Направления деятельности демографической политики в России
Необходимо заранее обеспечивать рабочие места и перспективы социального роста для детей. В 90-е годы государство тратило на семью и детей около 2,5% от ВВП, сейчас, после 2000 года, когда в бюджете России появились значительные средства, мы предпочитаем откладывать их в Стабилизационный фонд, а вложение в семью составляет только 1% от ВВП. Согласно результатам исследований, проведенных в "Левада-центре", на каждую российскую семью в среднем приходится полтора ребенка, в то время как по опросам люди хотели бы в среднем иметь 2,5 детей[10,70].
В связи с этим необходимо стимулировать рождаемость, особенно в тех местах, где это просто необходимо, то есть, на Дальнем Востоке и в Сибири.
Не только деньги стимулируют рождение детей, для повышения рождаемости необходимы и социальные гарантии безбедного будущего ребенка. Через десять лет России может уже и не быть, поскольку та сумма в 250000 рублей, которую президент пообещал молодым матерям, в переводе на доллары равна 9400 долларов. За эти деньги невозможно купить квартиру, а на пенсию вряд ли кто-то будет их откладывать, так как это слишком отдаленная перспектива. При этом, если принять в расчет, что такие компании как "Сибнефть", только за 2004 год получили 65 миллиардов рублей дохода, а расходы на семейную политику во всей России в 2007 году составят всего лишь 40 миллиардов, то можно утверждать, что подход к инвестициям в семью носит формальный характер[11,6].
Нынешняя власть перекладывает эту проблему на плечи следующего поколения исполнительной власти. Необходимо удвоение коэффициента рождаемости. А для этого должна быть создана комиссия по демографической политике, которая будет за это реально отвечать. Кроме этого необходимо осуществление грамотной региональной политики, предусматривающей федеральную помощь особо нуждающимся регионам. За вымирание этнических групп в регионах, по мнению ученого, должна быть ответственна региональная власть. И если в регионе наблюдается негативная динамика разводов и абортов, непосредственную ответственность за это должен нести губернатор. Важно не просто рожать детей, а важно рожать здоровых детей. А это сейчас очень проблематично. Кроме того, инвестиции в семью не решают жилищной проблемы. В социальный пакет для семей должны входить надбавки к пенсиям бабушкам, которые ухаживают за этими детьми, возможность бесплатного приобретения вещей, льготного проезда и т.п.
России нужна пропаганда семейных ценностей, создание моды на семью, главную задачу государства ученый видит в организации общенациональной дискуссии. Если в России в результате ДТП ежегодно погибают 35000 человек, можно предположить, что среди них,
во-первых, много детей,
во-вторых, в эту цифру входит достаточное количество молодых людей, способных производить потомство.
Кроме этого, ужасные условия, в которых пребывают наши граждане, вообще не способствуют повышению рождаемости.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:
· ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;
· создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;
· обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
· повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;
· формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;
· разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства.
Необходимо проведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей.
Важным направлением повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей является работа по пересмотру расчета потребительской корзины женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы.
Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и улучшения материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям, предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой.
Необходимо разработать комплекс минимальных социальных стандартов (гарантий), обеспечивающих всему населению понятную, доступную и реально обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей.
Для обеспечения благоприятных условий сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей, необходимо дальнейшее развитие в законодательных актах, регламентирующих трудовые отношения, поощрение родительства и установление системы гарантий для работников с семейными обязанностями с одновременным усилением государственного контроля за соблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей.
Необходимо разработать механизмы материального стимулирования семей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. Среди них - дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение его адресности и значимости для семьи. Следует увеличить размеры единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередности рождения, размеры ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, увеличить размеры пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов.
В области стимулирования семьи к рождению детей необходимо использовать возможности налоговой политики в отношении физических лиц, для чего предусмотреть налоговые вычеты для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей.
Необходимо принять действенные меры по поддержке молодых семей. В кратчайшие сроки разработать региональные аспекты обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.
Для поддержки молодых семей и их ориентации на рождение детей необходимо обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления система учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и социальный патронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством.
В области миграции и расселения определены следующие приоритеты и направления:
· привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ, на основе проведения селективной миграционной политики;
· создание условий для сокращения эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения Российской Федерации;
· обеспечение легализации миграции в Российскую Федерацию путем применения соответствующих правовых, организационных, финансовых и пр. механизмов;
· создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.
· Требуют дальнейшей разработки и совершенствования нормативно-правовые акты, прежде всего регулирующие миграционные процессы, в части обеспечения контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и натурализации мигрантов. Также необходима корректировка положений действующей нормативно-правовой базы, регулирующей положение вынужденных мигрантов в Российской Федерации.
