Методы географического изучения и проектирования ТРС

Географическая информация при проектировании ТРС

Проектирование ТРС имеет много общего с проектированием других видов территориальных систем. Вместе с тем оно имеет и ряд тесно связанных между собой особенностей, обусловленных, прежде всего, объектом проектирования. Они сказываются:

1) на объеме и характере общих знаний, необходимых проектировщику;

2) на содержании и объеме информации, требующейся для разработки конкретного проекта;

3) на характере принимаемых проектных решений;

4) на содержании и объеме проектной документации;

5) на способах получения информации и ее направленности.

Поскольку ТРС - системы социальные и их центральным объектом является человек с его рекреационной деятельностью, то проектировщик должен иметь медико-биологическую подготовку; для проектирования необходим большой объем медико-биологической информации и тесный контакт между проектными и медико-биологическими учреждениями. Социальный характер системы не позволяет ограничиться экономической оценкой ее эффективности и требует умения применять сложные методы оценки социальной эффективности ее работы.

Поскольку ТРС системы по своей сущности географические, отражающие территориальную дифференциацию общественных функций, то проектировщик должен иметь и географическую подготовку. Территориальный характер рекреационных систем обусловливает необходимость проектирования не только отдельных сооружений, точек, узлов, но также направления и структуры потоков, соответствующих весьма активным функциональным перемещениям отдыхающих, охватывающим большие площади.

Основной задачей на всех стадиях проектирования является соотношение потребностей и возможностей с учетом ограничений, будь это потребности всей страны, крупного региона или заданные потребности какого-либо небольшого предприятия отдыха. Поэтому изучение факторов, характеризующих всю охватывающую систему ТРС и ее подсистемы, составляет ядро исследований на всех стадиях проектирования.

Моделью, отражающей реально существующую территорию с её региональными отличиями и различной ценностью для рекреационной деятельности, является ландшафтная карта, серия основанных на ней карт оценки пейзажного разнообразия, устойчивости, комфортности, схема ограничений и набор отраслевых карт.

Создание ландшафтной карты требует как полевых, так и камеральных методов изучения территории. Для составления карты и ее легенды используются методы маршрутно-рекогносцировочный, ключевых участков, профилей, метод площадных исследований, возможно применение аэровизуальных методов.

Однако ландшафтные исследования для рекреационных целей не могут ограничиваться картированием. Ландшафтная карта - необходимый материал для проектирования, но одной ее недостаточно. Обязательной частью исследования является сбор данных о свойствах природных комплексов. Очень часто возникает, например, потребность в изучении климата ландшафтов и снежного покрова. Эти наблюдения проводятся по общепринятой методике полустационарными методами в каждом типе природного комплекса. Эстетические качества их изучаются экспедиционными методами.

В ландшафтные исследования приходится включать рекогносцировочное медико-географическое изучение территории: выявление возможных очагов заражений и природных предпосылок заболеваний; исследуются факторы естественного самоочищения вод рек и озер, почв, чистота воздушного бассейна. Полевые наблюдения дополняются литературными и картографическими данными.

Ландшафтные исследования должны включать изучение и оценку пригодности природных комплексов для строительства различных типов зданий, транспортных коммуникаций, организации водоснабжения и сооружения канализации, а также для проведения мероприятии по улучшению условий самого строительства.

Составление ландшафтной карты мелкого масштаба может проводиться и в камеральных условиях путем сопряженного анализа карт и логического или математического обобщения литературного материала, а также путем дешифрирования аэрофотоснимков. Предварительная группировка и типологическая классификация комплексов разрабатываются с помощью методов логики.

Однако объем и методы будут различны. Так, если в генеральной схеме потребности изучаются, то в проекте детальной планировки задаются цифры функционального использования по ряду циклов занятии. То же относится к параметрам расселения, обслуживания и к объему вовлекаемых природных комплексов. Инструментом определения возможностей природы при их соотношении с социальными потребностями служит ландшафтная карта с текстом, а определения потребностей - карта ареалов спроса.

Как уже отмечалось, ТРС обладает чрезвычайной динамичностью по сравнению с другими геосистемами. Она связана с быстрой сменой форм отдыха, возрастающей подвижностью отдыхающих. Кроме того, отличие от постоянных межгородских и межрайонных трудовых и культурно-бытовых связей населения рекреационные связи различных социально-возрастных групп и отдельных людей изменчивы и избирательны в сезонном, годовом и многолетнем разрезе.

Всё это обусловливает, с одной стороны, очень большой удельный вес работ по прогнозированию поведения отдыхающих, природных и культурных комплексов, а также обслуживающего персонала при изменениях системы, с другой - вызывает необходимость выбора таких архитектурно-планировочных решений, которые не закрепощали бы территорию навсегда за одной из форм использования, не ограничивали бы возможность расширения, развития и функциональной трансформации ТРС, гибкого восприятия временных количественных и качественных изменений рекреационной деятельности.

Стадии проектирования

При проектировании большая роль отводится балансовому методу, который дает возможность сопоставлять потребности и возможности, учитывать все особенности рекреационной территории и все ограничения, влияющие на проектирование ТРС, помогает упорядочить необходимую исходную информацию.

При проектировании любого объекта должен соблюдаться принцип стадийности, на каждом этапе должна подготавливаться модель для следующего этапа. При проектировании ТРС выявляются следующие предпроектные и проектные стадии.

