Миграции населения Республики Беларусь
Внутренние миграции населения Республики Беларусь
Внутриреспубликанская миграция занимает основное место в структуре миграции населения Беларуси. В 2006 г. Миграционный оборот (суммарная численность прибывших и выбывших мигрантов) в рамках внутриреспубликанской миграции превышал миграционный оборот в рамках международной миграции в 20 раз. При этом при увеличении в 2006 г. по сравнению с 2000 г. миграционного оборота в рамках внутриреспубликанской миграции на 83,7 тысяч человек (22,8%) миграционный оборот в рамках международной миграции уменьшилась на 17,1 тысяч человек (43,1%). Растёт доля миграционных перемещений в рамках внутриреспубликанской миграции в общем миграционном обороте: например в 2000 г. она составляла 90,2% (367,6 тысяч человек), в 2004 г. – 91,4% (433,1 тысяч человек), в 2005 г. – 94,9% (450, 6 тысяч человек), в 2006 г. – 95,2 % (451,4 тысяч человек).
В Беларуси всегда играли значимую роль сельско-городские перемещения, в результате которых формировалась структура населения, повышался уровень образования и профессиональной подготовки сельских жителей, что способствовало экономическому развитию страны. Немаловажное значение миграция из сельской местности в города имеет и в наши дни: под влиянием данного процесса деформировалась структура населения, значительно сократился демовоспроизводственный потенциал и образовался дефицит рабочей силы в сельской местности.
По данным переписи населения 1999 г., в Беларуси 4,5 млн. человек или 45,1% от общей численности населения в течение своей жизни осуществили, по крайней мере, одно перемещение, связанное с переменой постоянного места жительства как внутри республики, так и из других государств. Из них в городах – 77,4%, в сельской местности – 22,6%. В общем количестве мигрантов преобладают внутренние мигранты, доля которых в 2009 г. составила 94,7% в общем миграционном обороте нашей республики.
Характеризуя внутреннюю миграцию республики в целом, следует отметить, что по данным переписи 1999 г., основными ее направлениями были переезды из села в город – 47,5%, из города в город –29,2%, из одной сельской местности в другую – 14,2%, из города в село – 8,8%. Основную роль во внутренней миграции играли перемещения населения из сельской местности в города либо из одного, как правило, более мелкого города в более крупный (из районного центра в областной, из областного центра в г. Минск), с более развитой инфраструктурой и лучшими условиями трудоустройства и оплаты труда.
В начале 90-х годов произошли значительные перемены в миграционных процессах в сельской местности. Отток населения, который наблюдался во все послевоенные десятилетия, в 1992 г. сменился положительным приростом – впервые в село прибыло на 14,2 тыс. человек больше, чем выбыло, но произошло это за счет положительного сальдо миграции со странами СНГ, а не за счет притока из городов Беларуси. Сальдо внутриреспубликанской миграции из села в город оставалось отрицательным, хотя и имело тенденцию к снижению. Так, за 1990 г. из сельской местности в города республики выбыло на 52,3 тыс. человек больше, чем из города в село, в 1991 г. разница составила 38,7 тыс. чел, в 1992 г. – 14,7, в 1993 г. – 9,7, в 1994 г. – 7,6, в 1995 г. – 9,8 тыс. человек. Основной причиной сокращения численности эмигрантов из сельской местности является сужение демографической базы села (сокращение населения в активных миграционных возрастах). Помимо этого, сказалось замедление темпов роста городов; возврат назад сельских жителей, переехавших в города несколько лет назад и не сумевших из-за социально-экономических потрясений там прижиться; рост уровня безработицы в городах и связанные с этим трудности в трудоустройстве; высокая стоимость жилья и продуктов питания. В целом миграционная подвижность сельского населения временно несколько снизилась, так как люди предпочитают переждать нестабильный период развития республики на привычных местах.
Помимо социально-экономических и политических трансформаций, существенное влияние на внутреннюю миграцию страны оказало обострение экологической обстановки после катастрофы на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. В первые дни после нее из наиболее опасной тридцатикилометровой зоны было эвакуировано 24,7 тыс. человек, в последующие годы многие жители покидали загрязненные районы сами, и лишь в 1990 г. была принята специальная программа отселения из зон, загрязненных радионуклидами. Но приживаемость экологических переселенцев на новых местах составляла лишь около 30%, а сама программа переселения выполнялась лишь на 50%. Так, за 1991-1992 гг. планировалось переселить 83,3 тыс. человек, а переселено за эти два года было всего 36,7 тыс. человек по обязательному переселению и 4,3 тыс. человек по свободному. Больше всего переселенцев было зарегистрировано в Минске и чистых районах Могилевской и Гомельской областей. В последующие годы численность желающих переселиться из загрязненных областей сократилась еще больше и даже появились экологические возвращенцы – лица, не прижившиеся на новых местах и вернувшиеся на прежнее место жительства.
