Новые пути в страны Востока и Турции
Развитие экономики и особенно торговли в балканских владениях Османской империи зависело не только от состояния внутреннего рынка, во и в значительной, а может быть, даже в большей степени от внешнего рынка, поскольку через них проходили сухопутные и водные пути, которые связывали государства Центральной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока.
Попытки подчинения османской экономики европейскому торговому капиталу предпринимались еще в конце ХVII - начале ХVIII в., но наиболее активное и целенаправленное его проникновение началось во второй половине ХVIII в., когда австрийская ориентальная торговая кампания, вытеснив дубровницких и венецианских купцов, учредила свои филиалы в Белграде, Триесте и Риеке.
Хотя в начале ХVIII в. в Османской империи был принят закон, который разрешал христианскому населению записываться в ремесленные цехи (эснафы), однако из-за частых массовых миграций и изменения этнического состава населения городов Северной Сербии ремесло там развивалось медленно и поставляло мало продукции на внутренний и внешний рынки. Основную часть городских ремесленников составляли турки и янычары. Они были преимущественно кузнецами, оружейниками, сапожниками, поварами, парикмахерами. Сербы и цынцары были чаще всего плотниками, скорняками, красильщиками, гончарами, ювелирами. Их изделия реализовывались в основном на местном рынке и реже вывозились за пределы своих городов и сел. В отличие, например, от боснийских ремесленников, эснафы которых были прочно связаны с янычарскими организациями, сербские ремесленники, включая и белградских, хотя и имели свои эснафы, но не были связаны с янычарами и поэтому не представляли сколько-нибудь влиятельной силы в городах.
Переселявшиеся в пределы Австрийской империи беженцы из балканских владений Порты расселялись, как правило, в пограничных с Турцией селах и зачислялись в полки, несущие охрану границы. Граничары - так называли эту категорию переселенцев - становились прослойкой, через которую осуществлялась связь между этнически родственными народами Османской и Австрийской империй. Эти связи в определенной мере оказывали влияние на развитие экономики, национального самосознания и на формирование общности политических интересов. Меньшая часть переселенцев оседала в таких городах Австрии и Венгрии, как Нови-Сад, Землин, Мишкольц, Пешт, Сегед, Дебрецен и др. Эти люди преимущественно занимались торговлей. Кроне того, в городах Австрийской империи жителями Османской империи создавались торговые колонии. Например, в Вене в 1766 г. активно функционировала «греко-ориентальная» колония, в которой насчитывалось 321 человек, из них 268 были люди греческого исповедания, армян - 21, евреев - 19, турок - 13 человек. Большую часть турок составляли янычары.
Из Австрийской в Османскую империю ввозились: зерно, изделия из железа (гвозди, подковы и др.), орудия земледелия (плуги, косы и пр.), стекло, фарфор, медь, свинец, оружие, медикаменты, предметы роскоши и пр. Из Османской империи в Австрию ввозились: скот, шерсть, кожи, лес, воск, мед, говяжье и свиное сало и другие продукты сельского хозяйства. Торговля скотом, вывозимым из балканских владений Турции, была сосредоточена преимущественно в руках цынцар и в меньшей степени сербов. Она велась под строгим контролем местных янычар, поскольку на их содержание были отданы деньги с пошлин, которые изымались турецкими властями на пограничных переправах, расположенных между Шабацем и Поречем. В обход установленных янычарами порядков сербские крестьяне были вынуждены продавать свой скот от имени патентованых купцов, большая часть которых жила в городах Южной Венгрии, а меньшая - в Белграде. Сербские торговцы скотом выступали как посредники. Они пригоняли стада волов или свиней на пограничные с Австрией базары или в порты Адриатического моря, выдавая себя за представителей одной из торговых кампаний. Лишь немногие из сербских посредников смогли организовать свое дело. Когда это им удавалось, они нанимали для работы в хозяйстве работников (момков).
Развитию экономики и торговли в балканских владениях Османской империи весьма существенно мешали не только существующие ограничения со стороны центральной и местных властей, но и частые австро-турецкие войны, эпидемии чумы, которые имели место в 1774 г. и с конца 1792 по 1795 г., массовые миграции, а на рубеже ХVIII-ХIХ вв. - междоусобные войны пашей, разбои и т.д. Наиболее неблагоприятная ситуация для развития экономики и торговли сложилась накануне, во время и австро-турецкой войны 1788-1791 гг. и последовавшей затем эпидемии чумы, которая свирепствовала в Белградском пашалыке и в Боснии.
Чумная зараза погубила не только массу народа, но значительную часть скота. В связи с этим на границах с Австрией и в портах Адриатического моря были учреждены карантины, которые функционировали до 1797г. Провоз товаров и проезд путешественников через Белградский пашалык были запрещены до 1795 г. Один из попутчиков английского посланника Р. Листона, направлявшегося в апреле 1794 г. из Вены в Константинополь, так описывал обстановку, сложившуюся в Белградском пашалыке во время чумы: «В Темишваре я встретил курьер, сообщивший нам, что дороги через Землин и Белград... стали исключительно опасны из-за свирепствовавшей в то время чумы, а также из-за действий вооруженных бандитов, взбунтовавшихся против Высокой Порты, опустошавших окрестности и обиравших всех путешественников, встречавшихся на их пути. По этим соображениям посланник (Роберт Листон.-В. Г.) решил, что мы поедем по более длинному пути через Трансильванию и Валахию».
В конце сентября 1794 г. русский вице-консул Равич также сообщил из Бухареста: «Моровая язва в Белграде продолжается; теперь она оказалась в Паланке, против Орсова».
В других пашалыках Румелии на рубеже XVIII-Х1Х вв. экономическое развитие и торговые связи также были нарушены междоусобной враждой пашей, набегами разбойников, массовым бегством христианского населения за пределы Османской империи. Во время трех походов войск румелийской оппозиции на Константинополь в начале XIX в. движение торговых караванов от Белграда до Солуни прекращались, а в апреле 1801 г. из-за боязни разбоев на дорогах многие торговые люди не смогли приехать на известную Сливенскую ярмарку.
