Новая форма территориальной структуры производительных сил (технопарки, технополисы)

Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х годов, когда был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). В 80-е годы технопарки в США стали появляться один за другим. На сегодняшний день в США насчитывается более 160 технопарков (более 30% от общего числа технопарков в мире).

В Европе технопарки появились в начале 70-х годов. Одними из первых были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге; научный парк Тринити колледж в Кембридже; Левен-ла-Нев в Бельгии; София-Антиполис в Ницце и Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) в Гренобле. Они повторили раннюю модель технопарков США, особенность которой - наличие одного учредителя, а основной вид деятельности - сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.

После принятия в 1988 г. государственной научно-производственной программы «Факел», предусматривающей концентрацию усилий на ряде наукоемких отраслей (микроэлектроника и информатика, оптоволоконная связь, генная инженерия и биотехнология, медицинское оборудование) стали создаваться зоны развития новых высоких технологий (технопарки). Первый технопарк Китая был создан в 1988 г. (Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий в районе Хайдань). В результате реализации Программы «Факел» к концу 1995 года было произведено промышленной продукции на сумму 79,5 млрд. юаней, (поступления от экспорта продукции – 1,08 млрд. долл. США). Поставленные перед зонами развития задачи реализуются в форме создания бизнес-инкубаторов и доведения НИОКР до стадии опытного образца с последующим производством на собственной промышленной базе.

В настоящее время в КНР насчитывается 120 зон развития высоких технологий различного уровня, среди них 53 государственного назначения, поступления от экспорта продукции которых - более 4 млрд. долларов США. В большинстве зон действуют разнообразные льготы для привлечения инвестиций. Государство осуществляет стартовое финансирование высокотехнологичных проектов и страхует риски иностранных инвесторов.

Государство стимулирует участие фирм (вне зависимости от форм их собственности) в развитии технопарков:

      ·    предприятия, использующие перспективные технологии, выплачивают подоходный налог в размере 15% в от его обычной величины, а фирмы, 70% продукции которых идет на экспорт, только 10%;

      ·    вновь созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на 2 года с момента аккредитации;

      ·    если возведение новых корпусов осуществляется за счет внутренних капиталовложений, не взимается налог на строения;

      ·    фирмы освобождаются от экспортных налогов при реализации продукции на внешние рынки. На развитие инфраструктуры зон правительство ежегодно выделяет займы и инвестиции. Для привлечения рискового капитала внедряются системы венчурных инвестиций.

В начале 90-х годов начинается формирование первой волны российских технопарков (в основном вокруг ВУЗов). Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они часто создавались и рассматривались как одно из подразделений вуза.

В 1990 году создается и начинает свою работу Ассоциация «Технопарк». Главным направлением ее деятельности на этом этапе были: изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта создания технопарков, разработка концепции создания в России технопарков, пропаганда и разъяснение сущности технопарка как наиболее эффективной формы обеспечения развития малого инновационного предпринимательства, подготовка кадров для технопарков и малых инновационных фирм, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов, интенсивная работа в регионах.

При всех таких успехах все-таки следует сказать, что в России технопарков пока очень мало, их количество, а главное, материальная и финансовая база не обеспечивают реализацию даже имеющегося интеллектуального потенциала и спроса на инновационную продукцию. Фактом является и то, что для развития технопарков необходимо существенное внимание государственных и местных органов власти.

Зеленоградский научно-технологический парк (один из первых в России) зарегистрирован в июне 1991 года в виде ассоциации предприятий г. Зеленограда. Учредителями парка выступили: Московский государственный институт электронной техники (Технический университет), Префектура, ряд государственных и коммерческих предприятий г. Зеленограда. Парк организован на базе Государственного технического университета Московского института электронной техники, территориально расположенного в г. Зеленограде[9].

Технополис это научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий территорию отдельного города. Инкубатор бизнеса это здание или несколько зданий, где на ограниченный срок размещаются вновь создаваемые малые фирмы клиенты.

