Механическое движение человеческих ресурсов

Численность человеческих ресурсов увеличивается или уменьшается не только за счет естественного движения населения, но также распространено увеличение или уменьшение численности населения благодаря механическому движению населения. И если численность населения Земли в целом зависит только от показателей естественного воспроизводства народонаселения, то на численность населения отдельных стран, регионов Земли, государств влияет именно вышеуказанный демографический показатель – механическое движение населения или миграция.

Главное свойство миграции то, что она увеличивает не только просто численность населения в определенных странах, но и увеличивает численность трудовых ресурсов. Безусловно, бывают разные виды миграций, но миграция рабочей силы на сегодняшний день - основная.

Миграция неординарное явление. У нее есть положительные и отрицательные стороны, которые влияют на общественные, экономические, политические, культурные аспекты в стране.

К положительным сторонам миграции можно отнести увеличение численности человеческих ресурсов государства, трудоспособного населения, налоговых и вообще бюджетных поступлений, если страна малонаселенна.

К отрицательным сторонам миграции можно отнести безработицу, правовую незащищенность, нелегальную иммиграцию, межнациональные розни и расовую нетерпимость, поэтому любая миграция требует тщательного регулирования.

Все вышеперечисленные аспекты мы и рассмотрим далее в нашей курсовой работе, тем более в последнее время наша страна увеличивает численность человеческих именно за счет иммиграции, особенно пополняет запасы трудовой силы, поэтому все перечисленное ее тоже касается.

Общие понятия миграции

Общее понятие миграции звучит следующим образом. Миграция – это перемещение людей через границы тех или иных государств или внутри страны, перемена места постоянного жительства навсегда или на более длительное время.

Бывают следующие типы миграций:

- добровольная – перемещение добровольно покидающих старое место своего проживания и переезжающих на новое место жительства;

- вынужденная – перемещение с целью поиска убежища;

- насильственная – депортация;

- внешняя – это эмиграция – выезд, иммиграция – въезд;

- внутренняя – перемещение в пределах страны;

- возвратная – иммигранты возвращаются в свою страну;

- безвозвратная – остаются в новой стране навсегда;

- законная – в соответствии с законом;

-незаконная – въезд без оформления.

И конечно же трудовая миграция, которая нас и интересует.

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального, демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы, которая создает возможность функционирования мирового рынка труда. Это один из наиболее сложных элементов международных экономических отношений, поскольку его объектом являются человеческие ресурсы, что определяет сложность и остроту проблем, возникающих в связи с международной миграцией.

Миграция рабочей силы – это процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране проживания, определяется соотношением спроса и предложения на рынке труда. Процессы миграции можно анализировать на основе экономического подхода подобно процессам перемещения капитала. Однако помимо экономических мотивов международная миграция обуславливается соображениями политического, социального, этнического, культурного и семейного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие:

- эмиграцию – выезд из страны постоянного проживания на постоянное место жительства в другую;

- иммиграцию – въезд в страну на постоянное место жительства;

- плюс – репатриация – возвращение в страну происхождения ранее выехавших граждан.

Мигранты делятся на пять основных категорий:

1.  иммигранты легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, последние 20 лет прошлого века – были периодом с высоким уровнем иммиграции;

2.  работники – мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоры о приеме на основе контракта заключаются со странами, имеющими избыток рабочей силы (со стран Азии, ближайшие к Европе);

3.  нелегальные иммигранты. Почти во всех индустриальных странах имеются нелегальные иммигранты. Часть из них проникает через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами. Обычно они замещают самые дешевые рабочие места;

4.  лица, просящие убежища;

5.  беженцы.

