Организация работ при хранении сельскохозяйственных машин
Выбор и обоснование способов хранения машин в хозяйстве.
Хранение машин — один из важнейших элементов технологического процесса эксплуатации машинно-тракторного парка. Для обеспечения сохранности техники в межсезонный период в каждом хозяйстве проводят широкий комплекс организационно-технологических мероприятий, направленных на предохранение машин, их узлов и деталей от коррозионных разрушений, старения и деформации. Ведется работа по предупреждению разукомплектования машин в период хранения и использования.
К организационным мероприятиям относятся:
создание необходимой базы для хранения и противокоррозионной защиты машинно-тракторного парка;
составление плана и схемы размещения машин по группам, видам и маркам на местах хранения;
организация и укомплектование рабочих мест по консервации и хранению необходимыми средствами механизации и оснасткой, подготовка их к работе, обеспечение смазочными и консервационными материалами;
учет при приемке машин на хранение и их выдаче с мест хранения;
создание специализированных звеньев по хранению техники;
контроль за пожарной безопасностью и создание безопасных условий труда работникам, занятым на хранении техники.
К технологическим мероприятиям относятся:
очистка и мойка машин;
консервация агрегатов и отдельных частей машин, снятие узлов и деталей, требующих складского хранения;
герметизация полостей и разъемных частей;
доставка машин к местам хранения и их установка на подставки;
техническое обслуживание машин во время хранения; снятие с хранения и расконсервация машин, установка снятых узлов и деталей;
регулировка и настройка машин и агрегатов.
Государственным стандартом 7751—85 «Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения» определены три вида хранения: межсменное, кратковременное и длительное.
На межсменное хранение машины устанавливают при перерывах в работе до 10 дней.
Технику очищают от растительных остатков и технологических загрязнений и моют; отключают аккумуляторные батареи, рычаги управления, прицепные устройства, устанавливают машины в положения, исключающие самопроизвольное их скатывание (подкладывают упоры под колеса). Как правило, на меж сменное хранение машины оставляют на специально отведенных стоянках работающей техники бригад и от делений.
На кратковременное хранение машины устанавливают при перерывах в их работе от 10 дней до 2 месяцев, а на длительное хранение — если срок неиспользования машин составляет свыше 2 месяцев.
Машины должны быть своевременно и правильно размещены на местах хранения по группам, видам и маркам с соблюдением между ними необходимого интервала для технического обслуживания и осмотра.
К кратковременному хранению машины подготавливают непосредственно после окончания их использования, а к длительному — не позднее 10 дней с момента окончания работ. Машины для приготовления, внесения и транспортировки удобрений и пестицидов подготавливают к хранению сразу же после окончания работ.
При кратковременном хранении основное внимание уделяют очистке и мойке машин, герметизации отверстий, полостей, через которые могут попасть атмосферные осадки внутрь машин, сохранности резинотекстильных частей и деталей, аккумуляторных батарей. При этом с них не снимают узлы и детали.
Транспортерные ленты (полотняные и прорезиненные) в случае хранения машины свыше месяца на открытой площадке снимают, свертывают в рулоны и сдают на склад. Аккумуляторные батареи отключают, проверяют в них уровень и плотность электролита и при необходимости доливают дистиллированную воду и подзаряжают. Если машины хранятся при низких температурах или находятся на хранении свыше месяца, аккумуляторы сдают на склад.
Длительное хранение предусматривает выполнение всего комплекса организационно-технологических работ по хранению, консервации и противокоррозионной защите сельскохозяйственной техники.
В соответствии с действующим ГОСТом хранение машин осуществляется в закрытых помещениях (гаражах, ангарах, сараях), под навесами или на открытых оборудованных площадках.
Наибольшая сохранность техники обеспечивается в за крытых помещениях. Размещение машин в гаражах, ангарах, сараях исключает воздействие на них неблагоприятных климатических и атмосферных факторов. В крытых помещениях хранят в первую очередь сложную, до рогостоящуютехнику:
зерноуборочные, самоходные кормоуборочные, силосоуборочные и другие комбайны, трак торы, насосные установки. При этом значительно сокращаются трудозатраты и расход материалов на консервацию. С машины не снимают детали, узлы и агрегаты, но ремни и транспортерные ленты ослабляют от натяжения, с них удаляют масляные пятна; втулочно-роликовые цепи проваривают и устанавливают без натяжения. Рабочие органы, звездочки, винтовые и резьбовые поверхности регулирующих механизмов покрывают защитной консервационной смазкой.
Хранение машин под навесами в основном такое же, как и в закрытых помещениях. В этом случае обяза тельно проводят внутреннюю консервацию двигателей; металлические части защищают от дождя и снега консервационными составами.
На открытых площадках, как правило, размещают более простые сельскохозяйственные машины и орудия: плуги, бороны, культиваторы, катки, лущильники и т. д. При хранении сложных машин на открытых площадках с них снимают подверженные коррозии и старению узлы (втулочно-роликовые цепи, приводные ремни, транспортерные ленты, узлы и детали электрооборудования и т. п.) и сдают на склад, предварительно очистив их от загряз нений.
