Международно-правовой режим Арктики
Арктика представляет собой северную физико-географическую область Земли, примыкающую к Северному полюсу. Она включает: Северный Ледовитый океан с его 8 морями (Гренландское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Бофорта, Баффина); залив Фокс – Бейсин; различные заливы и проливы Канадского Арктического архипелага и непосредственно Канадский Арктический архипелаг; северные части Атлантического и Тихого океанов; остров Гренландия; архипелаги Шпицберген, Земля Фpанца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля; остров Врангеля и Hовосибиpские острова, а также северные побережья материков Северная Америка и Евразия.
Площадь Арктики оценивают в 21 млн. кв. км.
Границу Арктики проводят по Северному полярному кругу (66° 33′ с. ш.), а иногда её связывают с положением изотермы наиболее теплого месяца +10° C. Приарктическими государствами считаются США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Россия.
Правовой режим Арктики определяется действующими нормами международного морского права и национальным законодательством приарктических государств.
Приарктические государства начали предпринимать попытки по закреплению за собой территорий Арктики и разделу арктических вод еще с начала XX века. Однако главным документом, определяющим само понятие «континентальный шельф», а также права стран на его использование, является Конвенция ООН по морскому праву 1982г., вступившая в силу с 1994 г.
Согласно статье 76 Конвенции, «континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние».
В Конвенции уточняется: подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, а также склона и подъема. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.
Таким образом, континентальный шельф прибрежного государства имеет три отличительные черты:
он простирается за пределами территориального моря;
является естественным продолжением сухопутной территории государства;
в правовом аспекте шельф простирается до внешней окраины материка или на расстояние 200 миль, если внешняя окраина материка не простирается на такое расстояние, т.е. расположена ближе к материку.
Если внешняя окраина материка простирается более чем на 200 миль, то государство вправе устанавливать внешнюю границу самостоятельно. Однако фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентально шельфа, должны находиться не далее 350 морских миль от 2500-метровой изобаты – виртуальной линии, соединяющей глубины в 2500 метров (предельная глубина для подводной окраины материка).
При этом необходимо обратить внимание на то, что, согласно Конвенции, для объявления внешней границы за пределами 350 миль нужны неопровержимые доказательства, что шельф является продолжением материка прибрежного государства. Это означает, что на основании детальных исследований необходимо доказать, что тот или иной подводный хребет образовался не в результате извержения подводного вулкана, а является частью материка, ушедшего под воду.
Процедура установления законных границ шельфа осуществляется следующим образом:
прибрежное государство проводит исследования, составляет карты, готовит заявку и соответствующие документы для предоставления в Комиссию ООН по границам континентально шельфа;
подготовленный материал передается Генеральному секретарю ООН, который, проверив правильность и подлинность исследований, доказательств и документов, публикует карты и пояснительные записки к ним;
после вышеописанных действий границы континентального шельфа прибрежного государства считаются подлинно легитимными.
В Конвенции указан предельный срок подачи заявки государства на определение границ континентального шельфа – 10 лет с момента её ратификации. По истечении этого срока заявки не принимаются.
Также часть XI Конвенции регулирует деятельность Международного органа по морскому дну, созданного для организации деятельности в глубоководных районах морского дна за пределами национальных юрисдикций и управления минеральными ресурсами этих районов.
В целом, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. ратифицировали 159 стран. Приарктические государства присоединялись к Конвенции в следующем хронологическом порядке: Норвегия – 24 июня 1996 г., Российская Федерация – 12 марта 1997 г., Канада – 7 ноября 2003 г., Дания - 16 ноября 2004 г. США пока не ратифицировали Конвенцию, т.к. их не устроил тот факт, что в соответствии с этим документом Международный орган по морскому дну наделяется монополией на координацию всей деятельности, касающейся природных ископаемых и разведочных операций, в международном пространстве морского дна. Однако 31 октября 2007 г. Сенат США по иностранным делам принял решение о том, что ратификация Конвенции произойдет в ближайшие сроки.
В августе 2008 г. учеными Даремского университета (Durham University, Англия) была разработана первая полная карта спорных территорий Арктики (см. приложение 1). В своем исследовании ученые руководствовались историческими и современными аргументами стран на право собственности в Арктике. Согласно вышеупомянутой карте можно разделить всю Арктику на 3 вида территорий, которые условно можно обозначить А, Б и В.
А - районы с юридически закрепленными границами между странами.
Б - территории, на которые были предоставлены и приняты официальные заявки претендующих стран.
В - шельфовые зоны, на которые страны изъявляют желание претендовать, но их заявки либо еще не поданы, либо поданы, но не приняты Комиссией ООН.
