Наука и образование в Великобритании

Британские компании сократили свои расходы на проведение НИОКР. По этому показателю Великобритания занимает пятое место среди семи ведущих индустриально-развитых стран. В области высоких технологий британские фирмы опережают японские и немецкие компании, но уступают США и Франции. Данное положение вызвано не только снижением уровня финансирования разработок со стороны самих компаний, но и сокращением поддержки со стороны государства.

Министерство торговли и промышленности и министерство финансов разрабатывают совместную политику увеличения инвестиций в НИОКР и на оптимизацию процесса внедрения результатов исследований во все отрасли экономики страны. Факт участия министерства финансов подчеркивает то внимание, которое уделяет правительство решению данной проблемы. Двумя министерствами осуществляется руководство рабочими группами, занятыми перестройкой процесса организации и финансировании британских НИОКР.

Главный казначей министерства финансов спонсирует группу, возглавляемую директором компании "Бритиш Биотек". Группа изучает финансирование НИОКР в компаниях высоких технологий, и, в частности, финансирование начального этапа разработок. Министерство торговли и промышленности спонсирует группу "Тек-Старз", для преодоления барьеров на пути развития малых и средних фирм в области высоких технологий. Министр науки возглавляет рабочую группу по вопросам изобретательской деятельности и внедрения изобретений в промышленности.

Рабочая группа по вопросам инвестиций возглавляется лордом Холликом и занята изучением сдерживающих факторов на пути инвестирований в НИОКР. В состав всех групп входят представители банковских кругов, совместного капитала и фирм в сферах производства и обслуживания.

В ходе исследований, проведенных данными группами, подготовлены рекомендации по источникам финансирования и путям повышения инвестиций в британские НИОКР по ряду направлений.

Так, для крупных компаний, занятых в сфере высоких технологий, основным источником финансирования НИОКР являются отчисления основных фондов прибыли (retained profits). Для повышения уровня финансирования НИОКР крупные компании должны принимать активное участие в деятельности финансового рынка, на котором участвуют не только британские, но и иностранные инвесторы. В данном случае НИОКР рассматриваются, как долгосрочные инвестиции и прибыль от них должна полностью обеспечивать интересы инвесторов.

С целью улучшения финансирования НИОКР крупные фирмы должны активно сотрудничать с финансовыми институтами страны: доведение до финансовых учреждений специфики НИОКР в области высоких технологий и разъяснение выгоды осуществления в них инвестиций; использование в инвестировании опыта и знаний различных финансовых трастов и фондов; коллективное планирование и управление процессом финансирования НИОКР.

Вопрос финансирования НИОКР в малых и средних фирмах решается путем их финансирования из внешних источников. Решение данной задачи осложняется тем, что в случае, когда расходы на НИОКР в них высоки и сопоставимы с их оборотом и прибылью, такое финансирование от внешних источников поступает неохотно. Финансирование НИОКР банками, осуществляемое в виде займов, неустойчиво работает, в особенности на начальном этапе проведения исследований и разработок. В этом случае предлагается финансирование НИОКР смешанным капиталом. Такие инвестиции в Великобритании выросли со 140 млн. ф.ст. в 1984 году до 2,8 млрд. ф.ст. в 1996 году. Другим источником финансирования НИОКР в малых и средних фирмах являются инвестиции крупных компаний, способных, помимо чисто финансовой помощи, оказывать техническую поддержку путем назначения своих ведущих специалистов на должности в малые фирмы. Роль правительства в вопросе обеспечения инвестиций в малые и средние фирмы должна существенно усилиться.

В бюджете 1998 года министром финансов определен пакет мер с целью усиления притока инвестиций в компании, занятые НИОКР в области высоких технологий. Среди них реформа налогового законодательства, создание единой схемы правительственного финансирования предприятий, организация консультаций по вопросам управления, активизация исследований в университетах и коммерческое использование полученных результатов.

Общенациональная программа поиска перспективных технологий. В 1993 году по инициативе правительства консерваторов было начато выявление перспективных технологических направлений.

Пришедшее в 1997 году к власти правительство лейбористов подтвердило свою приверженность реализации данной программы и продолжило ее финансирование. Был проведен аудит выполнения мероприятий программы, общее руководство которой осуществляет Управление науки и технологий министерства торговли и промышленности.