Международная миграция рабочей силы – это процесс, присущий рыночной экономике. Он подобен движению капитала в ходе развития внешних экономических связей и международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с законами рынка «ищут» наиболее выгодное перемещение, дающее максимальную эффективность. Но, сопоставляя человеческие ресурсы с другими видами ресурсов на международных рынках, важно учитывать их особенности. Они отражают специфику товара рабочей силы, который является не только объектом, но и субъектом международной экономики. Кроме того, процессы международной миграции оказывают многоплановое социальное, демографическое и социально – психологическое влияние как на страны – доноры – источники миграционных потоков, так и на принимающие страны.

О том, какие страны являются странами – донорами и принимающими странами и о влиянии миграции на эти страны мы рассмотрим в следующих разделах нашей курсовой работы.

Основные центры притяжения миграционных потоков и страны – доноры

По мере роста интернационализации экономики значение международной миграции возрастает. Основной поток международной миграции в последние десятилетия установился в США. Уже 1970 г.г. число легальных иммигрантов составляло 4,5 млн. человек, 20 % от прироста населения, а в 1990 г.г. – 6 млн. легальных иммигрантов и 2 млн. нелегальных, что составило 39 % от прироста населения.

Еще один центр притяжения мигрантов – Западная Европа. Среднегодовой поток иммигрантов здесь составляет – 600 тыс. человек, а с учетом членов семей – 1,3 млн. человек. Лидерство по масштабам миграции принадлежит – Германии, Франции, Британии. Региональным центром притяжения миграции также является Австралия, а в последнее время и Россия.

Для различных принимающих стран существуют различные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они совпадают. Это обусловлено с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, историческими, политическими, этническими, географическими связями между принимающей страной и страной – донором. В связи с этим наблюдается сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, в 1960 – х годах основными источниками мигрантов для США были Канада и Западная Европа, откуда прибыло 79 % мигрантов. В 1970-90-х годах доминировали Латинская Америка и Азия.

На сегодняшний день основными источниками миграционных потоков для Западной Европы служат страны Африки и Зарубежной Азии, не отстает и Восточная Европа. Китай вообще в последнее время является универсальной страной – донором. Китайцев можно встретить как в Европе, США, так и в России.

Последствия международной миграции рабочей силы

Международная миграция рабочей силы – это не только экономическое, но и сложное политическое и социально – экономическое явление. Она влияет не только на состав трудовых ресурсов как стран – доноров, так и принимающих стран, но и создает новую ситуацию на рынке труда, привносит немало изменений в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности создает ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

Последствия международной миграции для принимающих стран многообразны. Хорошо известен пример положительного влияния процесса «утечки мозгов» для экономики США. В частности, на рынке труда США в 1980 –х годах 40 % докторов наук в области техники, прикладной математики, связанной с компьютерным программным обеспечением, были иммигрантами из разных стран, 25 % преподаватели технических дисциплин в вузах также были иммигрантами. В середине 1990 – х годов в США проживало более млн. иммигрантов. Они зарабатывали 240 млрд. долл., платили налоги в размере 90 млрд. долл., тогда как ежегодно тратили на социальное вспомоществование иммигрантов 5 млрд. долл. Очевидна положительная роль иммигрантов в экономике страны даже в оценке доходов и расходов бюджета. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные специалисты – иммигранты в развитие американской науки, техники, медицины, культуры и искусства.

Последствия миграции для стран – доноров следующие. Общеизвестно, что многие ученные из развивающихся стран, повысивших свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах вернулись на родину, положив начало отечественным наукам и направлениям. Получив образование и улучшив материальное положение, возвращаются не только ученные, но и представители других профессий (менеджеры, врачи, инженеры, квалифицированные рабочие). Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, индийцы и др., став носителями новых квалификаций, принеся достаток семьям. Важная проблема стран – доноров – создание условий для реализации потенциальных кадров, нормальных условий их работы и жизни.

Огромная проблема как для стран – доноров, так и для принимающих стран – нелегальная иммиграция. Нигде не зарегистрированные рабочие используются в качестве дешевой рабочей силы. Они не платят налоги, увозят огромные деньги из страны, государство тратит большие средства на борьбу с нелегальными иммигрантами – на поиск, арест, депортацию. Такие мигранты никак не защищены – не имеют определенного правового статуса, социальной и медицинской защиты.