Хозяйственные связи между странами Западной Европы и Османской империей ныне рассматриваются под углом зрения включения последней в мировую экономическую систему, которая начала складываться в Европе с XVI в. Анализ данных о левантийской торговле того времени позволил обнаружить качественные изменения в экономических отношениях империи с европейскими государствами. Со второй половины XVI в. постепенно падает роль международных торговых путей между Востоком и Западом, проходивших через владения османских султанов. Уменьшается значение торговли азиатскими пряностями и предметами роскоши. Сменились и торговые партнеры: венецианских купцов, выступавших в средние века в качестве торговых посредников между Османской империей и Западной Европой, вытеснили представители зарождавшегося капиталистического производства — английские, голландские, французские торговые компании. Наконец, произошло перемещение центра экспортных операций из Египта и Сирии, прежде главных поставщиков пряностей и шелка, в Западную Анатолию и на Балканы, где сосредоточились основные очаги товарного земледелия. Подобные перемены для ряда авторов «политэкономического» направления являются достаточным показателем включения Османской империи в «мировую экономику» на протяжении XVI—XVIII вв.
В условиях жёсткого влияния османов на состояние европейской торговли европейцы вели борьбу за право обладания торговыми путями и занимались поисками новых в страны Востока.
Первыми европейцами, основавшимися на Ближнем Востоке, были венецианцы: они основали торговые посты в тех землях, где сейчас располагаются Ливан, Сирия и Египет, и установили контроль над большей частью судоходства между арабскими и европейскими портами. В 1497 году, спустя пять лет после того, как Фердинанд и Изабелла положили конец Арабскому правлению в Испании, Васко да Гама повел португальскую флотилию из четырех кораблей вокруг Африки и в 1498 году открыл новый морской маршрут из Европы в Индию. Голландские, британские и французские фрегаты и торговые суда последовали за ним и основали свои торговые поселения вдоль берегов Индийского океана. Так они со временем подорвали осуществлявшееся венецианцами судоходство и средиземноморскую торговлю, которые на протяжении тысячи лет были основой благосостояния государств Ближнего Востока.
Процесс европейского проникновения был постепенным и комплексным, но были в нем и четко различимые поворотные моменты. К примеру, в ХVI-м столетии Оттоманская империя добровольно пошла на ряд уступок - "капитуляций" - европейским державам: эти соглашения давали им решающее преимущество во внешней торговле с империей. Еще одним поворотным пунктом было вторжение Наполеона Бонапарта в Египет в 1798 году. Стремясь отрезать торговые маршруты Великобритании в Индию и тем самым подорвать ее морское и экономическое могущество, Наполеон сокрушил Мамлюков, правивших Египтом под сюзеренитетом Оттоманов, и в скором времени оккупировал страну. Нанеся поражение Египту, бывшему тогда частью Оттоманской империи, Наполеон вскрыл внутренние слабости - как военные, так и административные - власти султанов, развеяв миф о могуществе Оттоманов и ознаменовав начало более чем 150-летней прямой политической интервенции Запада.
Расширение владычества турок разрушило торговые связи Европы с Востоком, перекрыв важнейший торговый путь на восток - через Малую Азию и Сирию. Толчком к поискам новых морских путей на Восток послужили препятствия, учиненные турками и арабами, торговыми связями Европы с передним Востоком. В связи с этим стали разрабатывать планы достижений Индии морским путём вокруг берегов Африки.
К XVI в. производство и торговля достигли в Западной Европе значительного развития, что обусловило возрастание потребности в деньгах как всеобщем средстве обмена. Металлических же денег из золота и серебра в Европе не хватало. Кроме того, после упадка в XV в. торговли на Средиземном море, падения Константинополя и захвата турками Передней Азии и Балкан, восстановлении монополии египетских султанов на Красном море необходимость поиска новых источников поступления золота и серебра, новых путей торговли еще более возросла. В этих условиях неудержимая, всеобщая жажда денег, новых источников быстрого обогащения охватила в Западной Европе все слои населения, что стимулировало поиск новых морских торговых путей из Европы в Африку, Индию и Восточную Азию. В рамках известного Европейцами мира (в основном Средиземноморья) необходимых источников золота и серебра не было. В то же время на Востоке, по представлениям европейцев, таились неисчерпаемые богатства: пряности, драгоценные металлы, шёлковые ткани и т.д. Овладение Востоком становилось очень привлекательным. Золото искали путешественники. Зная о существовании Индии и Китая, путешественники искали к ним сложные пути, снаряжали экспедиции.
Великие географические открытия – термин, принятый в литературе для обозначения крупнейших географических открытий европейских путешественников конца XV – XVII веков, как имеющие наиболее важное значение.
Положительно повлияли на Великие географические открытия и те важные усовершенствования, которые были сделаны в то время в мореплавании и военном деле. На протяжении XV в. был создан новый тип быстроходных и легких парусников – каравелл, вместительный трюм которых позволял делать большие морские переходы. Значительно увеличилась безопасность мореплавания благодаря усовершенствованию компаса, морских карт, приборов и приспособлений. Большое значение имело усовершенствование огнестрельного оружия, появились мушкеты, пистолеты и пушки.
Первыми из западноевропейских стран, которые начали поиски новых морских путей в Африку, Индию и Азию, были Португалия и Испания. В этом были заинтересованы королевская власть названных стран, церковь, купцы и особенно дворяне. После окончания войны с маврами португальские и испанские дворяне, которые с презрением относились ко всем видам деятельности, кроме войны, остались по существу без дела и очень скоро оказались в долгах у городских ростовщиков. Поэтому идея быстро разбогатеть в Африке или Азии для массы мелкопоместных дворян была особенно заманчивой. Именно из их среды вышли в XV - XVI вв. смелые мореплаватели, жестокие завоеватели - конкистадоры, алчные колониальные чиновники. Купцы охотно давали деньги на эти экспедиции, так как надеялись на овладение новыми торговыми путями и быстрое обогащение. Католическая церковь освящала дела конкистадоров в надежде увеличить свои земельные владения и доходы. Королевские власти в Португалии и Испании в овладении новыми торговыми путями и колониями также видели выход из сложившейся ситуации с острой нехваткой денег. Кроме того они стремились охватить многочисленное воинствующее дворянство идеей открытия новых стран, потому что в противном случае его легко могли использовать крупные феодалы в борьбе против укрепления королевской власти.
