Население современной России

Формирование современного населения

К началу XX в. территория Российской империи достигла 22,4 млн. км2 – и население страны составляло 128,2 млн. чел. По данным переписи 1897 г. в этническом составе насчитывалось 196 народов (доля русских — 44,3%).

Очень разнообразен и национальный состав населения современной России (здесь проживает более 100 наций и народностей).

По данным последней переписи населения 1989 г. большинство населения составляют русские (более 80%), из многочисленных народностей, населяющих Россию, следует отметить следующие: татары (свыше 5 млн. человек), украинцы (свыше 4 млн.), чуваши, башкиры, белорусы, мордва и др.

Все народы, населяющие нашу страну, можно подразделить на три группы. Первая — этносы, большая часть которых живет в России, а за пределами ее составляют лишь небольшие группы (русские, чуваши, башкиры, татары, коми, якуты, буряты, калмыки и др.). Они, как правило, образуют национально-государственные единицы.

Вторая группа – это те народы стран «ближнего зарубежья» (т.е. республик бывшего СССР), а также некоторых других стран, которые представлены на территории России значительными группами, в ряде случаев компактным расселением (украинцы, белорусы, казахи, армяне, поляки, греки и др.).

И, наконец, третью группу образуют мелкие подразделения этносов, в большинстве живущих за пределами России (румыны, венгры, абхазы, китайцы, вьетнамцы, албанцы, хорваты и др.).

Таким образом, около 100 народов (первая группа) живет в основном ни территории России, остальные (представители второй и третьей группы) — преимущественно в странах «ближнего зарубежья» или др. государствах мира, но являются все же существенным элементом населения России.

Россия, будучи многонациональной республикой по своему государственному устройству, является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу.

Россия — прежде всего славянское государство (доля славян выше 85%) и самое крупное славянское государство мира.

Народы, живущие в России (представители всех трех групп) говорят на языках, которые относятся разным языковым семьям. Наиболее многочисленные из них являются представителями следующих языковых семей.

Индоевропейская семья: славянская группа (наиболее многочисленная в России), включающая русских, украинцев, белорусов, поляков и др.; иранская группа (осетины). А также проживают немцы (германская группа); армяне (армянская группа); молдаване и румыны (романская группа).

Алтайская семья: тюркская группа, в которую входят татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, тувинцы, карачаевцы, хакасы, балкарцы, алтайцы, шорцы, долганы и др.; монгольская группа (буряты, калмыки); тунгусо-маньчжурская группа (эвены, эвенки, нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи), а также азербайджанцы, узбеки (которые также относятся к тюркской группе).

Уральская семья: финно-угорская группа, в которую входят мордва, удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, карелы, финны, ханты, манси, эстонцы, венгры, саамы; самодийская группа (ненцы, селькупы, нганасаны), юкагирская группа (юкагиры).

Северокавказская семья: нахско-дагестанская группа (чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, ингуши и др.); абхазско-адыгская группа (кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины).

А также в России проживают представители чукотско-камчатской семьи (чукчи, коряки, ительмены); эскимосско-алеутской семьи(эскимосы, алеуты); картвельской семьи (грузины) и народы других языковых семей и народов (китайцы, арабы, вьетнамцы и др.)

Языки всех народов России равноправны, но языком межнационального общения является русский. Самой распространенной религией среди верующего населения РФ является христианство (православие). Ряд народов России исповедует ислам (татары, башкиры, жители республик Северного Кавказа), буддизм (буряты, тувинцы, калмыки), а также католицизм, иудаизм и другие религии.

Естественное движение населения

Естественное движение - природный регулятор биологического процесса всего живого на Земле, в том числе и человека, проявляющейся через такие показатели, как рождаемость, смертность, естественный прирост (определяется разницей между рождаемостью и смертностью).

Рождаемость, смертность, естественный прирост определяют общую численность населения страны в целом. В разрезе отдельных регионов естественный и механический приросты могут по-разному влиять на изменение общей численности населения страны и территории. Как правило, в районах пионерного освоения механический приток на начальной стадии формирования промышленных узлов, территориально-производственных комплексов играют большую роль, чем естественный прирост в изменении численности населения. В старопромышленных районах главенствующую роль играет естественный прирост. В настоящее время в ряде экономических районов наблюдается естественная убыль.