Анализ миграционных перемещений позволяет сделать вывод, что выезд большого количества жителей из зон загрязнения изменил характер расселения на всей территории республики, деформировал ранее сложившуюся структуру миграционных потоков. В результате в стране, с одной стороны, сформировалась система регионов с высокой концентрацией городских и сельских жителей, с другой – появились слабозаселенные трудонедостаточные районы, в которых выведены из активного хозяйственного оборота значительные площади земли.
С началом стабилизации экономики в Беларуси, начиная с 1995 г., отток населения из сельской местности в города стал увеличиваться. В период с 1995 по 1998 гг. численность лиц, покинувших сельскую местность, выросла с 9,8 до 27,6 тыс. человек. Но уже с 1999 г. темпы миграции из села в город начали вновь заметно сокращаться (рисунок 1). Связано это в первую очередь с истощением демографической базы сельского населения, ведь начавшийся в 1993 г. процесс депопуляции постоянно развивается и с каждым годом отрицательный естественный прирост сельского населения лишь увеличивается, усугубляясь при этом отрицательным миграционным приростом.
Рисунок 1 - Динамика миграционного прироста населения городов за счет сельской местности в Беларуси (тыс. человек)
За последнее десятилетие ХХ века сильно изменилось направление межобластных перемещений. В 1990 г. в межобластном обмене населением отрицательное сальдо внутриреспубликанской миграции было лишь у Гомельской и Могилевской областей как наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Население из этих областей выезжало во все остальные области Республики Беларусь и г. Минск, за счет чего в последних складывался положительный прирост населения. С 1990 по 1995 гг. почти в два раза сократился поток внутренних мигрантов, а к 1995 г. во всех областях Республики Беларусь стал наблюдаться отток населения в г. Минск.
Основным направлением внутриреспубликанской миграции остается г. Минск, хотя и в нем миграционный прирост, в результате сокращения числа прибывших, снизился с 11,6 тыс. человек в 1990 г. до 6,0 тыс. человек в 1995 г. После 1995 г., с началом стабилизации политических и экономических отношений в стране, сальдо миграции по областям стабилизируется и изменяется незначительно. Во всех областях республики увеличивается отток населения, за счет которого быстро растет приток населения в столицу. Лишь к 2002г. сильный миграционный прирост г. Минска в результате внутренней миграции стабилизируется на уровне 15–15,5 тыс. человек. В это же время начинает сокращаться отток населения из Минской области, а к 2005 г. в ней наблюдается даже незначительный приток населения, что обусловлено сокращением численности выбывшего населения в другие области республики и в г. Минск при неизменном росте числа прибывших в Минскую область, в которой центрами притяжения являются растущие, с постоянно развивающейся экономикой, города, расположенные вокруг Минской агломерации.
Непредсказуемая и негативная ситуация сложилась в 2009 г., когда сельская местность Республики Беларусь потеряла в миграционном обмене с городом более 35 тыс. человек. Отток населения из сельской местности всех областей республики увеличился в два раза, а в Брестской области он достиг 8 тыс. человек, чего ранее никогда не наблюдалось. Большинство этого населения пополнило численность городов и поселков городского типа в своих же областях, т.к. миграционный прирост в городах во всех областях (кроме Минской и Могилевской) вырос, а в Гомельской области даже в два раза. Но как и во все предыдущие годы наибольший прирост при обмене населением наблюдался в г. Минске, его численность в 2009 г. за счет внутренней миграции выросла почти на 24 тыс. человек.
Если говорить о половозрастном составе мигрантов, то наименьший прирост городского населения (а среди мужчин даже убыль) наблюдается в возрасте с 35 до 65 лет, когда население наименее мобильно из-за привязанности к постоянному месту работы и семье. Несмотря на столь низкую миграционную активность населения в старших трудоспособных возрастах, наибольший миграционный прирост в городах происходит именно за счет населения трудоспособного возраста.
В 2007 г. городское население Беларуси за счет мигрантов в трудоспособном возрасте увеличилось на 11,7 тыс. человек, причем большая их часть пришлась на младшие трудоспособные возраста (миграционный прирост за счет молодежи 16-30 лет составил 12,3 тыс. человек).
Миграционный прирост городского населения происходит за счет убыли трудоспособного населения сельской местности, что лишь усугубляет нехватку рабочих рук в селах, а также увеличивает нагрузку на оставшееся трудоспособное население лицами младше и старше трудоспособного возраста. В городах же, наоборот, зачастую наблюдается переизбыток трудовых ресурсов, что увеличивает уровень безработицы, а отсюда и рост малообеспеченных и социально неблагополучных домохозяйств.