Учитывая, что торговые пути на Средиземном море были захвачены мощными в то время морскими городами-республиками Италии Венецией и Генуей, на Балтийском море – союзом северных и центральных немецких городов – Ганзой, экспансия Португалии и Испании была возможна только в сторону неизвестного тогда Атлантического океана. Да и само географическое положение Пиренейского полуострова, который выдвинут далеко на запад в этот океан, содействовало именно такому направлению экспансии португальцев и испанцев.
Первыми на океанские пути вышли португальцы, но сначала освоение Атлантики происходило медленно. Постепенно португальцы захватывали в Африке одну колонию за другой, и наконец Б. Диаш в 1487 г. достиг мыса Доброй Надежды, обогнул его и вышел в Индийский океан. Однако его подчиненные, ссылаясь на усталость, отказались продолжать мореплавание и Б. Диаш был вынужден вернуться в Лиссабон, так и не достигнув берегов Индии.
Ввиду того, что Португалия закрыла другим государствам пути вдоль берегов Африки, в Испании получила поддержку идея генуэзского моряка Христофора Колумба послать экспедицию в открытый океан в западном направлении. Путешествие Колумба завершилось открытием нового континента - Америки.
С целью открыть западный путь в Индию и Восточную Азию 3 августа 1492 г. из Испании была отправлена экспедиция из трех каравелл под руководством генуэзского мореплавателя Христофора Колумба (1451 – 1506). Колумб предложил испанским монархам свой проект – достичь берегов Индии, плывя на запад через Атлантику. До этого Колумб предлагал свой план королям других стран, но получил отказ. Франция и Англия не располагали необходимыми средствами и флотом. Португальцы к этому времени уже были близки к открытию пути в Индию вокруг Африки и не нуждались в чужих услугах. В Испании сложилась более благоприятная обстановка для осуществления замыслов Колумба.
После завоевания в 1492 г. Гранады и завершения последней войны с арабами экономическое положение испанской монархии было очень тяжелым. Казна опустела, корона больше не имела в распоряжении свободных земель для продажи, доходы от налогов на торговлю и промышленность были незначительными. Огромное число дворян осталось без средств к существованию. Кроме того, испанская промышленность нуждалась в рынках. Все эти обстоятельства оказались решающими для принятия испанским двором проекта Колумба. Идея заокеанской экспедиции была поддержана верхушкой католической церкви. Между испанским королем и Колумбом был заключен договор, по которому великий мореплаватель назначался вице-королем вновь открытых земель, получал чин адмирала, право на 1/10 часть дохода от новых владений и 1/8 часть прибылей от торговли.
2 октября 1492 г. каравеллы Колумба достигли одного из островов Багамской группы, которые находились возле побережья нового, еще не известного европейцам материка. Именно день 12 октября 1492 г. считается днем открытия Америки.
Позже был открыт остров Куба и исследован его северный берег. Приняв Кубу за один из островов у берегов Японии, Колумб продолжил плавание на запад и открыл остров Гаити, на котором было больше золота, чем на уже открытых островах. У берегов Гаити Колумб потерял самый большой корабль и был вынужден оставить часть экипажа на острове. Здесь был сооружен форт. Крепость Навидад стала первым испанским поселением в Новом Свете.
В 1493 г. Колумб вернулся в Испанию, где был принят с большим почетом. Открытия Колумба обеспокоили португальцев. В 1494 г. при посредничестве римского папы был заключен договор, по которому Испании передавалось право владеть землями к западу от Азорских островов, а Португалии – к востоку.
Колумб совершил еще три путешествия в Америку, во время которых были открыты Малые Антильские острова, Пуэрто-Рико, Ямайка, обследовано побережье Центральной Америки. Колумб до конца своих дней полагал, что нашел западный путь в Индию. В 1500 г. Колумб был обвинен в превышении власти и в кандалах отправлен в Испанию. Однако появление в Испании знаменитого мореплавателя в оковах вызвало возмущение. Вскоре Колумб был реабилитирован.
К 1502–1503 гг. относится четвертое плавание Колумба в Новый Свет с целью найти выход в Индийский океан и совершить кругосветное путешествие. Во время этого последнего путешествия Колумб обнаружил побережье материка к югу от Кубы, обследовал юго-западные берега Карибского моря.
Через две недели после возвращения Колумба умерла королева Изабелла, покровительствовавшая ему. Он потерял поддержку при дворе. Умер Колумб в 1506 г. всеми забытый в полной нищете.
Всего Колумб совершил четыре экспедиции в Америку, во время которых он открыл и исследовал Кубу, Гаити, Ямайку и другие острова Карибского моря, восточное побережье Центральной Америки и Венесуэлы.
Известия об открытиях Колумба вызвали в Португалии большую тревогу, португальцы даже готовили военную экспедицию с целью захватить открытые Колумбом земли. С помощью папы римского Испания и Португалия договорились о разделении сфер влияния на новых землях [47].
Трагическая судьба Колумба во многом объясняется успехами португальцев.
Чтобы завершить поиск новых путей в Индию вокруг Южной Африки, король Португалии летом 1497 г. подготовил экспедицию из четырех кораблей, во главе которой стоял Васко да Гама. Эскадра обогнула Африку с юга и с помощью арабского лоцмана достигла 20 мая 1498 г. индийского города Каликут, который был в то время одним из крупнейших торговых городов Азии. В сентябре 1499 г. с менее чем половиной команды, но с грузом пряностей Васко да Гама вернулся в Лиссабон, где его возвращение было торжественно отпраздновано.
