Народы Восточной Тропической Африки
Восточная Тропическая Африка, охватывающая область Межозерья и необозримые пространства саванн вплоть до побережья Индийского океана, населена главным образом народами банту: суахили (васуахили), ваньямвези (около 2 млн.), баганда (вместе с близкими племенами – свыше 1600 тыс.), кикуйю (акикуйю, гикуйю) (1600 тыс.), баньяруанда и барунди. Северо-западные районы населены нилотскими народами – нанди, сук, туркана, масаи. На северо-востоке, в областях, смежных с Эфиопией, живут небольшие группы кушитских народов (галла).
Несмотря на языковое родство с народами Западной Африки, историческое прошлое и культура народов Восточной Африки носят совершенно иной характер. Наиболее высокой ступени общественного развития достигли страны Межозерья, где задолго до появления европейцев существовали государственные образования – Уньоро, Урунди, Руанад, Буганда и др.
Наиболее значительным среди них было государство Буганда на северо-западном побережье оз. Виктория. Расцвет Буганды падает на 17-18 вв. В середине 18 в. начала складываться феодальная собственность на землю. Верховным собственником земли считался кабака – правитель государства. В награду за службу он раздавал приближенным земельные участки. Крестьяне, жившие на этой земле, платили новым владельцам налоги и работали на них. Землевладельцы были освобождены от налогов. Помимо налогов, крестьяне выполняли ряд общественных повинностей (ремонт дорог, постройка дворцов и общественных зданий). Рабы-ремесленники занимались изготовлением оружия в царских мастерских. Рыночная торговля и обмен были настолько развиты, что во второй половине 19 в. налоги собирали не натурой, а деньгами. В качестве денежных единиц служили раковины-каури. Вся страна была разделена на 10 областей – саза, правители которых жили при дворе кабаки. Власть кабаки передавалась по мужской линии – от отца к сыну, но непременным условием правомерности наследования власти было женитьба на дочери царя. Таким образом, при дворе царей Буганды существовал обычай женитьбы царя на своей (классификационной) сестре. Сестра-жена и мать царя также имели право на титул кабаки и принимали непосредственное участие в управлении государством.
В то время как развитие внутренних областей шло самостоятельным путем, побережье Восточной Африки издавна посещали южно-арабские, аксумские и греческие купцы. Позднее это побережье было связано с Аравией, Ираном и Индией. Первые поселения были основаны персами, затем их сменили арабы, основавшие ряд факторий. С 7 в. в связи с междоусобными войнами на Аравийском полуострове переселение арабов приняло массовый характер. А небольшие фактории стали превращаться в крупные города и подчинять окружающее местное население. Постепенно на побережье сложилось смешанное население, основу которого составляли местные племена, потомки персов и арабов. Это население получило название «берегового» (по-арабски – суахили), которое сохранилось до наших дней.
Культура суахили в значительной степени арабо-персидского происхождения: это сказывается в архитектуре, характере одежды, религии, литературных произведениях (поэмах), искусстве и некоторых обычаях. Однако наряду с этим суахили сохранили и свою исконную африканскую культуру в обычаях, фольклоре и прежде всего языке. Язык суахили – один из языков банту, хотя в нем немало слов арабо-персидского и индийского происхождения.
В конце 15 – начале 16 в. на побережье появились португальцы. В течение дух веков португальцы властвовали над побережьем. В 17-18 вв. в результате непрерывных восстаний португальцы вынуждены были покинуть восточный берег Африки. В первой половине 19 в. арабские купцы подчинились власти султанов Омана. В 19 в. арабы-работорговцы проникли в глубь материка и основали г. Табора. Опираясь на эту базу, они пытались подчинить своему влиянию Буганду и Маньему. Разбойничьи отряды арабов-работорговцев Типпу-Типа, Килонга Лонга безраздельно хозяйничали в восточной части бассейна Конго.
Во второй половине 19 в. Восточная Африка стала объектом колониальных притязаний европейских держав. Наиболее ожесточенная борьба разгорелась в Уганде, оказавшейся яблоком раздора между арабами и соперничающими европейскими державами. После долгой борьбы страна была захвачена империалистами. По Гельголандскому договору относительно колониального раздела Восточной Африки Англия захватила Кению и Уганду, а Германия – Танганьику.
После второй мировой войны Танганьика стала подопечной территорией Англии. В настоящее время в результате упорной национально-освободительной борьбы народа баганда страна Уганда получила конституцию, хотя и крайне ограниченную. Ширится борьба за независимость и у остальных народов Восточной Африки.
Природные условия Восточной Тропической Африки не только благоприятны для земледелия, но позволяют в ряде районов заниматься и скотоводством.
