Местное самоуправление Марокко

Марокко, Королевство Марокко (араб. - Аль-Мамлака Аль-Магрибия или Аль-Магриб Аль-Акса, букв. - дальний запад).

Марокко - государство на С.-3. Африки, одна из стран Магриба. На Севере омывается Средиземным морем, на 3ападе - Атлантическим океаном От Европы Марокко отделено Гибралтарским проливом На Востоке и Юго-Востоке граничит с Алжиром, на Юге - с Западной Сахарой. Площадь 446,5 тыс. км. Столица- г. Рабат. В. Административном отношении территория. Марокко разделена на 36 провинций и 1 префектуру.

Марокко - конституционная монархия. Действующая конституция, одобренная на референдуме 1 марта 1972 (с изменениями 1980), объявляет неприкосновенным право собственности, декларирует ряд буржуазно-демократических прав и свобод, предусматривает многопартийную систему.

Верховная власть принадлежит королю, личность которого объявлена священной. Король - глава государства и правительства, главнокомандующий вооруженными силами. Он объявляет чрезвычайное положение, назначает и смещает премьер-министров и других членов правительства, гражданских и военных должностных лиц, дипломатических представителей, заключает и ратифицирует международные договоры, утверждает законы, принятые парламентом, обладает правом отлагательного вето.

Законодательный орган - однопалатный парламент (палата представителей), 1/3 депутатов которого избираются населением, а 2/3 - коллегией выборщиков, состоящей из депутатов местных выборных органов и представителей проф. палат и профсоюзов. Срок полномочий Палаты представителей 6 лет. Активное избирательное право предоставлено лицам, достигшим 21 года, пассивное - достигшим 25 лет.

Палата представителей может принимать законы по вопросам, указанным в конституции, а также законы-рамки, касающиеся основных областей экономической, социальной и культурной жизни. Свои законодательные полномочия Палата представителей вправе делегировать правительству. Законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и депутатам

Правительство состоит из премьер-министра и министров и несет ответственность перед королем и Палатой представителей. Премьер-министр осуществляет регламентарную власть по вопросам, не входящим в законодательные полномочия Палаты представителей. В период между сессиями парламента правительство может принимать декреты-законы по вопросам, входящим в законодательные полномочия Палаты представителей (при условии их последующего одобрения на очередной сессии).

Существует Высший совет национального развития и плана, возглавляемый королеМарокко Он разрабатывает проекты планов, которые передаются на одобрение Палаты представителей.

Административно-территориальные единицы возглавляются назначаемыми королем губернаторами (в провинциях), мэрами (в префектурах), кайлами и пашами (в общинах).

Судебная система включает Верховный суд, апелляционные суды и т. н. суды садада (суды низшей инстанции). Вопросы личного статута мусульман решаются шариатскими судами, а дела немусульман подлежат юрисдикции т. н. мировых трибуналов. Для решения трудовых и некоторых других споров в частном секторе созданы трудовые трибуналы. Конституционная палата Верховного суда осуществляет конституционный надзор, а также контроль за проведением референдумов и выборов. Для рассмотрения дел членов правительства создается Высокая палата правосудия в составе депутатов Палаты представителей. Имеется специальный суд для рассмотрения дел о коррупции среди должностных лиц. Возглавляемый королем Высший совет магистратуры рекомендует судей, продвигает их по службе, привлекает к ответственности и т. д.

Абсолютное большинство населения составляют марокканские арабы (св. 18 млн. чел.) и берберы (св. 6 млн. чел.). Различие между этими группами стирается вследствие ассимиляции, особенно языковой. В крупных городах живут французы (св. 50 тыс. чел.), евреи-сефарды (св. 20 тыс. чел.), испанцы и португальцы. Официальный язык - арабский. Государственная религия - ислам (подавляющее большинство населения - сунниты, небольшая группа берберов - хариджиты-ибодиты); христиан (преиМарокко католиков) около 100 тыс.

Правительство состоит из премьер-министра и министров и несет ответственность перед королем и Палатой представителей. Премьер-министр осуществляет регламентарную власть по вопросам, не входящим в законодательные полномочия Палаты представителей. В период между сессиями парламента правительство может принимать декреты-законы по вопросам, входящим в законодательные полномочия Палаты представителей (при условии их последующего одобрения на очередной сессии).
Существует Высший совет национального развития и плана, возглавляемый королем. Он разрабатывает проекты планов, которые передаются на одобрение Палаты представителей.

Административно-территориальные единицы возглавляются назначаемыми королем губернаторами (в провинциях), мэрами (в префектурах), кайлами и пашами (в общинах).