Естественное движение населения (тыс. человек)

Годы

Родившиеся

Умершие

Естественный прирост, убыль (-) Умершие в возрасте до одного года
1992 1587,6 1807,4 -219,8 29,2
1995 1363,8 2203,8 -840,0 24,8
2000 1266,8 2225,3 -958,5 19,3
2001 1311,6 2254,9 -943,3 19,1
2002 1397,0 2332,3 -935,3 18,4
2003 1477,3 2365,8 -888,5 18,1
2004 1508,0 2298,1 -790,1 17,4

Среди факторов определяющих рождаемость и смертность выделяют следующие:

1. Половозрастная структура населения.

2. Браки и разводы.

3. Региональные и национальные традиции.

4. Уровень жизни населения:

        ·  обеспеченность постоянной работой;

        ·  денежные доходы и расходы населения;

        ·  обеспеченность жильем;

        ·  производство товаров народного потребления;

        ·  уровень образования;

        ·  развитие системы здравоохранения.

5. Экологическая обстановка.

6. Способность к деторождению.

Перечисленные факторы рассматриваются во времени и пространстве. Степень их влияния различна.

Половой и возрастной состав

Половозрастную структуру населения характеризует «демографическая пирамида». Демографическая пирамида показывает количественное распределение населения страны (по результатам переписи населения, либо статистическим расчетам) по половому и возрастному составу на определенный момент времени. Для слаборазвитых стран с высоким приростом и низкой продолжительностью жизни демографическая пирамида имеет форму низкой пирамиды с очень широким основанием (преобладание молодых возрастов). В развивающихся странах (Мексика, Египет) пирамида вытягивается до возрастов 70-75 лет, однако все еще имеет расширенное основание (преобладание молодых и средних возрастов). В высокоразвитых странах (США, Япония) пирамида вытягивается до возрастов 85-90 лет, ее основание предельно сужается, а срединная и верхняя части расширяются (преобладание средних и пожилых возрастов). Заметна диспропорция между мужским и женским населением страны (преобладание женщин старших возрастов в США).

Демографическая пирамида России (на 1 января 2001 г.) имеет вид елочки, с многочисленными периодами резкого сокращения населения.

Демографическая пирамида России (на 1 января 2001 г.)

Это периоды 1918 – 1919 гг., 1935 – 1936 гг., 1943 – 1946 гг., 1968 – 1972 гг., 1993 – 2000 гг. Периоды соответствуют каким-либо общественным потрясениям (гражданская война, Великая Отечественная война, «перестройка») и вступлениям в детородный возраст «недовоспроизведенных» в свое время поколений. Резкие «разрывы» демографической пирамиды вызывают немалые проблемы как в экономической, так и в социальной жизни общества. Кроме возрастной несбалансированности, демографическая пирамида России показывает половую несбалансированность населения, когда в возрасте от 0 до 29 лет преобладают мужчины, в возрасте от 30 до 44 лет количество женщин и мужчин примерно равно, а в возрасте старше 44 лет количество женщин начинает преобладать над количеством мужчин, достигая превышения в 3 раза и более в возрасте свыше 70 лет. В 1996 г. на 69,3 млн. женщин (разница составила 9,2 млн. человек). В целом структура демографической пирамиды России повторяет структуру демографических пирамид высокоразвитых стран и может быть оценена положительно для перспектив экономического развития.

Расовый, этнический и национальный состав

Расовый состав России.

Человеческие расы (Ч. р.) являются совокупностями популяций, т. е. территориальных общностей людей, внутри которых браки заключаются на протяжении многих поколений гораздо чаще, чем с лицами др. общностей. Ч. р. находятся в состоянии динамического равновесия, изменяются в пространстве и во времени и в то же время обладают определенной генетически обусловленной устойчивостью. По всем основным морфологическим, физиологическим и психологическим характеристикам сходство между всеми Ч. р. велико, а имеющиеся различия не относятся к биологически наиболее важным особенностям строения и функциям человеческого организма и проявляются в сравнительно небольшом числе признаков. Вполне жизнеспособное и плодовитое потомство рождается от браков между представителями любых рас. Доказана полная биологическая и соц.-культурная полноценность смешанных групп, что служит доказательством антинаучной сущности различных расистских теорий.

Широко распространено представление о делении современного человечества на три расы: «черную», «белую» и «желтую». Однако цвет кожи является не единственным, а в некоторых случаях и не основным признаком для разграничения рас. Ученые используют для такого разграничения совокупность признаков.

