Народы Ямайки
Общие сведения о Ямайке
Ямайка (Jamaica), государство в Вест-Индии, в Карибском море на о. Ямайка и прилегающих к нему мелких островах. Входит в Британское Содружество. Площадь 11,5 тыс. км2. Население 2090 тыс. человек (1977). Столица — г. Кингстон. Административно разделено на 3 графства, которые состоят из 14 округов.
Ямайка — парламентарная монархия. Действующая конституция вступила в силу 6 августа 1962. Глава государства — английская королева, представляемая генерал-губернатором, назначаемым ею. При генерал-губернаторе в качестве совещательного органа действует Тайный совет (6 членов). Законодательную власть осуществляет парламент, который, согласно конституции, состоит из генерал-губернатора и двух палат — палаты представителей (60 депутатов), избираемой путём прямых выборов сроком на 5 лет, и сената (21 член), назначаемого генерал-губернатором (13 членов — по рекомендации премьер-министра, 8 членов — по рекомендации лидера оппозиции). Избирательное право предоставлено гражданам, достигшим 18 лет. Состав возглавляемого премьер-министром правительства утверждается парламентом.
Судебная система включает Верхний и апелляционный, суды, а также суды низших инстанций.
Краткая история Ямайки
У Ямайки яркая и тяжелая история. Наиболее трудные времена наступили с образованием на острове первых европейских поселений, жители которых стали распространять свое влияние крайне жестокими методами. Христофор Колумб впервые сошел на землю Ямайки в 1494 году. В то время остров населяли примерно 100 тысяч человек, принадлежавших индейскому племени араваков, начавших осваивать остров около 700 г. н.э. Испанские поселенцы прибыли сюда в 1510 году. Помимо традиционного скотоводства они внедрили на Ямайке выращивание сахара и использование рабской силы. К концу XVI в. из-за тяжелого труда, плохого обращения и болезней, завезенных европейцами, племя араваков было полностью уничтожено.
В 1654 году плохо обеспеченный и неважно организованный контингент английских войск прибыл в воды Карибского моря. После неудачи при попытке захватить остров Эспаньола (ныне остров Гаити) "слабая армия, состоящая из жуликов, воров и прочих уголовников" обратила свои взоры на хуже защищенную Ямайку. Несмотря на постоянные попытки сторонников испанского режима и партизанское сопротивление верных испанцам рабов (cimarrones или Maroons - "дикари", "мароны"), Англия захватила контроль над островом. Англичане принялись еще активнее эксплуатировать местные ресурсы, расширяя плантации какао-бобов, кофе и сахарного тростника, инвестируя все большие деньги в сельское хозяйство и развивая поселения колонистов. Но поскольку в ту пору Британия постоянно находилось в состоянии войны с Францией или Испанией, управление этой заморской колонией было возложено на пиратов, ряды которых были весьма разношерстны: политические преступники, и беглые уголовники, бывшие моряки и военные. Такой несколько странный выбор губернатора Ямайки объясняется тем, что все английские флибустьеры посвятили свои жизни борьбе с испанцами. В зависимости от того, в состоянии мира или войны находились Британия и Испания, английские власти вели себя соответствующе - либо сотрудничали с пиратами, либо помогали испанцам выбить пиратов с Ямайки. Кроме того, постоянной проблемой были повстанческие отряды беглых рабов-маронов, которые вели своего рода партизанскую войну против англичан, вынудив их, в конце концов, дать маронам право развиваться автономно.
Тем временем, на остров прибывали все новые и новые партии рабов, большинство которых направлялись на работы по выращиванию сахарного тростника, причем содержались африканские рабы в исключительно плохих и вредных условиях. Неоднократно случались мятежи, которые участились после войны за независимость в США (1775-1781 гг.) и революции во Франции (1789 г.), однако такие попытки пресекались со всей серьезностью. Последним и самым крупным восстанием рабов стал так называемый "Рождественский мятеж" 1831 года. Его возглавил Сэм Шарп по кличке Папочка - образованный раб, который выступал в роли проповедника без духовного сана, придерживавшегося позиции пассивного сопротивления. Однако внезапно ситуация взорвалась, когда около 20 тысяч рабов уничтожили плантации, на которых они работали, а плантаторы были жестоко убиты ими. Закончилось же все тем, что под ложными предлогами мятежников заставили сдать оружие, после чего 400 человек из их числа были повешены, а несколько сотен подверглись побоям. Столь массовые волнения заставили английскую метрополию изменить свое отношение к Ямайке, что позволило парламенту колонии 1 августа 1834 года принять решение об отмене института рабства.