Разработаны и проводятся в жизнь научно-технические программы, направленные на решение насущных проблем промышленности и общества, к числу которых относятся: создание перспективного транспортного средства будущего; снижение уровня загрязненности крупных городов страны; создание перспективных материалов для промышленности; генетический и экологический баланс здоровья человека; интегрированный подход к проблемам старения.

На основе выявления перспективных технологий были созданы ряд институтов и научных центров: Институт прикладного катализа; Исследовательский финансовый клуб для оптимизации процессов управления в финансовой сфере; Национальный институт микроэлектроники для внедрения современных технологий во все отрасли промышленности.

Экспертами правительства разработаны рекомендации по оптимизации процесса управления деятельностью малого и среднего бизнеса. В рамках сети Интернет создан веб-сайт для защиты прав национальных потребителей и обеспечения здоровой конкурентной борьбы в сфере бизнеса.

Эдинбургский фестиваль науки. С 4 по 19 апреля 1998 года в Эдинбурге (Шотландия) прошел 10-ый ежегодный международный фестиваль науки. Главная тема - наука как основная движущая сила в развитии европейской культуры и общества, (фестиваль проводился в период председательствования Великобритании в ЕС).

Ученые стали основной движущей силой в развитии в рамках фестиваля взаимосвязи между наукой и обществом. За десять лет фестивальные мероприятия, которые включают шоу на специально созданных экспозициях, тематические семинары, выставки, "круглые столы" с участием в качестве известных ученых, посетили более одного миллиона человек. В 1997 году фестиваль посетило 175 тысяч человек. При этом 85% посетителей не связаны с научными исследованиями. Организаторы активно привлекают к участию школьников.

Традиционно на фестивале рассматривается ряд тем, связанных с прогрессом в развитии науки и технологий. В 1998 году были выбраны следующие темы: продукты питания; новые технологии; проблемы "активной старости"; инфекционные заболевания; изучение Вселенной; вода и водные ресурсы. Также были проведены конкурсы научно-популярных книг и научных фильмов.

Для подготовки и проведения фестиваля образован постоянно действующий оргкомитет в составе восьми человек. Общий объем средств на проведение фестиваля составляет около 500 тыс. ф.ст. Из них 125 тыс. составляют поступления от продажи входных билетов. Остальные средства поступают от спонсоров, среди которых Банк Шотландии, компании British Telephone, Glaxo Wellcome, Microsoft, Tesco, министерство по делам Шотландии, Эдинбургский университет.

Военные НИОКР. Британским минобороны ведется подготовка пакета предложений по реформированию военных НИОКР в стране.

Необходимость изменений организации военных исследований вызвана тремя основными факторами: уменьшение бюджетных ассигнований на оборонные НИОКР в рамках сокращения военного бюджета в целом; недостаточная отдача от использования военно-технологических разработок в гражданской сфере; усиление тенденции, когда коммерчески доступные технологии (особенно в сфере обработки и передачи информации) по своему уровню выше и дешевле военных аналогов.

Реорганизация и структурные изменения затронут британское Агентство по оценке и исследованиям в области обороны. Штат DERA составляет 12,5 тысяч человек, годовой оборот - 1050 млн. ф. ст. Непосредственно на военные НИОКР в бюджете минобороны предусмотрена только половина указанной суммы. Остальная часть средств поступает за счет оказания Агентством сервисных услуг подразделениям военного ведомства, в основном проверки оборудования и техники. С целью привлечения дополнительного финансирования из промышленности прорабатывается возможность создания СП между частными оборонными фирмами и лабораториями DERA.

Предполагается, что DERA должна значительно усилить свою роль и влияние на процесс передачи результатов военных НИОКР в гражданский сектор. Эксперты в первую очередь выделяют такие направления, как разработка волоконно-оптических технологий и производство жидкокристаллических дисплеев. Планируется создать внутри DERA специальное агентство по передаче технологий которое будет отвечать за практическое использования технологий двойного назначения в гражданской сфере. DERA начнет формирование обобщенной базы знаний существующих технологий и изобретений, в которую составной частью должны войти коммерческие технологии.

В Министерстве обороны создаются рабочие группы из сотрудников военного ведомства и представителей промышленности. В обязанности таких смешанных рабочих групп будет входить осуществление руководства конкретными проектами по разработке и созданию новых образцов военной техники, а также обеспечение их своевременной поставки на вооружение. Более широкое использование принципов современного менеджмента позволит разрешить ряд проблем, связанных с увеличением первоначальной стоимости образцов и временными задержками в процессе их разработки и поставки на вооружение. К настоящему времени разработка 22 проектов по созданию новых образцов военной техники затянулась в среднем на 3 года от первоначального срока и стоимостные затраты более половины из них значительно превысили первоначально выделявшиеся на разработку суммы.

