Общество и культура Афганистана

Социальная структура.

До 1973 члены королевского клана (пуштуны племени дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Главную линию образовали, прежде всего, потомки Доста Мухаммеда и его единокровного брата и соперника Султана Мухаммеда, господствовавших на политической арене с 1826. Следующий по значению слой составляли высокопоставленные чиновники, религиозные лидеры, вожди влиятельных племен, офицеры высших чинов, богатые купцы. За этой аморфной группой следовали молодые администраторы, получившие образование за границей и благодаря знаниям и личным заслугам занявшие места в кабинете министров. Ниже стояли лавочники, врачи, мелкие торговцы, деревенские священнослужители (муллы), провинциальные чиновники и другие должностные лица на местах. В самом низу иерархии находились рядовые крестьяне и кочевники-скотоводы.

В 1980-1990-е годы, в условиях затяжной гражданской войны, общественное положение отдельных лиц и групп стало прямо или косвенно зависеть от их отношений с вооруженными отрядами. Солдаты, чиновники, племенные вожди, муллы - все те, кто поддержал Апрельскую революцию 1978, получили доступ к советскому оружию и деньгам. Их противники, выступавшие против переворота, могли рассчитывать (независимо от того, остались ли они в самом Афганистане или укрылись в лагерях беженцев в Пакистане) на военную и финансовую помощь США и Саудовской Аравии, поступавшую к различным повстанческим формированиям. С падением правительства Наджибуллы в 1992 началась новая гражданская война между победителями, и общество раскололось вновь, но уже по другим линиям. Левые радикалы исчезли с политической арены, борьбу за власть повели мусульманские группировки.

Роль религии.

Ислам остается мощной силой в Афганистане, где почти все население придерживается мусульманской веры. Примерно 84% жителей - сунниты ханифитского толка. Однако среди хазарейцев много шиитов, имеется также община исмаилитов. На территории страны действует ряд крупных суфийских орденов - Чиштийя, Накшбандийя и Кадырийя.

Положение женщин.

По сложившейся традиции афганские женщины не имеют права участвовать в общественной жизни. Попытки изменить ситуацию «сверху», предпринимавшиеся перед Второй мировой войной, встретили сопротивление общества. В 1959 правительство призвало к добровольному отказу от ношения чадры в городах. Энергичные усилия марксистского руководства следовать путем эмансипации стали одной из причин массовых волнений консервативно настроенного населения.

В районах, где талибы одержали верх, установлен жесткий контроль за исполнением женщинами традиционных норм поведения. В Афганистане закрылись школы для девочек, женщинам запрещается работать вне дома. Девушки могут обучаться только в одном Балхском университете в Мазари-Шарифе.

Социальная сфера.

После Второй мировой войны заметные позитивные сдвиги произошли в медицинском обслуживании населения. Во многих городах были построены больницы и клиники, и упор был перенесен с профилактической медицины (кампаний по борьбе с малярией, оспой и тифом) на лечебную. Однако система здравоохранения рухнула из-за боевых действий, и современный Афганистан имеет один из самых высоких в мире показателей младенческой смертности (15,6 на 1000 новорожденных), крайне низкой остается средняя ожидаемая продолжительность жизни (45 лет).

Жилище.

Население Афганистана живет преимущественно большими семьями в деревнях. Преобладают прямоугольные в плане дома с плоскими или куполообразными крышами, построенные из сырцового или обожженного кирпича и обмазанные глиной. Усадьба обносится стеной из сырцового кирпича. В горах возводят также строения из камня, а в крупных городах появились здания современного типа. Кочевники возят с собой шатры из шерстяной ткани, имеющие четырехугольную форму.

Пища.

К традиционным блюдам относятся плов с мясом или овощами, жареное мясо (кебаб), мучные изделия (ашак, или манты) и выпекаемые в традиционных печах-тандурах пресные лепешки. Значительную долю в пищевом рационе составляют овощи - томаты, картофель, горох, морковь и огурцы. Большая часть населения не может себе позволить регулярное потребление мяса. Зеленый или черный чай, кисломолочные продукты, свежие и сушеные фрукты и орехи также входят в повседневный рацион.

Одежда.

Главные элементы костюма почти всех этнических общин Афганистана - длинная, до колен и ниже, рубаха и плотно подпоясанные кушаком широкие штаны (камис). Поверх мужчины надевают безрукавку с четырьмя карманами и застежкой и халат. Характер головного убора, например чалмы, тюбетейки или войлочного колпака, нередко отражает принадлежность мужчин к определенной национальной группе и географическому району. Многие отпускают бороду, особенно с тех пор, как талибы запретили бриться.