Переход от рабовладельческого строя к экономике, где рабочая сила обладает правами и вознаграждается за собственный труд, привел к хаосу в стране. Многие рабы не желали работать за нищенскую зарплату, которую им предлагали землевладельцы - бывшие плантаторы, а предпочитали вместо этого выживать самостоятельно. Хотя старый порядок формально был разрушен, белые латифундисты сохранили за собой политическую власть на Ямайке благодаря тому, что правом голоса обладали только владельцы собственности. В 1830 году избирательные права были предоставлены мулатам, а наиболее либеральные из них (например, Джордж Уильям Гордон) в 60-х гг. XIX в. поддержали борьбу угнетенных. Когда морская блокада, связанная с гражданской войной в США (1861-65 гг.), явилась причиной ограничения поставок жизненно важных предметов потребления, отчаяние народа достигло крайней точки и вылилось в восстание в Морант-Бэй, которым руководил негритянский священник Пол Богл. Губернатор острова Эдвард Айр и его окружение беспощадным образом подавили мятеж, казнив Гордона и Богла, а также подвергнув сотни других участников восстания казням, пыткам и истязаниям. В Англии такую жестокость расценили крайне негативно, после чего губернатор Айр был смещен с поста, впоследствии на эту должность назначались люди либерального склада.
Подъем «банановой» экономики Ямайки приостановился с началом Великой Депрессии 30-х гг. ХХ века, а после второй Мировой войны начался ее рост. В то время страны Карибского бассейна выступали в качестве основных поставщиков продовольствия и сырья в Великобританию. В 1944 году всем совершеннолетним гражданам Ямайки было предоставлено избирательное право, а в 1947 году страна получила от Великобритании автономию. В 1962 году по результатам референдума, в ходе которого население страны высказалось за полную независимость Ямайки, та вышла из Федерации Вест-Индских островов.
После обретения независимости политическая жизнь страны стала выстраиваться по заветам двух кузенов - Александра Бастаманте и Нормана Мэнли. Первый руководил формированием профсоюза страны незадолго до второй Мировой войны, а позднее создал Рабочую партию Ямайки (РПЯ), второй же из братьев создал и возглавлял Народную Национальную Партию, которая на момент ее основания в 1938 году стала первым подобным объединением в истории Ямайки. Сын Нормана Мэнли, Майкл, возглавил партию и государство после смерти отца. Избранный им курс на построение в стране демократического социализма привел в середине 70-х гг. ХХ в. к увеличению оттока каптала из Ямайки, хотя здесь в нем очень нуждались. Инфляция превысила рубеж 50%, рост уровня безработицы принял галопирующий характер, общество в значительной степени расслоилось. Ситуация оказалась столь критической, что в 1976 году для усмирения масс в преддверии выборов не удалось избежать вооруженных столкновений. Хорошо вооруженные банды сторонников РПЯ и ННП развязали бой на улицах Кингстона, в результате чего в стране было объявлено чрезвычайное положение. В итоге ННП выиграла выборы с большим отрывом, а Мэнли продолжил воплощение своей социалистической программы.
Правительство США было настроено враждебно по отношению к тому пути развития, который был выбран правительством Ямайки, а расширение контактов между Мэнли и правительством социалистической Кубы привело к тому, что в ЦРУ приняли решение устроить в стране переворот и сменить режим. Частная инициатива в стране почти сошла нанет, экономика, особенно туризм, переживала черные времена, а население прозябало в нищете. Почти 700 человек были убиты в преддверии выборов 1980 года, которые выиграл лидер РПЯ Эдвард Сига. Ему удалось в некоторой степени восстановить экономику, контакты с Кубой стали редки, а США, напротив, стали главным внешнеторговым партнером Ямайки. Относительно мирные выборы 1989 года вновь привели к власти Майкла Мэнли. В 1992 году он ушел в отставку, возложив собственные полномочия на своего заместителя Персиваля Джеймса Паттерсона - первого темнокожего премьер-министра Ямайки. Ведомая им ННП выиграла выборы 1993 и 1997 годов.
Весной 1999 года по стране прокатились массовые волнения из-за того, что правительство объявило о 30%-ном увеличении налога на бензин. Кингстон и Монтего-Бэй наиболее сильно пострадали от кризиса и всего, что с ним было связано. После трех дней беспорядков правительство согласилось отменить налог.
Народы Ямайки
Свыше 77% населения страны составляют негры, потомки рабов, вывезенных из Африки. Термин «негр», однако, практически выходит из употребления. Говорят «африканец», а еще чаще - «черный». Существует и термин «креол», также обозначающий негра - местного уроженца.
Около 18% составляют мулаты. Однако, термин «мулат» также употребляется довольно редко. Чаще говорят «цветной» или «коричневый». Просто «цветной» обозначает человека полуевропейского-полунегритянского происхождения. Если хотят сказать, что речь идет о потомке негритянско-индийского, негритянско-китайского или негритянско-сирийского брака, то употребляют выражения: «индийский цветной», «китайский цветной» или «сирийский цветной».
