Определение миграции. Изучение и влияние миграции
Понятия миграции
Миграция населения – это пространственное перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на длительный период.
Миграции населения изучают демографы, экономико-географы, экономисты, историки, социологи, статистики, этнографы, археологи. Основной источник сведений о миграции населения - государственная статистика, включающая текущий учёт мигрантов, и материалы переписей населения. Кроме того, для изучения отдельных групп мигрантов организуют выборочные исследования.
В демографических справочниках выделяются понятия, связанные с миграцией, такие, как «миграционная когорта», означающее совокупность мигрантов, объединяемых общим периодом миграции в данный населённый пункт и район, и «миграционный поток».
«Миграционный поток» - это совокупное число мигрантов (или миграций), имеющих общие районы прибытия и выбытия данного отрезка времени. Подчеркнём, что «миграционный поток» - один из показателей направления миграции. Выделяются прямые и обратные миграционные потоки. Больший по размерам из двух направленных навстречу друг другу миграционных потоков обозначают как доминирующий поток, а менее интенсивный – как противоположный. Разница между доминирующим и противоположным потоками называется чистым потоком между двумя районами, сумма доминирующего и противоположного потоков – обменом населения между двумя районами. Анализ миграционного потока, который проводится с помощью различных коэффициентов, необходим для определения эффективности миграционных связей.
Рассмотрим определение субъекта миграции – мигранта. Мигрант – лицо, совершающее миграцию, то есть пересекающее границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства навсегда или на более или менее длительное время. При широкой трактовке термин «Мигрант» включает также лиц, совершающих маятниковые миграции.
В свою очередь, маятниковая миграция – регулярные передвижения населения из одного населённого пункта в другой на работу или учёбу и обратно. Регулярность соответствует режиму трудовой деятельности или учёбы. Маятниковая миграция получила развитие в условиях урбанизации. Главные направления – из села в город, из малого города в крупный. Значит, маятниковая миграция наблюдается в пригородных зонах крупных городов и городских агломераций; имеет место также в зоне средних и малых городов в сельской местности урбанизированных территорий. В целом в пригородных районах городов формируются зоны устойчивой маятниковой миграции, её важное условие – развитие транспорта.
Маятниковая миграция является важными источником формирования трудовых ресурсов в городах, создаёт равноценные условия выбора места работы, профессионального обучения. Она способствует социальной мобильности населения, изменению социальной структуры сельских жителей, распространению городского образа жизни. При этом имеются и негативные стороны в экономическом, транспортном и социальном аспектах, в частности значительно увеличиваются затраты времени на дорогу.
Высказывается мнение об условности понятия маятниковой миграции и неправомерности его включения в понятие миграции населения; нередко в качестве маятниковой миграции рассматриваются передвижения не только на учёбу и работу, но и с культурно-бытовыми и рекреационными целями.
Изучение миграции
Метод изучения миграции – совокупность специальных приёмов изучения факторов, показателей миграции, подвижности населения и её социального механизма.
Основным является статистический метод. Метод изучения миграции заключается в непосредственной регистрации каждого отдельного случая передвижения как в месте выбытия мигрантов, так и в месте их прибытия. Этим путём определяются число прибывших и выбывших за конкретный период, состав мигрантов и направления миграции. Используются также косвенные расчётные методы. Например, с помощью статистики естественного движения можно рассчитать сальдо миграции за определённый период по территориальным единицам путём вычитания естественного прироста из общего прироста населения.
Сальдо миграции – разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из неё за определённый срок; показатель результата территориального перемещения населения.
Другой метод основывается на регистрации места рождения каждого лица при проведении переписей населения. При сопоставлении данных о местах рождения и проживания определяется численность неместных уроженцев, которая косвенно характеризует сальдо миграции. Косвенные методы расчёта размеров и направлений миграции предполагают использование материалов статистики труда и транспортной статистики. К статистическим методам изучения миграции относятся также методы измерения миграции по данным о продолжительности проживания в определённом месте, о предыдущем месте жительства, методы расчёта коэффициента дожития и изучения миграции из сельской местности в города. Применяются методы выборочного статистического изучения безвозвратной и особенно возвратной (сезонной, маятниковой) миграции. При репрезентативности выборки полученные результаты распространяются на всю совокупность объектов.
