Население как фактор размещения производства

Современные тенденции демографических процессов в России

Многие отечественные учёные и общественные деятели уверены, что вывод страны из демографического кризиса, который продолжается уже более полутора десятка лет – одна из самых злободневных проблем долгосрочного развития социальных процессов в России. Начиная с 1992 г. в РФ наблюдается естественная убыль населения, связанная с высокой смертностью и низким уровнем рождаемости. Такие острые демографические проблемы, как сокращение численности детей и молодежи, а значит, в перспективе уменьшение трудовых ресурсов, в том числе современных профессиональных кадров, определяющих интеллектуальный потенциал страны, может привести к глубокому системному кризису, обесценению физического и человеческого капиталов. Однако перспективные расчеты, произведённые ФСГС, показывают по "среднему" варианту, что в скором времени последствия демографического кризиса могут быть преодолены, а рождаемость установится на уровне, характерном для развитых стран. "Пессимистический" вариант предполагает продолжение негативных тенденций демографического развития, сложившихся в 90-е годы. Удручающим фактором нашего демографического настоящего и будущего, является тот факт, что в РФ людей трудоспособного возраста умирает в 4,5 раза больше, чем в странах ЕС, уровень младенческой смертности в 2-2,5 раза выше показателей развитых стран.

Сложившаяся сегодня демографическая ситуация является неестественной, однако представляется небезнадёжной, если целью демографической политики РФ на средне- и долгосрочную перспективу станет проведение мероприятий по снижению уровня смертности населения и создание предпосылок для стабилизации показателей рождаемости с учётом региональных особенностей демографических процессов. При успешной реализации демографических программ и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения постепенно происходит увеличение рождаемости. По данным Фонда социального страхования за первые три месяца 2009 г. в России родилось на 4% больше детей, чем в первом квартале 2008 г. Улучшение демографической ситуации отмечается во всех федеральных округах РФ. Значит программы по улучшению демографической ситуации в стране действуют, хоть и сохраняется большой процент смертности, но и рождаемость не стоит на месте.

Трудовые ресурсы страны, особенности их использования и формирования на современном этапе

Эффективно функционирующий рынок труда предоставляет большинству трудоспособного населения работу и доход, позволяя государству сосредоточиться на поддержке социально уязвимых категорий граждан и, таким образом, обеспечить большее равенство. На российском рынке труда, однако, в ближайшем будущем трудно ждать позитивных перемен. По сценарным условиям социально-экономического развития Минэкономразвития численность населения в трудоспособном возрасте сократится к 2020 г. в целом на 15%. В этой ситуации численность занятых в экономике будет иметь тенденцию к уменьшению (на 0,8 млн. человек). Статистические данные позволяют сделать вывод, о том, что самая большая опасность в социальной сфере для России грядет после 2015-2020 гг., когда резко сократится соотношение неработающих и работающих граждан.

Дефицит рабочей силы (особенно высококвалифицированной) в последние годы становится одним из важнейших барьеров экономического роста не только в России, но и во всём мире. Успешному решению социальных проблем в нашем обществе, а значит и оптимизации социальных процессов может послужить совершенствование активных программ рынка труда, расширения доступа населения к информации о вакансиях, оказание адресной поддержки при трудоустройстве особо нуждающихся в социальной защите, повышение качества системы профессионального обучения и переподготовки.

Европейский опыт решения социальных проблем на фоне экономического кризиса

Задачи оптимизации социальных процессов в Европе решаются путем увеличения инвестиций в исследования и инновации, стимулирования делового потенциала, соблюдения баланса гибкости и безопасности на рынке труда, выделения ресурсов на реализацию качественной активной трудовой политики. Основной финансовый инструмент по инвестициям в человеческий капитал в ЕС – Европейский социальный фонд. Сегодня среди приоритетов его деятельности ключевыми являются: финансирование мероприятий по обеспечению развития профессионального образования, занятости, мобильности рабочей силы, модернизация отраслей, переживающих трудности. Большое внимание уделяется финансированию программ по трудоустройству и повышению квалификации молодежи. Сегодня страны Европейского Союза стоят перед растущим вызовом старения общества. Это влечет за собой значительное напряжение бюджета в части расходов на здравоохранение и пенсионное обеспечение на фоне сокращения обеспеченности экономики рабочей силой. Одним из возможных ответов на демографические вызовы ЕС является создание благоприятных условий для молодых людей, совмещающих семейные и производственные обязанности, увеличение миграции молодых и высококвалифицированных специалистов, более поздний выход на пенсию.