В настоящее время некоторые ученые отрицают существование рас. Однако они оставляют в стороне характеристику морфологически расовых различий и не освещают до конца тех проблем, которые в прошлом стали основой для расистских извращений науки. В масштабе рода известные нам расовые различия бросаются в глаза при первом же ознакомлении с разнообразием современного человечества.

Среди рас современных людей, принадлежащих к о. тому подвиду Homo sapiens sapiens, в первую очередь выделяют наиболее крупные подразделения, обычно называемые большими расами. Это европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная. Население России представлено первыми двумя большими расами. В зоне контактов больших рас существует ряд смешанных расовых типов.

Европеоиды в целом отличаются волнистыми или прямыми мягкими волосами разных оттенков, светлой или смуглой кожей, большим разнообразием окраски радужной оболочки глаз (от карих до светло-серых и голубых), сильным развитием третичного волосяного покрова, слабым или средним выступанием скул, незначительным выступлением челюстей, узким выступающим носом с высоким переносьем, тонкими или средней толщины губами. Европеоиды подразделяются на три главные группы или ветви: южную — со смуглой кожей, преимущественно тёмными глазами и волосами; северную — со светлой кожей, значительной долей серых и голубых глаз, русых и белокурых волос; промежуточную, для которой характерна среднеинтенсивная пигментация. По окраске кожи, волос и глаз, по строению лицевого скелета и мягких частей лица, по пропорциям мозговой части черепа, часто выражаемым головным указателем, и по некоторым др. признакам среди европеоидов выделяют различные расы второго порядка.

На вост. рубежах своего ареала европеоиды с древнейших времён смешивались с монголоидами. В результате их раннего смешения, начавшегося, вероятно, еще в эпоху мезолита (10—7 тыс. лет назад), сложилась на северо-западе Сибири и на крайнем востоке Европы уральская раса, для которой характерно сочетание промежуточных монголоидно-европеоидных особенностей с некоторыми специфическими чертами. К уральской по многим признакам близка лапоноидная раса. Некоторые антропологи объединяют эти расы в одну — урало-лапоноидную, особенности которой в менее резкой форме выражены также у некоторых поволжских народов.

Этнический и национальный состав населения РФ

2002 год

1989 год

2002 год в % к 1989

тысяч человек

% к итогу

тысяч человек

% к итогу

Все население

145164

100

147022

100

98,74

в том числе:
русские

115869

79,82

119866

81,54

96,67

татары

5558

3,83

5522,1

3,76

100,65

украинцы

2943,5

2,03

4362,9

2,97

67,47

башкиры

1673,8

1,15

1345,3

0,92

124,42

чуваши

1637,2

1,13

1773,6

1,21

92,31

чеченцы

1361

0,94

899

0,61

151,39

армяне

1130,2

0,78

532,4

0,36

212,28

мордва

844,5

0,58

1072,9

0,73

78,71

белорусы

814,7

0,56

1206,2

0,82

67,54

аварцы

757,1*

0,52

544,0**

0,37

139,17

казахи

655,1

0,45

635,9

0,43

103,02

удмурты

636,9

0,44

714,8

0,49

89,1

азербайджанцы

621,5

0,43

335,9

0,23

185,03

марийцы

604,8

0,42

643,7

0,44

93,96

немцы

597,1

0,41

842,3

0,57

70,89

кабардинцы

520,1

0,36

386,1

0,26

134,71

осетины

514,9

0,35

402,3

0,27

127,99

даргинцы

510,2*

0,35

353,3**

0,24

144,41

буряты

445,3

0,31

417,4

0,28

106,68

якуты

444

0,31

380,2

0,26

116,78

кумыки

422,5

0,29

277,2

0,19

152,42

ингуши

411,8

0,28

215,1

0,15

191,45

лезгины

411,6

0,28

257,3

0,18

159,97

другие и не указавшие

5780

3,98

4036,1

2,7

143,21

* Для категории «аварцы» приводится цифра без учета численности андо-цезских групп и арчинцев, а для категории "даргинцы" - без учета кайтагцев и кубачинцев.
** В 1989 г. в составе аварцев учтены андоцезы и арчинцы; в составе даргинцев - кайтагцы и кубачинцы.

Произошло сокращение русских на 3%, а доля в составе населения страны уменьшилась на 2%. Основная причина сокращения - низкая рождаемость и высокая смертность. Второстепенным фактором сокращения служит миграционный отток. В целом же миграция играет позитивную роль, компенсируя падение численности русского населения. Дополнительным источником демографического пополнения является ассимиляция в пользу русского языка и этнической идентичности среди иных групп. В целом речь можно вести о численной стагнации русских с тенденцией к сокращению по причине демографического старения.