Судебная система включает Верховный суд, апелляционные суды и т. н. суды садада (суды низшей инстанции). Вопросы личного статута мусульман решаются шариатскими судами, а дела немусульман подлежат юрисдикции т. н. мировых трибуналов. Для решения трудовых и некоторых других споров в частном секторе созданы трудовые трибуналы. Конституционная палата Верховного суда осуществляет конституционный надзор, а также контроль за проведением референдумов и выборов. Для рассмотрения дел членов правительства создается Высокая палата правосудия в составе депутатов Палаты представителей. Имеется специальный суд для рассмотрения дел о коррупции среди должностных лиц. Возглавляемый королем Высший совет магистратуры рекомендует судей, продвигает их по службе, привлекает к ответственности и т. д.

Абсолютное большинство населения составляют марокканские арабы (св. 18 млн. чел.) и берберы (св. 6 млн. чел.). Различие между этими группами стирается вследствие ассимиляции, особенно языковой. В крупных городах живут французы (св. 50 тыс. чел.), евреи-сефарды (св. 20 тыс. чел.), испанцы и португальцы. Официальный язык - арабский. Государственная религия - ислам (подавляющее большинство населения - сунниты, небольшая группа берберов - хариджиты-ибодиты); христиан (преим. католиков) около 100 тыс.
Естественный прирост населения 2,9% в среднем в год. Экономического активного населения занято (%) в сельском и лесном хозяйствах и рыболовстве 40,3, в промышленности, строительстве и на транспорте 23,2, в торговле, управлении, услугах и а прочих отраслях 36,5.
Средняя плотность населения свыше 55 чел. на 1 км*. Основная масса населения Марокко проживает в Северной и Западной частях страны, особенно на приатлантических равнинах и в сев-западных предгорьях Эр-Рифа и Атласа, где плотность достигает 200-300 чел. на 1 км*, а в прав. Касабланка - 615 чел. на 1 км'. Наименее заселены пустынные и полупустынные территории Юго-Востока, где плотность не превышает 1-2 чел. на 1 км*, хотя в отдельных оазисах плотность довольно высока.

В сельском населении преобладают оседлые земледельцы, занятые также разведением мелкого и крупного рогатого скота. Кочевники и полукочевники-скотоводы населяют в основном юго-восточные и центральные горные районы страны. Горное насел 42,7% сосредоточено главным образом в крупных городах: Рабат, Касабланка, Марракеш, Фее, Мекнес, Кенитра, Тетуан, Танжер, Сале, Уджда, Сафи.
Общая характеристика хозяйства. МАРОККО - аграрная страна с относительно развитой промышленностью, особенно горнодобывающей. Структура и специализация марокканской экономики формировались в 1-й пол. 20 в. в условиях колониальной зависимости и территориальной раздробленности страны, с 1956 - в условиях политической независимости. В Марокко развивалось однобокое агросырьевое развитие капиталистического типа - производство экспортных сельскохозяйственных культур и расширенную добычу полезных ископаемых, главным образом в районах Северо-Запада страны при сохранении на большей части территории феодальных и дофеодальных укладов и форм производства. Это привело к тому, что в середине 20 в. на долю сырьевых отраслей (сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности.) приходилось свыше 50% всей валовой продукции Марокко.

После провозглашения независимости экономика страны направлена на постепенный перевод на путь капиталистического развития на основе его <марокканизации>, включая мероприятия по ограничению господства иностранного капитала, в том числе выкуп государством и национальными частными предпринимателями части иностранной собственности в МАРОККО, экономическое объединение различных зон страны, выдвижение на руководящие посты марокканцев взамен иностранцев и т. п. Но главную роль продолжал играть французский капитал (общая сумма французских инвестиций в Марокко в конце 50-х гг. 3,6 млрд. долл.), его доля составляла св. 1/3 всех иностранных капиталовложений. В 70-80х гг. заметно увеличились инвестиции США, ФРГ, Италии, Бельгии и других как в горнодобывающей, так и в обрабатывающей отрасли промышленности. В 80х политика <марокканизации> экономики выражалась в укреплении национального контроля над экономикой путем частичной национализации некоторых иностранных промышленных компаний и ограничения деятельности иностранцев в ряде отраслей х-ва (в <марокканизированных> отраслях не менее 50% капитала должно принадлежать марокканским физическим и юридическим лицам). В общем объеме капитала участие иностранных вкладчиков сократилось с 76 до 41 %.

В 1983 принят новый промышленно-инвестиционный кодекс, разрешивший иностранным предпринимателям пользоваться льготами, предоставлявшимися ранее только <марокканизированным> предприятиям, и вывозить прибыли из страны.