Происходящий в настоящее время процесс развития рыночных отношений в России и постепенная интеграция отечественной экономики в мировое экономическое пространство определяют конкретные требования к динамике социальных процессов. На фоне сокращения численности и старения населения нашей страны настойчиво заявляет о себе необходимость модификации социальных секторов, непосредственно связанных с развитием человеческого капитала, поэтому в числе главных приоритетов социально-экономического развития России в средне- и долгосрочной перспективе – оптимизация социальных процессов на основе реформы образования и здравоохранения, концентрации усилий на борьбе с бедностью, содействия повышению внутри- и межрегиональной трудовой мобильности. Ключевым фактором, влияющим на развитие социальных процессов, является активная и разумно финансируемая государственная политика по повышению занятости и заработной платы. Течение социальных процессов необходимо направлять в русло современных представлений о социальной справедливости, тогда в обозримом будущем, благодаря природному и интеллектуальному богатству, Россия может рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для закрепления ее в числе лидеров мировой экономики. [4]

Миграции населения и перераспределение населения по территории России на современном этапе

Неконтролируемая миграция и свойственные ей угрозы присущи не только дальневосточному региону. Известно, что по абсолютному объему иммиграции наша страна занимает второе место в мире среди стран — крупных миграционных реципиентов. По приему иммигрантов нас опережает только США — государство с давними традициями иммиграции и лучшей в мире системой ассимиляции мигрантов. Масштабы миграционного движения в России настораживают своей стихийностью: за период 1992—2005 гг. только в поле зрения официальной российской статистики попали 7,2 млн. иммигрантов. Даже, если согласиться со спорным допущением, будто большинство приехавших (около 2/3) — этнически русские, то, так или иначе, получается, что по официальным (далеко не полным) данным с начала девяностых к нам въехало почти 2,5 млн. людей с иной культурой и ментальностью. В то же время, по оценкам ряда экспертов, численность незаконных иммигрантов, пребывающих на территории Российской Федерации, доходит до 15 млн. чел. Иными словами, численность нелегальных иммигрантов составляет 10,5% от населения страны. Учитывая, что основными центрами миграционного притяжения являются крупные городские агломерации (в основном, Московская и Ленинградская области), не сложно спрогнозировать чем чревато подобное изменение этнических пропорций для коренного населения этих регионов и для страны в целом. [3]

Влияние расселения на развитие и размещение производительных сил

Города прошли огромный путь в своем развитии: от возникновения небольших поселений несколько тысячелетий тому нами, расцвета крупных городов в античном обществе, их упадка при феодализме, возрождения и развития при капитализме и до нового исторического этапа их становления в социалистическом обществе.

Расселение и формирование городов определяются способом производства, который обусловливает как способ расселения (размещение населения по территории страны), формы расселения (типы поселений), так и системы расселения, представляющие собой единство способа и формы расселения.

Способ производства и система расселения взаимодействуют, что проявляется в трех аспектах:

во-первых, способ, производства определяет систему расселения - каков способ производства, такова и система расселения;

во-вторых, расселение активно влияет на развитие производительных сил – та или иная система расселения может способствовать развитию производительных сил, а может и задерживать их развитие;

в-третьих, противоречия системы хозяйства и производственных отношений определяют противоречия системы расселения. Так, например, противоречия капиталистического города как формы расселения служат выражением общих противоречий капиталистического способа производства.

Непосредственное влияние на расселение оказывает размещение производительных сил, определяемое способом производства. Поэтому каждой социально-экономической формации соответствует свой, исторически особый тип размещения производительных сил и присущая ей специфическая система территориальной организации общественного производства.

Для капиталистического общества характерна неравномерность размещения производительных сил, что порождает неравномерность расселения населения. Образование промышленных центров и городов происходит стихийно, поскольку в капиталистических странах «население так же централизуется, как и капитал», и в каждый данный момент капиталы размещаются там, где возможно извлечение максимальной прибыли. Социальной предпосылкой стремительного роста населения капиталистических городов являлось углубление противоположности между городом и деревней. [2]

Проблемы совершенствования и регулирования расселения

Для развития застройки представляется возможным применение одного из трех основных направлений развития территории населенных пунктов:

1) освоение под застройку прилегающих к существующим границам населенного пункта территорий (с изменением границы населенного пункта);

2) уплотнение и упорядочение существующей застройки в границах черты населенного пункта (без изменения границ населенного пункта);

3) освоение под застройку новых территорий, прилегающих к существующим границам населенного пункта (с изменением границы населенного пункта) наряду с уплотнением и упорядочением существующей застройки.

Изучение системы расселения, её производственной, экономической, социальной и инфраструктурной базы, степени использования земельных ресурсов необходимо для решения вопросов планирования и прогнозирования использования территории. Управление системой расселения будет способствовать определению основных направлений в управлении территориями. Происходящие социально-экономические преобразования требуют рассмотрения возможности применимости в современных условиях ранее разработанных основополагающих положений теории расселения.

Понятие оптимальной системы местного расселения следует понимать, как систему расселения, способную обеспечить наиболее эффективные темпы экономического и социального развития территории муниципального района. Основной задачей реконструкции сельского расселения является поиск оптимального числа и размеров населенных пунктов, необходимых для построения пространственной организации, обеспечивающей минимизацию издержек на поддержание инфраструктуры, эффективное использование ресурсов, доступ населения к различным социальным услугам и сохранение единства территории. Оптимизация числа и размеров населенных пунктов муниципального образования позволит сократить издержки на содержание населенных пунктов, и обосновать денежные вложение на развитие социальной и инженерной инфраструктуры. [1]