Португальский мореплаватель, прошел в 1497-98 во главе флотилии из 3 судов морским путем из Европы в Индию, подтвердив открытие Б. Диаша. В 1502-03 совершил второе плавание по тому же пути. Он рано приобрел опыт в мореплавании и управлении кораблем. Когда король принял решение продолжать открытия, сделанные Диашем, да Гама был наготове и ждал приказа к выступлению. Ему посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей достичь далекой Индии. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем исследователем. Его не могли обойти при дворе, как это сделали с Диашем, он не был вынужден переносить унижения, подобно Колумбу. Он никогда не шел на ненужный риск, никогда не принимал меньшей награды, чем он заслуживал, и никому не позволял забыть о себе. Да Гама достиг дальних сказочных стран и вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей.
Плавание да Гама продолжалось десять месяцев и четырнадцать дней. Наконец-то Португалия имела свой торговый путь на Восток. Но проложить торговый путь еще не значило заполучить в свои руки торговлю. Да Гама убедился, что на Малабарском берегу его появление было встречено отнюдь не с восторгом. Туземцы не выражали особого желания торговать с португальцами. Торговля была сосредоточена в руках моплахов -воинственных и фанатичных мусульманских торговцев, которые терроризировали местного правителя, который заманил да Гаму на берег и задержал его в качестве пленника в своем дворце. Тогда португальцы захватили заложников и начали угрожать бомбардировкой и разрушением всего города. Да Гама был отпущен. После этого он получил возможность торговать в Каликуте и в другом индийском городе, Каннаноре, где магометанское влияние было не так сильно. Наконец корабли повернули назад с грузом товаров и с пленными. Португальцы сделали остановку в Мелинди, чтобы закрепить завязавшиеся здесь деловые связи. Спустя двадцать шесть месяцев после отплытия корабли бросили якорь в родном Белеме (пригород Лиссабона). Да Гама предстал перед королем Мануэлем с грузом золота и серебра и с золотым идолом весом в 27 килограммов, у которого были изумрудные глаза, а на груди рубины величиной с грецкий орех. Да Гама торжественно шествовал по улицам среди приветствовавших его граждан. Его матросы подкрепляли свои силы в тавернах и рассказывали истории о богатстве Малабара и враждебности мавров. Король, именуя себя повелителем завоевания, мореплавания и торговли Эфиопии, Аравии, Персии и Индии, послал письмо своему тестю Фердинанду Испанскому и папе римскому с описанием приключений да Гамы. В 1500 году в Индию был снаряжен большой флот под начальством Кабрала. Но это плавание было неудачным. Во-первых, погибла часть кораблей, во-вторых, мусульманские торговцы натравили на португальцев население Каликута, и много португальцев было убито.
Кабрал собирался отправиться во вторую экспедицию, но да Гама, действуя от имени короля и двора, отстранил его и взял командование в свои руки. Через два года да Гама вторично прибыл в Индию и своими кровавыми набегами навел ужас на все побережье. Он уничтожал туземные корабли, сжигал живьем мужчин, женщин и детей, усеял города изуродованными телами убитых и изувеченных. Каликут был опустошен. Вернувшись на родину, да Гама получил высокие титулы и большие награды, а португальцы под дулами пушек организовали оживленную торговлю с Индией. Эта торговля принесла доходы и самому Васко да Гаме, который сделался одним из богатейших вельмож Португалии. Но методы насилия и грабежа наносили вред колонизации и торговле. Через двадцать лет слухи о злоупотреблениях, скандалах и бездарном управлении португальцев, живших в Индии, достигли лиссабонского двора. В 1524 году да Гама, уже шестидесятичетырехлетний старик, был вновь вызван из своих поместий ко двору. Ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. Да Гама успешно совершил длинное путешествие.
Приехав в Индию, он принял решительные меры для укрепления власти португальцев на Малабарском берегу и сурово расправился с теми португальцами, которые нарушили интересы короля.
Но, пробыв в Индии около трех месяцев, он заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руководителя и хорошего администратора, хотя и не свободного от издержек жестокой морали своего века.
С открытием путей в Индию вокруг Африки португальцы быстро овладели морской торговлей Южной и Восточной Азии и начали жестокую борьбу с арабами в Индийском океане, грабили и топили их корабли. В 1511 г. они захватили Малакский пролив, начали торговлю с Китаем и Японией и вышли в Тихий океан.
Так был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и Восточную Азию. С того времени и до открытия Суэцкого канала в ноябре 1869 г. морской путь вокруг Африки был главной дорогой из Европы в Азию.
Важное значение имело первое кругосветное путешествие, совершённое в 1519-1522 гг. экспедицией Ф. Магеллана, положившее начало освоению Тихого океана.
Участник португальских экспедиций Фернандо Магеллан предположил, что Индии можно достичь, двигаясь на запад и огибая вновь открытый континент с юга. Испанское правительство, не получившее в то время больших доходов от вновь открытых земель, с интересом отнеслось к проекту Магеллана. Согласно заключенному испанским королем договору с Магелланом, мореплаватель должен был проплыть до южной оконечности Американского материка и открыть западный путь в Индию. Ему жаловались титулы правителя и губернатора новых земель и 1/20 всех доходов, которые будут поступать в казну.
20 сентября 1519 г. эскадра из пяти кораблей взяла курс на запад. Через месяц флотилия достигла южной оконечности Американского континента и три недели двигалась по проливу, который теперь носит имя Магеллана. 6 марта 1521 г. мореплаватели оказались у трех маленьких островов из группы Марианских. Продолжая путь на запад, Магеллан достиг Филиппинских островов, где погиб в стычке с туземцами.
Испанские конкистадоры завоевали и разгромили государства ацтеков в Мексике, инков в Перу, захватили Гватемалу, Гондурас, Боливию, Чили, Аргентину, португальцы – Бразилию.
Несмотря на существующий договор между Португалией и Испанией от разделе сфер влияния в новых землях, мореплаватели и купцы других стран Западной Европы в поисках богатств также начали проникать на американский континент. В конце XV в. английские и французские мореплаватели исследовали часть Северной Америки, а голландцы в 1606г. открыли Австралию.