Для углублённого изучения миграции привлекаются математическая статистика, теория игр, моделирование, системный анализ и др. Для предоставления данных о миграции балансах и потоках используются смешанные статистические и картографические методы.
Социологические методы изучения миграции призваны выявить факторы миграции населения, её потенциальные резервы, механизмы и движущие силы. При выборе тех или иных методов необходимо учитывать территориальные особенности, направление и формы миграционных процессов. Этот выбор определяется программой исследования, задачами и целями, основанные гипотезами, характером единиц непосредственного изучения (мигранты, предприятия, населённые пункты и др.).
Любое исследование миграции населения начинается с определения единиц обследования, которое может быть сплошным или выборочным. Сбор первичной информации осуществляется посредством наблюдения, изучения процессов миграции в масштабах отдельной организации (включённый анализ), при изучении маятниковой миграции. Метод изучения документов – сбор необходимой информации в различных формах статистической отчётности. Применяются интервьюирование и анкетирование мигрирующих. Сбор информации о миграции населения носит единовременный характер, между тем миграция – это процесс, протекающий во времени. Для устранения данного противоречия используются методы повторного исследования и экспертных оценок. Обработка первичной информации о миграции предусматривает выбор адекватных математических методов, технических средств, способа группировки и представления полученных результатов.
Миграции населения подразделяют на следующие группы:
·по хорологическому (пространственному) признаку выделяют внутренние (межрайонные и внутрирайонные) и внешние (межконтинентальные и межгосударственные) миграции. Внешняя миграция связана с пересечением государственной границы. По отношению к данной стране внешние миграции делятся на эмиграцию (выезд за пределы государства) и иммиграцию (въезд в страну), реэмиграцию (возвращение эмигрантов на родину), реиммиграцию (обратный отток из страны лиц, прибывших в страну в результате иммиграции). Лиц, вернувшихся в свою страну после насильственного переселения, называют репатриантами. Применительно к внутренним миграциям вместо термина “эмиграция” используют термин “переселение”, а вместо термина “иммиграция” – “вселение”;
·по хронологическому признаку различают постоянные (безвозвратные) миграции, при которых выехавшее население не возвращается на прежнее место жительства, и временные (возвратные), не приводящие в конечном счёте к закреплению прибывшего населения. По хронологическому признаку также выделяют исторические, современные и перспективные миграции;
·по институциональному признаку миграции делятся на организованные, осуществляемые при участии государственных и общественных органов и с их помощью, и неорганизованные (индивидуальные, самодеятельные), которые осуществляются силами и средствами самих мигрантов;
·по форме выделяют добровольные и принудительные миграции. Добровольная миграция – это перемещение людей, добровольно покидающих старое место своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства. Вынужденная миграция – перемещение людей с целью поиска убежища;
·по юридическому признаку различают легальные и нелегальные миграции, нелегальные мигранты – лица, незаконно въезжающие в поисках работы в другие страны, а также лица, пересекающие границы на законных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством;
·по типу поселений различают миграционные потоки “город-город”, “село-город”, “село-село”, “город-село”;
·отдельно выделяется внешняя трудовая миграция. Она означает добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории государства за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределом государства, на его территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности; субъектами внешней трудовой миграции (трудящимися-мигрантами) являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.
Основными причинами, вызывающими миграцию, являются:
· политические (в результате смены формы государственного правления, политических переворотов);
· социально-экономические (перемещение в поисках работы, «утечка мозгов» - выезд людей интеллектуального труда из стран Восточной Европы, бывшего СССР, Индии, Латинской Америки в США, другие западные страны);
· природные (перемещение людей из-за стихийных бедствий);
· экологические (радиационное заражение в результате аварии на Чернобыльской АЭС привело к значительным миграционным процессам);
· религиозные (преследование католиками протестантов и переселение последних в США, Австралию, Канаду);
· национальные (бегство граждан из-за национальных преследований).
