Нефтепроводы в России

Развитие и размещение нефтепроводов нашей страны

Первый нефтепровод в России проложен в 1878 году в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 - 1907 году был построен самый большой в то время в мире по протяженности магистральный трубопровод Баку - Батуми диаметром 200 мм и длиной 835 км, который продолжает эксплуатироваться и по сей день.

Развитие нефтепроводного транспорта в Союзе было связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирии, Татарии и Куйбышевской области. К 1941 году в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с суммарной годовой производительностью 7,9 млн. тонн. Максимальный диаметр составлял 300 мм. Общая протяженность магистральных нефтепроводов к 1956 году возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла уже 29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ - 275 тысяч км. Сеть магистральных нефтепроводов развивалась в трех основных направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск - Иркутск) длиной 8527 км; северо-западное (Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши с ответвлениями на Рязань и Москву) длиной более 17700 км; юго-западное от Альметьевска до Куйбышева и далее нефтепроводом "Дружба" с ответвлением на Полоцк и Вентспилс) протяженностью более 3500 км. Таким образом, наибольшей длиной обладали нефтепроводы урало-сибирского направления, т.к. связывали основного добытчика (Сибирь) с главным потребителем (западными районами Российской Федерации. Важность этого направления сохраняется и в настоящее время [10].

С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в Тюменской области сооружены следующие нефтепроводы: Узень - Гурьев - Куйбышев диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское - Анжеро - Суджинск диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км; Усть - Балык - Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и протяженностью 1844 км, второй нефтепровод «Дружба». Общая протяженность нефтепроводов в СССР в 1973 году составила 42,9 тыс. км.

Характерной особенностью развития нефтепроводного транспорта России является увеличение удельного веса трубопроводов большого диаметра, что объясняется их высокой рентабельностью.

Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь [28].

Нефтепроводы - наиболее эффективное средство транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. тонн в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч. Нефтепроводы являются важной подотраслью нефтяной промышленности. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутрирегиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть - единый объект экономического и режимного управления, которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов «Дружба», по которому идет нефть на экспорт по маршруту Самара - Унеча - Мозырь - Брест - страны Восточной и Центральной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Югославия, Германия); нефтепроводы Самара-Тихорецкая - Новороссийск и Ухта - Ярославль, по нему перекачивают нефть из Республики Коми, а также транзитный, для России нефтепровод Баку - Новороссийск. Нефть, поступающая в порты Новороссийск, Одессу (Украина) и Вентспилс (Латвия), далее отправляется на экспорт танкерным флотом. Сюда входят и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам. Новыми портами вывоза сырой нефти и нефтепродуктов на экспорт недавно стали терминалы на северном побережье Финского залива в Ленинградской области - город Приморск и в бухте Батарейной.

В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:

На восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты).

На запад - нефтепровод «Дружба» от Альметьевска через Самару - Брянск до Мозыря (Белоруссия), оттуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вентспилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород- Ярославль - Кириши (Северо - Запад).

На юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.

Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь «повернут» целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Основные нефтепроводы России и СНГ, районы их прохождения, регионы нашей страны и ближнего зарубежья и основные пункты в таблице 7.

Таблица 7 - Основные нефтепроводы России и СНГ [27]

Название (направление) Районы прохождения
Регионы страны и ближнего зарубежья Основные пункты
«Дружба» Татарстан Альметьевск
Самарская обл. Самара
Пензенская обл. Пенза
Тамбовская обл. Мичуринск
Липецкая обл. Липецк
Орловская обл. Орел
Брянская обл. Унеча
Белоруссия Мозырь, Брест
Украина Ужгород
Поволжье - Страны Балтии с выходом к Балтийскому морю Брянская обл. Унеча
Белоруссия Новополоцк
Литва Мажейкяй
Латвия Вентспилс (морской терминал)
Поволжье - Центр – Северо-Запад Татарстан Альметьевск
Нижегородская обл. Нижний Новгород
Рязанская обл. Рязань
Москва Москва
Ярославская обл. Ярославль
Ленинградская обл. Приморск (морской терминал)
Кириши
Коми - Центр Республика Коми Усинск, Ухта
Ярославская обл. Ярославль
Поволжье - Черноморские порты России Самарская обл. Самара
Саратовская обл. Саратов
Волгоградская обл.

Ростовская обл.

Краснодарский край

Новороссийск, Туапсе
Поволжье - Черноморские порты Украины Саратовская обл. Саратов
Украина Лисичанск, Кременчуг Херсон, Николаев, Одесса
Мангышлак - Поволжье Казахстан Нижний Уренгой, Гурьев
Саратовская обл. Саратов
Мангышлак - Урал Казахстан Нижний Уренгой, Гурьев
Оренбургская обл. Орск
Поволжье - Сибирь Башкортостан Уфа
Татарстан Альметьевск
Башкортостан Уфа
Челябинская обл. Челябинск
Курганская обл. Курган
Омская обл. Омск
Новосибирская обл. Новосибирск
Томская обл. Томск
Красноярский край Ачинск, Красноярск
Иркутская обл. Ангарск
Западная Сибирь - Средняя Азия Ханты-Мансийский АО Нижневартовск
Омская обл. Омск
Казахстан Павлодар, Чемкент
Туркменистан Чарджоу
Сахалин – Хабаровский край Сахалинская обл. Оха
Хабаровский край Комсомольск-на-Амуре

Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям:

На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;

На юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу;

На восток - Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.