У большинства земледельческих народов (ваньямвези и др.) до сих пор сохраняется типичная для всей Тропической Африки подсечно-огневая система земледелия. Повсеместно главным земледельческим орудием служат мотыга с рабочей частью либо в виде долота, либо сердцевидной формы. Лишь в Руанде, где примитивная система земледелия давно сменилась ирригационным земледелием. Пользуются тяжелыми большими мотыгами, напоминающими среднеазиатский кетмень. Важнейшие земледельческие культуры – кукуруза, просо, ячмень, бобовые, маниока, бататы и пр.
У баганда, базиба, уха и других народов вокруг оз. Виктория основной культурой являются бананы. Банановая роща – необходимая принадлежность крестьянской усадьбы в Уганде. Банан – многолетнее растение, при умелом уходе плодоносящее почти круглый год и разрастающееся настолько быстро, что уход за рощей требует, прежде всего, уничтожения излишних отростков. Плоды одних сортов идут на муку, других – едят сырыми, третьих – запекают в золе, завернув в листья, или варят на пару с другими плодами и овощами и с мясом. Баганда умело использует и остальные части растения. В листья, слегка провяленные на солнце, заворачивают продукты питания, идущие на продажу; они же служат тарелкой, шляпой и пр. Нижнюю часть ствола сушат на топливо. Земледелие было издавна важным элементам хозяйства и у тех народов, которые занимаются скотоводством (вагого, вахехе, бахима). Скотоводы Восточной Африки разводят крупный и мелкий рогатый скот. Из пород крупного рогатого скота распространены зебу, по-видимому, южноазиатского происхождения, и длиннорогий скот местных африканских пород, распространенный преимущественно у скотоводов верховьев Нила и Межозерья: баньоро, бахима и др.
Масаи
Восточная Африка не знает народов, занимающихся только скотоводством, кроме нилотов масаи. До конца 19 в. масаи не занимались земледелием и все нужные им продукты земледелия выменивали у своих соседей на молоко и мясо. Для масаев скот был не только главным средством существования, но и единственной формой накопления богатств. Уход за скотом – право и обязанность мужчин, почетное мужское занятие. Скот дает продукты питания – мясные, приготовленные без соли. Мясо варят с различными приправами или поджаривают на вертеле, кровь с различными приправами или поджаривают на вертеле. Кровь пьют, смешивая с молоком. Из шкур животных прежде делали одежду. Обтяжку щитов, разные предметы домашнего обихода.
Масаи – один из народов Восточной Африки, который сохраняет многие пережитки родоплеменного строя, быстро исчезающие у других наров. У них еще живы следы родоплеменного деления, характерные для родового строя обычаи и обряды.
Деление на племена и роды у масаев сочеталось с делением возраста, составляли группу воинов. На их обязанности лежал также уход за скотом. Лишь после нескольких лет пребывания в боевых отрядах мужчина получал право жениться; тогда он выходил из отряда и обзаводился своим хозяйством. Взрослые женатые мужчины составляли особые воинские отряды, так сказать отряды ветеранов. И обязаны были принимать участие в походах. Вожди масаев имели особые привилегии и считались священными лицами.
В Восточной Африке распространены два типа жилища.
Первый из них – круглая хижина с конусообразной кровлей.
Внутри на четырех столбах устраивают нечто вроде помоста, где хранят домашнюю утварь и запасы зерна. Обстановка хижин очень проста. Обычно в хижине делают два небольших глиняных возвышения: одно из них утаено циновками и имеет изголовье – это постель; другое – служит для очага. Три камня, на которые ставят кругоглодонный глиняный горшок для варки пищи, составляют все устройство очага. Дымового отверстия нет, и дым выходит непосредственно через двери. Окон также нет, в хижине всегда царит полумрак. На ночь двери заслоняют плотной очень грубой циновкой. Низенькие табуретки из одного куска дерева, головные подставки, корзины, большие короба из коры или кожаные сосуды – вот вся обстановка хижины. Иногда ее дополняет низкая на четырех ножках кровать. Она состоит из деревянной рамы, на которую натянуты ремни и положена сверху циновка. В центральной части Танганьики распространен второй тип жилища – прямоугольный дом тембе с плоской крышей и двором посредине. Его строят из дерева. Стены иногда обмазывают глиной. Такой дом служит жилищем для нескольких семей.
Глиняную посуду изготовляют и обжигают обычно женщины. Они лепят горшки без применения гончарного круга; однако нередко под комок глины подкладывают черепок разбитого горшка и, поворачивая его, лепят на нем новый горшок. Широко распространены калебасы – сосуды из тыквы и плетеная посуда разнообразного назначения. Вследствие крайней бедности крестьян посуда фабричного производства входит в быт медленно.