Реформа коснется всех стадий процесса военных НИОКР: от концепции нового образца до его эксплуатации. Так, на замену имевшей ранее место жесткой регуляции действий фирмы-поставщика со стороны МО придет новая практика, когда фирме-исполнителю контракта указывается лишь конечные технические требования к продукции, а методы и средства для выполнения технического задания фирма изыскивает самостоятельно. Для выполнения высоких технических требований, предъявляемых к выпуску продукции оборонного характера, частным фирмам-подрядчикам придется обращаться в НИИ МО, обладающим наработками в области высоких технологий, одним из которых является DERA. Таким образом, будет происходить взаимовыгодный обмен опытом и технологиями между промышленностью и Министерством обороны, что, в конечном итоге, приведет к повышению общего научно-технического потенциала британской промышленности.

Великобритания занимает второе место в мире (после США) по экспорту вооружений. Основными покупателями британского оружия являются Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Индонезия, Малайзия, Кувейт.

Обзор военной политики. В Великобритании приближается к завершению обзор военной политики (ОВП), объявленный лейбористами вскоре после прихода к власти. В основу концепции новой военной стратегии положен тезис о "малой вероятности для Великобритании ведения крупных военных операций в одиночку". Исходя из этого, Лондон не намерен разрабатывать собственные высокозатратные оборонные проекты, такие как создание аппаратов космической разведки или систем противоракетной обороны, а будет полагаться в этом на поддержку своего ближайшего союзника - США.

Лейбористы подтвердили свою приверженность стратегии сдерживания с опорой на собственные ядерные силы - баллистические ракеты "Трайдент" морского базирования. Вместе с тем обсуждаются возможности ограничения общего количества ядерных боеголовок на каждой из 4-х стратегических подводных лодок.

Идет переоценка роли танков и тяжелых артиллерийских комплексов. Англичане полагают, что в ближайшем будущем их боевые функции во многом смогут взять на себя ударные вертолеты и ракеты класса "воздух-земля". В связи с этим ожидаются значительные сокращения бронетехники и тяжелой артиллерии. Существенные запасы этих вооружений находятся в распоряжении британского контингента, в Германии. Его численный состав будет сокращен на треть, а по танкам - наполовину. Высвобождаемая бронетехника будет размещена на военных базах вблизи британских портов в состоянии готовности к быстрой переброске в районы возможных конфликтов.

В ходе ОВП обсуждался и вариант полного вывода британских подразделений из Германии. Однако в Лондоне пришли к выводу, что такой шаг, во-первых, ослабил бы роль Великобритании в НАТО, а во-вторых, усилил бы позиции сторонников вывода и американских войск из Европы (что для англичан неприемлемо).

Как ожидается, численность регулярной британской армии возрастет на 2-3 тысячи человек. Серьезным сокращениям (с 57 тыс. до 40 тыс. человек) подвергнется лишь так называемая территориальная армия (резервисты). Высвободившиеся от этого финансовые ресурсы будут направлены на закупки новых видов вооружений и техники, повышающих эффективность и мобильность британской армии в ходе возможных операций по поддержанию мира и ликвидации локальных военных конфликтов. Так, ВМС примут на вооружение два новых авианесущих крейсера и несколько транспортных кораблей, способных быстро доставлять солдат и военную технику в "горячие точки". ВМС получат новые транспортные самолеты для тех же целей. Военный бюджет Великобритании будет сохранен на прежнем уровне - около 22 млрд. ф. ст. в год.

Школа

Закон об образовании, принятый британским парламентом в 1996 г. устанавливает обязательное обучение в школе всех детей в возрасте от 5 до 16 лет включительно. На родителей возлагается ответственность за получение их детьми должного образования. Государство гарантирует бесплатное обучение и обеспечение всех детей школьными местами. Через местные органы народного образования, которыми являются в графствах - советы графств, в районах, не являющимися графствами - районные советы; в Лондоне правами местного органа народного образования наделен муниципалитет соответствующего района города. На местные органы народного образования возлагается контроль за исполнением родителями обязанности по обеспечению получения их детьми образования.