Проводя анализ данной карты, необходимо заметить, что в первую очередь на ней представлены границы приарктических государств, их внутренние воды, а также исключительные экономические зоны (exclusive economic zones), которые в соответствии со статьей 60 Конвенции ООН по морскому праву 1982г. составляют 200 морских миль. По большей части, эти территории относятся к зоне А, т.к. они являются юридически закрепленными и неприкосновенными зонами приарктических государств. В их черте государство имеет право на разведку, добычу и управление всеми природными ресурсами. Однако не все из этих территорий можно отнести к зоне А, т.к. исключительные зоны некоторых соседних стран, таких как, например, Россия и Норвегия, могут перекрывать друг друга, в связи с чем требуется их дополнительное урегулирование.
На сегодняшний день в Арктике юридически зафиксированы границы исключительных экономических зон между следующими государствами:
Россией и США. Соглашение 1990г. о продлении исключительной экономической зоны США за пределы 200 морских миль и создании «Специальной Восточной Зоны» («Eastern Special Area»).
Данией (Гренландией) и Канадой. Границы зон определены согласно Конвенции ООН 1982 г.: по 50% водной территории принадлежит каждому из государств.
Данией (Гренландией), Исландией и Норвегией. Границы также определены в соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. Помимо этого, в 1920 г. Исландия и Норвегия подписали договор, по которому между двумя государствами была создана так называемая «общая зона» («joint zone»). Идея разработки соглашения по данному вопросу была вызвана невозможностью стран договориться, как будут использоваться перекрывающие друг друга их исключительные зоны. Согласно подписанному договору, страны разрабатывают перекрывающую зону совместно, но также имеют право на разработку 25 % месторождений прилегающего государства не далее обозначенных границ (между интервалами 68° и 70° 35 северной широты и 6° 30’ и 10° 30’ западной долготы).
Отношения между Россией и Норвегией регулируются Шпицбергенским трактатом 1920 г., согласно которому над Архипелагом Шпицберген устанавливается суверенитет Норвегии, а государства – участники договора (50 стран, в том числе Россия) имеют право на эксплуатацию естественных ресурсов самого Шпицбергена, а также его территориальных вод. В связи с тем, что условия трактата неоднократно нарушались как со стороны Норвегии, так и России, в 1978г. странами был подписан договор о так называемой «Серой Зоне» («Grey Zone»), в соответствии с которым Россия и Норвегия допустили присутствие обоих государств общей зоне, равной 19475 км. кв. Однако пока данный трактат не был ратифицирован российской стороной и вопрос о границах между Россией и Норвегией остается открытым.
Также юридически не закреплены границы исключительных экономических зон между США и Канадой. Канадская сторона заявляет, что воды моря Бофорта были разделены еще в 1825 г., когда Аляска принадлежала России. В соответствии с соглашением 1825 г. между Россией и Великобританией, граница между Российской Аляской и канадской территорией Юкон должна проходить по 140° западной долготы, соответственно также предполагалось делить и море Бофорта. США с данной позицией не согласны и заявляют о том, что данные границы не могут быть признаны. Они готовы провести раздел моря Бофорта в соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. В случае, если позиция США будет принята, перекрывание канадской и американской исключительных зон составит 7000 км.кв. и также будет подлежать урегулированию в юридическом порядке.
Исходя из всего вышесказанного, следует вывод о том, что проблемы с юридическим урегулированием прав собственности на арктический шельф начинаются еще с водных зон, находящихся в непосредственной близости к сухопутным территориям приарктических государств. В связи с этим, следует ожидать, что дальнейшее изучение спорных территорий Арктики, находящихся ближе к Северному полюсу и дальше от сухопутных границ претендующих государств, будет еще более проблематичным, т.к., скорее всего, большинство претензий стран на арктический шельф будут лишены юридической силы.
Рассмотрим теперь те шельфовые зоны, на которые претендуют Приарктические государства, за пределами 200 морских миль. Для начала следует заметить, что в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. заявки на арктический шельф подали следующие государства:
Россия – 20 декабря 2001 г.
Норвегия – 27 ноября 2006г.
Исландия - 29 апреля 2009г.
Дания - 29 апреля 2009г
До сегодняшнего дня заявки Канады представлено не было.
Как было упомянуто выше, Сенат США уже принял решение ратифицировать Конвенцию 1982 г., но пока этого не произошло, США не могут подавать заявки и претендовать на арктический шельф.
Для того, чтобы изучить претензии стран на арктический шельф, необходимо вкратце описать строение океанского дна Арктики за пределами 200 миль.
Северный Ледовитый океан расчленен тремя крупными хребтами – Менделеева, Ломоносова и Гаккеля. Вокруг этих хребтов расположены глубоководные котловины, крупнейшими из которых являются Канадская, Макарова, Амундсена и Нансена.
Хребет Ломоносова представляет крупное поднятие океанского дна шириной от 60 до 200 км, которое протянулось почти на 1800 км от Новосибирских островов через Северный полюс до острова Элсмира. Он делит Северный Ледовитый океан на две различные по строению земной коры и режиму водных масс части. Это своеобразный подводный мост, соединяющий материковые платформы Азии и Америки.
