Молдова и Приднестровье в интересах России
История показала, что Россия – государство, обладающая чрезмерно большими имперскими амбициями. Исторические изменения её места в глобальной политике всегда характеризовались своеобразной цикличностью. Периоды усиления влияния на близлежащие государства часто сменялся геополитическими катаклизмами, приводящими к сужению былых сфер влияний. Так было в период монгольского ига, во времена смуты, в период Крымской, Русско-Японской, Первой мировой войн. Последнее и, по-видимому, самое трагическое поражение России, стало крушение в декабре 1991 года СССР. История не знает таких случаев, когда это уникальное по своей природе государство в одночасье теряла более 5 млн. км2 собственной территории, вступало в тяжелейший экономический и социокультурный кризис. За четыре года, с момента распада Союза, валовой внутренний продукт России сократился на 40%. В итоге Россия опустилась ниже уровня Китая, Индии, Индонезии, Бразилии и Мексики. Десятилетия технологических достижений канули в небытие. Знаменитая российская наука развалилась на части. Распалась глыба российской культуры. Любые сомнения по поводу того, что первые годы ельцинской эры обернулись провалом, были развеяны демографической статистикой. Эти цифры, даже в самом общем виде, трубят о катастрофе, равной которой мировая история не знает – её можно сравнить разве что с катастрофой стран, павших жертвой войны, геноцида или голода. [74 – С. 104–105].
Перечислим чисто геополитические потери России.
· Утрачено более 5 млн. км2 территории (СССР).
· Потерянны выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга и «анклавного» Калининграда) и к Чёрному морю.
· В ресурсном отношении потерянны шельфы морей: Чёрного, Каспийского, Балтийского.
· Произошёл «сдвиг» всей нашей территории на север и восток.
· Потерянны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе.
· На востоке России – «вакуум» по населению при экономической насыщенности региона. В Сибири и на Дальнем Востоке, Забайкалье и Приморье России противостоит третье по силе государство мира – КНР. [51 – С. 165]
Вместе с тем на основе анализа политических преобразований, протекающих за последние 8 лет в России, можно пока ещё робко, но всё же заявить о начале некоторых позитивных реформах, в том числе и в области внешней политики.
Возвращаясь в рамки исследования настоящей дипломной работы и выявление современной внешней стратегии России в отношении Молдовы и Приднестровья, следует вкратце упомянуть об истории юго-западного вектора внешней политики Российского государства.
Этот регион вплоть до Балканского полуострова всегда имел ряд очень важных приоритетов в политике ведомой Российским государством. На протяжении тысячелетней истории, начиная с периода локальных конфликтов с половцами и заканчивая полномасштабными войнами с Турцией, Черноморско-Днестровско-Балканское направление стояло во главе всех углов внешней политики, различных российских правителей.
Это было обусловлено широкой гаммой геополитических критериев данного вектора.
К числу главных из них с уверенностью можно отнести следующие:
1. Благоприятный климат и агроклиматические ресурсы, отвечающие потребностям населения.
2. Стратегически важные выходы в зону Южных морей (Чёрное, Мраморное, Средиземное)
3. Контроль над важнейшими транзитными потоками, связывающими Европу и Азию.
Вне списка следует упомянуть и о цивилизационной привязанности этого региона к России, общности истории, культурных и экономических связях, формировавшихся на протяжении многих веков. Через Румынию, Молдавию, Приднестровье и Центральную Украину проходит непрерывная полоса, населённая православными народами, связывающая земли России с Сербией, форпостом Евразии на Балканах. В интересах России превратить всю эту область в единый стратегический и культурный регион. [21 – С. 383]
Сегодня ценность Юго-восточного вектора в политике Москвы заключается в тех же самых фундаментальных вещах, что и 300 лет назад, прибавился всего лишь один единственный пункт характеризующийся препятствием замыкания Балто-Черноморской дуги и расширению НАТО на восток.
Динамично протекающая на территории СНГ дезинтеграция, наносит ущерб российским национальным интересам не в меньшей степени, чем интересам других государств. Важная особенность Молдавии состоит в том, что здесь весьма действенным фактором стабильности государства и общества выступают отношения с Приднестровьем. До последнего времени главной реальной гарантией соблюдения политического выбора жителей Приднестровья, мира на прилегающей территории, да и долгосрочных стратегических интересов России в обширном регионе, куда входят ее черноморские базы, а также зона Черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, было и остаётся присутствие в Приднестровье российских войск. На Стамбульском совещании в верхах, Москва, взяла на себя какие-то обязательства, предусматривающие уход этих войск со своих баз и их эвакуацию в Россию, хотя этого не требуют ни Молдавия, ни тем более ПМР. Таким образом, в понимании всей совокупности проблем региона открывается совершенно новый ракурс. Естественно, сами проблемы остаются, но их масштаб, условия и способы решения претерпевают значительные изменения.
