Население Армении

По данным переписи населения 2003, в Армении из официально зарегистрированных 3326 тыс. человек, фактически проживали 3003 тыс. человек (в 1989 численность населения составляла 3,3 млн., в 1979 – 3,7 млн.). В 1989 на долю этнических армян приходилось 93,3%. Наиболее значительными меньшинствами были азербайджанцы (2,6%), курды (1,7%) и русские (1,6%). Кроме того, в Армении жили украинцы (0,3%), ассирийцы (0,2%), греки (0,1%), а также евреи, грузины, белорусы, поляки, немцы, литовцы (0,2%). В результате этнических конфликтов 1989–1993 почти все азербайджанцы покинули страну, а 200 тыс. армян с территории Азербайджана переселились в Армению. За последние 10 лет страну покинули примерно 955 тыс. человек, преимущественно армяне, а также азербайджанцы, курды-мусульмане, греки, русские, украинцы, евреи, ассирийцы. Доля национальных меньшинств снизилась до 3%. Среди них доминируют езиды и курды. Имеется небольшая община русских-молокан – потомков одной из сект духовных христиан, преследовавшихся в России и переселившихся в Армению в 19 в.

Возрастная группа до 15 лет составляет 21,1% населения, от 15 до 65 лет – 68,3%, старше 65 лет – 10,6%. По состоянию на 2003 рождаемость оценивалась в 12,57 на 1000 населения, смертность – 10,16 на 1000, коэффициент эмиграции – 3,87 на 1000. В результате происходит депопуляция страны (0,21% в 2001). Коэффициент младенческой смертности – 40,86 на 1000 новорожденных. Ожидаемая продолжительность жизни – 66,68 лет (мужчин – 62,41, женщин – 71,17).

Язык.

Армянский язык относится к семье индоевропейских языков. Классический армянский язык (древнеармянский грабар – письменный язык) в настоящее время используется только в богослужении. Современный литературный армянский язык имеет две основных ветви: восточно-армянский язык (называемый также араратским), на котором говорят жители Армении и армяне, проживающие в других странах СНГ и в Иране, и западно-армянский язык, на котором говорят армяне, живущие или родившиеся в Турции. Армянский алфавит был создан просветителем, ученым, монахом Месропом Маштоцем в 405–406.

Религия.

Подавляющее большинство населения Армении – христиане. Армяне были обращены в христианство в 301 благодаря деятельности Григория I Просветителя (арм. Григор Лусаворич, впоследствии был причислен к лику святых). Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии. Хотя Армянская апостольская церковь (иногда ее называют по имени Григория I Армяно-Григорианской) изначально была самостоятельной, она поддерживала связи с другими христианскими церквами вплоть до Халкидонского (451) и Константинопольского (553) Вселенских соборов, а затем сохранила тесные связи только с монофизитскими церквами – Коптской (Египет), Эфиопской и Яковитской (Сирия) (). Армянскую апостольскую церковь возглавляет верховный патриарх и католикос всех армян (в настоящее время – Гарегин II), резиденция которого с 1441 находится в Эчмиадзине. Католикосату всех армян в Эчмиадзине формально подчиняются Киликийский Католикосат (резиденция в 1293–1930 находилась в г. Сис (совр. г. Козан, Турция), а с 1930 – в г. Антилиас (Ливан)) и две патриархии (Иерусалимская, основанная в 1311, и Константинопольская, основанная в 1461), а также 36 епархий (8 – в Армении, 1 – в Нагорном Карабахе, остальные – в тех странах мира, где имеются армянские общины).

