Озеро Альберт

Переправившись через глубокую долину, мы стали усердно взбираться на противоположный склон горы. Я спешил достигнуть скорее самой вершины, и вдруг… передо мною блеснуло великолепное, величественное озеро! Глубоко лежало оно, подобно ртутному морю, сильно отражая лучи полуденного солнца…

Описать торжественность минуты этой невозможно. Это была награда за все нужды и мучения, перенесенные во время многолетнего путешествия нашего по Африке… Я стоял на высоте полутора тысяч футов над озером и смотрел с крутой гранитной скалы на приветные воды, которые питали весь Египет и разливали по пустыне плодородие; я смотрел на этот могучий источник благодеяния для миллионов людей, который так долго от них скрывался…

Уже с первого взгляда, брошенного на озеро с вершины скал, можно было видеть, что оно лежит много ниже общего уровня страны;… таким образом, оно служит водоемом, куда должна стекаться вся вода; из этой-то каменной цистерны выходит Нил – великан при самом рождении».1

Так описывает Сэмюэл Уайт Бейкер свои первые впечатления от открытого им в марте 1864 года озера Альберт.

Озеро имеет очертания удлиненного ромба, большая ось которого ориентирована с юго-запада на северо-восток (приблизительно вдоль этой оси, посередине озера, проходит ныне государственная граница между Заиром и Угандой). Расстояние между крайней северной и крайней южной точками ромба-145 км. Ширина озера колеблется от 35 до 46 км. Площадь его – около 5600 км2, т.е. примерно в 12 раз меньше площади озера Виктория и почти в 6 раз меньше площади Танганьики.

Своей продолговатой формой озеро Альберт обязано конфигурации сбросовой впадины, днище которой оно занимает почти во всю его ширину. Эта впадина представляет собой северный отрезок Западного рифта.

Озеро лежит на высоте 618 м над уровнем моря. Западный (заирский) борт рифта на этом участке достигает абсолютных отметок 1900–2400 м, поднимаясь, таким образом, на 1300–1800 м над озером. Восточный (угандийский) борт намного ниже – около 1200–1400 м над уровнем моря и, соответственно, около 600–800 м над уровнем озера. Такое асимметричное строение характерно для всего Западного рифта: один борт (попеременно то западный, то восточный) всегда, как правило, значительно выше другого.

Краевые поднятия спускаются к днищу грабена рядом уступов, образованных параллельными ступенчатыми сбросами. Некоторые уступы еще сохраняют облик неприступных массивных стен, но в большинстве случаев эрозия уже успела нарушить их монолитность: они изрезаны многочисленными глубокими оврагами, а местами и настоящими ущельями, по которым во время дождей стремительно несутся потоки мутной клокочущей воды. Эти влажные, тенистые ущелья и овраги поросли густыми лесами. Их темная зелень резко контрастирует с красноватыми или буроватыми тонами крутых каменистых склонов, либо совсем лишенных растительности, либо покрытых лишь редкими пучками грубых жестколистных злаков, которым кое-как удалось укорениться в едва затронутом почвообразованием щебнистом субстрате.

Дно сбросовой впадины довольно ровное и плоское, и озерные воды разливаются по нему относительно тонким слоем. Из всех крупных озер Западного рифта Альберт самое мелководное: средняя глубина его 25 м, наибольшая – 58 м. Береговая линия озера очень слабо расчленена, берега имеют большей частью почти строго прямолинейные очертания, определенные простиранием разломов. Сбросовые уступы нередко поднимаются прямо из воды в виде высоких отвесных утесов. В других местах между озером и подножием уступа протягивается узкая полоска плоской равнины, переходящая в низкий песчаный берег, на который накатываются волны-то спокойно и лениво, то в яростно-учащенном ритме, вздымая ввысь белые пенистые гребни. Ровные участки вокруг озера покрыты травянистой саванной с отдельными деревьями (главным образом зонтиковидными акациями) и кустарниками, обычно колючими; развитию более пышной растительности препятствует засушливый климат сбросовой впадины, находящейся в «дождевой тени» краевых поднятий и непрерывно «прожариваемой» тропическим солнцем.

