Мероприятия по выявлению теневой деятельности в субъектах РФ

Борьба с теневой деятельностью в экономике и её последствиями постоянно проводится на территории Российской Федерации. Проблема минимизации экономической преступности требует на сегодняшний день комплексного решения.

Для того чтобы, достигнуть наибольших результатов по этому направлению необходимо проведение постоянного мониторинга экономической безопасности регионов и территорий. Для этого необходимо применять целый комплекс методов выявления теневой деятельности субъектов экономических отношений, чтобы в дальнейшем, исходя из полученных результатов, применять необходимые методы борьбы с экономической преступностью [12, С. 35].

Для выявления используются различные методы, которые делятся на 3 группы: учетно-статистические, методы открытой проверки и экономико-правовые.

1. Учетно-статистические методы используются для установления статистических закономерностей, обеспечивают наиболее полную регистрацию теневой деятельности. Различают:

А) Метод специфических индикаторов, который связан с использованием одного показателя, отражающего уровень экономической деятельности.

Б) Метод мягкого моделирования, который предполагает выделение факторов, определяющих теневую экономику, в их совокупности, используется для расчета её относительных объемов.

В) Структурный метод, основанный на использовании информации о размерах теневой деятельности в различных отраслях производства.

Г) Экспертный метод, включающий в себя использование экспертных оценок.

Д) Смешанные методы, когда строится модель, учитывающая большое количество детерминант и индикаторов теневой деятельности.

2. Методы открытой проверки, как правило, используют различные контролирующие органы, они выявляют теневую деятельность в той мере, в которой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов.

3. Экономико-правовые методы чаще всего применяются органами внутренних дел, прокуратуры при раскрытии и расследовании преступлений, а также в процессе доказывания в гражданском или уголовном судопроизводстве.

Методы экономико-правового анализа включают в себя:

А) Метод бухгалтерского анализа – системное исследование элементов бухгалтерского учета (баланса, счетов, проводится инвентаризация и т.п.); отклонений от обычного порядка отражения экономической деятельности в одном из элементов метода бухгалтерского учета (между аналитическим и синтетическим учетами, между первичным и сводными документами и т.п.); нарушений технологического процесса учетной работы (мнимое исправление учетных записей, нарушение правил учета, проведения инвентаризации).

Б) Метод документального анализа – изучение документов с целью выявления несоответствий, которые могут быть в виде:

- противоречий в содержании отдельного документа;

- противоречий в содержании учетных документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции;

- противоречий в содержании учетных документов, отражающих однородные операции.

В) Метод экономического анализа – изучение различных взаимосвязанных и взаимоопределяемых экономических показателей (показателей, характеризующих те или иные стороны экономической деятельности, специальных расчетных показателей, найденных на основе отчетных данных и т.д.) [2, С. 307-310].

Таким образом, методы, описанные выше, необходимы для своевременного выявления теневой деятельности субъектов Российской Федерации и дальнейшей борьбы с ними.

На территории Российской Федерации постоянно ведется борьба с экономической преступностью.

В нашей стране выделяется две взаимосвязанные стратегии борьбы с экономической преступностью. Первая стратегия – это путь ограничений и пресечений нежелательных форм экономического поведения, вторая стратегия, напротив, предполагает поощрение желательных общественно полезных экономически эффективных форм поведения [36, С. 236-237].

Первая стратегия – путь ограничений и пресечений нежелательных форм экономического поведения, означает, прежде всего, создание невыносимых условий для криминального предпринимательства [3, С. 269].

Создание таких условий выражается в следующей совокупности мероприятий.

Во-первых, в ограничении оборота предметов, представляющих повышенную опасность для окружающих (оружия, наркотических средств и т.д.) и в ужесточении контроля за таким оборотом.

Во-вторых, в усилении контроля государства за кредитно-финансовой сферой. Наилучшей профилактикой отмывания денет через кредитно-финансовую сферу, является прозрачность финансовых сделок для уполномоченных органов.