Необходимо разработать подходы к регулированию иммиграционных потоков, создать действенный механизм миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации.
В рамках разрабатываемой Федеральной миграционной программы на 2002-2005 гг. необходимо предусмотреть финансирование комплекса мер, направленных на стимулирование иммиграции в Российскую Федерацию, интеграцию мигрантов (жилищное обустройство, решение проблем трудоустройства), проведение селективной миграционной политики, развитие единой системы иммиграционного контроля и т.п.
Следует разработать механизмы привлечения в Российскую Федерацию иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для социально-экономического развития России. При этом необходима выработка системы приоритетной поддержки в России высококвалифицированных специалистов ведущих отраслей, а также более полное использование потенциала учебной иммиграции для восполнения потерь, вызванных оттоком молодых специалистов в развитые страны.
Важнейшей задачей является проведение активной региональной экономической политики, направленной на сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, что позволит расширить привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе.
Необходимо разработать подходы к обеспечению возможностей стимулирования возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь - высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая представление им условий безопасности, жилья, места работы и пр.
В части регулирования внутренней миграции, должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера.
Политика привлечения дополнительной рабочей силы потребует разработки действенных экономических стимулов для переселенцев, включая регионально-дифференцированные меры, направленные на перераспределение иммиграционных потоков в регионы, испытывающие наиболее острую нехватку населения и трудовых ресурсов.
Особое внимание должно быть уделено разработке мер селективной иммиграционной политики (по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам), определению пропорции привлечения мигрантов на временной и постоянной основе.
Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов разработки предстоящей переписи населения и данных, создаваемого Государственного регистра населения Российской Федерации, с целью предоставления населению достоверных данных о демографических проблемах и путях их решения.
Необходимо разработать систему информационного обеспечения единой государственной демографической политики, включив в нее специализированные телевизионные и радиопрограммы, издание специализированных газет и журналов, разработку учебных программ.
Следует активизировать начатую работу по созданию роликов (теле- сюжетов) социальной рекламы, направленной на пропаганду здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизни.
Специально организованная информационная кампания должна быть рассчитана на формирование гражданской позиции в отношении необходимости повышения рождаемости, повышения общественного престижа семьи с несколькими детьми, переориентации системы ценностей на устойчивую семью с несколькими детьми, пропаганду здорового образа жизни.
Информационное воздействие на массовое сознание с помощью специальных технологий должно быть достаточно долговременным и последовательным, проработано стратегически и методически.
Данная кампания должна объединять деятельность средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях, информационных структур федеральных министерств и ведомств, участвующих в реализации Концепции, общественных объединений и некоммерческих организаций.
Требуется развитие системы информирования и повышения образовательного уровня населения о сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и других заболеваниях и их последствиях, по созданию и реализации единых установок по охране репродуктивного здоровья и повышению ответственности населения за состояние своего здоровья.
Средства массовой информации должны пропагандировать здоровый образ жизни, крепкую полную семью с несколькими детьми, формировать национальную идею через воспитание культа здорового человека с оптимистическим мировоззрением.
Через средства массовой информации следует проводить работу, направленную на недопущение передачи от поколения к поколению вредных поведенческих стереотипов. Этой цели должны служить программы формирования здорового образа жизни, гигиенически рациональных стереотипов поведения у детей и молодежи: занятие физкультурой и спортом, отказ от курения и т.д. Необходимо развивать систему информирования населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров.
Необходимо создать материальную базу для повсеместного введения в программы обучения в общеобразовательных и иных учебных заведениях курсов «Обеспечение безопасности жизни», разработать учебники и учебные пособия, обеспечить подготовку соответствующих преподавателей.
Должна быть разработана нормативно-правовая база для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на изменение репродуктивных установок российской семьи, формирование общественного мнения в отношении необходимости укрепления института семьи, повышения ценности детей и статуса родительства, перехода от малодетной к среднедетной семье.
Механизмы и этапы реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает:
объединение усилий государственных и общественных организаций, направленных на выработку единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографического потенциала Российской Федерации;
координацию действий законодательных и исполнительных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на оздоровление демографической ситуации;
разработку федеральных и региональных планов действий и программ по достижению конкретных результатов в рамках основных задач, сформулированных в Концепции, включающих сроки реализации и исполнения;
концентрацию финансовых и материальных ресурсов на реализацию приоритетных положений Концепции с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений, включая средства международных организаций;
обеспечение учета демографической ситуации в федеральных и региональных программах социально-экономического развития;
продвижение в решения международных организаций, занимающихся вопросами демографии и миграции, положений, отвечающих приоритетам российской политики в этих областях.
