северных широтах и условия работы штурмана парусного судна XVIII в. (ведение навигационной прокладки в условиях сильной качки, выполнение навигационных и астрономических наблюдений); медико-биологические наблюдения в соответствии с программой кафедры нормальной физиологии Владивостокского медицинского института.

Выбор яхт для моделирования не был случаен. Из всех типов современных парусных судов яхта класса Л-6 наиболее близка по своей конструкции к судну, которое по терминологии XVIII в. называлось ботом. Яхта класса Л-6 имеет водоизмещение 6,5 т, длина ее 12,5 м, ширина 2,8 м, осадка 1,8 м, что приблизительно соответствует тактико-техническим данным ботов XVIII в. Условия плавания на яхтах максимально приближались к тем, в которых находились Беринг и его сподвижники: малое водоизмещение, отсутствие механического двигателя, парусное оснащение. Технические средства судовождения и способы их использования, уровень комфорта были максимально приближены к условиям бота «Св. Гавриил». Яхта и бот имеют одинаковые скорость хода, мореходные качества, условия визуального наблюдения и т. д., что обусловливало определенную «чистоту» эксперимента [Сопоцко, 1983, С.52].

Участники экспедиции яхт имели возможность применять те же самые технические средства навигации и методы их использования, которые имели Беринг и его штурманы. Однако яхты «Родина» и «Россия» были вооружены и современными средствами кораблевождения (радиопеленгатор, эхолот, современные астрономические приборы, навигационные карты, лоции и др.). Чередуя определения навигационных параметров (курс, скорость, дрейф, поправка компаса, элементы течения и др.) и астрономических (широта, долгота и т. п.) средств и способов навигационных определений XVIII в. с современными, участники экспедиции яхт смогли проверить точность путесчисления мореплавателей XVIII в.

Экспедиция яхт «Родина» и «Россия» была снабжена следующими документами:

1) современные навигационные карты с прокладкой пути бота «Св. Гавриил» (7 карт плавания 1729 г. и 18 – плавания 1728 г.);

2) вахтенный журнал бота «Св Гавриил»;

3) генеральная карта плавания В. Беринга в 1728-1729 гг.;

4) Итоговая карта Первой Камчатской экспедиции;.

5) Генеральная карта Второй Камчатской экспедиции, составленная в Морской академии в 1746 г.

В соответствии с предварительной прокладкой курса по указанным картам была сделана проработка маршрута предстоящего плавания, выбраны навигационные карты, лоции и другие морские навигационные пособия.

Во время плавания яхты по возможности придерживались пути бота «Св. Гавриил», при этом практически проверялась точность прокладки пути судна Беринга, показанная на картах. При достижении точки, из которой на карте проведены пеленги на географические пункты, открытые экспедицией Беринга, штурман яхты с помощью журнала Беринга и всех других средств кораблевождения, определял местоположение бота «Св. Гавриил» и яхты на указанное время пеленгования. Таким образом, еще раз осуществлялась проверка точности определения места бота «Св. Гавриил» в момент пеленгования, зафиксированная в его вахтенном журнале и на картах.

Затем штурман брал пеленги на береговые пункты и сравнивал полученные результаты с теми, которые показаны на картах и записаны в журнале Беринга.

Описание исследуемого географического пункта по вахтенному журналу XVIII в. сравнивалось с фактическим его видом. Результаты наблюдений уточнялись по описанию предмета (гора, мыс, устье реки и т. п.) в лоциях и его положению на карте. Одновременно практически проверялась точность прокладки пути бота «Св. Гавриил» и достоверность всех открытий по реконструкции и по картам XVIII в., правильность пеленгования.

Участники советской экспедиции 1976-1977 гг., в совершенстве владеющие новейшими средствами кораблевождения и имеющие высокую профессиональную штурманскую подготовку, изучили навигацию и мореходную астрономию XVIII в., средства и способы определения навигационных параметров той эпохи, освоили принципы и методику проверки достоверности географических открытий. Главной задачей советской экспедиции явилось не формальное повторение маршрутов бота «Св. Гавриил», а практическое осуществление моделирования, основанного на историко-сравнительном сопоставлении правильности локализации, точности атрибуции местоположения географических объектов (рассчитанных для отождествления по первоисточникам, существующих в действительности, изображенных на старинных и современных исторических и географических картах и открытых в свое время Берингом и его сподвижниками).