В половозрастной структуре мигрантов наблюдается значительный перевес мужчин старших трудоспособных возрастов, прибывших в сельскую местность, а также более высокая мобильность молодых девушек, выезжающих в города, что приводит к трансформации половозрастной структуры как сельского, так и городского населения.
В социальном плане сложившийся дисбаланс в распределении полов между городом и деревней можно оценить только отрицательно. В городе наблюдается повышенный уровень женского населения, что приводит к большому количеству одиноких незамужних женщин либо к распространению неполных семей. В сельской же местности, наоборот, наблюдается переизбыток мужского населения, от чего возрастает количество одиноких мужчин, что в свою очередь приводит к распространению пьянства, наркомании и других социальных пороков среди сельского населения.
Все вышеназванные процессы и явления в миграционных перемещениях обусловлены, в первую очередь, воздействием социально-экономических факторов, зная которые можно в какой-то степени регулировать потоки внутренней миграции на государственном уровне.
Миграционная политика Республики Беларусь является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, составной частью социально-экономического развития и внешнеполитической деятельности белорусского государства.
Государственная политика в сфере миграции может быть определена как система концептуально объединенный средств, с помощью которых государство и его социальные институты предполагают достижение целей развития процессов внутренней и внешней миграции населения, соответствующих стратегическим задачам социально-экономического развития общества.
Миграционная политика может выступать в различных формах: выполнять конъюнктурно-корректирующую роль, являясь инструментом текущей социально-экономической политики, и стратегически значимую роль, когда увязывается с разработкой долгосрочных проблем пространственного развития экономики и изменения объемных и качественных характеристик движения населения.
Формирование и реализация механизма регулирования миграции населения – сложный процесс, осуществление которого требует соблюдения принципов целенаправленности, комплексности, системности, эффективности и баланса интересов.
Принцип целенаправленности в государственном регулировании миграции означает необходимость выбора приоритетов регулирования миграции на кратко-, средне- и долгосрочный период исходя из общей стратегии социально-экономического развития страны, предполагает разработку системы целей и задач регулирования миграции по всей совокупности потоков.
Применение принципа комплексности обусловливается масштабностью и сложностью процесса миграции, тесной зависимостью между миграцией и социально-экономическим развитием. Это означает, что в новых условиях хозяйствования при разработке инструментов государственного регулирования миграционных процессов занятости и рынка труда в тесной увязке с состоянием международного рынка разделения труда.
Принцип системности тесно связан с принципом комплексности, он ориентирует на рассмотрение миграционной политики как составной части более крупной системы – социально-экономической политики и на её связь с другими компонентами данной системы. Необходимость применения данного принципа при регулировании миграционных процессов связана с тем, что в современных условиях определение перспектив развития миграции должно осуществляться с учётом их взаимозависимости с другими процессами, происходящими в стране.
Реализация принципа эффективности при регулировании миграции обеспечит создание необходимых условий для их оптимального развития с наибольшим экономическим и социальным эффектом.
В связи с тем, что при развитии процессов миграции интересы личности, общества и государства не всегда совпадают, соблюдение принципа баланса интересов будет нахождению консенсуса между органами государственной власти, занимающимися вопросами регулирования миграции населения, и личностью мигранта. Реализация данного принципа поможет обеспечить согласованность республиканских, областных и местных интересов при реализации инструментов регулирования миграционных процессов.
При решении конкретных задач регулирования миграционных процессов важное значение имеет правильный выбор методического инструментария, позволяющего целенаправленно воздействовать на развитие миграции.
Правовую основу миграционной политики составляют Конституция Республики Беларусь, законы, нормативные правовые акты и международные соглашения Республики Беларусь, а также общепризнанные принципы и нормы международного права в области миграции.
Для управления миграционными процессами в Республике Беларусь в 1992 г. была создана Государственная миграционная служба, которая до 2004 г. функционировала в структуре Министерства труда и социальной защиты. На данный момент вопросы миграции населения и государственного регулирования миграционных процессов отнесены к компетенции МВД. С этой целью в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30.13.2003 № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов подразделений внутренних дел Республики Беларусь» образован Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел с правами юридического лица. Основными задачами департамента являются:
· разработка и осуществление мер, направленных на реализацию законодательства о гражданстве Республики Беларусь, выезде за границу и въезде в Беларусь граждан, передвижении и выборе ими места жительства, правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, предоставлении статуса беженца или убежища, внешней трудовой миграции;
· совершенствование правового регулирования вопросов гражданства и миграции;
· организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране, противодействие незаконной миграции;
· организация научных исследований по проблемам миграции.