Результаты переписи еще раз подтвердили, что Россия является одним из самых многонациональных государств мира.

Национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась в соответствии с Конституцией Российской Федерации самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При переписи было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, написание которых часто отличается друг от друга только из-за языкового диалекта и принятых местных самоназваний этнических групп. При обработке материалов переписи ответы населения о национальной принадлежности были систематизированы примерно в 160 национальностей.

В 2002 г. насчитывалось 23 наиболее многочисленные национальности, численность населения которых превышала 400 тыс. человек, в 1989 г. таких национальностей было 17. В связи с ростом численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, выбыли из-за уменьшения численности населения евреи. Как и в 1989 г., численность семи народов превышает 1 млн. человек, однако в составе этой группы произошли изменения: в межпереписной период в группу вошли чеченцы и армяне, вышли белорусы и мордва.

Итак, согласно данным Госкомстата:

Русское население по-прежнему является наиболее многочисленным (около 116 млн. человек) и составляет почти 80% общей численности населения. По сравнению с 1989 г. его доля во всем населении страны уменьшилась на 1,7 процентных пункта. Это произошло, главным образом, за счет естественной убыли, составившей почти 8 млн. человек, которую не смог компенсировать немногим более трехмиллионный миграционный прирост русских.

Второе место по численности населения в стране, как и при прошлой переписи, занимают татары, численность которых составляет 5,56 млн. человек (почти 4% населения страны).

За счет эмиграции и естественной убыли снизилась за межпереписной период численность евреев (с 0,54 млн. человек до 0,23 млн. человек) и немцев (с 0,84 млн. человек до 0,60 млн. человек).

Главным образом за счет миграционного прироста значительно увеличилась численность армян (с 0,53 млн. человек до 1,13 млн. человек), азербайджанцев(с 0,34 млн. человек до 0,62 млн. человек), таджиков (с 0,04 млн. человек до 0,12 млн. человек), китайцев (с 5 тыс. человек до 35 тыс. человек).

Впервые после переписи населения 1926 г. была получена численность лиц, отнесших себя к кряшенам (около 25 тыс. человек). Также впервые после переписи 1897 г. была получена численность лиц, назвавших себя казаками (около 140 тыс. человек), и ряда малочисленных народов Дагестана.

Из примерно 1,5 млн. человек, у которых не заполнен ответ на вопрос переписного листа о национальной принадлежности, почти две трети – это проживающие в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и Московской области.

Религиозные и культурные традиции

В настоящее время по конституции 1993 года РФ является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Каждому гражданину РФ гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В конституции зафиксирована свобода деятельности общественных организаций, при этом никто не может быть привлечен к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Статья 59, Конституции устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Вообще, каждая религия – форма мироощущения. Подавляющее большинство верующих не разбирается в сложных теологических проблемах, они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают тот вариант религии, который отвечает их психологическому настрою. Существуют этносы – т.е. народы – объединения людей по национальному признаку, а существуют суперэтносы или цивилизации – объединения людей по сходству мироощущений. Например, славяно-православная цивилизация объединяет русских, украинцев, белорусов, сербов; западноевропейская - народы Западной Европы и Северной Америки, имеющие католическую и протестантскую религии, туда входят этнически разные народы, но все они имеют схожую культуру. Можно быть наполовину французом и наполовину арабом, но нельзя быть наполовину христианином и наполовину мусульманином.

Сейчас популярны исторические учения, рассматривающие все явления мировой политики сквозь призму глобальной борьбы цивилизаций. У нас в этом направлении работал Л. Н. Гумилев, на западе сейчас популярны работы Сэмюэла Хантингтона.

С точки зрения Хантингтона, «Мировая политика вступает в новую фазу, в которой основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Великие раздоры в среде человечества будут порождены культурно-историческими различиями. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором в мировой политике». Среди существующих сейчас цивилизаций профессор указывает западно-христианскую, мусульманскую, славяно-православную, индуистскую, конфуцианскую, японскую, африканскую и латиноамериканскую. Самые серьезные и кровопролитные конфликты будут происходить вдоль границ, разделяющих эти цивилизации.