Из Ханты-Мансийского автономного округа во многие регионы России и ближнего зарубежья идут 10 магистральных нефтепроводов:

1) Шаим - Тюмень -- Курган - Челябинск;

2) Усть-Балык - Нижневартовск - Курган - Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса;

3) Сургут - Пермь - Нижний Новгород - Ярославль - Полоцк - Мажейкяй (Литва) с ответвлением на Новополоцк (Белоруссия) и Вентспилс (Латвия);

4) Нижневартовск - Парабель - Омск - Курган - Челябинск;

5) Нижневартовск - Александровское - Анжеро-Судженск - Ачинск - Красноярск;

6) Нижневартовск - Анжеро-Судженск - Новосибирск - Омск;

7) Самотлор - Анжеро-Судженск - Красноярск - Иркутск;

8) Южный Балык - Омск - Павлодар - Чимкент (Казахстан);

9) Усть-Балык - Пермь -Нижний Новгород-Ярославль - Кирищи (Ленинградская обл.);

10) Усть-Балык - Курган – Альметьевск [22].

Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный - Армавир - Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.

Сырая нефть и нефтепродукты составляют примерно 40% суммарного экспорта России, нефть – существенный источник доходов бюджета. Российская Федерация является крупнейшим экспортером нефти после Саудовской Аравии. В 2000 г. Россия экспортировала приблизительно 145 млн. т сырой нефти и 50 млн. т нефтепродуктов. С 2000 г. экспорт нефти и нефтепродуктов начал расти, и до 2008 г. фактически удвоился. По прогнозам Министерства энергетики РФ в 2010 году экспорт сырой нефти увеличится почти до 300 млн. т [30].

Рост экспорта сырой нефти сдерживается транспортными «узкими местами», поэтому российские нефтяные корпорации надеются на увеличение экспорта нефтепродуктов в будущем. Но в настоящее время главный вопрос экспорта российских нефтепродуктов – их низкое качество. Страна все еще отстает в производстве дизельного топлива с низким содержанием серы, использование которого стало обязательным в ЕС, начиная с 2005 г.

Подавляющая часть российской нефти уходит за пределы постсоветского пространства. Доля чистого экспорта в страны дальнего зарубежья повысилась с 53% в 1992 г. до 86% в 2001 г. Главные страны-импортеры – Великобритания, Франция, Италия, Германия и Испания. В настоящее время экспорт нефти в США сдерживает то обстоятельство, что издержки транспортировки российской нефти в эту страну значительно выше, чем у ближневосточных производителей [23].

В сентябре 2001 г. было закончено строительство трубопровода Суходольная-Родионовская. Эта 250-километровая магистраль позволяет российским нефтяным компаниям транспортировать нефть до Новороссийского экспортного нефтяного терминала, не используя ветвь, проходящую по украинской территории, что дает возможность российским компаниям избежать высокой платы за транзит и нелегальной откачки нефти. Пропускная способность трубопровода - примерно 16-25 млн. т.

В 2002 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т. «Труба» пересекает Белоруссию, разделяясь на северную и южную ветви. Северная идет через Белоруссию и Польшу в Германию. Южная пересекает северную Украину и проходит через Венгрию и Словакию, заканчиваясь в Чехии. Северная магистраль сейчас загружена полностью, в то время как южная имеет запас пропускной способности, и поэтому Россия стремится увеличить ее мощность, соединив южную ветвь «Дружбы» с трубопроводом «Adria» [27].

Балтийская трубопроводная система (БТС) включает 450-километровый трубопровод от Харяги (Ненецкий автономный округ, Архангельская область) до Усы (Республика Коми), трубопроводы Уса-Ухта, Ухта-Ярославль и Ярославль-Кириши, а также трубопровод Кириши-Приморск. БТС находится в собственности «Транснефти».

Помимо западных маршрутов Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС построил трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т от Ангарска до Дацина в Маньчжурии.

ExxonMobil - оператор проекта «Сахалин-1» - выступает за строительство 250-километрового подводного трубопровода через Татарский пролив до порта Де-Кастри на российском материке, что позволит наращивать экспорт нефти в азиатские страны. Слабое место проекта кроется в том, что Де-Кастри не является незамерзающим портом. Пропускная способность и терминала, и трубопровода должна достигнуть 12-15 млн. т.

Консорциум «Сахалин-2», возглавляемый RD Shell, планирует экспорт нефти в Японию, Южную Корею и Тайвань. Для этого нужно построить 800-километровый трубопровод через весь Сахалин к свободному ото льда порту Пригородное. Этот план недешев, но позволяет экспортировать нефть круглый год [15].