Все дети, достигшие пятилетнего возраста, должны быть зачислены в школу и приступить к учебе со следующей четверти, которая начинается после их дня рождения. На практике подавляющее большинство детей приступает к учебе до достижении установленного законом возраста. Это объясняется стремлением родителей не допустить отставания ребенка по школьной программе от своих сверстников, приступивших к занятиям с началом учебного года.

В случае отсутствия возможности зачисления детей 5-7 лет и 8-16 лет в школу, находящуюся в пределах досягаемости пешком (3,5 км для детей первой возрастной группы и 5 км для второй возрастной группы), местные органы образования обязаны обеспечить транспортную доставку школьников. В других случаях, если школа находится вне пределов пешей ходьбы, школьникам оплачивается проезд городским транспортом от дома до школы и обратно.

Закон требует от местных органов народного образования обеспечения получения начального и среднего образования в раздельных школах. В ряде случаев допускается совместное функционирование начальной и средней школы с обязательным размещением их в отдельных зданиях. На них также возлагается обязанность обеспечить необходимое число школьных мест в учебных заведениях интернатного типа.

93% учащихся школ получают образование в учебных заведениях за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, а также местными органами самоуправления. Наряду с государственными школами в Великобритании традиционно действует довольно широко разветвленная сеть т.н. независимых (частных) школ.

Существует госпрограмма материальной поддержки детей из малоимущих семей, а также ряд благотворительных программ, направленных на предоставление этой категории учащихся возможности обучения в независимых школах. Речь идет об обучении детей, которым местные органы образования не могут, с учетом их особенностей и потребностей, обеспечить получение необходимого образования: музыкально одаренных школьников, детей, решивших посвятить себя балету или овладению редкими иностранными языками и т.п.

В государственных начальных школах ведется совместное обучение мальчиков и девочек. В системе среднего образования число смешанных школ составляет около 80% от общего числа государственных школ. Большинство независимых начальных школ также проводит совместное общение. Однако среди независимых школ, дающих среднее образование, превалируют раздельные школы для мальчиков и девочек.

В системе начального и среднего образования можно выделить три основных типа государственных школ, полностью или частично финансируемых за счет центрального и местного бюджетов:

государственные школы графства (в Лондоне - муниципальные школы), территория и здания этих учебных заведений принадлежат соответственно графству или муниципалитету, а их финансирование осуществляется из средств местных органов народного образования, т.е. за счет средств, выделяемых централизованно из госбюджета, дополненных дотациями из бюджетов местных органов самоуправления;

добровольные школы, учрежденные религиозными общинами и взятые под покровительство государства. Первый тип таких школ, основанный одной из двух государственных церквей Великобритании, полностью финансируется местными органами образования. Два других типа школ также в основном финансируются из централизованных источников, однако, попечители школы в лице соответствующей религиозной общины должны обеспечить свое долевое участие в их финансировании в размере не менее 15% от необходимых средств. Им предоставлена автономия в том, что касается определения порядка набора учащихся, найма преподавательского и вспомогательного персонала и организации религиозного обучения;

государственные школы прямого подчинения были созданы по решению правительства консерваторов в 1989 году в целях повышения эффективности использования централизованного бюджетного финансирования и улучшения уровня преподавания. Данный тип школы является самостоятельным бюджетополучателем и имеет прямую подчиненность непосредственно Министерству образования и занятости.

Согласно подлежащим ежегодной публикации сведениям об успеваемости учащихся школ всех типов, учащиеся школ прямого подчинения имеют более высокую успеваемость. Отчасти такое положение объясняется тем, что реально бюджет этих школ больше бюджетов аналогичных учебных заведений других типов на 15-30%.

В основе получения среднего образования лежит обязательная общенациональная школьная программа. Министерством образования определен рекомендованный уровень знаний, которыми должен обладать учащийся по завершении каждого из четырех учебных циклов школы. Тестирование на уровень полученных знаний в британских школах проводится по достижении учащимися возраста 7, 11 и 14 лет, и совпадает по времени с окончанием обучения по программе соответствующей ступени. Тестирование проводится каждой школой самостоятельно, с правом контроля результатов независимой организацией инспектирования школ (OFSTED), работу которой координирует главный инспектор школ, назначаемый указом королевы. Итоги тестирования по возрастным группам подлежат доведению до сведения родителей и должны быть опубликованы в прессе, а также в специально издаваемых ежегодных справочниках "Какую школу выбрать?"