Кое-где у подножия краевых уступов грабена на поверхность выбиваются горячие ключи с сильноминерализованной водой. Почва вокруг них засолена, и на ней растут лишь особо солевыносливые растения; в случае же высокой засоленности исчезают и они, оставляя обширные пятна голой земли. По соседству с такими источниками местные жители издавна ведут добычу соли. Наибольшее значение в настоящее время имеют соляные промыслы Кибири на восточном берегу озера.

У юго-западной и северо-восточной оконечностей озера прибрежные равнины расширяются и протягиваются вдоль оси грабена до самого горизонта. Эти равнины, сложенные мощной толщей песков и глин, – не что иное, как древнее ложе озера, имевшего некогда гораздо большие размеры, чем сейчас. Надо сказать, что история озера Альберт восходит к весьма отдаленному геологическому прошлому. Грабен, в котором оно расположено, – один из самых древних участков Западного рифта. Он образовался в середине третичного периода, примерно двадцать миллионов лет назад. Тогда же возник и прообраз современного озера. На ранних этапах своего существования грабен был, по-видимому, менее глубоким, чем в настоящее время, и заполнявший его озерный водоем мог быть еще более мелководным, чем то озеро, какое мы знаем сейчас, но при этом и значительно более обширным по площади. Это древнее озеро простиралось далеко на юг. Последующие тектонические движения подняли края грабена и углубили озерную котловину, вследствие чего водоем сократился в размерах. Изменения площади и очертаний озера были связаны, впрочем, не только с движениями земной коры, но и с колебаниями климата в позднетретичное и четвертичное время: в более сухие эпохи уровень озера понижался, и оно могло распадаться на несколько мелководных водоемов, а иногда, вероятно, и совсем пересыхало, с увеличением же влажности климата котловина вновь заполнялась водой.

Озеро Альберт получает много притоков, но в большинстве своем они несут воду лишь в сезон дождей. Из постоянных рек, впадающих в озеро, только две крупные: река Виктория-Нил и река Семлики, вытекающая из озера Эдвард. Семлики вливается в озеро у его юго-западной оконечности, Виктория-Нил – у северо-восточной. Обе реки при впадении образуют обширные дельты – настоящие лабиринты рукавов и проток, прихотливо извивающихся среди непроходимых тростниковых и папирусовых болот. Здесь раздолье для водоплавающей птицы, для бегемотов и крокодилов. Устья речных рукавов замаскированы зарослями тростника и массой плавучих тростниковых островков, которые в бурю отрываются от берега и, гонимые ветром, разносятся по всему озеру. В свое время Бейкер, обнаружив, что в устье Виктория-Нила вода почти стоячая, просто не мог поверить, что это та самая река, которую он видел в одном из пунктов выше по течению быстро катящей свои воды по каменистому ложу. Только поднявшись по ней на лодке на три десятка километров от устья и, так сказать, упершись в величественный водопад Мерчисон, он убедился, что эта река, оказывается, кое на что способна…

Примерно в 15 км к северу от места впадения Виктория-Нила из озера выходит река Альберт-Нил, которая ниже до течению, уже за пределами области Великих озер, принимает название Бахр-эль-Джебель (по-арабски «горная река», а более точно «река, текущая с гор»), а затем Бахр-эль-Абьяд («белая река»), или Белый Нил. Точно установить, где находится место ее истока, не так-то просто: озеро, обрамленное необозримыми тростниковыми болотами, сужается очень постепенно, и этот острый клин (северный угол озерного ромба) незаметно переходит в речную долину.

По подсчетам английского гидролога Г. Херста, из общего объема воды, ежегодно поступающей в озеро Альдерт (в среднем 29,5 км3), около 84% (24,9 км3) дают его притоки (в том числе Виктория-Нил – 19,7 км3 и Семлики – 3,5 км3) и лишь около 16%, (4,6 км3) – осадки, выпадающие на поверхность озера. Этот приход воды примерно на 3/4 уравновешивается стоком через Альберт-Нил (22 км3) и только на 1/4 – потерями воды на испарение с озерной поверхности (7,5 км3). Таким образом, в водном балансе озера основную роль играет речной сток – полная противоположность тому, что мы видели на озере Виктория.