В 2006 г. была увеличена пропускная способность Балтийской трубопроводной системы — до 74 млн тонн в год. Начато сооружение трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), сварено в нитку около 530 км трубы на участках г. Тайшет — г. Усть-Кут (Иркутская область) и г. Тында — г. Сковородино (Амурская область).

В июне 2006 года в Архангельской области на сольвычегодском отделении северной железной дороги завершена реконструкция станции Приводино. Данная станция обслуживает нефтеналивной терминал Компании «Роснефть», который совсем недавно был введен в эксплуатацию на полную мощность. Станция Приводино, которая была законсервирована в период падения объемов перевозок в середине 90-х, теперь обрела второе дыхание. И сама станция, и нефтеналивной комплекс, который она будет обслуживать, являются составной частью новой транспортной цепочки по перевалке нефти из Тимано-Печорской нефтегазовой провинции в Европу и Америку через Архангельский терминал. Нефть, добываемая в Ненецком автономном округе и Республике Коми, по трубопроводу доставляется до нефтеналивного пункта в Приводино, здесь она наливается в цистерны и далее по Северной железной дороге транспортируется в Архангельск.

В 2007 году продолжится строительство нефтеперекачивающих станций и нефтеналивного терминала на Тихоокеанском побережье; будет дана оценка целесообразности строительства нефтепровода по маршруту «Харьяга — Индига» для транспортировки тимано-печорской нефти на экспорт, БТС-II мощностью 50 млн тонн для снижения зависимости российского экспорта нефти от стран-транзитеров [17].

Крупнейшие проекты нефтепроводов

Тайшет – Находка. Стоимость 10,6 млрд. долл. Протяженность – 2718 км.

Мурманская трубопроводная система. Стоимость 4 млрд. долларов. Протяженность – 2300 км.

Балтийская трубопроводная система. Пропускная способность- 50 млн. тонн нефти в год. Первая очередь построена в 2001 году и обошлась в 460 млн. долларов. Протяженность – 2718 км.

Протяженность магистральных трубопроводов в России составляет 217 тысяч, в том числе газовых – 151 тысячу, нефтепроводов – 46,7 тысячи, нефтепродуктопроводов – 19,3 тысячи. Средний возраст магистральных трубопроводов превышает 22 года.

Самый крупный проект, осуществляющийся сегодня в нефтегазовой отрасли – «Сахалин-2», - состоит из нескольких масштабных подпроектов – от установки новых морских платформ и строительства первого в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) до строительства новой трубопроводной системы, которая соединит месторождения в море на северо-востоке Сахалина с нефтяным терминалом и заводом СПГ на юге острова.

Консорциум четырех российских нефтяных компаний – «ЛУКойл», ЮКОС, ТНК и «Сибнефть» - планирует сооружение трубопровода от Западной Сибири до Мурманска. Инвестиции, требуемые для финансирования этого проекта, - 3,4-4,5 млрд долл.

Касаясь нефтяного комплекса, следует отметить проекты интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», строительство нефтепровода Бургас – Александруполис, нефтепровод, построенный в рамках Каспийского трубопроводного консорциума, а также разработки и транспортировки нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В мае 2005 года президенты Азербайджана, Грузии, Турции и Казахстана открыли символическую заслонку, и каспийская нефть потекла через Тбилиси в Джейхан – турецкий порт на Средиземном море. Протяженность нового нефтепровода 1760 км, пропускная способность – 85 млн. тонн нефти в год. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан стал первым в СНГ, проложенным в обход России и при Непосредственном Участии США и Великобритании.[23]

В ноябре 2009 г. «Транснефть» завершила заполнение технологической нефтью объектов порта в Козьмине и первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», с декабря 2009 г. – производится отгрузка нефти в танкеры. Ведется строительство второй очереди ВСТО протяженностью 1963 км по маршруту Сковородино – Козьмино, ввод в эксплуатацию ВСТО-2 запланирован на 2014 г. Вывод всей системы ВСТО на проектную мощность в 80 млн тонн будет происходить последовательно: в 2010 г. было прокачано порядка 15 млн тонн нефти, в 2011 г. – около 30 млн тонн, к 2016 г. планируется выйти на уровень 50 млн тонн, к 2025 г. – 80 млн тонн.

Начиная с декабря 2010 г. организованы поставки нефти по нефтепроводу «Россия–Китай» по маршруту Сковородино–Дацин. Общая протяженность трубопровода составляет 960 км, проектная мощность – 15 млн тонн в год.

Для поставок нефти в ВСТО с Ванкорско-Сузунской зоны, месторождений ЯНАО и Северо-Востока ХМАО в 2012 г. должны быть введены в эксплуатацию нефтепроводы «Пурпе–Самотлор» и «Заполярное–Пурпе».

В 2012–2015 гг. целесообразно строительство вблизи терминала в Козьмине в районе мыса Елизарова современного Приморского НПЗ мощностью по сырью не менее 20 млн тонн в год с блоком нефтехимии.