Марокко - крупный производитель и экспортер ценных видов минерального сырья и сельскохозяйственных продуктов, особенно фосфоритов и продукции из них, свинцового и кобальтового концентратов, марганцевой руды, цитрусовых, ранних овощей, рыбных консервов и т. п. В отраслевой структуре хозяйства Марокко наметилась тенденция к сокращению доли сельского хозяйства и росту промышленности, в том числе и обрабатывающей. Доля сырьевых отраслей сократилась до 30-35% валовой продукции.

В экономике Марокко выделяются 2 основные группы укладов:

1) уклады докапиталистического (потребительского) типа, охватывающие и мелкотоварные хозяйства марокканцев,

2) уклады капиталистического типа, включающие государственный сектор, частный иностранный и национальный капитал (средне- и крупнокапиталистическое предпринимательство).

Государственному сектору принадлежат электроэнергетика, современные виды транспорта, фосфатная и нефтеперерабатывающая промышленность и некоторые перерабатывающие предприятия. К кон. 80-х гг. в Марокко 460 фирм и предприятий с государственным участием обеспечивали 60% ВВП. Частный сектор контролирует главным образом предприятия легкой и пищевой промышленности, отчасти металлообрабатывающие производства и кустарно-ремесленное производство, но около 75% национального частного капитала помещено в сельское хозяйство (высокотоварное земледелие), торговлю, сферу обслуживания и городское домовладение. Поощряя создание смешанных государственно-частных предприятий с участием национального и иностранного капитала, государство проводит т. н. политику <экономического либерализма>. В кон. 70-х гг. на долю капиталистических укладов (около 1/3 экономически активного населения) приходилось ок. 70% ВВП. В 1985 банковский капитал в МАРОККО принадлежал (%): государству 35,0, иностранцам 37,5, марокканским частным лицам 27,5.

Общий объем капиталовложений за последние пятилетие ( млрд. дирхамов) 110,9; из них на долю государственных инвестиции частного и смешанного капитала - 76,3 (68.8%). В предыдущих пятилетних планах государственные инвестиции обычно превышали 50--60% общей суммы. Отраслевое распределение инвестиций (в среднем %): обрабатывающая и горнодобывающая промышленность, энергетика - 29; сельское и водное хозяйство - 16; транспорт и связь - 1 1; образование, подготовка кадров, здравоохранение, жилищное строительство и другие социальные нужды - 25; региональное развитие и организация территории - 5; туризм - 2 и т. д. Одна из главных задач такого плана - ослабить возникшие структурные диспропорции в национальной экономике, в т. ч. территориальные (региональные).

Западный и северной Марокко -наиболее развитая часть страны (50% всей территории), где размещено свыше 90% населения, почти все сельское хозяйство (95% обрабатываемых земель) и промышленное производство (свыше 80% фабрично-заводской промышленности), кроме кочевого скотоводства, оазисного земледелия и добычи многих видов полезных ископаемых, распространенных в юго-восточных, районах Марокко. Но и в районах западного и северного Марокко размещение населения и хозяйства отличается большой неравномерностью, которая еще больше усилилась во 2-й пол. 20 в. в результате массовой миграции сел, жителей внутренних районов в прибрежные города. Европейская колонизация и развитие капитализма способствовали сдвигу экономической и политической жизни из центральных районов (Фее, Мекнес, Марракеш) к западному побережью, где в 1-й пол. 20 в. появились крупные портовые города и новые промышленные и административные центры (Рабат, Кенитра, Мохаммедия. Сафи, АгадИр). В приморской зоне находится часть товарного сельского хозяйства, особенно его экспортные отрасли. С начала 70-х гг. в Марокко уделяется важное внимание территориальному планированию на основе 7 главных экономических районов с ведущими административно-промышленными центрами (<полюсами роста>).

Проблема планирования и регулирования территориальных, отраслевых и других структурных пропорций в национальном хозяйстве Марокко во многом осложняется растущим дефицитом торгового и платежного балансов, сокращением внутренних источников финансирования инвестиций. Доля внутренних накоплений в финансировании инвестиций, сократилась при одновременном росте доли внешних источников, которые в обеспечивают поступление около 50% общей суммы инвестиций. Французский частный капитал продолжает занимать главные позиции среди иностранных инвесторов, обеспечивая свыше 20% притока внешних прямых инвестиций. Наибольшее участие французский частный капитал принимает в страховом деле, торговле, коммунальном хозяйстве. Капитал США предоставляется в виде государственной финансовой <помощи> (займы, субсидии). С середины 70-х гг. быстрыми темпами увеличивались займы и кредиты, получаемые Марокко на международном рынке частных капиталов.