В самом общем виде миграционное поведение включает внешние стимулы миграции и внешние стимулы к стабилизации. Миграционное поведение отдельных групп населения оказывается иногда под влиянием подражательного фактора, то есть сложившихся в данной группе установок, касающихся смены места жительства. В большой степени на миграционное поведение воздействуют особенности личности мигранта (интересы, потребности, стремления, ценностные ориентации). Помимо индивидуального стремления мигрировать, необходима информация о реальных возможностях устройства на новом месте, условиях жизни, затратах на переезд. Определённую роль в миграционном поведении играет и конкретная жизненная ситуация самого мигранта: его пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, профессиональная квалификация, национальность, конфессиональная ориентация. На решение мигрировать оказывает влияние миграционная политика, включающая механизм регулирования миграционных потоков.
Влияние миграции и миграционная политика
Миграции оказывают огромное влияние на численность, размещение, структуру и динамику населения сёл, городов, районов, стран и континентов. Подавляющая часть населения Америки и Австралии – потомки иммигрантов. Миграции могут быть причиной и следствием сдвигов в территориальной организации хозяйства.
Миграции приводят к изменению режима воспроизводства, половой, возрастной, профессиональной, расовой и этнической структуры населения, которые также влияют на систему расселения, темпы и уровень урбанизации государств и районов. С миграциями связано возникновение новых отраслей и форм ведения хозяйства, неизвестных до этого местному населению.
Миграции могут стать источником целого ряда отрицательных явлений и процессов: безработицы, межэтнических конфликтов, дополнительной нагрузки на социальную инфраструктуру в районах прибытия, уменьшения величины интеллектуального потенциала в районах выбытия, распространение преступности, разнообразных болезней и др.
С целью регулирования миграционных процессов, придания им целенаправленного развития в большинстве государств мира проводится миграционная политика.
Миграционная политика – это часть демографической политики, представляющая совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционное движение населения, или, иными словами, система специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию миграционных потоков, преследующая как экономические, так и демографические цели.
Государство разрабатывает правовые нормы, в соответствии с которыми дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов, занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для эксплуатации труда иностранных рабочих.
Основными задачами государственной миграционной политики являются следующие:
· защита государством прав и интересов мигрантов;
· развитие системы иммиграционного контроля;
· регулирование миграционных процессов с учётом социального, экономического, экологического развития страны или региона. Например, ограничение иммиграции в соответствии со спецификой психологии мигрантов, климатическими особенностями мест расселения, национальной несовместимостью;
· создание условий для приёма и размещения мигрантов.
Миграционная политика состоит из нескольких этапов: изучение миграционной ситуации; сопоставление реальной и желаемой миграционной ситуации; выработка мер воздействия на миграционное движение населения.
Миграционная политика включает следующие группы мер:
· экономические;
· административно-правовые;
· воспитательные.
Миграционная политика подразделяется на несколько типов:
1. направленная на поддержание эмиграции и запрещение иммиграции. Примером является Япония;
2. миграционная политика не препятствует эмиграции, но жестко контролирует иммиграцию. Примеры – США, Канада, Австралия и другие развитые страны;
3. миграционная политика не препятствует эмиграции, но способствует иммиграции. Примеры – Израиль, Германия, нефтедобывающие страны Юго-Западной Азии;
4. миграционная политика не препятствует ни эмиграции, ни иммиграции (Тунис, Египет, Польша);
5. миграционная политика, направленная на закрытость страны (Куба, Вьетнам, Непал, КНДР).
На межгосударственном уровне созданы организации, которые регулируют миграционные потоки – Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), а также межгосударственные двусторонние и многосторонние акты. Следует отметить, что нормативные акты стран, в которых значительна роль иммиграции, содержат жёсткие меры относительно общего количества иммигрантов и хорошо отработанные системы, определяющие порядок иммиграции.