Если вспомнить, что обе эти реки в свою очередь вытекают из больших озер, служащих естественными регуляторами стока, становится понятной незначительность сезонных колебаний уровня озера Альберт, несмотря на сравнительно небольшую его глубину. Многолетние колебания уровня намного больше. Очень резким подъемом воды в озере (более чем на 4 м выше нормального уровня) ознаменовалось, в частности, начало 1960-х годов. Этот подъем опять-таки связан с «поведением» Виктория-Нила, сток которого сильно увеличивался вследствие уже упоминавшегося нами повышения уровня озера Виктория.

Круглый год сильно прогреваемая солнцем, вода в озере Альберт очень теплая. Максимальная ее температура, по данным бельгийской гидробиологической экспедиции, изучавшей в 1952–1954 годах озера Западного рифта, достигает 30° С (измерена на поверхности озера), минимальная же (в глубине) составляет 26,5° С; таким образом, минимальная температура воды озера выше средней температуры наиболее нагретого слоя (эпилимниона) озера Виктория. Ввиду относительной мелководности озера его воды часто перемешиваются до самого дна (главным образом под воздействием ветра и волнения). Температурная стратификация, если она вообще наблюдается, выражена слабо и удерживается недолго. Ввиду такого характера термического режима озерные воды обогащены растворенным кислородом вплоть до наибольших глубин, что в свою очередь создает благоприятные условия для развития жизни во всей водной массе озера. Весьма существенно с точки зрения биологической продуктивности и то обстоятельство, что в водах озера содержится довольно много растворенных солей (в среднем около 0,6 г/л), в том числе соединений фосфора, азота и других элементов, необходимых для питания различных водных организмов.

Неудивительно поэтому, что озеро Альберт пользуется репутацией одного из наиболее богатых рыбой озер Африки. Здесь насчитывается свыше 40 видов рыб. В большинстве своем это виды, свойственные не одному этому озеру, но и всей лежащей ниже его части нильского бассейна. Среди них заслуживает упоминания в первую очередь нильский окунь – очень крупная хищная, рыба, иногда достигающая по весу центнера и более (самый большой экземпляр, выловленный в озере, превышал 2 м в длину и имел вес 121 кг). Нильский окунь высоко ценится любителями рыбных блюд и является важным объектом промысла. Из других характерных представителей «нильской» ихтиофауны можно назвать еще одного водяного хищника – тигровую рыбу. По размерам она значительно уступает нильскому окуню (вес 5–6 кг) и, будучи очень костистой, менее пригодна в пищу, но ловля ее представляет большой спортивный интерес. Г. Херст – не только крупнейший авторитет в вопросах гидрологии бассейна Нила, но и заядлый спиннингист, – пишет, что тигровая рыба, «попавшись на леску, отчаянно сопротивляется; челюсти у нее жесткие, и поддеть ее на крючок бывает трудно, к тому же эта рыба имеет обычай выскакивать из воды и отчаянно биться, что часто освобождает ее от крючка, и даже тогда, когда она, казалось, подсечена по всем правилам»1.

Рыболовство – одно из основных занятий приозерного населения. Ловят рыбу преимущественно традиционными способами: с помощью расставляемых на ночь сетей или на крючок. В последнее время постепенно внедряются и современные методы лова. Подсчитано, что ежегодно озеро Альберт может давать без ущерба для своего биологического потенциала до10 тыс. т рыбы. Эта цифра сейчас уже достигнута, и дальнейшее увеличение вылова может привести к сокращению (рыбных запасов).

Помимо рыболовства, озеро используется для судоходства. Главные озерные порты – Бутиаба в Уганде, Махаги-Порт и Касеньи в Заире.