Среди национальных меньшинств самое крупное (3,4%) составляют индийцы, предки которых были ввезены из Индии во второй половине XIX и начале XX в. для работы на плантациях. Сейчас большая их часть занята в сельском хозяйстве, а горожане - в торговле. Сельское хозяйство острова обязано индийцам рядом нововведений (культура риса, новые породы скота). Большинство ямайских индийцев сейчас перешло на английский язык, хотя знание хинди среди определенной их части еще сохраняется. Индуистской религии придерживается не более 17% индийцев, остальные - протестанты разных толков.
«Белые» ямайцы составляют менее 1%. Большая их часть принадлежит к различным группам буржуазии, а также к интеллигенции. В их руках до сих пор сосредоточивается значительная доля богатств страны. В большинстве своем это выходцы из Англии, но есть переселенцы и потомки переселенцев с Кубы и из некоторых стран Европы. Особое место занимают так называемые немцы, предки которых были привезены по контрактам на ямайские плантации в первой половине XIX в. Почти все они слились сейчас с местным населением, но в поселке Сифорд-Таун еще сохранилась группа, не вступавшая в смешанные браки. Так как Сифорд-Таун остается самым крупным на острове поселением белых крестьян, то очень часто белых, занятых в сельском хозяйстве на Ямайке, называют немцами (хотя даже немецкие поселенцы уже забыли свой язык).
Китайцев на острове чуть больше 1%, причем около половины из них - потомки смешанных браков. Предки их были ввезены по контрактам для работы на плантациях. Сейчас, однако, основным занятием китайцев является торговля. Хотя все они владеют английским, значительная часть еще сохраняет знание китайского. Подавляющее большинство китайцев - протестанты.
Выходцы из Палестины и Ливана - арабы-христиане - впервые появились на Ямайке в 1891 г. Основное занятие их - торговля. Как и на других островах, на Ямайке их называют «сирийцами».
По вероисповеданиям население Ямайки распределяется следующим образом: около 30% - англикане, более 25% - баптисты, около 9% - методисты, около 8% - пресвитериане, около 6% - католики. Но хотя подавляющее большинство ямайцев исповедует различные христианские религии, среди них еще широко распространены культы, возникшие на базе старинных верований народов Западной Африки.
Официальным языком Ямайки является английский, но на самом деле эта островная страна является двуязычной, причем людей, говорящих по-английски, здесь гораздо меньше, чем тех, кто понимает его. Неофициальным языком страны является патуа - очень мелодичный диалект с присущими Ямайке ритмикой и модуляцией голоса. Язык патуа произошел от смеси креольского английского с местным языком, которая впоследствии была приправлена африканскими, португальскими и испанскими понятиями, а также растафарианским сленгом.
Ямайка относится к числу стран с относительно высоким естественным приростом населения (около 2,3%). Поэтому, несмотря на традиционное для страны превышение эмиграции над иммиграцией, численность ее жителей растет довольно быстро. Плотность населения высока (в среднем 184 человека на 1 кв. км, а местами до 400 человек). Особенно плотно заселена южная равнина к западу от Кингстона - основной сельскохозяйственный район страны. В результате развития капитализма в сельском хозяйстве Ямайки и разорения десятков тысяч крестьян, не выдержавших конкуренции с крупными плантационными хозяйствами, продолжает расти армия безработных. Доля постоянно безработных составляет около 1/4 экономически активного населения. Вот уже много лет эмиграция с острова служит каналом, по которому отводится часть рабочей силы. Однако с 1965 г. правительство Великобритании (страны, куда направлялась основная часть ямайских эмигрантов) резко сократило квоту на въезд иммигрантов из стран Содружества. Частично это было компенсировано тем, что в этом же году США отменили ограничительную квоту на въезд иммигрантов из карибских стран Содружества, что привело к увеличению эмиграции из Ямайки в эту страну. Но в целом эмиграция значительно сократилась.
Коренное население вобрало в себя смесь африканских и английских традиций. Широко распространено такое движение, как Растафари. Приверженцам этого движения характерны пацифизм и ритуальное курение марихуаны. Наиболее известным представителем Растафари является Боб Марли - певец, исполнявший рэгги, который для нынешнего поколения считается своеобразным божеством.
Предтечей культа Растафари считается родившийся на Ямайке Маркус Гарви (Marcus Garvey), который был лидером основанной им Всемирной ассоциации негритянского развития (Universal Negro Improvement Association - UNIA), которая в 20-х годах нашего столетия стала самой влиятельной в США негритянской организацией.
В исторических пособиях о Маркусе Гарви говориться как о политическом лидере, боровшимся за экономическое равноправие черных и белых.
