Национальный вопрос в современном Китае
Прежде чем подробно рассмотреть конкретное практическое содержание и особенности национального вопроса, в качестве вступления необходимо привести некоторые теоретические аспекты. Анализируя различную литературу по данной теме, нельзя не сказать о методологии китайской национальной политики. В основе многих исследований по новой истории Китая лежит концепция «единого многонационального Китая», или концепция «единой китайской нации», разработанная китайскими учёными в 70-х и конкретизированная в 80-х годах. В этой концепции чётко прослеживаются две тенденции. Первая – это стремление построить научную модель формирования нынешнего «единого многонационального Китая», признающая, что современный Китай образовался в результате длинного и сложного процесса исторического развития. Из этого вытекает вывод об эволюции границ Китая на протяжении его истории, осознание становления государства как длительного и противоречивого исторического процесса. Вторая тенденция, которая преобладала в 70-е – начале 80-х годов, но постепенно преодолевается и изменяется китайскими историками с конца 90-х, исходит из ложных представлений, что Китай всегда, с глубокой древности, существовал и развивался как единое многонациональное государство.
В рамках данной концепции отрицается эволюция границ страны, территории обитания любого народа, связанного с ханьцами, воспринимаются как территории Китая. Этот подход также повлиял на освещение целого ряда исторических вопросов, происходила переоценка многих общественных явлений, давалась завышенная оценка роли отдельных личностей в истории, несмотря на явные факты угнетения, ассимиляция малых народов изображалась благом, явно преувеличивалась роль Китая в мировой истории. То есть изображение исторических событий во многом подчинено сиюминутным задачам внешнеполитического, либо внутриполитического курса. При исследовании истории национальностей, проживающих по обе стороны границ Китая с соседними государствами – таджиков, уйгуров, монголов, ороченов, джунгар, казахов, киргизов и других, подчёркивается, что эти народы в прошлом полностью находились под властью либо в сфере влияния китайского императора, а территории их проживания оказались впоследствии утраченными для Китая.
Такие географические районы как бассейн реки Амур, о. Сахалин, территории к югу и к востоку от озера Балхаш, Памир, юг Казахстана и многие другие рассматриваются как насильственно отторгнутые от Китая. Данная концепция направлена на подъём национального самосознания китайцев, чтобы сделать популярной идею единства, укрепления и возрождения страны. Такой подход признаёт за всеми народами, проживающими на территории КНР, статус нации, но одновременно в понятие китайская нация включаются все этнические группы, несмотря на различия в языках, культурах и психическом складе. Их роль в истории Китая сводится до минимума, они лишь внесли свой вклад в процесс становления и формирования единого и многонационального китайского государства. Поэтому за меньшинствами не признаётся право на национальное самоопределение, критикуется и отрицается принцип федеративного государственного устройства, а единственно возможным и наилучшим вариантом для развития Китая является организация национально-государственного строительства на принципе районно-национальной автономии, о которой подробно будет сказано далее.
Структура и национальные особенности современного Китайского общества
Известно, что развитие Китая насчитывает более 3500 лет. Это государство имеет богатую историю, Китайская цивилизация является одной из древнейших культур мира. Кроме того, современный Китай – крупнейшее полиэтническое государство. Поэтому неудивительно, что китайское общество отличается высокой неоднородностью, национальным и культурным разнообразием. Включая этнических китайцев – ханьцев – в Китае официально различается 56 национальностей. Они говорят на различных языках и диалектах, исповедуют практически все мировые религии, имеют различные культуры и традиции.
Площадь территории Китая составляет 9,6 млн. км². При этом, согласно последним официальным данным Государственного Управления Статистики КНР за 2007 год население Китая составляет 1/5 населения планеты, или 1,329,349,388 человек. Соответственно плотность населения составляет 137.0 человек на км2, это сравнительно немного и не превышает плотность населения большинства европейских стран. Но необходимо учесть тот факт, что рельеф и климат Китая очень разнообразны, поэтому часть территории практически не заселена (прежде всего, горные и пустынные земли), и реальная плотность населения гораздо выше. Уровень городского населения составляет 42.3%, или 562,000,000 человек; сельского – 57.7%, или 767,000,000 человек. Больше половины населения живёт в деревне, это огромное количество человек. Доля национальных меньшинств, живущих в деревне, ещё выше – это практически 80% от их общей численности. Важно также обратить внимание на половозрастную структуру населения: 0-14 лет – 20.4% (муж. 143,527,634 человек / жен. 126,607,344человек); 15-64 лет: 71.7% (муж. 487,079,770 человек /жен. 460,596,384 человек); от 65 лет и старше: 7.9% (муж. 49,683,856 человек /жен. 54,356,900 человек). В целом мужчин больше, чем женщин – 51,53% к 48,47%.