В связи с вышеуказанным, ясно, что необходимо регулировать миграцию. Именно этому вопросу и будет посвящен следующий раздел курсовой работы.

Регулирование международной миграции

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две известные тенденции: к либерализации торговли и свободному перемещению трудовых ресурсов и населения, к протекционизму и ограничениям международной миграции.

Национальная миграционная политика, которая вырабатывается в каждой стране, представляет собой комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование иностранной рабочей силы, а также создания системы социальной защиты работников – мигрантов в период их работы за рубежом, регламентацию потоков беженцев и их социальной защиты. С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводят протекционистскую миграционную политику, призванную защищать интересы своего населения. так, в США по закону об иммиграции, вступившему в 1990 году, начиная с 1995 года в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек, для работников – 140 тысяч.

С ростом политической и демографической нестабильности в мире с усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие Европейские страны также ужесточили иммиграционное законодательство. Так, в 1993 году Франция ограничила въезд новых иммигрантов, Германия прекратила предоставлять в общем порядке вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов. Ранее аналогичные изменения в иммиграционном законодательстве ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия. Эти меры связанны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом СССР и ухудшением экономического статуса в этих странах, а также ростом населения в странах Африки, Зарубежной Азии, Китая.

Кроме действия национальной миграционной политики отдельных стран существует и международная миграционная политика.

Так международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человек, принятая ООН 20 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем, международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами- участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы. В их числе Римский договор 1957 года, вступивший в силу в 1968г., предоставил гражданам стран членов ЕС право поиска работы в границах сообщества. Шенгенское соглашение 1985 г., вступившее в силу в 1993 г., установило единые визовые правила въезда в страны – участницы соглашения. А Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища.

Россия в мировых миграционных потоках

В последние десятилетия Россия, скорее всего, является принимающей страной для иммигрантов, нежели страной – донором, но все же эмиграция из России имеет место.

Выезд из России не стал массовым явлением – так, например, среднегодовая численность эмигрантов в первой половине 90 – х годов составляла 100-105 тыс. человек, но эта цифра не включает выезжающих на временную работу, который часто осуществляется без оформления необходимых документов. Но по официальным данным, численность российских трудоустроенных за границей при посредничестве Федеральной миграционной службы, очень не велика, например, в 1994 г. она составляла 8083 человека. Реальные миграционные потоки многократно превышают данные о трудоустройстве указанной службы. Попытки регламентировать трудовую миграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данный процесс не имеют. Так соглашение с Финляндией и Бельгией предоставило России ежегодную квоту в размере 5000 человек, но число мигрантов, например, в 1994 г. превысило 230 тыс. человек.

Были периоды массовой эмиграции, когда русские люди тысячами уезжали в США, Германию, Израиль, на данный момент эти потоки намного уменьшились. Проблема «утечки мозгов» в наше время не кажется такой серьезной.

Серьезные последствия влечет за собой скорее процесс иммиграции, главным образом из стран ближнего зарубежья. Все еще актуально возвращение этнических россиян из стран СНГ, который требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь.

Явно проявляет себя иммиграция из Средней Азии, стран СНГ. Безусловно, она также носит противоречивый характер: с одной стороны – восполняется нехватка рабочей силы, но с другой стороны появляется масса социально – экономических проблем, связанных с миграцией. О том, как регулируется иммиграция рабочей силы, какие инструменты используются для этого, мы и поговорим в следующем разделе курсовой работы.

Регулирование иммиграции рабочей силы в России

Правительство решило объединить проблемы иммиграции и демографический кризис. Ведь иммиграция позволяет увеличить численность человеческих ресурсов, но и здесь необходимо свое регулирование, что и осуществляет государственная власть.