Гарви принадлежит сочинение "Черный фундаментализм", где содержатся призывы вернуться на землю предков, отказавшись от чуждой культуры, возродить гордость за свою расу и ее прошлое - Гарви приписывает африканское происхождение всей мировой цивилизации.
Там же он предсказывает воцарение в Африке черного императора, под властью которого возродится черная раса, поэтому для растофариан он является прежде всего пророком и провозвестником Хайле Селассие I.
Хотя сам он был католиком, Гарви настаивал на том, чтобы его последователи представляли себе Христа негром и основали свою церковь.
Гарви активно распространял идею Христа-негра. Когда Хайле Селассие I (принц Рас-Тафарай) взошел на престол Эфиопии, именно эта идея, а также указание Гарви на Восток, откуда следовало ожидать пришествия Великого Царя, убедило многих что время освобождения уже пришло. Следуат отметить, что в то время Ямайка по-прежнему оставалась британской колонией и свобода для чернокожих существовала лишь формально.
Так началось движение растафари. В обстановке Великой депрессии и разрухи, вызванной на Ямайке ураганами в начале 1930 г., появление газетных сообщений о коронации Хайле Селассие сильно взбудоражило умы. Сразу три пророка - Леонард П. Хоуэлл, Джозеф Натаниел Хибберт и Арчибальд Данкли - одновременно и независимо друг от друга начали проповедь нового учения, подкрепляя его своеобразным истолкованием отдельных мест из Библии, особенно тех, где упоминалась Эфиопия (в значении: "Африка") или же содержались "намеки" на африканское происхождение библейских персонажей.
Здесь следует отметить, что впоследствии Гарви не признал в Хайле Селассие I предсказанного им ранее Спасителя, отметив в частности то, что в Эфиопии до сих пор существовало рабство. Растафарианцев Гарви назвал безумными фанатиками и ни раз высказывался против них. Они, тем не менее продолжали относиться к нему с почтением, простив ему его слепоту, ссылаясь на Иоана Крестителя, который, по их мнению, тоже сомневался в Христе.
Учение растофариан достаточно расплывчато, в каждой общине оно может свои отличительные черты, иногда доходя до противоречий. Но все же в нем есть нечто общее для всех. Это прежде всего идея о Хайле Селассие I как о царе и идея о богоизбраннасти чернокожих и о их возврращении из Вавилонского плена.
Хайле Селассие I называется "Львом Иудейским", "Царем Царей" и прямым потомком Царя Давида по линии Царя Соломона и Царицы Савской, а также очередным воплощением Бога, избавителем избранной расы - черных иудеев. Его коронация является пришествием Мессии. История еврейского народа, изложенная в Ветхом Завете, - считается историей африканцев; белые же евреи - самозванцы, выдающие себя за богоизбранный народ. За грехи свои черные иудеи были наказаны рабством в Вавилоне. Пираты привезли чернокожих в Америку, т.е. в Вавилон. Но Бог давно простил свой избранный народ, вскоре он вернется на Сион, известный непосвященным как Аддис-Абеба. Эфиопия - это рай черного человека, Америка - это ад, Вавилон. Церковь - считается орудием Вавилона для обмана чернокожих, а избавление ждет не на небесах, а в Эфиопии. "Настоящий Бог белых - папа Иоанн XXIII, глава Куклусклана, очередное воплощение антихриста, прокаженного вурдалака, англосакса и рабовладельца Адама-Авраама". Маркус Гарви - новое воплощение Иоанна Крестителя, он вернется на Ямайку в 1960 г. на присланных Хайле Селассие кораблях, чтобы возглавить репатриацию.
По мнению растафариан, власть над миром дает скипетр Иудейского дома, похищенный в древности из Эфиопии Римом, а у Рима - Англией. Георг V послал на коронацию Хайле Селассие I своего сына, будущего Эдуарда VIII (реинкарнация Навуходоносора), чтобы вернуть скипетр. Ему же, несмотря на отречение из страха перед открытым ему Богом скорым концом Вавилона, предстоит править Вавилоном в дни гибели. Орудием разрушения Вавилона станет зверь из Откровения Иоанна - под ним понималаерся Россия. Избранный же народ после падения Вавилона придет к бессмертию и торжеству справедливости.
Бога растафариане называют "Джа" - от "Джехова" - "Иегова" Он имел много воплощений, последнее из которых - Хайле Селассие I. После него новых воплощений Джа не предвидется. Символы растафариан - зелено-красно-золотой флаг и нашивки той же расцветки - цветов национального флага Эфиопии и изображение льва ("Воинствующего Льва Иудейского") как символа мощи Эфиопии. Интересно, что в г. Монтегю-Бэй существовала маленькая секта, где вместо Хайле Селассие обожествлялся Иб-Сауд. Соответственно своей родиной и землей обетованной члены секты считали Аравию.