В-третьих, необходимо, ограничить необоснованную либерализацию внешнеэкономической деятельности, способствующую незаконному вывозу из России сырьевых ресурсов, проникновению в нашу страну транснациональных преступных группировок, их сращиванию с российской организованной преступностью.

В-четвертых, необходимо провести ревизию произведенной в стране грабительской приватизации, способствующей крупномасштабной легализации капитала.

В-пятых, в связи с ограниченным введением земли в гражданский оборот, реформой жилищно-коммунального хозяйства необходимо законодательно предусмотреть обязательное декларирование источника средств, за счет которого приобретается имущество.

Помимо создания невыносимых условий для криминального предпринимательства данная стратегия борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности предполагает вытеснение из этой сферы криминальных методов регулирования экономических отношений. Особенно актуальным в этом плане представляется вытеснение криминальных структур из сферы отношений по возвращению кредиторам долгов.

Таким образом, вытеснение криминальных структур из сферы экономических отношений предполагает, прежде всего, возвращение государства в сферу этих отношений, восстановление его регулятивных функций, силы и авторитета [32, С. 72-78].

Вторая стратегия борьбы с экономической преступностью, предполагающая поощрение желательных общественно полезных экономически эффективных форм поведения, заключается в следующем.

Во-первых, создание благоприятных условий для законной предпринимательской деятельности. Такая деятельность должна быть направлена на отдание приоритета в экономической политике и вкладыванию капитала в производственную сферу, а не в торгово-финансовую, которая в большей степени подвержена криминализации.

Создание благоприятных условий для законной предпринимательской деятельности предполагает также стимулирование предпринимательства, непосредственно направленного на удовлетворение интересов законопослушных потребителей, на поощрение государством добросовестного труда, создающего материальные блага, активизацию государством защиты всех форм собственности, имеющих законное происхождение [20, С. 3].

Во-вторых, государство должно стимулировать деятельность законопослушных предпринимателей по созданию и усилению ими системы криминологической безопасности своих объектов собственности, а также вносить свой вклад в такую деятельность.

Криминологическая безопасность представляет собой комплекс организационно-управленческих, правовых, специальных, социально-психологических, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на защиту объекта [31, С. 43].

Криминологическая безопасность включает защиту объекта от внешних и внутренних угроз. Внешняя безопасность предполагает защиту объекта от конкурирующей фирмы, деятельности враждебного государства, партнера по экономической деятельности, преступных группировок. Система внутренней безопасности предусматривает защиту объекта экономики главным образом от преступных действий сотрудников, состоящих в трудовых отношениях с предприятием [15, С. 245].

Вклад государства в систему криминологической безопасности предпринимательской деятельности может состоять в создании необходимой законодательной базы для такой безопасности, выявлении и пресечении преступлений против безопасности, выявлении и розыске преступников, взаимодействии с частными охранными и детективными предприятиями, службами собственной безопасности предприятий, обеспечивающими криминологическую безопасность [8, С. 16-17].

Помимо перечисленных методов борьбы государством постоянно проводится комплекс работ направленных на совершенствование системы противодействия экономическим преступлениям в стране.

В государстве разработана программа по усилению борьбы с экономической преступностью и коррупцией, комплекс организационно-правовых мероприятий которой включает:

- разработку общей концепции обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства и концепции Основ государственной политики в области борьбы с организованной преступностью;

- обеспечение при формировании бюджета приоритетного и полного финансирования судебной системы и правоохранительных органов, учреждений и органов, исполняющих наказания;

- создание механизма контроля за полнотой поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

- подготовка и рассмотрение дополнительных законопроектов, направленных на защиту конституционных прав граждан, на противодействие преступности, коррупции в государственном аппарате.

Опыт зарубежных стран по предотвращению развития теневой экономики

В предотвращении развития теневой экономики России большой интерес представляет зарубежный опыт профилактики этого явления.