На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации главными задачами в области улучшения демографической ситуации являются:
разработка и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;
разработка и реализация территориальных целевых программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;
организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографической политики.
Концепция служит основой для формирования демографической политики в субъектах Российской Федерации и разработки региональных планов по улучшению демографической ситуации.
Для обеспечения последовательности в выполнении положений Концепции, работа по ее реализации будет выполняться в несколько этапов.
На первом этапе предполагается:
реализация Плана первоочередных мероприятий на 2001-2003 годы по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации;
разработка и реализация региональных Планов первоочередных мер, направленных на решение наиболее остро стоящих демографических проблем применительно к конкретным субъектам Российской Федерации;
разработка Основных направлений действий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу, основывающихся на перспективах социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отдельных этнических групп населения и учитывающих региональные особенности демографических процессов;
разработка Плана реализации Основных направлений демографической политики Российской Федерации на 2003-2005 годы.
Реализация первоочередных мероприятий позволит создать нормативно-правовую базу проведения активной демографической политики и обеспечить условия дальнейшего социально-экономического развития Российской Федерации.
На втором этапе (после 2003 года) предполагается:
выполнение Плана реализации Основных направлений демографической политики Российской Федерации на 2003-2005 годы;
оценка результатов выполнения Плана первоочередных мероприятий на 2001-2003 годы по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации и Плана реализации Основных направлений демографической политики Российской Федерации на 2003-2005 годы;
разработка и реализация федеральной целевой программы, направленной на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
В результате проводимой в Российской Федерации работы, направленной на улучшение демографической ситуации, должна стабилизироваться численность населения за счет увеличения средней продолжительности жизни, повышения в перспективе показателей рождаемости, снижения показателей смертности населения. Улучшится структура размещения производительных сил, что, несомненно, окажет позитивное влияние на показатели социально-экономического развития России.
Главное событие 2006 года - это новая демографическая политика, предложенная Президентом Владимиром Путиным[27].
Сбережение народа - вот ее основной смысл. Главным событие 2006 года - принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки гражданам, имеющих детей". Закон направлен на повышение рождаемости, поддержку семей с детьми и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье, обеспечение доступности дошкольного образования.
С первого января 2007 года по- новому будет исчисляться размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет для (застрахованных) работающих. Он будет составлять 40% среднего заработка, но не менее 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей - за вторым и последующими детьми. Максимальный размер пособия - 6000 тысяч рублей. Впервые право на указанное пособие получат почти полмиллиона неработающих родителей. Ежемесячно до достижения ребенком возраста полутора лет будет выплачиваться 1500 рублей по уходу за первым ребенком, 3000 рублей - за вторым и последующими детьми. Если уход осуществляется одновременно за двумя детьми, то пособие выплачивается на каждого ребенка[24].
Для работающих суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего заработка. Право на получение пособия на равных имеют и мать, и отец ребенка, опекун, другие родственники (в случаях, установленных законом). На эти цели из бюджета Фонда социального страхования и из федерального бюджета будет выделено 50 млрд. рублей. Также с 2007 года вводится новый вид государственного пособия - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью усыновителя, опекуна и приемного родителя в размере 8 тысяч рублей. Полномочие по выплате указанного вида пособия передано субъектам Российской Федерации.
Сохранено также право на пособие по уходу за ребенком в двойном размере и его выплату до достижения ребенком трех лет проживающим в чернобыльской зоне. Очень важно, что с 2007 года будет компенсироваться часть родительской выплаты за содержание ребенка в муниципальных и государственных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования: на первого ребенка - в размере 20% родительской платы, на второго -50%, а на третьего и последующих детей - в размере 70% этой платы. Федеральным бюджетом на 2007 год средства на это предусмотрены в объеме 8 млрд. рублей. Законодательно также ограничен максимальный размер родительской платы. Он не может быть выше 20% затрат на содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования. Если в семье трое и более несовершеннолетних детей - то не выше 10% этих затрат. А если у ребенка отклонения в развитии или туберкулез, то плата с родителей взиматься не будет.
Важное событие, которое также способно позитивно повлиять на демографическую ситуацию в нашей стране - это введение с 2007 года материнского капитала. Данный законопроект прошел второе чтение. Право на него имеют женщины, родившие или усыновившие второго, третьего и последующего ребенка начиная с января 2007 года. Распорядиться этим капиталом, возможно, будет только спустя три года. И по следующим направлениям: на улучшение жилищных условий семьи, на получение образования ребенком (детьми), на формирование накопительной части пенсии. В настоящее время в Комитете идет работа по поступившим поправкам.