Машиностроительный комплекс России

Машиностроение — ведущий МОК, обеспечивающий выпуск разнообразных машин и оборудования для различных отраслей хозяйства. Главная задача машиностроения — вооружать народное хозяйство совершенными машинами. Именно машиностроительный комплекс составляет основу научно-технического прогресса (НТП) в российской экономике.

Машиностроительный комплекс — крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти ¼ всей промышленной продукции в стране, в нем занято более 9 млн чел. Машиностроение — крупнейший потребитель продукции: он расходует 20% проката черных и цветных металлов, на него работает ½ железнодорожного состава страны. На протяжении последних лет в комплекс направлялись значительные капиталовложения, и сегодня в нем сосредоточено более ½всех производственных фондов.

Сейчас не все отрасли машиностроения развиваются одинаково — существенный спад производства по сравнению с дореформенным периодом произошел в отраслях тяжелого, нефтяного, химического, энергетического машиностроения, тракторостроения, изготовлении машин и оборудования для агропромышленного комплекса (АПК) и легкой промышленности. В железнодорожном машиностроении сократился выпуск практически всех видов продукции, упало производство автомобилей. Выпуск 1/4 из 62 важнейших видов продукции сократился на 20—40%, а почти 1/3 — на 50%. В результате конверсии объем военного машиностроения составил 18% от общего объема производства.

Современное машиностроение состоит из более чем 70 отраслей, число отраслей постоянно растет, но по характеру выпускаемой продукции и факторам размещения их можно разделить на три большие группы.

Факторы размещения машиностроения

1. Наукоемкость

2. Трудоемкость

3. Металлоемкость

4. Военно-стратегический

5. Транспортный

6. Потребительский

Специализацияи кооперирование— важнейшие принципы размещения.

Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперированию. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых — заводы-филиалы в малых и средних городах, поставщики деталей и оборудования для сборочных заводов, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, например, только одно предприятие в России выпускает троллейбусы (Энгельс),магистральные тепловозы (Коломна),картофелеуборочные комбайны (Рязань).Одно из следствий узкой специализации — высокий уровень концентрации производства. В российском машиностроении 20% объема производства приходится на 10 крупнейших предприятий.

Машиностроение размещено по территории страны иначе, чем большинство других отраслей промышленности. Вследствие многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во всех районах России. Различия в развитии машиностроения проявляются в неодинаковом уровне развития машиностроения в разных частях страны; различном наборе машиностроительных отраслей и их значении на разных территориях. В одних районах они имеют общегосударственное значение, т. е. являются отраслями их специализации, в других — удовлетворяют потребности только данного района.

Тяжелое машиностроение ориентировано на крупных производителей металла и основных потребителей своей продукции — металлургические базы Центра, Урала и Сибири. Лидер отрасли — «Уралмаш» (Екатеринбург)— выпускает прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы. Оборудование для угольной промышленности Сибири производит Красноярский завод шагающих экскаваторов (для КАТЭК), предприятия Кузбасса (Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Кемерово).Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускают в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже, Коломне.

Энергетическое машиностроение ориентировано не только на металл, но и на квалифицированные кадры и научные разработки, поэтому исторически развивалось в Санкт-Петербурге и его пригороде Колпино, где производят оборудование как для ГЭС, так и АЭС. Новый центр атомного машиностроения — «Атоммаш» построен в Волгодонске. Паровые котлы для ТЭС выпускают в Барнауле, Бийске, Таганроге, Белгороде, Подольске.

Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта и имеет ориентацию прежде всего на выгодное транспортно-географическое положение как в силу широкой кооперации, так и в силу специфики производственных процессов. Например, судостроение ориентировано на речные и морские порты — Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Мурманск, Астрахань, Тюмень, Хабаровск, Комсомольск на-Амуре, Владивосток.

Автомобилестроение России возникло в Москве, где и сегодня выпускают грузовые и легковые автомобили (ЗИЛ и АЗЛК). В настоящее время главным автомобильным цехом страны стало Урало-Поволжье (ВАЗ — Тольятти, КАМАЗ — Набережные Челны,УАЗ — Ульяновск,ГАЗ — Нижний Новгород, ИЗК — Ижевск).

Производство автобусов — Ликино-Дулево, Голицыне, Яхрома, Курган; микроавтобусов на базе ЗИЛ — Москва, ГАЗ — Нижний Новгород.

Локомотиво- и вагоностроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны: Коломна, Калуга, Брянск,Людиново, Муром. Пассажирские вагоны выпускает Санкт-Петербург, электрички — Тверь и Демехово. Вагоны метро производят Санкт-Петербург и Мытищи.

Тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин в основном ориентировано на потребителя — главные сельскохозяйственные районы. Первые тракторные заводы были построены в довоенный период в Волгограде и Челябинске, а затем в Центре (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург),Сибири (Рубцовск),на Северо-Западе (Петрозаводск —завод трелевочных тракторов). Производство комбайнов сосредоточено в главных сельскохозяйственных районах, например, зерноуборочных — в Таганроге, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Станкостроение, точное и военное машиностроение ориентированы на крупные научно-производственные центры, имеющие выгодное экономико-географическое и военно-стратегическое положение, сосредоточение научных кадров и квалифицированной рабочей силы. Научно-исследовательские институты (НИИ) и опытно-конструкторские бюро (ОКБ) отдельных отраслей расположены, как правило, в крупных научных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск),в то время как производство серийной продукции размещено по всей стране.

Аэрокосмическая промышленность ориентирована на высокий научный потенциал Московского региона, основные НИИ и ОКБ размещены в Москве и городах ее окружения: КБ «ЯК», «ТУ» (Москва),авиационный технополис (Жуковский), межконтинентальные ракеты и космические аппараты (Королев, Химки, Реутов, Дубна).Военно-стратегическое положение определяет размещение ряда предприятий отрасли в центре страны — в Урало-Поволжье (Ульяновск, Самара, Пермь, Уфа, Воткинск),в Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ).Космодромы действуют недалеко от Плесецка и в Капустином Яре.

Станкостроение обеспечивает оборудованием различные отрасли хозяйства и имеет широкую географию, однако ведущими являются крупные сложившиеся машиностроительные центры (Москва, Санкт-Петербург, Иваново)и относительно новые — Сасово (Рязанская область), Су-хиничи (Тверская область).

Дальнейший прогресс в машиностроении предусматривает:

 ускоренное развитие отраслей суперсовременных технологий, использующих широкий научный потенциал ВПК;

создание мелких, технологически гибких предприятий;

расширение географии комплекса.