Последняя версия общенациональной программы среднего образования января 1995 года останется в силе и в начале третьего тысячелетия. Полученные учащимися знания с I по III ступень обучения оцениваются по восьмибалльной системе уровня знаний.

Экзамены на Единый сертификат о среднем образовании (GCSE), как правило, сдаются учащимися по завершении обучения в 10-11 классах, т.е. по освоении программы четвертой, последней, ступени средней школы в возрасте 16 лет. В определенной степени аттестат GCSE можно считать эквивалентом российского свидетельства о неполном среднем образовании.

Желающие продолжить среднее образование могут быть зачислены на два последующих года в классы для получения продвинутого среднего образования или поступить в т.н. колледж шестого класса для прохождения курса и сдачи экзамена на Единый сертификат о получении продвинутого среднего образования по избранным предметам (GCE-A). Местные органы народного образования согласно закону обеспечивают желающих продолжить учебу доступом к бесплатному обучению, либо непосредственно в школе, либо в системе внешкольных учебных заведений, по программе продвинутого среднего образования очной и заочной форм обучения.

Получение сертификата GCE-A может считаться равнозначным получению российского аттестата о полном среднем образовании и открывает для его обладателей возможность получения высшего образования. Обучение включает в себя две составляющие: двухгодичный курс по избранному предмету и итоговую письменную экзаменационную работу на GCE-A. Число предметов, которые может изучать школьник или учащийся колледжа, практически не ограничено, однако их не должно быть меньше трех, причем эти три предмета выбираются учащимися так, чтобы они совпадали с профилирующими предметами вуза, в котором данный школьник или учащийся колледжа планирует в дальнейшем получить высшее образование.

Экзаменационные работы соискателей на получение единых сертификатов направляются на оценку в независимые экзаменационные комиссии. Указанные комиссии создаются, как правило, исходя из географического принципа. В крупных городах, таких как Лондон, Бирмингем, Манчестер и т.д. комиссии могут создаваться также с учетом различий в учебных программах школ. В отличие от программы средней школы, продвинутые курсы среднего образования могут настолько отличаться друг от друга по целому ряду предметов, что из-за этого затруднен, в случае необходимости, перевод учащихся этой возрастной группы из одной школы в другую. Оценка знаний выпускников средней школы, прошедших курс продвинутого среднего образования, осуществляется по шкале оценок от А до G по латинскому алфавиту.

Большинство независимых школ также предоставляют своим выпускникам возможность продолжить среднее образование с последующей сдачей экзаменов на получение сертификата о продвинутом среднем образовании. Оценка полученных знаний проводится в том же порядке, что и оценка знаний выпускников государственных школ. Желающие могут продолжить образование также в частных колледжах, ведущих подготовку к сдаче экзаменов на сертификат GCE-A с одновременной подготовкой своих учащихся по основам избранной профессии.

Учащиеся средних школ, решившие продолжить свое образование в вузе, должны направить заявление-анкету с указанием заведения, в котором они хотели бы обучаться, в Службу организации приема в университеты и колледжи в г. Челтенхеме (UCAS). В анкете-заявлении администрацией школы по результатам "тренировочных экзаменов" даются предполагаемые результаты, которые выпускник должен показать при сдаче экзаменов на сертификат GCE-A. Полученные заявления анкеты регистрируются и затем направляются непосредственно в соответствующие учебные заведения.

Упомянутые заявления анкеты должны быть поданы в UCAS до 15 декабря года, предшествующего учебному году, когда должны начаться экзамены. Лица, желающие обучаться в Оксфорде и Кембридже, наряду с направлением заявлений анкет в UCAS, должны направить копию и непосредственно в приемную комиссию избранного университета. В соответствии с законом вузы Великобритании обладают правом самостоятельно определять критерии отбора абитуриентов.

Закон не содержит каких-либо ограничений по числу заявок, которые выпускник школы вправе направить в различные вузы. Чем известнее и авторитетнее высшее учебное заведение, тем выше предъявляемые им требования. Обладатели сертификатов GCE-A с оценками от А до G имеют достаточно высокие шансы быть зачисленными в высшее учебное заведение. Теоретически же студентом может стать и учащийся, получивший на экзаменах GCE-A все оценки "G".