Так был открыт Новый Мир и на Американском континенте образовались владения Испании и Португалии, что прекратило самостоятельное развитие народов этого континента, и положило начало их колониальной зависимости.
Новые открытия привели к обострению прежних противоречий между Испанией и Португалией. Долгое время эксперты обеих стран не могли точно определить границы испанских и португальских владений из-за отсутствия точных данных о долготе вновь открытых островов. В 1529 г. по новому соглашению Испания отказалась от своих притязаний на Филиппинские острова. Однако в течение долгого времени никто не решался повторить путешествие Магеллана, и путь через Тихий океан к берегам Азии не имел практического значения.
С 1510 г. началось завоевание Америки – колонизация и освоение внутренних областей континента, становление системы колониальной эксплуатации.
Успех экспедиции Васко да Гама произвел огромное впечатление в Европе. Перед португальцами открывались огромные возможности для торговой эксплуатации Индии. Благодаря превосходству в вооружении и морской технике им удалось вытеснить из Индийского океана арабских купцов и захватить в свои руки всю морскую торговлю с Индией, а затем Малаккой и Индонезией. Попытки арабов вытеснить португальцев из Индийского океана не увенчались успехом.
В Индии португальцы не захватывали обширных территорий, а стремились овладеть лишь опорными пунктами на побережье. Постепенно они захватили все торговые отношения между отдельными районами побережья Индийского океана. Эта торговля давала огромные прибыли. Продвигаясь дальше на восток по побережью, они овладели транзитными путями торговли пряностями. Торговля с Индией была объявлена монополией португальского короля.
Захватив контроль над торговлей с Индией, португальцы упорно искали и западный путь в эту страну. В конце XV – начале XVI в. в составе испанских и португальских экспедиций путешествия к берегам Америки совершил Америго Веспуччи, который доказал, что Колумб открыл не побережье Индии, а новый материк, названный впоследствии Америкой.
Крупные географические открытия были совершены в XVI английскими и французским мореплавателями в Северной Америке, а также русскими путешественниками в Северо - Восточной Азии, к середине XVII века вышедшими на берега Тихого океана.
Основными социально-экономическими последствиями великих географических открытий стали следующие.
Начала складываться колониальная система, которая ускорила возникновение в Западной Европе капиталистического производства и содействовала накоплению у буржуазии больших денежных средств, необходимых для организации крупных капиталистических предприятий.
Благодаря смелым экспедициям мореплавателей многих стран мира Европа, Африка, Америка и Австралия были связаны между собой торговыми путями и начал складываться мировой рынок. Его появление стало еще одним мощным толчком к зарождению и развитию капиталистических отношений в Западной Европе. Новый Мир стал рынком сбыта для мануфактур Европы и монопольное владение им обеспечивало быстрое накопление капитала в странах Западной Европы.
Произошла так называемая «революция цен», которая была обусловлена ввозом из Америки в Европу большого количества золота и серебра. За XVI в. общее количество звонкой монеты, которая обращалась в западноевропейских странах, увеличилось более чем в 4 раза. Так, количество серебра в Европе на протяжении XVI века увеличивалось в 3 с лишним раза, количество золота - в 2 с лишним раза. В Испании в течении XVI века цены увеличились более чем в четыре раза, в Англии, Голландии и во Франции - в 2 - 2,5 раза. Это принесло выигрыш и богатство торгово - промышленным слоям населения, началось быстрое формирование буржуазии. Такой большой наплыв относительно дешевого золота и серебра привел к резкому падению их стоимости и сильному (в 2 – 3 и более раз) повышению цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности.
«Революция цен» содействовала укреплению положения городской и сельской буржуазии, росту их доходов. Разорялись крупные земельные владельцы – феодалы, несли потери беднейшие крестьяне и наемные рабочие.
В результате Великих географических открытий центр экономической жизни переместился со Средиземного моря в Атлантический океан. Пришли в упадок итальянские города-республики, возвысились новые центры мировой торговли – Лиссабон, Севилья и особенно Антверпен. Именно последний стал самым богатым городом в Европе мировым торговым и финансовым центром.
Таким образом, в результате великих географических открытий отдельные страны Западной Европы оказались в максимально благоприятных условиях для развития капиталистического производства. Положительно отразились географическая близость к новым морским путям мировой и то, что Белорусско-Литовское и Московское государства прикрыли собой Западную Европу от разрушительных татаро-монгольских нашествий. Великие географические открытия ускорили процесс первоначального накопления капитала.
Великие географические открытия дали толчок торговле, мореплаванию и промышленности и имели огромное экономическое значение. Результатами открытий было "внезапное расширение всемирного рынка, умножение обращающихся товаров, соперничество между нациями в стремлении овладеть азиатскими сокровищами, колониальная система..." При этом центр мировых торговых путей перешёл со Средиземного моря на Атлантический океан, что имело свои последствия: возвышение Англии, Испании, Португалии, Голландии и Франции. В результате из колоний в Европу хлынуло большое количество золота и серебра.
Великие географические открытия значительно расширили мировой рынок. Качество обращающихся товаров резко возросло. В торговый оборот вошли новые продукты, неизвестные ранее европейцам: табак, кофе, чай, какао, хлопок, кукуруза и др.
В лице колоний для Европейской промышленности образовался ёмкий внешний рынок сбыта. В следствии этого возник кризис цеховой системы, неспособный удовлетворять этот возросший спрос. Средневековое ремесло было вынуждено уступить место капиталистической мануфактуре, сложившей цеховые ограничения и значительно увеличивший масштабы производства благодаря применившемуся разделению труда. Это имело своим результатом концентрацию торгового и промышленного капитала и формирование класса буржуазии.
Таким образом, великие географические открытия составили "один из главных моментов, содействовавших переходу феодального способа производства в капиталистический."