Следует также отметить, что вопросами миграции населения в той или иной степени занимается также Государственный комитет пограничных войск, Министерство труда и социальной защиты, облисполкомы, которые осуществляют в пределах своей компетенции функции регулирования миграционных процессов.
Внешняя миграция Республики Беларусь
С обретением независимости в начале 90-х годов все межреспубликанские обмены с союзными республиками превратились в международные, а либерализация отношений со странами Запада способствовала значительному оттоку населения за пределы распавшегося Советского Союза. В начале 90-х годов международная миграция, также как и внутриреспубликанская, претерпела кардинальные изменения как в направлении движения потоков мигрантов, так и в причинах возникновения миграции. В этот период в большинстве стран постсоветского пространства происходили массовые волнения населения, связанные с обретением независимости, резко ухудшилась экономическая обстановка, изменились политические настроения. Все это сильно отразилось на потоках мигрантов.
На фоне остальных бывших республик СССР Беларусь отличалась более стабильным политическим климатом, отсутствием межнациональных конфликтов, что, безусловно, привлекало в республику как мигрантов, самостоятельно решивших переехать, так и вынужденных переселенцев. Именно в начале 90-х годов наблюдался самый сильный приток населения из республик бывшего СССР. Пиковым оказался 1992 г., когда чистая внешняя миграция со странами СНГ и Балтии составила 66,9 тыс. чел., а отток населения в другие станы мира был совсем незначительным. Именно в 1992 и 1993 гг. чистая внешняя миграция даже смогла перекрыть отток населения из сельской местности, чего никогда не происходило ни в предыдущие, ни в последующие годы независимости Беларуси.
После первых лет обретения независимости в результате затухания межнациональных конфликтов, стабилизации политической и экономической жизни населения во всех бывших республиках СССР столь значительные объемы чистой миграции в нашу республику сократились в разы, а вместе с этим заметный рост оттока мигрантов в другие страны мира привел в 1994 г. к отрицательному сальдо внешней миграции. Но уже начиная с 1995 г., по официальной статистике, сальдо миграции со странами СНГ и Балтии начало расти, а с другими странами мира сокращалось его отрицательное значение. Достигнув еще одного значительного пика в 1998 г., сальдо внешней миграции начало постепенно сокращаться и в нашем столетии незначительно колеблется в районе 2-5 тыс. чел. С 2008 г. был отмечен прирост населения за счет мигрантов не только из СНГ, но и из других стран мира. Это произошло впервые за годы независимости нашей республики.
Практически весь миграционный обмен населением в Республике Беларусь происходит со странами ближнего зарубежья, т.е. с республиками бывшего СССР. Самая высокая интенсивность миграции населения наблюдалась в начале 90-х годов, когда после распада Советского Союза подвижность населения значительно возросла.
К добровольным мигрантам, присоединились вынужденные переселенцы и беженцы, которые бежали из родных мест из-за вооруженных конфликтов и гонений по национальной принадлежности. Для них Республика Беларусь была привлекательна отсутствием серьезных конфликтов и притеснений на этнонациональной почве.
После стабилизации обстановки в большинстве новообразованных независимых государств, численность мигрантов быстро пошла на убыль. Причем миграционный оборот населения сокращается постоянно, особенно за счет сокращения числа эмигрантов в страны СНГ и Балтии. Сальдо миграции также в XXI веке значительно сократилось по сравнению с 90-ми годами ХХ века. Лишь в последние года наметилась тенденция к росту чистой миграции. Конечно, цифры эти растут незначительно и совсем не сопоставимы с необходимым для Беларуси количеством мигрантов, которые могли бы решить демографические проблемы.
Если говорить о доле каждой страны в миграционном обмене населением с Республикой Беларусь, то лидирующее положение занимает Россия. Именно с Россией Республика Беларусь строит Союзное государство, которое обладает общими финансовыми, правовыми, законодательными и другими документами, что только способствует более легкому пересечению границ и дальнейшему обустройству на территории нового государства. В целом за период независимости Республики Беларусь на долю России приходится 64% в миграционном обороте населения. Этот показатель варьируется по годам. Немного ниже он был в начале 90-х, когда у республики в значительных объемах происходил обмен и с другими республиками бывшего СССР. Когда же это явление пошло на спад, Россия заняла лидирующие позиции в численности мигрантов, прибывающих и выезжающих из Республики Беларусь.
На втором месте по доле в миграционном обороте находится Украина. Доля эмигрантов и иммигрантов из Украины всегда колебалась в пределах 15-19%.