Женщины в сельской местности носят длинную, вышитую по вороту рубаху из цветной хлопчатобумажной ткани и длинные, до щиколоток, штаны. Женщины из среды кочевников поверх рубахи надевают несколько широких юбок. Женщины носят серебряные украшения с сердоликом и лазуритом, бусы и ожерелья из монет.

Семейные обычаи.

У афганцев обычны большие семьи. Родственные отношения создают фон для проявления социальной, экономической и политической деятельности. Браки, часто заключаемые между двоюродными братьями и сестрами, как правило, организуют старшие в своих семьях женщины. При сватовстве и помолвке договариваются о калыме, приданом и устройстве свадебного пиршества. Разводы случаются редко.

Система образования.

Наиболее примечательной особенностью культурной жизни Афганистана в 20 в. стало расширение сети учебных заведений. Прежде работали лишь традиционные деревенские школы (мактабы), в которых местные муллы вели преподавание по сложившимся канонам ислама. Особенно много современных начальных и средних школ, базирующихся на западных образцах, появилось в 1970-е годы. Тогда же заметно упрочилось положение Кабульского университета, основанного в 1932. Долгие годы войны разрушили налаженную систему просвещения в Афганистане. В 1999 грамотными числились 47% мужчин и 15% женщин.

Литература и искусство.

В феврале 1979 была основана Академия наук Афганистана (AHA), созданная по модели Академии наук СССР. Она включала Афганскую академию языка и литературы «Пашто толына», Историческое общество и связанные с ними научно-исследовательские учреждения. Большинство художественных произведений 1978-1992 носило пропагандистский характер, и было направлено на защиту правившего режима. Крупные прозаические произведения редко встречаются в афганской художественной литературе, но поэзия достигла совершенства. Главные книгохранилища страны - Публичная библиотека Кабула и библиотека Кабульского университета.

Столичный Национальный музей располагает богатыми археологическими и этнографическими коллекциями, охватывающими период от палеолита до становления мусульманского государства. Особенно ценными были материалы первобытного, древнегреческого и буддийского периодов. Однако в 1993 музей попал в зону боев, и в последующие два года свыше 90% коллекций было разграблено.

Народная музыка сопровождает пение и танцы и выступает также как самостоятельный вид искусства. Популярны струнные (домбра), духовые (флейта и сурна) и ударные (барабан) инструменты.

Пресса и массовая культура.

Главный печатный орган движения Талибан - «Шариат» («Путь к Аллаху»). Оппозиционные организации, включая эмигрантские, имеют свои издания на местах.

В годы правления НДПА выходило несколько подконтрольных властям ежедневных газет общим тиражом ок. 95 тыс. экземпляров, среди них - печатавшийся на дари «Голос саурской [Апрельской 1978] революции»; «Анис» («Собеседник») и «Хивад» («Отечество») - обе на дари и пушту, а также «Кабул нью таймс» на английском языке. Издавались также еженедельник для женщин «Жвандун» и ряд провинциальных газет. Министерства, факультеты Кабульского университета и такие учреждения, как банки, выпускали раз в месяц или в квартал специальные периодические издания. В 1979 все издательства были национализированы.

Официальное радио талибов «Голос шариата» передавало новости, религиозные программы и вело образовательные передачи на местных языках.

Карательные акции движения «Талибан» негативно отражались на массовой культуре. Популярная музыка запрещена, было уничтожено множество аудиокассет и большое количество видеотехники. Музыку изгнали также со свадебных и праздничных мероприятий, а в 1996 были закрыты кинотеатры. Все это вернулось после краха режима талибов.

Спорт и праздники.

Афганцы увлекаются футболом, хоккеем на траве, волейболом и особенно пахлавани (местный вариант классической борьбы). На севере практикуется игра «бузкаши», в которой соревнующиеся команды всадников должны как можно быстрее доставить тушу теленка за условную линию. В районах к югу от Кабула распространены местные конноспортивные соревнования. Азартными играми увлекаются почти все группы населения. Практически все афганцы играют в шахматы. Среди подростков популярны бои воздушных змеев.

Национальные праздники - День победы мусульманского народа (28 апреля), День поминовения мучеников (4 мая) и День независимости (19 августа).