1. Разработка генеральной схемы развития и очерёдности освоения и резервирования рекреационных районов различного профиля в масштабе всей страны.

2. Разработка схем районной планировки экономических районов с целью выявления региональных систем рекреационных и курортных районов различной специализации.

3. Разработка комплексных проектов планировки рекреационных и курортных районов.

4. Составление генеральных планов рекреационных территориальных и архитектурно-планировочных комплексов поселков и городов (проект планировки).

5. Составление проектов детальной планировки и застройки архитектурно-планировочных комплексов, поселков и городов.

6. Разработка технических проектов и рабочих чертежей отдельных предприятий, сооружений, зданий.

Иерархической структуре ТРС должна соответствовать иерархия стадий проектирования.

Намечается связь стадий проектирования ТРС с таксономическим рангом изучаемых при этом природных комплексов. Так, для составления генеральной схемы будет изучаться в основном природная провинция, для схемы районной планировки - природный район или ландшафт, для проекта районной планировки - группа урочищ или урочище, для проекта планировки и детальной планировки - группа фаций и фация. Таким образом, природные комплексы должны изучаться на всех стадиях проектирования с учетом содержания, масштаба, формы и требующейся для каждой из них информации.

Важной предпосылкой для принятия правильного решения по планировке и архитектурной организации территории является её функционально-рекреационное зонирование, проводимое на всех стадиях проектирования. Его детальность зависит от стадии проектирования, на которой определяется масштаб и последовательность освоения территории, обеспечивается целесообразность и эффективность использования ее природных, экономических и трудовых ресурсов. Поэтому функционально - рекреационное зонирование и проектирование опираются на оценку территории, на тщательный анализ взаимосвязи множества природных и экономико-географических факторов, на знания условий современного использования территории и учет соотношения потребностей и возможностей. Это обусловливает высокие требования, предъявляемые к географической информации в отношении ее полноты и обоснованности предлагаемых норм.

Географическая информация должна быть не только достаточно обширной, но и достаточно разнообразной. В ней наряду с оценкой природных особенностей территории должны быть оценены и ее медико-биологические, экономико-географические и технические показатели, сопоставленные с потребностями. Она должна отразить характер всех элементов системы в целом и ее подсистем. Это характеристика внешних факторов, формирующих ТРС, и внутренних факторов, связанных с подсистемами.

Однако имеющаяся информация, которая могла бы быть использована при решении ряда вопросов, пока еще очень незначительна. Так, например, если данных о природе той или иной территории часто довольно много, то о ее рекреационных свойствах почти всегда крайне мало. Особенно плохо обстоит дело с нормами. Многие из них основаны на небольшом экспериментальном материале, который был экстраполирован на другие, часто отличные по характеру территории. Это в большинстве случаев относится к нормам устойчивости природных комплексов, к нагрузкам, к физиологическим нормам влияния природы на отдыхающего, к избирательности. Отсутствие необходимых данных часто связано с отсутствием или неполной разработанностью методики их получения.

При характеристике всех элементов и свойств ТРС материала должно быть не больше и не меньше, чем нужно для данной стадии проектирования. Отсюда вытекает целенаправленность каждого конкретного исследования. Исследователю, выполняющему заказ проектной организации, должно быть предельно ясна цель стадии проектирования (в частности цель формирования ТРС - возможный контингент потребителей, возможный функциональный тип и т. д.), определяющая получение определенного объема информации.

Кроме оптимального объема географическая информация должна быть достаточно наглядной и удобной для использования. Поэтому многие выявленные показатели целесообразно отражать в картографической, табличной и графической форме.

Необходимая информация в географической части проекта

Поскольку изучение факторов, характеризующих охватывающую систему, ТРС и ее подсистемы, необходимо на всех стадиях проектирования, то географическая часть проекта должна на всех стадиях проектирования включать следующие элементы.

1. Сведения о потребностях, в том числе и перспективных, различных демографических групп населения в формах рекреационной деятельности, прогноз размещения производительных сил и развития систем расселения, являющихся отражением ареалов спроса.

2. Оценку природных условий формирования ТРС, включающих оценку климатических и гидрологических условий, курортологических ресурсов, устойчивости и емкости природного комплекса. Оценка должна сопровождаться указанием пути его наиболее рационального использования и указаниями на функционально-планировочные ограничения, на необходимые и возможные инженерные мероприятия по улучшению природных условии территории, а также сведениями о размещении и емкости культурно-исторических комплексов и уникальных ландшафтов. Должна быть дана и инженерно-строительная оценка природного комплекса.

3. Данные о современном использовании территории, освещающие структуру хозяйства в пределах изучаемой территории и специализацию всех его отраслей, предприятий и объектов, тенденции их дальнейшего развития, функциональную совместимость с ТРС и целесообразность включения их в ТРС, а также данные о единовременной емкости ТРС и продолжительности функционирования в году рекреационного хозяйства с анализом состава услуг, емкости и комфортности обслуживания и с рекомендацией по ограничению развития отдельных отраслей хозяйства.

4. Данные о современном размещении, специализации и численности постоянного и временного населения, занятого в промышленности, сельском и рекреационном хозяйстве, и о возможности привлечения трудовых ресурсов в рекреационное хозяйство.

5. Сведения о системе внешнего и внутреннего транспорта, включающие характеристику и оценку транспортного обслуживания, полученные путем анализа объема и направления пассажирских и грузовых перевозок и рекомендации по его рациональному развитию.