В целях содействия получению высшего образования представителями национальных меньшинств, учащимся школ из многодетных семей и другим категориям школьников, не сумевшим на момент окончания курса среднего продвинутого образования получить оценки, достаточные для поступления в вуз, правительство финансирует систему подготовительных курсов (в общем по стране их число составляет порядка 600). В ходе обучения, которое продолжается от года до двух и может быть очным и заочным, слушатели курсов повторно проходят курсы по выбранным ими профилирующим дисциплинам и сдают соответствующие квалификационные экзамены. Важное место в выравнивании уровня знаний принадлежит здесь и частному сектору, который предоставляет возможность ускоренной подготовки и сдачи экзаменов по одному или ряду предметов. Как и в случае с выпускниками средних школ, экзаменационные работы выпускников упомянутых курсов направляются для оценки в независимые экзаменационные комиссии.

Выпускники британских школ при поступлении в вуз не сдают вступительных экзаменов. Первичный отбор студентов осуществляется на основе конкурса сертификатов о получении продвинутого среднего образования с последующим, в случае необходимости, проведением личного собеседования членов приемной комиссии вуза с заявителем.

Перспективная программа развития системы образования выдвигает необходимость доведения к 2000 году числа юношей и девушек, получающих высшее образование до соотношения один к трем от обшей численности молодежи против один к восьми в середине семидесятых годов. На сегодня данная цель практически реализована.

Финансирование системы государственного школьного образования. Заложенные в госбюджете средства на школу доводятся до местных органов народного образования как бы по двум каналам. Одна часть входит в бюджет, определяемый для Министерства транспорта, регионов и окружающей среды. По линии этого министерства осуществляется финансирование местных органов самоуправления (составной частью которых являются и местные органы народного образования): плата преподавателям, эксплуатация школьных зданий и территорий, школьное питание, приобретение учебников и т.п., порядка 80% наполняемости бюджетов местных органов народного образования. Другая часть средств направляется по линии Министерства образования и занятости в бюджет местных органов народного образования на капитальный ремонт школьных зданий, новое школьное строительство и т.д.

Школы получили право по своему усмотрению решать вопросы, такие как численность преподавательского состава и вспомогательного персонала, включая прием на работу и увольнение и др. Право распоряжения средствами находится в компетенции советов школ, в состав которых входят представители педагогического коллектива, родителей, местных общественных организаций, и соответствующих религиозных общин, когда речь идет о добровольных школах. В советах школ представлены и местные коммерческие структуры. На совет школы возложена обязанность ведения учета поступления и расходования всех, получаемых из различных источников средств, включая дополнительно привлеченные внебюджетные средства.

В основе подготовки местными органами народного образования обоснований на запрашиваемые ассигнования из государственного и местного бюджетов, лежит учет числа и возраста школьников, возможные расходы на возмещение школой транспортных расходов школьникам, несение дополнительных расходов теми школами, в которых значительно число школьников, для которых английский язык не является родным, и т.п.

Школы, в которых отмечается значительный отток учащихся в связи с тем, что последними отдано предпочтение другим учебным заведениям, оказываются в сложном финансовом положении. Выход из такой ситуации единственный - повышение уровня обучения с тем, чтобы вернуть школе прежнее доверие и уважение. Руководители народного образования рассматривают это как реализацию на практике принципа "деньги следуют за учащимися".

Министерство образования и занятости ежегодно выпускает в свет обновленную версию справочника для членов школьных советов "Введение в закон", дающего толкование законов на общедоступном уровне. Учитывая различия в правах школ графств и муниципалитетов и добровольных школ, упомянутый справочник выпускается, соответственно, в двух редакциях. Справочник распространяется бесплатно и должен иметься у каждого члена совета школы.

Закон запрещает взимание платы за обучение в госшколах. Вместе с тем им предоставлено право привлечения дополнительных средств (в денежной и иной форме) за счет добровольных пожертвований со стороны родителей и других граждан.

В законе предусматривается обязанность школьных советов (администрации) обеспечить соблюдение принципа добровольности таких пожертвований, и декларируется недопустимость ущемления интересов детей, чьи родители по той или иной причине не сделали соответствующего пожертвования. Учащийся не может быть отстранен от участия в таком мероприятии на том основании, что его родители не смогли или не захотели внести необходимые денежные средства. Использование советом школы бюджетных средств на полную или частичную оплату внешкольных мероприятий не допускается.