В подтверждение справедливости своих воззрений Хантингтон приводит следующие доводы:

1. Различия между цивилизациями серьезнее и древнее любых других делений человечества. Они связаны с историей, языком, культурой, традициями, и самое главное - с религией.

2. Мир становится более тесным.

3. Быстро меняющиеся социальные и экономические условия порождают мировоззренческий вакуум, который заполняется религиями, причем часто в экстремистских формах. Социологи отмечают, что возврат к религиозным мировоззрениям - одна из серьезных социальных тенденций конца 20 века.

4. Стремление Запада насадить по всей планете свои мировоззренческие идеалы - демократию и либерализм, а также ставка на военное и экономическое превосходство вызывают во всем остальном противодействие, диктуемое просто инстинктом самосохранения.

5. Устойчивость культурных и религиозных различий. Если экономические и политические противоречия могут быть устранены, то русские останутся русскими, а эстонцы эстонцами.

6. Экономическая интеграция отдельных регионов.

Все эти исследования проводятся, конечно, с целью нахождения стратегии сохранения мирового лидерства за западной цивилизацией. Для этого Хантингтон считает необходимым:

- включить в сферу монопольного влияния Запада Восточную Европу и Латинскую Америку;

- в России и Японии поддерживать прозападные группировки;

- всемерно ограничить военное развитие "потенциально враждебных цивилизаций", то есть, видимо, всех остальных;

- проявить умеренность в сокращении западных военных возможностей.

У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.

Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.

Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций.

Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере культуры имея особо важное значение. На сколько этот вопрос практически важен, показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.

Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно отбрасывать предшествующую культуру – на пустом месте создать новую более высокую культуру невозможно.

Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство – творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.

Размещение населения

Население страны размещено по территории неравномерно.

Различия в заселенности России складывались под влиянием взаимосвязанных факторов: природных, исторических, социально-экономических. Гуще заселены районы с благоприятными условиями и территории, освоение которых происходило раньше, в настоящее время население сосредотачивается там, где есть рабочие места, созданы коммуникации и т. д.

Неравномерность размещения населения можно проследить по изменению плотности населения – числу жителей на единицу площади. Внутри страны различия в плотности очень велики. В центральной части европейской России она составляет 61 чел. на 1 км2, на Урале- 25 чел. на 1 км2, в Западной Сибири 6, в Восточной Сибири 2, а на Дальнем Востоке 1 чел. на 1 км2.

По особенностям расселения людей, плотности населения, преобладающим типам населённых пунктов, степени хозяйственного освоения в России различают две зоны расселения людей: основная и зона Севера. Так как территория страны осваивалась и заселялась с запада на восток, то основная зона как раз и вытянута в этом направлении, постепенно сужаясь. Её северная граница проходит по линии Петрозаводск- Киров- Пермь- Красноярск, на юге Астрахань- Красноярск. В этой зоне более благоприятны природные условия, для неё характерна высокая плотность населения, большая часть городов расположена именно здесь.

Севернее расположена северная зона с суровым климатом, низкой плотностью населения, малым числом городов. Но именно здесь сконцентрированы важнейшие природные ресурсы нашей страны.

Внешние и внутренние миграции

Отсутствие собственности и стремление вырваться из бедности (поиск российского Эльдорадо) делает россиян легкоподвижным населением. Разбросанная по бескрайним просторам России родня, служба в армии и учеба в институте, командировки, отдых на море, последствия переселений во время внешних и внутренних войн, движение по карьерной лестнице от родного города или деревни до Москвы, освоение новых земель, стройки века и другие причины обуславливают стиль «походной жизни» и «кочевую ментальность» для большинства россиян. В течение своей жизни россиянин 2 – 3 раза сменит место постоянного проживания, 2 – 3 раза место временного проживания (на срок белее 1 года) и многократно место работы.

В 2000 г. миграционный оборот России с другими странами составил более 0,5 млн. человек (351 тыс. прибывших, 161 тыс. выбывших). В то же время внутрироссийский миграционный оборот составил 0,5 млн. человек. Это означает, что ежегодно в России 1 млн. человек изменяют место проживания. Фактически данная цифра должна быть увеличена вдвое с учетом не зафиксированной органами внутренних дел миграции.

Куда же переезжают россияне? Из стран СНГ наибольший поток мигрантов существует между Россией и Казахстаном (125 тыс. прибыло, 18 тыс. убыло), Украиной (75 тыс. прибыло, 36 тыс. убыло) и Узбекистаном (41 тыс. прибыло, 3 тыс. убыло). Среди остальных стран мира наибольший миграционный обмен у Россиян с Германией (45 тыс. выбыло), Израилем (16 тыс. выбыло), США (10 тыс. выбыло) (2000г.).

