Музеи Прибайкалья

Архитектурно-этнографический музей Тальцы – уникальное собрание памятников архитектуры и истории народов Восточной Сибири с 17 по 20 века. В этом месте спрессованы более трех столетий сибирской жизни и истории. Откуда произошло название «Тальцы»? Названия Талая, Таловка, Тальники, Тальцы рассыпаны по всему Прибайкалью. Причина такой широкой распространенности одного корня, как говорят специалисты, чисто географическая, природная. Речка, которая зимой не замерзала, называлась Талая. Отсюда и берут названия все селения, расположенные на ее берегах. Другое толкование говорит о том, что название связано с ивняком (по-местному талом), который рос на берегах реки или вообще в этой местности. Впрочем, толкования эти не противоречивы, а наоборот, поддерживают друг друга. В нашем случае Тальцами, Тальцинкой называется небольшой приток реки Ангара в сорока километрах от Иркутска на пути к Байкалу. Эта неширокая, но сильная горная речка действительно не замерзает и сейчас, хотя леса в ее верховьях повырублены, что, конечно, не пошло ей на пользу и уменьшило силу. Во второй половине 18 века в этих местах отчаянный шведский естествоиспытатель и натуралист Эрик Лаксман и задумал построить стекольный завод – невиданное и тяжелейшее в тех краях предприятие. Его компаньоном стал известный Александр Андреевич Баранов – купец, первый главный правитель русских поселений в Америке, необычайно деятельный, отважный и дальновидный человек. Между прочим, в честь Баранова назван весьма немалый (более 4 тыс. км.) остров у берегов Аляски.

Кстати, на этих берегах американские археологи нашли старинное стекло – остатки изделий, и предположили, что оно могло быть из Тальцов. Они побывали на раскопках, что сейчас ведутся на территории бывшего Тальцинского завода, взяли наши «черепки» и теперь ждут сравнительного анализа. На Аляску Тальцинское стекло могло попасть только через Баранова. В конце 18 века это место было необжитым и «дремучим», но, несмотря на это, купец и ученый выбрали его для своего завода, потому что здесь было первоначальное сырье для производства стекла – кварцевый песок. Вскоре, однако, оказалось, что запасы его невелики, и пришлось и это сырье, и необходимые к нему добавки возить за сотни верст, издалека – из Анги, Баргузинска и Селенгинска. Тем не менее учрежденная в 1784 году Тальцинская стекольная фабрика при поддержке властей и под управлением Лаксмана действовала и даже расширялась. Она выпускала изделия из разноцветного стекла «английские бутылки, штофы, кружки, стаканы, аптекарскую посуду». Многоцветное тальцинской стекло шло и на изготовление витражей. Очень важно то, что Лаксман сумел сберечь окрестные леса. В Тальцах, задолго до Европы, он впервые применил вместо поташа (его получали, сжигая лес) глауберову соль.

Но в 1796 году, по пути в Москву, Лаксман умирает. Вдова его, Екатерина Ивановна, не в силах была поддерживать заводское хозяйство, и пришедший в упадок Тальцинский стекольный завод был продан иркутскому купцу Якову Солдатову. Энергичный Солдатов не только привел в порядок завод, но и устроил рядом с ним фаянсовую фабрику, фарфоровое и суконное производство, а затем и лесопильню. После смерти Солдатова его наследники не справились с делом и передали его акционерному обществу, нескольким иркутским промышленникам. И так пошло оно из рук в руки, то укрепляясь, то раскрепляясь, потому как новых Солдатовых и Лаксманов не находилось. Работал Тальцинский завод вплоть до середины 20 века, пока в 1951 году не пришло предписание свернуться из-за строительства Иркутской ГЭС предстояло первое на Ангаре затопление. Если первое затопление прекратило жизнь Тальцинского завода, то последующие затопления на Ангаре и ее притоке Илиме дали жизнь Тальцинскому музею. Тогда он был третьим в стране после Кижей и Соловков. Он, можно сказать, вобрал в себя всю историю Прибайкалья, а некоторые его экспонаты были старше старинного Тальцинского завода на сотню лет. На данный момент в музее Тальцы насчитывается 40 историко-архитектурных памятников, 8000 экспонатов на площади в 67 гектаров. И все подлинное или повторенное по подлинникам. Движение по созданию необычного – под открытым небом – музея было связано со строительством ГЭС на Ангаре и затоплением берегов Ангары и Илима. На этих берегах стояли трехсотлетние деревни, которые уходили под воду, и надо было хоть что-то спасти, чтобы не прервалась связь времен, чтобы сохранить живые свидетельства сибирской истории.