Запрограммированный Западом уход России и сведение к нулю ее миротворческого присутствия в Приднестровье само по себе провоцирует нестабильность: приднестровцев нельзя сдать как крепостных США или Румынии. Они воспротивятся такому исходу, вдвойне обидному, поскольку он провоцируется защитницей Россией. Что означает интернационализация приднестровской проблемы и перенесение центра тяжести миротворческой миссии с России на ОБСЕ? Немедленным последствием интернационализации будет резкое изменение соотношения военно-политических сил в пользу США и НАТО, ибо именно они стоят за ОБСЕ и готовы заполнить тот вакуум, который возникнет здесь после добровольного ухода России. Планы размещения американских и натовских военных объектов на территории Румынии, которая, кстати, усиленно стремится в НАТО, и доступа к предприятиям ВПК в Приднестровье уже имеются. Особо отметим американо-натовский интерес к размещению в Румынии постов радиоэлектронной разведки. Такие посты функционируют на территории новоиспеченного члена НАТО – Польши, являющейся ближайшим западным соседом Белоруссии.
По довольно странному совпадению продвижение НАТО на Восток, вплотную к границам России, происходит под аккомпанемент части российских СМИ, призывающих «не бояться» НАТО. Совершенно не исключено, что рьяные российские оппоненты агрессивного натовского военного блока знают об отношениях с ним куда больше, чем говорят публично, и кое-что держат про себя. Однако народ не одобрит рискованных политических комбинаций, совершаемых у него за спиной. Последует ухудшение обстановки в регионе, поскольку экстремистские правонационалистические и прорумынские силы в Молдавии, получив поддержку из соседней Румынии, активизируют свою деятельность, что встретит соответствующее противодействие со стороны населения Приднестровья. Пострадают стратегические интересы России. [90] Появятся новые точки соприкосновения с натовским блоком, что не в интересах ее народов. В то же время существенно расширится зона нестабильности латентных либо действующих конфликтов вдоль границ государства российского или же в непосредственной близости от них.
Проистекающая отсюда опасность очевидна, особенно если учесть, что в подавляющем большинстве случаев конфликты есть результат провокаций извне ради воздействия на российское правительство и манипулирования им в чуждых политических интересах. «Сдача» верных и преданных России союзников будет очередным ударом по ее престижу. Политические и нравственные последствия целой серии таких сдач, или вернее, обычных актов предательства, по-видимому, исключаются из перспективы будущего, и поэтому недооцениваются, не говоря уже о практических выводах. Между тем, Россия окажется в крупном проигрыше. Углубится кризис ОБСЕ, мощным генератором которого послужила ее неспособность остановить натовский бандитизм в Югославии. «Перепрофилирование» деятельности организации и ее перенацеливание на «регулирование» конфликтных ситуаций в «постсоветском» пространстве» не обещает ей успехов, но еще более обнажит ее роль как проводника интересов США в европейском регионе. Просматривается реальная возможность попытки ОБСЕ навязывать Молдавии и Приднестровью собственный вариант решения возникших между ними проблем, что противоречило бы молдавской и приднестровской позициям. На таком фоне любые гарантии ОБСЕ становятся эфемерными. Указали только на некоторые из поддающихся предвидению результатов «интернационализации». Причем, каждый из них может иметь свои сценарии дальнейшего развития событий едва ли в благоприятном для Молдавии, Приднестровья и России направлении.
События последних лет радикально изменили баланс соотношения сил в геополитическом поле Восточной Европы. Сегодняшним российским политикам необходимо в самые короткие сроки сконструировать блок славянских государств, пусть даже временно на чисто политической основе и Приднестровье должно играть в нём далеко не последнюю роль. Плавно приближаясь к заключению настоящей главы, в тезисной форме представим конкретные преимущества, которые получит Россия, присутствуя в Приднестровье.
1. стратегический плацдарм на Юго-западном направлении;
2. перспективы выхода к значимому в геополитическом плане региону – Балканам;
3. усиление роли в Черноморском регионе;
4. препятствие созданию Балто-черноморской федерации;
5. возможность ведения политики сдерживания в отношении строптивых соседей Украины и Молдовы.
Вне списка следует также отметить, что в свете сегодняшних событий (размещение НАТО систем ПРО и радиолокационных станций слежения на территории Восточноевропейских стран), размещение на Днестре современных систем ПРО, станет достойным ответом на наглые выходки НАТО в зоне Восточной Европы.
Современные факторы геополитического положения ПМР. Их в свою очередь следует поделить на две основные группы:
1) фундаментальные или исторически устоявшиеся
2) являющиеся результатом современных геополитических процессов. К первой смело можно отнести:
· выгодное геостратегическое положение (на перекрёстке транспортных потоков), в геополитически значимом регионе планеты (Восточной Европе);
· расположение вблизи важного естественного геополитического рубежа – р. Днестр.
· перспективы выхода к значимым в геополитическом отношении регионам: Балканам и Чёрному морю;
Ко второй:
· неопределённость политико-правового статуса;
· географическая отдалённость от центра геополитического притяжения – России, не имение с ней общих политических границ;
· присутствие негативной геополитической среды, обусловленной динамичным расширением НАТО на восток и формированием дисбаланса в соотношении силовых полей;
· недостаточная экономическая и военно-политическая поддержка со стороны основного стратегического партнёра – России.