Во время Великих географических открытий наиболее обогатились Испания и Португалия, ранее других начавшие захват колоний с помощью обедневшего дворянства, с охотой наигравшихся в длительные военные экспедиции.
Благодаря активной внешней политике, Испания в XVI веке захватила огромные колониальные владения. Однако оставаясь отсталой феодальной страной, в столкновении с капиталистическими соперниками - Голландией и Англией, Испания была вынуждена уступить ведущее место в Европе.
Великие географические открытия способствовали превращению Нидерландов (в состав которой входили современные Голландия, Бельгия, Люксембург и северная Франция) в наиболее экономическую развитую часть Европы. Будучи сравнительно небольшой страной, Нидерланды в начале XVI веке обладали уже развитой промышленностью, имели крупный торговый флот и современные значительные торговые операции по обслуживанию европейского рынка колониальными товарами.
Города Антверпен и Амстердам представляли собой крупнейшие центры международной торговли, имея тесные связи с колониями и большинством европейских государств.
Торговое могущество Голландии было неоспоримо. Громадный торговый флот позволял стране осуществлять широкую посредническую торговлю и стать "мировым перевозчиком".
Начиная с XVI века Англия, в свою очередь, вступила на путь колониальных захватов. Участие Англии в Великих географических открытиях проявилось в организации ряда экспедиций с целью достичь Индии северо-восточным и северо-западными путями. В результате Англия закрепилась на территории Северной Америки. В 70-х годах XVI века она овладела Ньюфаундлендом, а вначале XVII века образовала на территории Американского континента колонии.
В стране были созданы крупные колониальные компании, ведущие ожесточённую борьбу с иностранным купечеством. Особое могущество приобрела всемогущая и знаменитая Ост - Индийская компания, основанная в 1600 году и ставшая плацдармом для последующих завоеваний. Португалия, не выдержав конкуренции с Испанией, была вынуждена обратить взоры на завоевание других территорий.
Португальцы стали хозяевами Южных морей и Индийского океана, используя пиратские методы: захватывая, грабя и истребляя экипажи кораблей мусульманских купцов, державших в своих руках морскую торговлю с Индией.
Таким образом, Португалия полностью захватила в свои руки морские коммуникации на Индийском океане и вокруг Африки. Господство на южных морях обеспечивалось сетью укреплённых военно-морских баз, что сделало возможным постепенный захват части Индии. Доходы от португальской колониальной империи в Индии и Бразилии шли, прежде всего, в казну. Дворянство и чиновники обогащались в качестве представителей королевской власти в колонии.
Следует отметить, что Франция была страной, которой "досталась" меньшая часть колоний. Идея развития французских колоний виделась аналогичной судьбой французских крестьян. Франция оказалась одной из стран, которой завоевание колоний не пошло на пользу: все полученный из колоний средства уходили на содержание королевского двора.
Таким образом, Великие географические открытия послужили изменениями в экономике и социальной структуре общества многих стран мира.
Так, «революция цен» явилась новым фактором первоначального накопления капитала. Она усилила экономическую роль буржуазии и их элементов из дворянства и крепостничества, которые в той или иной степени оказались, связаны с новыми способами производства.
Великие географические открытия тяжким бременем легли на плечи крестьянства, вынужденного платить за снаряжение экспедиций, а также разорявшихся в результате скачка цен.
Таким образом, в разумных странах мира Великие географические открытия вызывали неоднозначную реакцию экономического развития.
В Испании ввиду удорожания многие товары стали неконкурентоспособными. Это послужило одной из причин упадка промышленности и торговли Испании. В то же время благодаря «революции цен» произошло возвышение голландского купечества, занимавшегося посреднической торговлей. «Золотая инфляция» оказала большое влияние на промышленное развитие некоторых стран, ускоряя переход к мануфактурному капитализму. Произошло резкое падение реальной заработной платы рабочих, поскольку номинальная ее величина в Англии возросла лишь на 30%, а во Франции – на 25%.
«Золотая инфляция» повлияла и на экономику Франции. На этапе позднего средневековья, когда происходило разложение феодального способа производства, Франция превосходила все другие западноевропейские страны по численности населения: здесь проживало 15 млн. человек. Основной отраслью ее экономики оставалось сельское хозяйство, а самым многочисленным классом – крестьянство. Так как по-прежнему существовала монополия дворян на землю, то крестьяне были основной категорией держателей земельных участков – цезитариями. Как отмечалось большое распространение получила издольная аренда. Выплачивали крестьяне и оброк – шампар, обременительный для крестьянского хозяйства. Еще более тяжелой была выплата денежного оброка – чинша. В то же время во французском хозяйстве происходили изменения, зарождались капиталистические отношения. На экономическое развитие Франции оказала влияние «революция цен». Вследствие роста цен на продовольствие, увеличившихся в 2,5 раза, разорение среднего и мелкого дворянства приобрело широкие масштабы. Положение же крестьян не улучшилось, потому что они оставались основными налогоплательщиками, а налоги постоянно увеличивались. Все это приводило к многочисленным крестьянским восстаниям (например, в 1548, 1624, 1639 годах).
Последствием великих географических открытий стало возрастание роли таких портовых городов, как Гавр, Бордо, Нант. В крупный центр ярмарочной торговли превратился Лион. Франция начала колониальную экспансию.