В основе научных парков лежат четыре принципа - создание максимально благоприятных условий для наукоемкого производства, инновационного бизнеса и, таким образом, научно-технического прогресс;

- максимальное сближение, в том числе и территориальное, науки, производства и коммерции;

- объединение фирм, которые разрабатывают различные виды наукоемкой продукции, позволяющие создать условия для продуктивного обмена идеями и опытом;

- создание для развития идей благоприятных условий для их выживания на российском рынке.

Основную часть финансирования научные парки получают от государства: в Великобритании 62%, в Германии - 78%, во Франции 74%, в Нидерландах около 70%, в Бельгии почти 100%. Государственная помощь выступает в различных формах. В Японии, например, целый ряд государственных фондов, банков и корпораций предоставляют фирмам, разрабатывающим наукоемкую продукцию, кредиты на длительный срок и под льготные проценты. Подчас кредит и проценты требуется возвращать лишь в тех случаях, когда исследования заканчиваются успешно, а в случае неудачи деньги можно вообще не возвращать. Правительства создают фирмам, вкладывающим капитал в научные парки, льготный режим амортизации оборудования и т.д. Не остаются в стороне и местные власти, вклад которых иногда даже превышает объем правительственной поддержки. Например, финансирование технополиса в японском городе Тояма складывается из следующих источников: половину средств выделяет местная префектура, 30% поступает из регионального бюджета, 10% дает правительство и столько же различные корпорации, ассоциации и частные лица. И никто не воспринимает научные парки, да и вообще науку, как обозу. Более того, США, Великобритания, Япония, Германия и Франция отчаянно конкурируют друг с другом, стремясь создать, либо завлечь к себе как можно больше предприятий, научных и иных центров, национальных и зарубежных.

В результате повышенного внимания и хорошего финансирования многие регионы из отсталых быстро преобразились в прогрессирующие. Например, в первых четырнадцати технополисах Японии было создано более двух тысяч высокотехнологичных предприятий по производству фармацевтических препаратов, средств связи, вычислительной техники, электронных приборов и компонентов, медицинского оборудования, оптических инструментов и т.д., в общем, всего того, что символизирует научно-технический прогресс. На долю британских научных парков приходится ощутимая часть производимых в стране компьютеров, электроники, робото- и электротехники, медицинского оборудования и т.д. Благодаря научным паркам и специальным программам развития малого наукоемкого бизнеса, который есть у большинства штатов, новое лицо в мире обрели и США.

Наиболее совершенной формой кооперации являются промышленные кластеры, представляющие собой группу географически локализованных и взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Как правило, они определены относительно какой-либо основной отрасли (например, "химический кластер", "агропромышленный кластер").

В условиях мирового финансового кризиса кластерная политика является наиболее актуальной формой государственно-частного партнерства (ГЧП), способной эффективно преодолевать кризисные явления. С институциональной точки зрения в развитых странах государственное регулирование партнерских отношений с бизнесом организовано по крупным межотраслевым комплексам, включающим группы взаимосвязанных отраслей. В качестве таких комплексов могут выступать: топливно-энергетический (электроэнергетика, газо- и нефтепроводы), транспортный (железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты), коммунальное хозяйство (водо- и теплоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство). Важно отметить, что при этом не создаются специальные агентские структуры по регулированию партнерских отношений, а специфические функции регулирования и контроля выполняются соответствующими профильными министерствами и ведомствами в рамках определенных процедур. При этом успешное развитие ГЧП во многом зависит от эффективного распределения прав, обязанностей и сфер ответственности между частными партнерами и государством. Опыт показывает, что наиболее эффективно задачи партнерства решаются, когда к сфере ответственности государства относятся проблемы общего планирования и административные процедуры, а также определение действий в форс-мажорных обстоятельствах. В свою очередь, в сферу полномочий и ответственности частного сектора включаются вопросы детального планирования, строительства объектов, финансирования и оперативного управления их деятельностью[10].