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Вена, 2002 г.) был создан специальный Комитет по разработке международной конвенции против коррупции и «отмывания» незаконных денежных средств. В борьбе с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, активно участвуют такие организации, как Интерпол, Мировой банк, Европейский совет, Оффшорная группа банковских инспекторов, Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью и другие международные организации, действует также международная программа ООН по борьбе с наркоманией.

Во многих странах приняты законодательные акты, предусматривающие жесткие меры борьбы с отмыванием незаконно добытых денег.

В законодательстве большинства развитых государств предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц банков за несоблюдение этих мер и за содействие в проведении сомнительных и подозрительных банковских операций. Практический интерес для нашей страны имеет, в частности, опыт Китая по контролю за движением теневого капитала и предотвращению незаконных экономических операций.

В развитых рыночных странах государство борется с теневым сектором, уделяя приоритетное внимание прежде всего усилению ответственности за налоговые преступления.

Так, важнейшим законодательным актом, определяющим ответственность за налоговые преступления и проступки, в Германии является Положение о налоговых правонарушениях.

Во Франции основным законодательным актом, регламентирующим ответственность за совершение налоговых преступлений, является Общий кодекс о налогах. Здесь к правонарушениям относятся и действия, направленные на сокрытие бухгалтерских данных путем обмана.

В Великобритании ответственность за налоговые преступления и проступки установлена в специальных законодательных актах. При этом виды правонарушений подразделяются на несколько групп: проступки, связанные с нарушением сбора налогов; преступления, связанные с мошенничеством и подделкой в сфере налогообложения; таможенные правонарушения.

В США все налоговые преступления квалифицируются по степени их тяжести на тяжкие и менее тяжкие. Налоговое законодательство этой страны предусматривает уголовную ответственность не только лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, но и должностных лиц и работников налоговой службы. Нормы, регулирующие порядок взыскания налогов, контроль за неуплатой и правонарушениями, в отдельных штатах США являются более дробными.

Особо интересен опыт борьбы с теневой экономикой Восточных государств. К примеру, в ОАЭ отсутствует налогообложение как таковое, что изначально заставляет государство изыскивать иные способы поддержание государственной казны. Кроме того, возможность получения полной прибыли без вычета налогов позволяет снизить себестоимость продукции и максимально использовать прибыль для развития производства. При этом государство экономит огромные денежные средства ввиду отсутствия необходимости содержания налогового аппарата. Отсутствие подоходного налога в этой стране делает ее привлекательной для вложения в нее инвестиций как физических, так и юридических лиц, а также способствует высокой конкуренции на рынке рабочей силы.

Следует заметить, что многие приемы борьбы с теневой экономикой не имеют должного эффекта, а лишь затрудняют деятельность субъектов экономических отношений (так, например, запрет для юридических лиц использовать жилые помещения в качестве юридического адреса с целью борьбы с компаниями-однодневками привел к усложнению процедуры регистрации для многих учредителей).

Но, несмотря на сказанное, представляется что вышеизложенный опыт законодательного закрепления воздействия на теневую экономику, накопленный разными странами, вполне может быть адаптирован к современным российским реалиям.

Помимо перечисленных мер в борьбе с экономической преступностью необходимо международное сотрудничество [28, С. 23-24].

Для этого необходимо присоединиться к принятым международным конвенциям, в частности таким, как проект Конвенции Совета Европы, предусматривающей конфискацию выручки от преступления; разработать проект конвенции о принципах сотрудничества России со странами СНГ в борьбе с организованной преступностью; подготовить предложения о присоединении к конвенциям Совета Европы по вопросам борьбы с преступностью, в частности: Европейской конвенции о взаимной правовой помощи (1959 г.), Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.), Протоколу о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах (1961 г.), Европейскому соглашению о передаче заявлений о правовой помощи (1977 г.), международно-правовым документам о противодействии «отмыванию» средств, полученных противоправным путем.