В результате великих географических открытий и перемещения мировых торговых путей на океаны Англия оказалась на стыке мировой торговли. Рост промышленности на континенте дал стимул увеличению производства сырья (шерсти) в Англии, где создавались мануфактуры новейшего типа. Их развитию способствовало и то, что в Англию переехало много специалистов из Нидерландов, Франции и Германии, эмигрировавших из-за репрессий герцога Альбы, революционных событий, гугенотских войн, преследований лютеран. В Англии произошли сдвиги в социальной структуре – возникла промышленная буржуазия, из класса феодалов выделилось так называемое обуржуазившееся дворянство, ставшее союзником капиталистов. Развитие суконных мануфактур Фландрии, а затем Англии усилило спрос на шерсть и повысило ее цену. За XVI в. цена на шерсть в Англии увеличилась почти в три раза. Вместе с тем в результате «революции цен» реальная заработная плата снизилась, стало выгодным использование наемного труда в сельском хозяйстве. Все это привело к тому, что капиталистическое овцеводство обеспечивало получение высоких прибылей. Английские феодалы начали превращать свои пашни в пастбища для овец. Таким образом в Англии произошел аграрный переворот, конвенция пашни. Лендлорды присваивали общинные земли, луга и пастбища, сгоняли крестьян с земли. Этот процесс получил название обезземеливания крестьян. Отнятые у крестьян земли огораживались частоколом, чтобы крестьяне не имели к ним доступа. С середины XVI в. огораживание земель происходило не только для пастбищ, но и для производства продуктов в целом, на которые в связи с развитием промышленности сильно возрос спрос.
Таким образом «золотая инфляция» ускорила развитие капиталистических отношений, способствовала появлению большого количества наемных рабочих.
«Революция цен» внесла свои коррективы и в экономику Нидерланд. С 1555 г. Нидерланды – герцогство в составе Испании. Это был развитый промышленный край. Но не все провинции были развиты одинаково. Промышленность (шерстяное и полотняное производство) и торговля особенно были развиты во Фландрии и Брабанте.
В конце XVI в. возникли первые мануфактуры с использованием наемного труда. Зарождались капиталистические отношения. В конкурентной борьбе с мануфактурным производством цеховое ремесло терпело поражение и приходило в упадок. Значительным был рост торговли. Главный город Брабанта – Антверпен стал общеевропейским центром торговли. Антверпен являлся до 1576 г. финансовым центром где можно было взять кредит. После разгрома испанцами роль центра международной торговли перешла к Амстердаму.
В центральных провинциях Нидерландов крестьянин юридически был свободен и брал в аренду землю у феодала. «Революция цен» разорила часть землевладельцев и их земли перешли в руки фермеров. В сельском хозяйстве началось применение наемного труда. Трехпольная система севооборота заменялась более прогрессивной плодосменной. Однако капиталистических хозяйств в деревне было еще мало.
Капиталистические отношения в сельском хозяйстве быстрее развивались в северных провинциях наименее подверженных влиянию Испании, самой пострадавшей страны от «золотой инфляции». Само дворянство переходило на капиталистические методы ведения хозяйства.
К середине XVI в. большая часть Нидерландов значительно продвинулась на пути капиталистического развития. Увеличилась роль капиталистического уклада в экономике страны.
Таким образом, значение Великих географических открытий в истории человечества огромно. Они ознаменовали новую эру в географическом исследовании Земли, дали толчок к развитию многих областей естествознания, способствовали интенсификации мировой торговли, бурному развитию производительных сил, отношений между странами и народами, расширению кругозора общества.
Страны Азии, Африки, Америки и Океании становятся лакомым куском для колониальной политики европейских держав, искавших новые рынки сбыта, источники сырья и земли для колонизации. Они также привнесли с собой такие позорные явления как работорговля, разбой, грабеж и пиратство.
Итак, для Великих географических открытий имелись серьёзные исторические и экономические предпосылки: для дальнейшего развития европейские страны нуждались в драгоценных металлах: золоте и серебре, имелась необходимая для путешествий техника, достаточно был развит флот. Кроме того, Восток воспринимался как сокровищница и толчком ко всему этому послужило османское влияние на европейскую торговлю.
Великие географические открытия заключались в открытии Америки, исследований тихого и Атлантического океанов, в нахождении морского пути в Индию вокруг Африки, а также в открытиях русских, испанских, французских и др. путешественников.
Кроме того, турки вели борьбу с португальцами в Индийском океане. Как пишет известный российский специалист по истории Османской империи проф. М. С. Мейер, "политические и военные мероприятия османских властей были вызваны начавшейся с открытием морского пути в Индию португальской экспансией, целью которой было установление монополии в торговле между странами Южной и Юго-Восточной Азии и Европой". После 1517 г., когда турки завоевали мамлюкский Египет, произошло столкновение двух империй, Португальской и Османской. Несмотря на острое соперничество с Испанией, главным противником для Португалии в XVI в. были турки. Они возглавили сопротивление мусульманского мира португальской экспансии в Индийском океане. Эта борьба проходила на огромном пространстве - от Восточной Африки до Юго-Восточной Азии, а также в Марокко. Она носила характер не только военно-политического и религиозного, но также и экономического противоборства. Любопытно, что турки тем самым объективно защищали не только свои интересы, но и интересы стран Восточного Средиземноморья (например, Венеции), которым нанесло ущерб открытие морского пути в Индию. Победу в этой войне, как мы видели, одержали португальцы. Особенно чувствительными для турок были поражения двух крупных флотов в Индийском океане, в 1552 и 1554 гг.: первый под командованием Пири-бея, пришедший из Красного моря, и второй во главе с Сиди Али - из Персидского залива.
Совершенно очевидно, что решающую роль в борьбе за гегемонию в южных морях играл флот, а португальский флот в XVI в. был самым сильным в мире. Османская империя в этом отношении намного уступала Португалии и поэтому не имела шансов на победу в войне за гегемонию в Индийском океане. Как писал Ф. Бродель, это была борьба между галерой и каравеллой. Галеры в разобранном виде перевозили на верблюдах через Суэцкий перешеек. Они были удобны для маневрирования в узком Красном море и Персидском заливе, но совершенно непригодны для морских сражений против больших и хорошо вооруженных португальских кораблей в Индийском океане.
Кроме того, туркам приходилось в это время воевать с европейскими державами в Средиземноморье и с иранской империей Сефевидов. Бродель подметил, что турецкие броски в Индийский океан происходили в периоды между турецко-персидскими войнами.
Все это объясняет, почему постоянная борьба против турок и индийцев не помешала португальцам обосноваться на западном берегу Индии, в Гоа, Диу, Дамане, Бассейне, Чауле, Бомбее, а также на Цейлоне и в Малакке.