Сельское хозяйство, в котором занято свыше 48% экономически активного населения обеспечивает в среднем около 2\3 ВВП и свыше1\3 экспорта Марокко. Земельный фонд страны составляет 44 635 тыс. га, в т. ч. (тыс. га); пахотные земли (включая пары) 7269 (16%), многолетние насаждения 430 (ок. 1 %), пастбища и выгоны 12 500 (28%), леса и кустарники 5195 а (12%), прочие - 19 241 (43%). Около 95%; всех пахотных земель находится в северо-западной части страны. Аграрные отношения отличаются многообразием традиционных (докапиталистических) и современных форм землевладения и землепользования. Земли подразделяются (тыс. га) на частновладельческие (мульк) - 7000, государственные (мамой) - 7200, общинные (джемаа, или арш) - 5800, церковные (хабус) - 72, остальные не имеют четкого юридического статуса по мусульманскому и обычному праву. Земли европейской колонизации составляли около 1020 тыс. га (в т. ч. 750 тыс. га обрабатываемых), включая земли т. н. государственный колонизации (около 290 тыс. га) и земли частной колонизации (около 730 тыс. га). После 1956 эти земли были частично выкуплены марокканскими землевладельцами, частично национализированы с выплатой иностранным колонистам компенсации. Около 300 тыс. га выкупленных государством земель было передано различным государственным службам и компаниям, 370 тыс. га образовали государственный фонд аграрной реформы и были постепенно распределены среди безземельных и малоземельных феллахов.

В традиционном (потребительском) секторе сельского хозяйства занято свыше 80% сел, населения на него приходится около 70 процентов обрабатываемых земель. Хозяйства этого сектора - основные поставщики традиционных культур, особенно зерновых. Наряду с мелкими и мельчайшими хозяйствами феллахов здесь имеются крупные феодальные, полуфеодальные или помещичьи хозяйства. Современный сектор сельского хозяйства, где представлены госкапиталистический и частнокапиталистический уклады, располагает 1,5 млн. га. Здесь преобладает среднее и крупное землепользование, основанное в значительной мере на бывших хозяйствах европейских колонистов. Высокодоходные фермы, расположенные в приморской полосе или в северо-западных, предгорьях, специализируются на экспортных сельскохозяйственных культурах и продукции (цитрусовые, ранние овощи, виноград). Хозяйства секторов, использующие современную агротехнику, производят около 50% всей товарной продукции сельского хозяйства.

Модернизация сельского хозяйства в годы независимости затронула в основном хозяйства капиталистического типа (в них сосредоточено св. 80% всех с.-х. машин). В мелких хозяйствах сохраняется старая агротехника (тягловый скот, деревянный плуг и т. п.). Быстро растущие потребности Марокко в продовольствии вынуждают его импортировать до 1,5-2 млн. т зерна в год. Недостаточная агротехническая вооруженность сельского хозяйства во многом обусловила относительно низкую урожайность зерновых - в среднем в год 8 - 11 ц/га (в урожайные годы).

Земледелию принадлежит основное место в сельскохозяйственном производстве. С ним связано около 80% сельскохозяйственного населения. Под зерновыми культурами (твердая и мягкая пшеница, ячмень, кукуруза, сорго, просо и рис) занято около 80% обрабатываемых земель; зерновые составляют свыше 50% продукции растениеводства по стоимости. Важную дополнит, роль среди пред. культур играют также бобовые. Значительное место отводится также овощеводству (помидоры, картофель, огурцы, артишоки, лук и др.), и особенно техническим культурам (сахарная свекла, сахарный тростник, хлопчатник, подсолнечник и др.). Ведущее место среди экспортных культур принадлежит плодовым насаждениям или субтропическому садоводству (возделывание цитрусовых, винограда, оливковых деревьев и т. д.). По их сбору (в среднем около 1 млн. т в год) Марокко занимает одно из главных мест среди стран Средиземноморья и 1-е место в Африке.

Основные посевы однолетних культур размещаются на приатлантических равнинах, причем в посевах зерновых на Северо-3ападе страны (Гарб. Шавия) преобладает пшеница, а на Юго-Западе (Абда, Сус) - ячмень и кукуруза.

Животноводство относится почти полностью к традиционному сектору. Для него характерны низкая продуктивность, многочисленность стада, разнообразие типов скотоводства. Скудная кормовая база - одна из причин низкой продуктивности и частых падежей скота, достигающих нередко 25% всего поголовья. Числ. стада в 1986 (тыс. голов, в скобках - в 1980) составляла: овец 12 611 (16 100), коз 4911 (5600), кр. рог. скота 243* (2930), верблюдов 51 (200). На равнинах и в предгорьях северо-запада Марокко животноводство, тесно переплетающееся с традиционным земледелием, представлено главным образом различными типами отгонно-пастбищного и горно-пастбищного скотоводства, на юго-восточных склонах Высокого и Ср. Атласа и в полупустынях Предсахарья преобладают кочевой и полукочевой типы скотоводства, лишь частично связанного с оазисным земледелием.