С остальными странами постсоветского пространства обмен населением у Республики Беларусь происходит в значительно меньших объемах. Связано это с большей удаленностью этих стран от Беларуси, с отличием в менталитете и национальном составе. В случае же соседей Республики Беларусь – стран Балтии – ключевую роль играет неприсоединение этих стран к СНГ, установление с ними визового режима. Поэтому большое количество белорусов выехало из этих стран в начале 90-х годов, а поток эмигрантов в страны Балтии в эти годы был незначительным.
В чистой миграции наибольший прирост населения в Республику Беларусь также обеспечивается за счет России, на долю которой приходится 37% миграционного прироста. Далее идут страны Балтии, наибольший миграционный прирост из которых наблюдался в начале 90-х годов (достигнув 17 тыс. человек в 1992 г.), а уже в нашем веке он колеблется в пределах 400-600 человек в год. За весь исследуемый период в Республике Беларусь наблюдается довольно значительный равномерный по годам миграционный прирост населения за счет Казахстана и Украины. Связано это с тем, что в этих странах проживало во времена СССР и проживает сейчас значительное количество белорусов, которые сами решают возвращаться ли им на родину и, если возвращаться, то когда. Пик притока населения из этих стран не столь явный, как из других стран, поскольку здесь не было массовых гонений и вооруженных конфликтов.
За счет иммиграции в Беларуси частично компенсируется естественная убыль населения, однако, следует отметить, что среди тех, кто приезжает в Беларусь, значительную часть составляют беженцы из стран СНГ и нелегальные мигранты третьего мира.
Обмен населением со странами дальнего зарубежья.
В миграционном обмене населением с остальными странами мира (кроме стран СНГ и Балтии) у Беларуси наблюдается совсем другая картина. С первых лет обретения независимости из Беларуси в страны дальнего зарубежья выезжает больше мигрантов, чем въезжает. Причины, по которым население предпочитает покинуть республику, изменились за это время. Первоначально основным фактором, влияющим на миграцию, была либерализация политической жизни, т.е. облегчение процесса получения разрешения на выезд. В это время за пределы Беларуси хлынул поток мигрантов, которые уже раньше планировали покинуть страну, но не имели возможности. Помимо этого, на решение эмигрировать оказала влияние и экологическая обстановка, которая резко ухудшилась после взрыва на Чернобыльской АЭС. Именно в начале 90-х годов наблюдался самый значительный поток эмигрантов. Максимальный объем эмиграции был отмечен в 1990 г., когда сальдо миграции составило минус 34,1 тыс. человек.
В дальнейшем отрицательное сальдо миграции постоянно сокращалось, причем именно за счет сокращения численности эмигрантов. Изменились и причины выезда из страны. Если раньше это были этнополитические и экологические проблемы, то уже к середине 90-х годов им на смену пришли экономические и социальные трудности. На снижение численности эмигрантов оказала влияние, с одной стороны, эмиграционная политика Беларуси – упрощение процедуры выезда из страны на короткий срок для посещения родственников или с иными целями, а с другой стороны – иммиграционная политика принимающих стран, в которых ужесточились требования приема иммигрантов.
Основными странами эмиграции для Беларуси являются Израиль, США, Германия. Именно в эти страны выехало больше всего жителей Беларуси, причем доля этих стран в чистой миграции за изучаемый период значительно изменилась. В начале 90-х годов несомненным лидером по количеству эмигрантов выступал Израиль: в 1990 г. на его долю пришлось 97% выданных органами МВД разрешений на выезд, в 1992 г. – 32,5%, а уже в нашем столетии лишь 14-18% эмигрантов направляются в Израиль. Пик эмиграции в США пришелся на 1992 г. и составил 57% от всех получивших разрешение на выезд, постепенно доля эмигрантов сокращалась и в нашем веке установилась на том же уровне, что и с Израилем. Доля Германии в эмиграции из Беларуси, наоборот, постоянно растет: в 1990 г. лишь 0,3% получивших разрешение на выезд направлялись в Германию, а в XXI веке доля Германии в общем объеме эмиграции колеблется в пределах 22-25%.
Помимо вышеназванных основных стран эмиграции у Республики Беларусь отрицательный миграционный прирост с Австралией, Канадой и странами Западной Европы, т.е. со странами развитыми в экономических и других отношениях. В то же время со странами Азии (Китай, Вьетнам, Турция, Индия и др.) Беларусь в последние годы имеет положительный миграционный прирост, причем тенденция эта лишь усиливается. В первую очередь это обусловлено укреплением дружеских договоренностей, заключением двусторонних соглашений между Беларусью и некоторыми странами Азии. Поэтому миграционный прирост с этими странами растет именно за счет роста числа иммигрантов, численность которых с 2008 г. даже перекрывает численность эмигрантов в страны Запада. Таким образом, в 2008 г. впервые за годы независимости чистая миграция со станами «дальнего» зарубежья оказалась положительной и составила 196 чел., а в 2009 г. она достигла 1980 чел., но столь значительный прирост произошел из-за изменений в подсчете статистических данных (страны Балтии, которые всегда приводились в таблицах вместе со странами СНГ, отнесли к странам дальнего зарубежья, а также из состава СНГ исключили Грузию).