С 12 в. немногочисленная часть армян стала признавать верховенство Римской католической церкви и Папы Римского. В 1740 поддерживаемые доминиканскими миссионерами Ордена Иисуса (иезуитов) они объединились в Армянскую католическую церковь с патриаршей резиденцией в г. Бейрут (Ливан). Как и Армянская апостольская церковь, она принадлежит к числу восточных церквей, обряды и литургия которых совершаются на армянском языке. В период существования СССР Армянская католическая церковь подвергалась преследованиям, и только в 1991 в Армении вновь был открыт католический ординариат в г. Гюмри (бывший Ленинакан). В настоящее время в стране насчитывается 180–220 тыс. армян-католиков, которые населяют в основном северные районы Армении.

Распространению протестантизма среди армян способствовали американские миссионеры-конгрегационалисты, прибывшие в Армению из Бостона в 1830. Были созданы и существуют до настоящего времени много армянских протестантских конгрегаций, которые проводят миссионерскую деятельность. В Армении действуют пятидесятники (ок. 25 тыс. чел.), Свидетели Иеговы (ок. 7,5 тыс. чел.), Армянская евангелическая церковь (ок. 5 тыс. чел.), христиане-харизматы (ок. 3 тыс. чел.), евангельские христиане-баптисты (ок. 2 тыс. чел.) (), Церковь Иисуса Христа святых судного дня (мормоны; от 1,5 до 2 тыс. чел.), адвентисты седьмого дня (0,8 тыс. чел.). Из других христиан представлены несториане, которые близки по своим догматам к монофизитам (ок. 6 тыс. чел.) и молокане (ок. 5 тыс. чел.) – представители одного из течений духовного христианства в русском старообрядчестве. Православные в Армении подчинены Московской патриархии, однако по численности они уступают молоканам. Большая часть живущих в Армении православных и молокан сосредоточены на севере страны, в то время как большинство протестантов населяют крупные города.

Среди курдов довольно значительную общину образуют езиды (йезиды), религиозные верования которых включают элементы зороастризма, ислама и анимизма). Йезиды населяют, прежде всего, сельские районы в горах Арагаца, к северо-западу от ЕреванА. Согласно данным переписи населения в 1989 их количество достигало 51,9 тыс. чел., но по последним оценкам, оно составляет 30–40 тыс.

В период существования Советского Союза ислам в Армении был распространен в основном среди азербайджанцев и курдов, однако в результате карабахского конфликта большинство мусульман было вынуждено оставить страну. Наиболее крупная мусульманская община, включающая курдов, иранцев и выходцев из стран Ближнего Востока, в настоящее время сохранилась только в Ереване. Мусульманская курдская община, прежде всего в районе Aбовяна, насчитывает всего несколько сотен человек, большинство из них принадлежат к суннитам шафиитского толка. На востоке и севере страны, главным образом в приграничных селениях, живут небольшие группы мусульман-азербайджанцев, а в городах насчитывается более 200 чел. бехаитов.

В Армении существуют также немногочисленные кришнаитская и языческая общины. Насчитывается также 0,5–1 тыс. последователей иудаизма.

Отношение в обществе к большинству религиозных меньшинств двойственное. Конституция гарантирует свободу вероисповедания, в т.ч. право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, а существующее законодательство устанавливает разделение церкви и государства. В настоящее время в Армении действует 57 религиозных организаций, открыты синагога, а также церкви и молельные дома различных религиозных меньшинств. Вместе с тем, за Армянской апостольской церковью законодательно закреплен статус национальной церкви армянского народа, а также наложены определенные ограничения (например, запрет на прозелитизм) на религиозную свободу представителей других конфессий.

 Города.

Столица Армении город Ереван основан в 8 в. до н.э. В нем проживают 1258 тыс. человек (2002). Второе место по численности населения занимает город Ванадзор (с 1935 по 1992 Кировакан) с населением 147 тыс. человек. В городе Гюмри (с 1924 по 1992 Ленинакан) проживают 125 тыс. человек. До декабря 1988 он был вторым по величине городом Армянской ССР, но сильно пострадал во время Спитакского землетрясения. Один из древнейших городов Армении Вагаршапат насчитывает 66 тыс. жителей, районный центр Раздан – 63,8 тыс.