Еще до открытия Мыса Доброй Надежды в 1488 г. Бартоломеу Диашем контролирующий вход в Персидский залив остров Ормуз был одним из крупнейших центров мировой торговли. Ормуз принадлежал Персии, но португальцы прилагали огромные усилия, чтобы добиться от персидского шаха разрешения построить в Ормузе крепость, понимая, что если Ормуз попадет в руки врагов Португалии, те легко смогут перерезать главный путь португальской торговли вокруг Мыса Доброй Надежды и перехватывать грузы, идущие из Индии в Европу и обратно. Кроме этой была еще и другая причина, вызывавшая озабоченность Лиссабона - Ормуз сам по себе был международным торговым центром и крупнейшим рынком Персии. Его базары вызывали изумление путешественников, а жизнь в Ормузе казалась им верхом роскоши. Чтобы добиться, разрешения на строительство крепости в Ормузе, Лиссабон использовал всевозможные дипломатические средства, ища дружбы персидского шаха. В свою очередь Персия также нуждалась в поддержке Португалии, так как своим главным врагом считала Османскую империю.
Ормуз был слабым звеном в системе обороны Персии на морских путях в бассейне Индийского океана, который в любой момент мог стать легкой добычей турок-османов. 26 марта 1515 г. вице-король Индии Афонсу де Албукерки вошел в Персидский залив. Ормуз легко подчинился знаменитому конкистадору, согласившись платить дань Португалии и даже уплатив дань за восемь предшествующих лет. Начиная с этого времени таможня Ормуза, через который шла торговля Индии с Ираном и Османской империей, в течение всего XVI в. была одним из главных источников дохода португальской администрации в Индии. Португальцы контролировали в Ормузе чрезвычайно прибыльную торговлю лошадьми из Персии и из Аравии.
Наконец-то португальцам удалось осуществить свою заветную мечту - они построили в Ормузе сильную крепость и разместили в ней большой и хорошо вооруженный гарнизон. Со всех товаров брали 10%-ю пошлину. Кроме того, 1% брался на содержание флота, а также дополнительная 3%-я пошлина взималась с купцов-мавров, евреев и армян.
В 1517 г. португальцы завязали торговые контакты с Басрой, городом, расположенным в устье Евфрата. Хотя Басра находилась в зоне исламского влияния, португальцы наладили с ней интенсивную торговлю. Наиболее популярными товарами были лошади, оружие, порох, дерево для строительства кораблей. Обычно торговать этими товарами с мусульманами запрещало решение папы, но для португальской короны было сделано исключение, и ей разрешили заниматься такой торговлей для выживания Государства Индия. Кроме того, Ормуз служил опорной базой для португальских военных экспедиций в Красном море.
В 1521 г. мусульмане впервые попытались освободиться от власти португальцев в Ормузе. Правитель Ормуза отказался платить дань, ссылаясь на мятеж на острове Бахрейн. Португальская карательная экспедиция из 400 солдат под командованием Антониу Коррейа завоевала этот остров, но в конце того же года крупное восстание вспыхнуло в самом городе Ормузе, совпав по времени с атаками на португальские крепости в Индии и в Юго-Восточной Азии. Оставшиеся в живых португальцы укрылись в крепости Ормуза. Лишь прибытие большого португальского флота во главе с Луиш де Менезишем помогло подавить восстание. Антипортугальские военно-политические мероприятия турецких властей начались вскоре после открытия морского пути в Индию, поскольку возникла угроза экономическим интересам Порты. Непосредственно Португальская и Османская империи столкнулись после захвата турками Египта в 1517 г.
Вскоре над португальским господством в Ормузе нависла серьезная угроза. В 1546 г. турки завоевали Басру, получив тем самым доступ к Индийскому океану как через Красное море, так и через Персидский залив.
В тот период Европа не осознавала серьезной опасности тех событий, которые должны были произойти в Ормузе и которые в значительной степени касались и ее. Даже те европейские наблюдатели, которые разгадали грандиозный план султана Сулеймана Великолепного, видели в нем лишь угрозу для португальской империи на Востоке. Этот план заключался в захвате Ормуза, который затем должен был послужить трамплином для прыжка на Гуджарат в Индии. После этого для Османской империи не составило бы труда покорить индийских раджей — хозяев огромных богатств и миллионов душ. Если бы Сулейман Великолепный не потерял столько времени и денег на войны на Балканах и в Центральной Европе, ему вполне хватило бы сил для овладения Индией. В этом случае османские правители стали бы господами Индийского океана и Южной Африки.
После захвата Басры турки проникли в Персидский залив. Их галеры под командованием Сафара пересекали Красное море и атаковали Маскат, а также португальские грузовые суда, выходившие из Ормуза.
Вице-король Индии Афонсу де Норонья отправил эскадру из пяти кораблей под командованием Луиша Фигейра против Сафара. Но хотя Фигейра дрался как лев, убил 40 турок, потеряв лишь 12 своих солдат, он так необдуманно рисковал, что потерял и свой корабль, и жизнь. Хотя Сафар был смертельно ранен, португальцы после гибели командующего предпочли отступить. Они вошли в порт Массауа в Эфиопии, остались там жить и окончили свои дни на службе у эфиопской знати.
Так турки укрепили свое господство в стратегически важном порту Басра. Из этого пункта турецкий султан Сулейман I Великолепный планировал нанести решающий удар по португальской крепости в Ормузе.
Таким образом, расширение владычества турок разрушило торговые связи Европы с Востоком, перекрыв важнейший торговый путь на восток - через Малую Азию и Сирию и это послужило толчком к поискам европейцами новых морских путей на Восток вокруг берегов Африки и через Атлантический океан. Это привело к Великим географическим открытиям: открытию Америки Колумбом, пути в Индию вокруг Африки Васко- да- Гамой и португальской экспансии в Индийском океане. Огромное количество золота, хлынувшее в Европу из колониальных стран, привело к «революции цен», что повлияло в той или иной мере на экономику европейских стран и самой Турции способствовало к переходу от феодализма к капитализму.