Тенденции на ближайшие десятилетия крайне негативные, так как темпы старения населения в Китае ускоряются. Трудоспособному населению, молодёжи, скоро будет трудно обеспечивать налогами существующее количество пожилого нетрудоспособного населения. Для китайской экономики это серьёзная угроза. Хотя миграции населения, возможно, помогут смягчить проявления демографического спада, ставшего результатом политики ограничения рождаемости. Также, из-за жёсткого курса на ограничение рождаемости, растёт уровень дисбаланса полов. Мужчин становится больше. Уровень прироста населения в 2007 году официально составил 0.606%. При этом население этнических меньшинств имеет уровень прироста почти в семь раз выше, чем ханьцы. В целом доля неханьского населения составляла 6.2% в 1953г., 8.04% в 1990г., 8.41% в 2000г. и 9.44% в 2005г. Сегодня ханьцы составляют около 91.9% всего населения страны. Хотя доля национальных меньшинств в национальной структуре населения сравнительно небольшая, но в численном выражении это примерно 107,677,300 человек, больше, чем численность населения самых многонаселенных европейских государств.
Наиболее многочисленные национальные меньшинства это – чжуаны (их численность 16 миллионов или 1.30% населения), манчху (10 миллионов или 0.86%), хуэй (9 млн., 0.79%), мяо (8 млн., 0.72%), уйгуры (7 млн., 0.68%), народность и (7 млн., 0.65%), тхуцзя (5.75 млн., 0.62%), монголы (5 млн., 0.47%), тибетцы (5 млн., 0.44%), буи (3 млн., 0.26%), и корейцы (2 млн., 0.15%). Национальный состав населения отличается чрезвычайным разнообразием. Представлены 6 языковых семей: сино-тибетская – ханьцы, тибетцы, лаху, наси, и д.р.; алтайская – уйгуры, монголы, казахи, маньчжуры, и др.; тайская – чжуаны, буи; австроазиатская – мяо, яо, булан; корейская – корейцы; индоевропейская – русские, таджики. Китайский язык также имеет множество диалектов. Собственную письменность имеют далеко не все народы, некоторые до сих пор находятся на таком низком уровне развития, что не имеют совсем никакой.
Важную роль в формировании межэтнических взаимоотношений играет фактор религии. По религиозному вероисповеданию большинство населения – буддисты. Часто люди одной национальности могут быть носителями различных религиозных верований. Из неханьцев буддистами являются монголы, тибетцы, тай и другие. Тибетский ламаизм распространен среди тибетцев, монголов, сибо и некоторых других. Ислам суннитского толка – среди уйгуров, хуэй, казахов, узбеков, татар. Христианство (в основном католичество) – среди мяо, корейцев, маонань, чжунцзя, и некоторых других. Также среди национальных меньшинств широко распространены шаманизм и различные традиционные верования.
Демографические и национальные особенности населения обуславливают многие проблемы внутренней и внешней политике Китая, в частности проблемы национальной политики и решения национального вопроса. С точки зрения национальной структуры населения, абсолютное численное преобладание ханьцев – это определяющий типологический признак полиэтнического Китая. В ходе истории они обеспечили себе доминирующую политическую, экономическую и культурную роль. Именно ведущая роль ханьцев как этнического ядра – это один из важнейших факторов, оказывающих глобальное воздействие на национальную ситуацию в стране.
Особенности и значение национального вопроса
Исторически Китай стал центром притяжения для многих народов. С течением времени различные этносы Китая что-то заимствовали у ханьцев, подвергались большей или меньшей ханизации. Имел место и обратный процесс – неханьские национальности также воздействовали на культуру ханьцев, но это происходило лишь в отдельных регионах и в целом на национальную ситуацию не влияло. Национальная ситуация всегда отличалась сложностью. Национальности не были сплочены, часто враждовали друг с другом. Наряду с наличием центростремительных тенденций в межэтнических отношениях существовали и центробежные тенденции, стремление к сепаратизму, это стало особенно заметным в ХХ веке.
Национальный вопрос в современном Китае ввиду различных причин играет очень важную роль.
Первая причина в том, что было только что отмечено – численность национальных меньшинств огромна, игнорировать интересы такой группы людей невозможно.
Во-вторых, национальные районы охватывают 64% площади страны, они чрезвычайно богаты природными ресурсами и являются важнейшей базой всей китайской экономики[24]. Но при этом, большая часть национальных районов – западные районы с горным рельефом, полупустынным и степным ландшафтом. Условия для развития хозяйственной деятельности в них в основном неблагоприятны, к тому же отсутствует транспортная инфраструктура, природные ресурсы труднодоступны для освоения. На протяжении долго времени наблюдалась очень слабая связь периферии с центром.