Хребет Менделеева представляет собой второе крупное поднятие океанского дна в Арктике. Он расположен восточнее хребта Ломоносова, имеет меньшие глубины и более пологие склоны, чем хребет Ломоносова. Ранее хребтом Менделеева называлось более обширное пространство, чем сейчас. Однако после того как американской дрейфующей станцией была обнаружена глубокая подводная долина, находящаяся посередине хребта, его разделили на две части, которым присвоили разные названия. Одна часть так и осталась хребетом Менделеева, другая же была названа поднятием Альфа.
Между хребтом Ломоносова и поднятием Альфа расположена котловина Макарова.
Западнее от хребта Ломоносова расположен хребет Гаккеля, протяженность которого составляет около 1000 км. Между хребтами Ломоносова и Гаккеля располагается котловина Амундсена с глубиной более 4000 м. По другую сторону хребта Гаккеля находится котловина Нансена со средней глубиной около 3500 м.
К востоку от поднятия Альфа и хребта Менделеева расположена Канадская котловина, самая большая в Арктическом бассейне.
Научные материалы, основанные на изучении грунта, химического состава различных отложений, а также движения земной коры лежат в основе доказательств принадлежности части океанского дна к определенной платформе земной коры, т.е. является подводным продолжение сухопутной территории государства, расположенного на данной платформе. Более того, исследования, проводимые на дрейфующих станциям, позволяют определить, где находятся минеральные ресурсы океана, и уточнить геологическую историю Северного Ледовитого океана.
Итак, проанализировав строение арктического дна и заявки, поданные странами на ту или иную часть шельфа, можно сделать вывод о том, как выглядит карта спорных территорий в Арктике.
Россия стремится доказать, что хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением Сибирской континентальной платформы, следовательно должны быть признаны её водной территорией. Также Российская сторона претендует на небольшой анклав, называемый Район «петля» в Баренцевом море, в котором была создана описанная выше «Серая зона». Данную территорию Россия пытается поделить с Норвегией. По сути, если российская сторона сможет доказать, что данный анклав принадлежит ей, то российский шельф будет простираться до берегов Норвегии. Если же Комиссия ООН по границам континентально шельфа признает эту территорию норвежской, то шельф Норвегии дотянется до берегов России.
Дания претендует на хребет Ломоносова, заявляя, что это продолжение континентального шельфа Гренландии.
США, еще не подав официальную заявку, на словах утверждает, что Северный полюс связан с Аляской. Несмотря на огромную Канадскую котловину, которая доказывает, что между Северным полюсом и Аляской нет и не может быть связи, американская сторона проводит глубоководные исследования с целью доказать обратное.
Канада претендует на хребет Альфа; уже в течение 20 лет оспаривает с США протяженность своих территориальных вод и заявляет о суверенитете над северо-западным морским проходом из Атлантики в Тихий океан.
Норвегия также представила свою заявку на участки континентального за пределами 200 морских миль в трех отдельных морских районах Северо-Восточной Атлантики и Северного Ледовитого океана. В официальном представлении Норвегии в Комиссию ООН по границам континентально шельфа эти районы имеют следующие наименования:
Район «петля» в Баренцевом море, описанный выше;
Западная часть Котловины Нансена в Северном Ледовитом океане; и
Район «банан» в Норвежском море.
Необходимо также заметить, что на данный момент наиболее убедительной выглядит заявка Норвегии, т.к. во-первых, она составлена на всех 6 официальных языках ООН; во-вторых, в ней представлены подробные исследования и карты районов, интересующих Норвегию; в-третьих, убедительной заявки от России, с которой Норвегия оспаривает территорию района «петля» в Баренцевом море пока не поступило.
Исландия претендует на небольшой участок Исландско–Янмайенского хребта, расположенного в непосредственной близости к её исключительной экономической зоне.
Таким образом, на сегодняшний день Арктика представляет стратегически важный регион как для приарктических государств, так и для мирового сообщества в целом. Ввиду отсутствия экономического интереса стран к арктическому шельфу на протяжении XX века из-за недостатка научного потенциала, а также обеспеченности государств энергоресурсами за счет разработки недр, находящихся на сухопутных территориях или неглубоководных шельфах теплых морей и океанов, вопросы права собственности в Арктике по большей части остались неурегулированными. Однако сегодня уменьшение площади и толщины полярных льдов из-за глобального потепления, постепенное истощение разработанных и используемых месторождений, а также все большая зависимость государств и добывающих компаний от богатых энергоресурсами развивающихся стран усиливает мировую конкуренцию за контроль над Арктикой. В результате растущего желания каждой страны обладать несметными богатствами арктического региона, следует ожидать, что в ближайшие сроки будет сделано немало попыток для юридического урегулирования данного вопроса, т.к. приращение стратегически важных территорий Арктики становится национальным долгом и потенциальной возможностью каждого из приарктических государств к дальнейшему экономическому росту и развитию.