От изменений количественных в составе мигрантов следует перейти к изменениям качественным, и в первую очередь к национальному составу мигрантов. Самый значительный приток белорусов произошел в 1992 г., когда в Беларусь прибыло больше всего мигрантов из всех республик бывшего СССР, большинство из которых были коренными белорусами до этого выехавшими за пределы республики. Помимо титульной национальности, в Беларусь велик приток русских (второй по численности национальности в стране), многие из которых прибывают в республику к давно живущим здесь родственникам. Также следует отметить значительный отток из страны евреев, в начале 90-х годов большинство евреев выезжало в Израиль и США. В последние годы данный поток значительно ослабел, и даже наметилась тенденция увеличения числа прибывающих в страну евреев, благодаря чему в 2009 г. сальдо миграции по данной национальности стало положительным.
Среди менее многочисленных в Республике Беларусь национальностей следует отметить сильно возросшую в последние годы положительную чистую миграцию азербайджанцев, китайцев и туркменов, доля которых в чистой миграции по официальным данным в 2009 г. составила соответственно 3,4%, 3,1% и 3,8%. Доля прибывающих в страну лиц вышеперечисленных национальностей не столь велика, чтобы приблизиться по численности к значительному потоку мигрантов со славянскими корнями, однако, если эта доля начнет расти быстрыми темпами, то может привести к образованию на территории Беларуси диаспор данных национальностей. При этом следует учитывать, что, несмотря на то, что Беларусь проводит миграционную политику по увеличению численности мигрантов, желательно, чтобы это были мигранты из соседних славянских государств, которым легче ассимилироваться в белорусское общество.
Следующей немаловажной характеристикой мигрантов является их половозрастной состав. В Республике Беларусь с начала XXI века наметилась устойчивая тенденция преобладания в чистой миграции мужчин, что характерно для международной миграции в большинстве стран мира. Но, если во многих странах численность мужчин-мигрантов выше за счет преобладания их в числе прибывших, то в Беларусь прибывает одинаковое количество мужчин и женщин, а вот эмигрирует из страны ежегодно почти на 1000 чел. больше женщин, чем мужчин. К этому следует добавить, что сальдо миграции женщин в возрасте от 25 до 35 лет либо отрицательно, либо минимально положительно, что указывает на так называемую миграцию «невест». В целом в половозрастной миграции следует отметить значительный приток молодежи в возрасте 15-25 лет. Это свидетельствует о притоке мигрантов из-за рубежа, особенно из соседних стран, для обучения в высших и средних специальных заведениях Беларуси. После получения диплома большинство студентов выезжает в свои родные страны для дальнейшего трудоустройства, что отражается в самом высоком оттоке населения в возрасте 25-29 лет. Также значительный прирост населения наблюдается в предпенсионном возрасте с 50 до 60 лет. Образуется он за счет сокращения после 50 лет численности эмигрантов при практически неизменном потоке иммигрантов. При этом если в трудоспособном возрасте в сальдо миграции численность мужчин преобладает над численностью женщин, то к 55 годам эта диспропорция изменяется в пользу женщин.
С одной стороны, население Республики Беларусь в основном пополняется за счет мигрантов в трудоспособном возрасте (их доля в сальдо миграции более 60%), что благоприятно сказывается как на трудовом, так и на демовоспроизводственном потенциале страны. Но в последние годы наметилась тенденция к увеличению доли мигрантов старше трудоспособного возраста, что ведет к увеличению нагрузки на пенсионные фонды и другие социальные учреждения по работе с пожилыми людьми, а также сокращение доли детей в будущем лишает Беларусь потенциального трудоспособного населения.
В потоке международных иммигрантов преобладает население, получившее общее среднее и среднее специальное образование (соответственно около 40% и 25% от всех прибывших в возрасте 16 лет и старше), доля лиц с высшим образованием чуть выше 20%. В потоке же эмигрантов доля лиц с общим средним и высшим образованием приблизительно одинакова (30-35%). Отрицательное сальдо миграции лиц с высшим образованием и максимальный прирост за счет мигрантов с общим средним образованием. Частично это объясняется иммиграцией студентов для обучения в вузах и ссузах Республики Беларусь, которые после получения дипломов отправляются домой. Для экономического развития Беларуси это неплохо, т.к. международные студенты обучаются платно, причем в некоторых учебных заведениях оплата для иностранцев выше, чем для жителей республики. Но, помимо иностранцев, за пределы Республики Беларусь устремляется и коренное население с высшим образованием, что явно наносит ущерб экономическому благосостоянию страны, которая вкладывает определенные денежные средства в обучение специалистов с намерением получить доход от их профессиональной деятельности.