В-третьих, большая часть сухопутных границ Китая находится в национальных районах, что придаёт им особое стратегическое значение.
В-четвёртых, национальные районы находились в экономически отсталом положении на протяжении долгого времени. Сегодня правительство пытается стимулировать их развитие, но разрыв по-прежнему велик, и это сказывается на развитии экономики всего государства.
В-пятых, национальные проблемы и этнические конфликты – это серьёзная угроза миру и стабильности в государстве, а также имиджу Китая на мировой арене.
Национальное разнообразие приводит к множеству противоречий, создает трудности во взаимопонимании и проведении единой согласованной политики. Национальные меньшинства проживают большей частью совместно с другими национальностями (примерно 70% городов и уездов многонациональные), в некоторых районах компактного проживания национальных меньшинств численность ханьцев и других национальностей даже больше, чем численность жителей, принадлежащих к национальным меньшинствам, осуществляющим автономию (исключение составляют Синьцзян-Уйгурский автономный район и Тибет). Это часто вызывает особое недовольство меньшинств. Межнациональные отношения всегда отличались сложностью, а в ХХ веке они стали особенно острыми, причем не только у ханьцев с другими народами, но и у малых народов между собой. Причиной конфликтов всегда служили территориальные споры, различный уровень культурного развития и социального устройства, общественного уклада, различное положение на социальной лестнице.
Китайские учёные последние два десятилетия уделяли особое внимание исследованию национальных проблем и национального вопроса, для того чтобы у правительства была возможность находить адекватные решения в их урегулировании. На современном этапе национальный вопрос имеет ряд специфических особенностей. В целом разработки китайских учёных очень актуальны, хотя и несколько преувеличивают роль экономических проблем[14,c.18]. Главная особенность национального вопроса в Китае в том, что межнациональные противоречия сегодня проявляются главным образом не в политике, а в области экономических прав и интересов, в сфере экономики. Как уже отмечалось, между ханьцами и неханьцами существует значительный разрыв в уровнях и темпах развития. Их экономическое положение и в прошлом было далеко от сбалансированности, ещё в самом начале 50-х годов в КНР была поставлена задача преодоления фактического неравенства национальностей. Но и сегодня особенно остро стоит вопрос экономического развития национальных районов, задача ликвидации бедности. Экономика действительно стоит на одном из первых мест национального строительства. Национальных проблем много и они разнообразны, особенно они проявились в процессе общественных изменений и перехода к рынку. При этом существующие противоречия не только внутренние, но и внешние – их источником называют враждебные силы за рубежом и классовая борьба внутри страны.
Особенности территориального распределения национальностей, наличие обширных территорий со смешанным населением, придают национальному вопросу «местный» характер. Вместе с тем, развитие национальных меньшинств и национальных районов непосредственно влияет на развитие и всей страны. Поэтому необходимо решать национальные проблем с учётом «глобальности» национального фактора.
Нередко национальный вопрос принимает скрытые формы. Но реформы, переход к новым системам хозяйствования могут затронуть интересы всех национальностей и регионов, породить новые противоречия. А возникновение конфликтов на национальной почве в современных условиях мгновенной реакции СМИ имеют негативные последствия для всей страны. Китайцы очень боятся массовых волнений и беспорядков. КПК сегодня не призывает к окончательному решению национального вопроса. «Развитие, ведущее к окончательному решению национального вопроса – длительный процесс»[14, с.22]. Но на различных исторических этапах национальный вопрос имеет различное содержание и особенности. Сегодня национальный вопрос сосредоточивается в экономической сфере.
Но к середине XXI века, когда все национальности страны достигнут, как ожидается, общей зажиточности, содержание национального вопроса опять станет иным. Таким образом, решение национального вопроса относится к неопределённому будущему. До этого же времени национальный вопрос будет продолжать существовать и сохранять свою актуальность. На каждом новом этапе развития страны возникают новые национальные проблемы, которые требуют того или иного решения. С началом политики реформ открылись лучшие возможности для проведения национальной политики. Тем не менее, национальный вопрос и национальные отношения продолжают постоянно оказывать неблагоприятное воздействие на дело единства государства, на стабильность общества, развитие экономики, укрепление государственной безопасности, на улучшение качества населения страны и на степень успешности модернизации. Таким образом, значимость национального вопроса действительно огромна. И, соответственно, велико его влияние на современную национальную политику государства.