Плавание Беринга 1729 г. экспедиция яхт моделировала в 1976 г. Плавание проходило в направлении, противоположном тому, которым следовал в начале XVIII в. бот «Св. Гавриил». Принципиального значения для моделирования это обстоятельство не имело, так как яхты проходили тот же самый маршрут, которым в 1729 г. плыли русские мореплаватели. 11 июля 1976 г. яхты «Родина» и «Россия» вышли в плавание из города Владивосток. С 5 по 17 августа яхты моделировали плавание бота «Св. Гавриил» на участке от Охотска до Петропавловска-Камчатского.

Плавание бота «Св. Гавриил» 1728 г. экспедиция яхт моделировала в 1977 г. в течение месяца (с 23 июля по 22 августа). 23 июля яхты вышли из Петропавловска-Камчатского и 26 июля прибыли в Усть-Камчатск — исходную точку, откуда Беринг и его сподвижники в июле 1728 г. отправились в плавание.

Яхты «Родина» и «Россия» вышли из Усть-Камчатска 28 июля 1977 г., т. е. точно через 249 лет после плавания бота «Св. Гавриил». Достигнув в Северном Ледовитом океане предельной широты (67°24΄ с.ш.), до которой поднялся в 1728 г. бот «Св. Гавриил», экспедиция яхт повернула обратно и 22 августа в бух. Провидения закончила свою деятельность. Месячное плавание в северных широтах, в том числе и в Северном Ледовитом океане, было завершено. Впервые в истории яхты пересекли северный полярный круг.

Во время плаваний 1976 г. яхтсмены практически подтвердили, что участники Первой Камчатской экспедиции открыли и впервые нанесли на карту ряд географических пунктов на п-ове Камчатка от Петропавловска до устья р. Большая.

В результате моделирования 1977 г. были подтверждены многие географические открытия, совершенные русскими моряками на громадном пространстве от Усть-Камчатска до м. Дежнева. Эксперимент яхт подтверждает, что Беринг доказал наличие пролива между Азией и Америкой [Сопоцко, 1983, С.56].

Из 220 географических объектов, открытых или впервые нанесенных на карту Берингом во время плаваний 1728-1729 гг., экспедиция яхт подтвердила 87. Однако яхты не смогли полностью повторить маршруты XVIII в.: не был совершен переход из устья р. Камчатка до Авачинской губы, вдоль всех берегов Анадырского залива. Кроме того, экспедиция из-за штормов и туманов не видела многих земель, открытых в свое время Первой Камчатской экспедицией. Но все объекты, открытые Берингом и увиденные экспедицией, безошибочно поддавались идентификации.

Результаты эксперимента оказались весьма успешными и ценными для научных обобщений. Прежде всего, не было ни одного случая, когда бы то или иное открытие, установленное исследователями теоретическим путем в итоге источниковедческого комплексного анализа, не было подтверждено практически или вызывало сомнения.

Были экспериментально установлены достоверность записей старинных вахтенных журналов, достаточная точность путесчисления мореплавателей XVIII в. и их отличная навигационная подготовка а также практическая источниковая ценность Итоговой карты Первой Камчатской экспедиции и карты Морской академии 1746 г.. Натуральное моделирование 1976-1977 гг. показало, помимо достоверности и точности источников исследования, правильность историко-теоретических расчетов и построения историко-географической модели как надежного и объективного метода познания пространственной стороны исторической действительности. Результаты деятельности экспедиции яхт опубликованы в газетах [Краснов Лысенко, Сопоцко, 1978; Лысенко, Романов, Сопоцко, 1978 и др.].

Впервые в географической науке достоверность основных научных положений исследователя, его теоретических расчетов и доказательств точность построения модели плавании, локализации, идентификации открытий были проверены и доказаны натуральным экспериментом.