Проблема «утечки умов» активизировалась после распада СССР и не прекращается до сих пор. Основной причиной интеллектуальной миграции в республике является сокращение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Так, если в 1995 г. доля расходов на науку из средств республиканского бюджета составляла – 0,53% к валовому внутреннему продукту, то в 2000 г. – 0,39%, в 2003 г. – 0,37%, а в 2006 г. – 0,38%. Анализ данных мониторинга интеллектуальной миграции за период 1996-2006 гг. показывает, что в среднем из Беларуси ежегодно эмигрировало и оставалось за границей порядка от 70 до 90 научных работников и преподавателей ВУЗов (из них в среднем 5-6 докторов наук, 27-30 кандидатов наук и 38-45 работников без ученой степени). В разрезе регионов более половины эмигрировавших научных кадров приходится на г. Минск, что обусловлено расположением здесь ведущих научных и учебных учреждений Республики Беларусь.
Еще одной неблагоприятной тенденцией в сфере интеллектуальной миграции выступает омоложение научной эмиграции. Большинство опытных ученых и преподавателей со стажем выехали за рубеж в конце ХХ века, когда ощущалась особенная нехватка финансирования и сокращение рабочих мест. В ХХI растет поддержка науки и образования со стороны государства, особенно это касается остепененных сотрудников со стажем.
Таким образом, эмиграция научных работников и ее темпы представляют реальную угрозу для экономики, интеллектуального потенциала страны и ее будущего.
Основной причиной не благополучной ситуации в науке выступает низкая оплата труда научных сотрудников, а также низкая доля внедрений НИОКР в производственные процессы, что опять же снижает финансирование научных исследований.
В последние годы предпринимаются попытки по снижению эмиграции научных работников и преподавателей, что отразилось в снижении темпов их выезда с 2000 г.
Нелегальная миграция
Вместе с активизацией процессов международной миграции в Беларуси начала проявляться и негативная сторона данного процесса – нелегальная миграция. Для большинства нелегалов Беларусь выступает как транзитное государство на пути к развитым европейским государствам. Странами выхода незаконных мигрантов в первую очередь выступают страны Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.
Наиболее распространенный тип незарегистрированной занятости за рубежом представителей Республики Беларусь приходится на строительную отрасль, далее идет сельское хозяйство, а женщины часто заняты в качестве домашней прислуги.
По оценкам экспертов, в Беларуси теневой оборот от торговли людьми ежегодно составляет порядка 15 млн. долларов США. Что касается сексуальной эксплуатации, то белорусских девушек вывозили в 30 стран мира, в частности, в Германию, Россию, Чехию, Израиль, Кипр.
Для противодействия росту торговли людьми и для объединения усилий органов государственного управления, правоохранительных органов, общественных объединений, юридических лиц и граждан по недопущению расширения негативных последствий данного явления была разработана «Государственная программа комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространения проституции на 2002-2007 гг.», а в декабре 2007 г. в Беларуси утвердили новую «Государственную программу противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008-2010 годы». Помимо этого Беларусь оформила участие в девяти международных конвенциях в этой области, является участником ряда региональных и субрегиональных международных форумов, посвященных вопросам сотрудничества в сфере миграции.
Международная трудовая миграция
В начале 90-х годов наряду с открытием границ для международных мигрантов Республика Беларусь стала участником международного экспорта рабочей силы. Открытие границ, изменение социально-экономической ситуации в стране, утверждение законов о трудовой миграции породило значительную волну трудовых мигрантов, большинство из которых стремилось выехать на заработки в другие страны. По статистическим данным (учет трудовых мигрантов ведется с 1994 г.), всего за годы независимости из Республики Беларусь официально на заработки выехало почти 66 тыс. человек, а прибыло лишь 27 тыс. человек. Таким образом, Беларусь, в отличие от развитых стран Западной Европы и Америки, является в первую очередь поставщиком рабочей силы на международный рынок труда.
Белорусские трудовые мигранты могут успешно конкурировать на международном рынке труда. Беларусь находится на 68-м месте из 182 стран по индексу развития человеческого потенциала.