И вот, в 1966 году Иркутским облисполкомом было принято решение о создании музея деревянного зодчества, так как в связи с очередным затоплением необходимо было спасти древнейшие и ценнейшие памятники – Спасскую проезжую башню (1667) и Казанскую привратную часовню Илимского острога (1669). Казанская часовня была единственным сохранившимся в Сибири православным культовым зданием 17 века, Спасская же башня – уникальным образцом оборонного зодчества того же 17 века. Они были вывезены из зоны затопления в 1969 году и стали первыми экспонатами этого музея. Первых посетителей приняли в июле 1980 года. Показывали тогда лишь так называемую деревню-малодворку, три усадьбы. Вслед за деревней-малодворкой отреставрировали Спасскую башю, Казанскую часовню, церковно-приходскую школу (вывезли из села Кеуль Усть-Илимского района), сенокосную заимку, на искусственном ручье поставили каскад водяных мельниц, из северных деревень перевезли усадьбу-одноколок, усадьбу «Сотая» (конец 18 века), усадьбу Московского (рубеж 18–19 веков), усадьбу Зарубина (первая половина 20 века). За русским поселением на высоком берегу Ангары открываются бурятские поселения: летний улус и зимний улус. В летнике 6 восьмистенных деревянных юрт 19 века. Рядом печь для хлеба и навесы. Для зимника вывезен из улуса шутхулун, дом тайши (старшины) Александрова и дом Степанова из улуса баянгазуй. Дополняет все это маломорский бурятский рыбацкий стан – жившие по берегам Байкала буряты, как известно, были не только скотоводами, но и промысловиками-рыбаками.

В музейный комплекс входит:

1) Эвенкийское летние и зимнее стойбище (19, нач. 20 века). Воссоздано в материальных традициях культуры эвенков. Обращает на себя внимание зимний чум с трехслойным покрытием: жерди, полубревна и мох с лиственной корой.

2) Каскад из 3 водяных наливных мельниц конца 19 века. Вывезен из деревни Владимировки Братского района. В Сибири у крестьян бытовало 3 вида мельниц: мутовчатые, подливные и наливные. Наиболее распространенными в конце 19 веке были наливные мельницы как более производительные.

3) Усадьба крестьянина Московского конца 19 века. Вывезена из деревни Антонова Братского района. В усадьбе развернута экспозиция «Городового казака». Среди уникальных экспонатов – мележный станок для изготовления колес.

4) Мангазея. Общественный хлебный амбар конца 19 века. Вывезен из одной из деревень Красноярского края. Подобные амбары для хранения семенного фонда зерновых характерны для общественных построек Сибири. Запасной семенной фонд оставался неприкосновенным и мог использоваться только в случае неурожая. Каждый год после сбора урожая зерно обновлялось.

5) Илимская привратная Казанская острожная церковь (часовня) строилась как оберег ворот острога. Единственный сохранившийся архитектурный памятник культового зодчества Сибири 17 века. Вывезена из села Илимск в 1970 году. Реставрация закончена в 1985 году. В 1991 освящена епископом Иркутским и Ангарским Вадимом.

6) Спасская проезжая башня Илимского острога17 века, первый острог в Предбайкалье. Начало Илимского острога относится к 1630 году, в 1648 он становится центром Илимского воеводства. 21 июня 1667 года воевода Оничков заложил первую Спасскую башню. Всего в остроге было 8 башен, из которых до наших дней сохранилась только одна – башня Илимского острога. Спасская башня рублена «в лапу», верх вышки крыт тесом «под шатер». Башня стояла на парадном въезде в Илимск со стороны Енисейского тракта.

7) Церковно-приходская одноклассная школа 1880 года. Вывезена из с. Кеуль, Усть-Илимского района.

8) Усадьба крестьянина-середняка Непомилуева. Конец 17–19 веков. Вывезена из деревни Гарминки, Братского района. Крестьянин Непомилуев имел 10 га пахотных земель, 6–9 лошадей и столько же крупного рогатого скота. Представленный дом – одна из самых старых жилых построек дошедших до наших дней. Дом уникален своей конструкцией, он отапливается по черному.

9) Усадьба крестьянина Серышева середины 19 века. Вывезена из деревни Антоновка, Братского района. Экспозиция усадьбы знакомит с жизнью и бытом кустаря-гончара.

10) Усадьба крестьянина Прокопьева. 60-е годы 19 века. Вывезена из деревни Зыряново, Нижнеилимского района. В архитектурном отношении эта усадьба отличается от сурового вида сибирского дома наличием пропильной резьбы по фронтону, которой стали украшать дома в начале 19 века. Чистый деревянный двор характерен для Ангаро-Илимской таежной зоны. Обычно полы мостились лиственничным драньем.

11) Троицкая церковь 1914 г. Вывезена из деревни Дядино, Жигаловского района. В 1990–1992 гг. на территории музея снимался советско-японский фильм «Сны о России». Для его съемок за счет японских кинематографистов церковь была перенесена на территорию музея и собрана в предварительной сборке без канонической ориентации алтарем на восток.

12) Бурятский улус-летник конца 19-начал 20 века. Состоит из 6 деревянных восьмиугольных юрт, вывезенных из улуса Алагуевский (вблизи поселка Бугульдейка, Ольхонского района) и улуса Баянзагуй, Эхирит-Булагацкого района. Юрта из улуса Баянгазуя уникальна – изготовлена из трехгранных бревен, что очень редко встречается. По поверию бурят, треугольные бревна в стене юрты острием наружу, способствовали деторождению хозяйки юрты. В юртах представлены атрибуты быта скотоводов-кочевников 18–19 вв. В одной из юрт развернута экспозиция «Старая вера бурятского народа», в другой – «быт молодой бурятской семьи».

13) Кладбищенский комплекс. Типичное сибирское захоронение 19 века. Образовался в результате переноса из зоны затопления Иркутского водохранилища одиночных могил и общего братского захоронения жителей старого селения Тальцы.

14) Усадьба крестьянина Заридана. Начало 20 века. В доме размещена выставка продукции Тальцинского стекольного завода.