Наряду с практикой сбора добровольных пожертвований с родителей учащихся, в британских школах широкое распространение имеет привлечение пожертвований (в денежной или иной форме) со стороны коммерческих структур, а также сдача в аренду школьных помещений и территории (открытые спортивные площадки и т.п.) в аренду местным организациям. Широкое распространение получила и такая форма привлечения дополнительных средств, как распродажи поделок школьников и вещей, безвозмездно переданных родителями и коммерческими организациями для проведения "школьных базаров".

Имеет довольно широкое распространение использование во внеклассное время школьных помещений на условиях аренды различными образовательным организациями - лингвистическими школами, разнообразными курсами профессиональной подготовки, спортивными клубами, организациями. В тех случаях, когда помещения школ арендуются образовательными некоммерческими или общественными организациями, школы, как правило, освобождаются от уплаты налога с получаемой прибыли. В остальных случаях закон приравнивает учебные заведения, сдающие свои помещения и территорию в аренду сторонним организациям, к арендодателям.

В целях привлечения бизнеса и поощрения отдельных граждан, предприятий, компаний и фирм к оказанию финансовой поддержки школе, закон предусматривает освобождение из-под налогообложения денежных пожертвований и подарков школам, сделанных этим категориям спонсоров. Например, не подлежат налогообложению безвозмездно переданные учебным заведениям оборудование и денежные средства. Министерством образования и занятости выпущена специальная брошюра "Поддержи школу", ориентированная на потенциальных спонсоров, в которой детально рассматриваются возможные формы спонсорской поддержки школ и те льготы, которые государство предоставляет в этом случае спонсорам.

О шотландской Ассоциации частных школ. Ее руководящим органом является совет, в который входят педагоги, избранные от школ, входящих в Ассоциацию. Повседневная работа Ассоциации организуется штатом в 5 человек. Бюджет составляется из взносов школ, из расчета 5 ф. ст. в год за каждого обучающегося ученика.

Всего в Ассоциацию входят 80 частных школ, что составляет 90% от общего количества этой категории школ Шотландии. В частных школах, входящих в Ассоциацию, обучается 31 тыс. учеников, в них работают свыше 3 тыс. учителей. Все входящие в Ассоциацию школы имеют регистрацию Департамента образования Министерства по делам Шотландии и подлежат его инспекции.

Ассоциация оказывает следующие виды помощи школам: выработка рекомендаций консультативными группами; предоставление информации о новейших достижениях в образовательном процессе; повышение квалификации учителей и технического состава школ.

Школы-члены Ассоциации предлагают родителям широкий выбор оказываемых услуг их детям. Имеются школы с обеспечением школьников жильем, питанием и необходимыми учебными материалами или только с дневным пребыванием с последующим проживанием ребенка в семье.

Учителя допускаются к преподаванию после прохождения регистрации в Шотландском совете учителей. Большинство школ строго следуют требованиям сложившейся экзаменационной системы, критерии которой определяются государственными учреждениями. Ассоциация ежегодно обобщает предложения администраций школ по совершенствованию учебного процесса и представляет их в Министерство по делам Шотландии.

Ассоциация оказывает консультативную помощь родителям в определении ребенка в школу, в выборе приемлемого для него режима пребывания в школе, перечня предоставляемых услуг. В частных школах круглосуточное содержание ребенка, включая стоимость учебных занятий, обходится родителям до 12-14 тыс. ф. ст. за учебный год (19-22 тыс. долл.).

Инвалиды. В Великобритании существует несколько десятков специализированных организаций и ассоциаций для различных групп инвалидов. Это ассоциации слепых и глухонемых, Дома для инвалидов с сильными увечьями, организации для военных инвалидов, пенсионеров, женщин, молодых людей старше 16 лет и т.д. Существуют также различные службы и учреждения по обслуживанию инвалидов.

Политика правительства в отношении их работы построена в нескольких плоскостях: законодательное оформление, финансовая поддержка, координация на национальном и местном уровнях, содействие в международных контактах и т.д.

Финансирование деятельности организаций осуществляется в форме предоставления грантов или выделения безвозмездных ссуд со стороны центрального правительства и местных органов власти, а также за счет поступлений денежных средств от ведения самостоятельной хозяйственной деятельности и сбора добровольных пожертвований. Существуют также отдельные группы инвалидов, строящие свою деятельность без поддержки государственных органов с исключительной опорой на собственные средства. Организации инвалидов являются некоммерческими организациями, что обеспечивает им возможность получения значительных финансовых и таможенных льгот при осуществлении административно-хозяйственной деятельности. Важную роль в их деятельности играет институт патронирования.