Во внутрироссийских миграциях преобладает поток мигрантов с Севера и районов Дальнего Востока в центр и на юг. В этом потоке велика доля пожилых людей, что увеличивает долю пожилого населения Центральной России и обостряет проблему социального обеспечения и естественного прироста населения в центральных областях.

Главной причиной миграции населения является качество жизни. По природным условиям лучшее качество жизни – в Центре и на Юге России. В этих регионах (особенно в крупнейших городах и курортных районах) самый высокий уровень развития сферы услуг, особенно связи, образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Увеличение доли пожилого населения в Центре и на Юге неизбежно вызовет необходимость формирования миграционной политики таким образом, чтобы компенсировать приток пожилого населения  притоком молодого и зрелого населения из внутренних районов страны и из-за рубежа. В этом смысле идеальной категорией населения для миграции в Россию извне является русскоязычное население стран СНГ, для которого характерны дисциплинированность, трудолюбие, почитание родственных связей и жизнь в больших семьях, желание трудиться на земле и которое способно освоить и развивать сельские районы Центральной России.

Главной проблемой внешней миграции остается «утечка умов», достигающая 100тыс. человек в год. Она также может быть компенсирована миграцией русскоязычного населения из стран СНГ, но может быть компенсирована и миграцией из развивающихся стран

В целом, миграции населения России могут быть способом активизации экономического роста в регионах, если будет осуществляться продуманная и сбалансированная миграционная политика.

Урбанизация

Тенденции урбанизации, субурбанизации и рурализации отражают желание людей жить соответственно в городах (урбанизация), пригородных зонах (субурбанизация) и сельских поселениях (рурализация).

Переход от Аграрного общества к Индустриальному сопровождается переездом населения из сел в города. Переход от Индустриального общества к Постиндустриальному сопровождается развитием урбанизированных пространств (прежде всего, пригородных зон крупнейших городов). Наконец, развитие Информационного общества вновь делает привлекательной жизнь в деревне, а точнее в «электронных деревнях», сочетающих благоприятные экологические условия с развитой сетью транспорта и электронных коммуникаций.

В 1914 г. доля городского населения Росси составляла 17%, сельского – 83% (15,7 и 74,2 млн. чел. соответственно). В 1939 г. доля городского населения возросла до 33%, а сельского уменьшилась до 67%, однако общая численность сельского населения практически сохранилась на уровне 1914 г. (72,1 млн. чел.). После этого и численность, и доля сельского населения начинают неуклонно снижаться, достигая минимума в 1991 г., когда численность сельского населения составила 38,8 млн. чел., городского – 109,4 млн. чел., доли сельского и городского населения составили 26% и 74% соответственно. В последующие годы численность сельского населения изменялась в пределах от 39,1 млн. чел. (1992, 2001 гг.) до 40 млн. чел. (1994 -1995 гг.) и достигла 27% к 2001 г., в то время как численность городского населения сократилась со 109, 4 млн. чел. в 1991 г. до 105,6 млн. чел. в 2001 г.

Произошедшая стабилизация численности сельского населения и увеличение его доли в населении России свидетельствуют о том, что сельская местность вновь стала привлекательной для горожан.

Можно выделить несколько групп населения, для которых проживание в селах стало более выгодным, чем проживание в городах. Прежде всего, это люди пенсионного возраста, для которых жизнь в деревне значительно дешевле, чем в городе. Вторая группа – это люди, потерявшие работу на промышленных предприятиях. Третья группа – мигранты из сельскохозяйственных районов СНГ. Четвертая – люди, решившие заняться фермерским хозяйством. Пятая – люди с высокими доходами, стремящиеся переехать из крупных городов в пригородные зоны.

Таким образом существует достаточно много горожан, для которых жизнь в сельской местности более привлекательна, чем жизнь в городах. Ситуация в российских регионах слишком разнообразна, чтобы поставить точный диагноз причин и следствий стабилизации сельского населения России, однако сам процесс сокращения численности и доли городского населения России весьма показателен и может служить как подтверждением прогрессивного процесса субурбанизации, так и регрессивного процесса частичного возврата к Аграрному и даже Примитивному обществу в отдельных районах страны.