Если динамика численности официально выехавших на заработки мигрантов неоднозначна и постоянно колеблется, то в динамике численности прибывающих в страну трудящихся мигрантов наметилась четкая тенденция к росту, в 2009 г. число официально въехавших в страну трудовых мигрантов впервые перекрыло численность официально выехавших за рубеж.
Основными странами, принимающими рабочую силу из Республики Беларусь, выступают Россия и США, в которые в 2009 г. прибыло соответственно 64% и 30% от всех официально выехавших из страны трудовых мигрантов. Помимо этих стран, трудящиеся из Беларуси выезжают в Польшу, Чехию, Германию, ОАЭ, но их поток незначителен и в последние годы снижается.
География стран-доноров рабочей силы значительно шире и растет год от года. Так, в 2000 г. их было 18, в 2003 г. – 17, в 2006 г. – 50, а в 2009 г. – 63 страны. Среди стран, из которых прибывают трудовые мигранты, нет четкого лидера, в основном это страны с таким же, как в Беларуси или более низким уровнем экономического развития.
В 2009 г. значительно возросла численность и доля трудовых мигрантов, прибывших из Украины, Турции, Литвы и Китая. Более половины всех прибывших в страну трудовых мигрантов относятся к квалифицированным рабочим промышленности и строительства, 80% из которых прибыли из вышеперечисленных стран. Следующей по численности прибывших идет группа специалистов-профессионалов, на долю которой приходится 11% от всех трудовых мигрантов, причем наблюдается тенденция к постоянному росту данной категории трудовых мигрантов. В Республику Беларусь специалисты-профессионалы, также как и другие работники умственного труда въезжают в основном из развитых стран Европы и Америки.
Среди выехавших за рубеж трудовых мигрантов также преобладают работники физического труда, большинство из которых занято в строительстве, сфере услуг и торговле, а в США 50% выехавших работает в качестве неквалифицированных рабочих. На долю лиц, занятых в стране назначения в сфере умственного труда приходится 11% от всех мигрантов, причем почти все они работают в России. Несмотря на разницу в условиях занятости, уровень образования трудовых мигрантов, выезжающих в развитые и развивающиеся страны одинаков. Так, по данным официальной статистики в 2009 г., 67% из всех выехавших трудовых мигрантов имели общее среднее образование, 21% – среднее специальное и 9% – высшее образование.
В половозрастном составе прослеживается сильная разница между въехавшими и выехавшими из республики мигрантами. Так, в 2009 г. 90,5% въехавших для работы на основе подписанных договоров и контрактов – мужчины, основной возраст которых от 25 до 34 лет. У выехавших по контракту за рубеж соотношение полов приблизительно одинаково – 56% мужчин и 44% женщин, но по возрасту выделяется группа 20-24 года, на долю которой приходится 41,5% от всех выехавших трудовых мигрантов, к тому же 68% из этой когорты составляют женщины. Таким образом, если приезжают в страну в основном мужчины строительных и других низкоквалифицированных специальностей во всех трудоспособных возрастах, то выезжает из страны молодежь до 25 лет с высшим или неоконченным высшим образованием. В большинстве своем это студенты вузов и ссузов, которые выезжают на летние каникулы на подработку, чтобы улучшить свое материальное положение. Возвращаясь домой, своими денежными расходами они производят посильный вклад в развитие экономики государства, но в данном виде трудовой миграции нередки случаи невозвращения студентов на родину в срок, и в данном случае государство несет потери в виде средств, затраченных на обучение данной группы населения.
К настоящему времени в Беларуси практически полностью сформировано миграционное законодательство, регламентирующее процессы трудовой миграции и отвечающее международным нормам и правилам. Принят Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (1998 г.), действуют Постановление «Об утверждении правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на привлечение в Беларусь иностранной рабочей силы и на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан республики за границей» (1998 г.). Помимо этого, одной из форм организации трудовой миграции в Беларуси стало заключение двусторонних соглашений с заинтересованными странами. На данный момент Республикой Беларусь заключены межправительственные соглашения о временной трудовой деятельности с Молдовой, Польшей, Украиной, Казахстаном, Арменией, Литвой.
Большинство принятых в республике программ применяются в области защиты прав трудовых мигрантов, работающих за рубежом. Однако если до сегодняшнего дня Беларусь полностью могла удовлетворить свои потребности в трудовых ресурсах и потери за счет экспорта рабочей силы не значительно сказывались на экономическом развитии, то в последующие годы деформация возрастной структуры населения в сторону уменьшения лиц трудоспособного возраста может привести к дефициту трудовых ресурсов. Сейчас следует обратить внимание на разработку и усовершенствование программ по привлечению трудовых ресурсов из других стран, а также на стимулирование процесса возвращения квалифицированной рабочей силы, покинувшей страну в предыдущие годы.