Одной из крупных организаций является Королевский Фонд инвалидов. Его патроном является Королева. Фонд специализируется на работе с людьми с сильными увечьями. Имеет отделения по всей стране. При Фонде существует колледж и бесплатные курсы по переобучению и профессиональной переподготовке. Фонд располагает солидной медицинской базой, а также своими домами отдыха. Королевский фонд инвалидов тесно сотрудничает с государственными департаментами, местными властями, добровольными организациями.

Британский Совет организаций инвалидов объединяет национальные, региональные, местные организации инвалидов, является важным информационным центром, где проводятся дискуссии, обсуждаются законодательные проекты, поддерживаются связи между новыми и уже существующими группами инвалидов. Здесь же инвалиды могут получить самую разнообразную информацию, квалифицированную помощь юристов, медиков.

Важным направлением деятельности ассоциации "Помощь вооруженным силам" является организация работы на добровольных началах. 7,5 тысяч человек в 100 отделениях Ассоциации участвуют в этой деятельности. Они посещают больных и престарелых в госпиталях и на дому, организуют акции пожертвования. Патронируют Ассоциацию Королева и Королева-мать. Президентом является принц Майкл Кентский. На правительственном уровне работу Ассоциации координирует министерство обороны.

Работа Королевского Британского Легиона строится на следующих направлениях: финансовая поддержка и помощь в психологической адаптации увольняемых в запас или отставку; использование опыта военнослужащих-отставников применительно к гражданской жизни, их переподготовка и переобучение. Программы бесплатных курсов включают в себя подготовку по основам менеджмента и бизнеса, работе с компьютерной техникой, строительному и плотницкому ремеслу, работе в детских дошкольных учреждениях, оказанию социальной помощи на дому. В структуре имеется подразделение, которое оказывает действенную помощь желающим открыть свое собственное дело: возможно предоставление безвозмездной ссуды в размере 2.500 ф.ст. Легион владеет жилыми домами для ветеранов, состоящих из 2-3-комнатных квартир, оказывает посильную материальную помощь, выплачивает стипендии, содействует в организации санаторного лечения тяжелобольным.

Ветеринария

Правительство начало предпринимать меры по предотвращению распространения губчатой энцефалопатии (BSE), заболевания животных, получившего название "коровье бешенство", сразу после получения зарегистрированных случаев в 1987 году. Под эгидой минсельхоза был образован консультативный комитет по BSE, который отвечает за проведение исследовательских работ и готовит рекомендации правительству.

В марте 1996 года, после того, как был обнаружен новый вариант заболевания, известного под названием "Синдром Крейнцфельда-Якоба" (nv CJD) и зафиксировано 23 случая, правительство инициировало изучение возможностей передачи заболевания губчатой энцефалопатией человеку. В комитет по координации вошли представители минсельхоза, минздрава, исследовательских советов по биотехнологии и медицине, агентства по защите окружающей среды и ряда страховых компаний. Исследования подтвердили предположение о взаимосвязи заболевания животных губчатой энцефалопатией с возникновением нового варианта болезни "Крейнцфельда-Якоба" у людей.

Минсельхозом на исследования BSE только в текущем финансовом году было потрачено 12 млн.ф. ст. С учетом финансирования работ другими ведомствами к началу следующего финансового года госрасходы на исследования BSE, составят 84 млн.ф. ст. Общее количество инфицированных коров с момента регистрации первого случая заболевания оценивается в 1 млн. голов. Наибольшее число зарегистрированных заболеваний пришлось на 1992 год; пик распространения болезни среди животных пришелся на 1988-89 годы, т.к. клинические симптомы заболевания проявляются у животных, начиная с возраста 30 месяцев. Наблюдается резкое снижение количества зафиксированных заболеваний. Предполагается, что к своему минимальному уровню этот показатель подойдет к 2001 году.

Введен запрет на продажу в стране говядины животных старше 6 месяцев (как для местных, так и зарубежных поставщиков). Усилен контроль специальной службой по качеству мясной продукции за исполнением установленных ограничений с целью исключения заражения людей. Особое внимание обращено на выявление случаев инфицирования людей. Предусматривается проведение в масштабах всей страны обязательного, на анонимной основе, исследования удаленных хирургическим путем внутренних человеческих органов (в основном гланд) и мозговой ткани жертв автомобильных катастроф.