В этом году существенно изменены параметры квот на иностранную рабочую силу. Кроме того, впервые выдача разрешений на работу будет осуществляться с учетом профессий и квалификаций, необходимых нашей экономике («РГ» № 4 от 12.01.2008 г.)

Как известно, иностранцы, приезжающие в Россию из стран с визовым режимом и безвизовым режимом, имеют различный правовой статус, и квоты для тех и других определяются отдельно. Иностранцы, приезжающие по визе, должны иметь на руках приглашение на въезд в страну в целях осуществления трудовой деятельности. Таких приглашений в этом году будет выдано в два с лишним раза больше, чем в прошлом году, а именно – 672 тысячи 304. Вместе с тем сокращается квота для безвизовиков (из стран СНГ, за исключением Туркменистана и Грузии) (там же).

Всего же разрешения на работу получат 1млн. 828 тыс. 245 человек. Выдаваться они будут не всем желающим, а в соответствии с утвержденным перечнем профессионально – квалификационных групп. Самая большая потребность, а соответственно большая квота - для рабочих, занятых на горных, горно – капитальных, на строительно – монтажных, ремонтно – строительных работах. Сюда привлекут почти 600 тыс. гастарбайтеров. Неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики, примут около 270 тыс. требуется также много водителей и машинистов подвижного оборудования – 150 тысяч («Каких иноспециалистов нам не хватает», «РГ» № 8 от 17.01.2008).

Ужесточились меры по регулированию найма иностранных работников российскими работодателями. Особенно борьба с наймом нелегальных иммигрантов на работу, это касается и частных лиц наряду с юридическими (www rg.ru. Сборник новые законы и нормативные акты).

По оценкам ФМС, у частников трудится около 40 % нелегалов. В основном нянями, садовниками, сторожами, занимаются строительно – монтажными работами. Все на уровне устных договоренностей и за наличный расчет.

Некоторые граждане, пользующиеся услугами гастарбайтеров, и не подозревают. Что они являются такими же работодателями, как любое юридическое лицо, и обязаны оформить свои отношения с иностранным работником официально. Статья № 13 закона о правовом положении иностранных граждан прямо говорит: работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников и использующее их труд.

Для оформления трудовых отношений с иностранным работником, физическое и юридическое лицо обязано заплатить налоги.

Если при проверке обнаружится, что работодатель работает с иностранцем без оформления этих отношений должным образом, к нему применят суровое наказание в соответствии с кодексом об административных правонарушениях.

За найм иностранца, не имеющего разрешения на работу, как и привлечение «визового» гастарбайтера, не получив предварительного на это разрешения, работодатель – частное лицо рискует заплатить штраф от 2 до 5 тысяч рублей, должностное лицо – от 25 до 50 тысяч рублей, юридическое – от 250 до 800 тысяч рублей, либо его ждет административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

За не уведомление территориальных органов миграционной службы, налоговой и службы занятости населения можно потерять от 2 до 5 тыс. – если частное лицо, от 35 до 50 тыс. – должностное лицо, от 400 до 800 тыс. – если юридическое. Для иностранцев, трудящихся без разрешения на работу, также предусмотрено наказание. Нелегального гастарбайтера ждет штраф в размере от 2 до 5 тыс. рублей с административным выдворением за пределы России в самых тяжелых случаях («РГ» № 20, «Моя нелегальная няня», 31.01.2008).

Проблема миграции для России и других стран тесно связана с санитарно – эпидемиологической проблемой.

Мигрантов все больше и больше, они живут в жутких санитарных условиях и это нередко становится причиной распространения инфекций, порой очень опасных. В связи с этим государством было введено постановление Главного санитарного врача РФ «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства».

За одиннадцать месяцев прошлого года медики освидетельствовали 600 тыс. безвизовых мигрантов. Итог не требует комментариев: выявлено 1615 вичинфицированных, 3058 больных туберкулезом, 7989 – тех, кто страдает различными видами венерических заболеваний.