У машин герметизируют все полости и защищают консервационными смазками поверхности с разрушенным лакокрасочным покрытием, рабочие органы, резьбовые соединения. Укрывают двигатели комбайнов и других самоходных машин защитными чехлами. Капоты и дверцы кабин тракторов, комбайнов и других самоходных машин закрывают и пломбируют.
Наименование машин | Способ хранения |
Тракторы: | |
Гусеничные | З |
колёсные и самоходные шасси | З |
Прицепы автомобильные и тракторные | АБ |
Универсальные погрузочные средства | Н |
Машины для обработки почвы: | |
Плуги | Б |
дисковые лущильники, бороны, катки, | АБ |
бороны зубовые | ОГ |
Сцепки | АБ |
Культиваторы | АБ |
Разбрасыватели удобрений | 3 |
Машины посевные и посадочные: | |
сеялки зерновые | З |
сеялки специальные | З |
картофелесажалки | З |
машины рассадопосадочные | З |
Машины для ухода за растениями | З |
Машины уборочные: | |
комбайны зерновые | З |
Жатки | АБ |
комбайны кукурузоуборочные | З |
комбайны силосоуборочные | З |
комбайны свеклоуборочные | З |
льнокомбайны | З |
Косилки | З |
Стогометатели | АБ |
Грабли | АБ |
пресс-подборщики | З |
подборщики-копнители | АБ |
Копновозы | АБ |
картофелекопатели | ОГ |
машины ботвоуборочные | АБ |
пункты сортировальные | З |
Применяемые обозначения:
3 - хранение в закрытом помещении;
Н - хранение машин под навесом;
АБ - хранение машин на площадке с асфальтобетонным покрытием;
Б - хранение машин на площадке с бетонным покрытием; ОГ - хранение машин на площадке с покрытием из оптимальной гравийной смеси.
Выбор и размещение зон хранения машин
Открытые площадки с твердым покрытием предназначены для размещения и хранения сельскохозяйственной техники. Поверхность их делают ровной с уклоном 2...3° для стока дождевых и талых вод. В качестве твердого покрытия применяют асфальт, асфальтобетон, бетон, гравий (рис.).
Площадки либо состоят из отдельных полос с твердым покрытием, либо имеют сплошное твердое покрытие.
Технику на площадках размещают по видам и маркам машин в соответствии с технологическим планом выполнения полевых работ, то есть в таком порядке, который обеспечивает свободный въезд и выезд машин, а также осмотр и техническое обслуживание их в период хранения.
На открытых площадках минимальное расстояние между машинами в ряду должно быть не менее 0,7 м, а между рядами машин — не менее 6 м.
Ширину полос определяют в зависимости от габаритов и способа установки машин. Как правило, ширина полос при однорядном размещении — 2...3 м, а при двухрядном — 4...6 м.
Технологический процесс хранения машин
Технологический процесс подготовки сельхозтехники к хранению включает следующие операции:
очистку, мойку и сушку машин;
внутреннюю консервацию полостей и агрегатов машин;
снятие с машин и консервацию узлов и деталей, подлежащих хранению в специально оборудованных складах;
герметизацию отверстий, щелей, полостей;
наружную консервацию рабочих органов и других поверхностей машин; установку машин на подставки (подкладки).
Очистка, мойка и сушка. При подготовке к хранению машины очищают от грязи, пыли, технологических остатков, масляных подтеков, удобрений, пестицидов, ржавчины, отслаивающейся краски, поскольку консервационные составы, нанесенные на неочищенные поверхности, не предохраняют металл от коррозии.
Для удаления масляных и грязевых отложений лучше использовать моющие составы МС-6, «Лабомид-101», «Аэрол», МС-8, МС-15, «Темп-100» и др.
Мойку машин проводят на специально оборудованных площадках с твердым покрытием или на эстакадах.
Незначительные загрязнения смывают веерной струей при небольшом давлении воды, а сильно загрязненные и неокрашенные поверхности деталей — кинжальной струей при максимально возможном давлении.
Для очистки, мойки и сушки машин рекомендуются: машина для очистки ОМ-5361, машина мониторная моечная ОМ-5359, кран обдувочный ПТ-3353, чехлы защитные для электрооборудования, щетка металлическая, скребок металлический, щетка моечная ручная М-906. После очистки и мойки обдувают машины сжатым воз духом для удаления влаги.
Консервация внутренних полостей. Консервацию кривошипно-шатунного механизма, цилиндропоршневой группы осуществляют следующим образом:
запускают дизель и дают ему проработать 8... 10 мин на смеси дизельного топлива с 5% присадки АКОР-1, предварительно залив в картер дизеля рабочее консервационную смесь (дизельное масло с 5... 10% присадки АКОР-1);
при отключенной подаче топлива прокручивают коленчатый вал дизеля пусковым двигателем или стартером в течение 10...15 с.
Если присадка АКОР-1 отсутствует, консервацию проводят на рабочем масле.
Смесь дизельного топлива с 5% присадки АКОР-1 используют для консервации топливной системы (топливо проводов, топливных фильтров, форсунок, топливного насоса). Для консервации цилиндра пускового двигателя через отверстие для свечи заливают 30...40 г свежего дизельного масла или рабочее консервационную смесь и прокручивают коленчатый вал вручную в течение 3...5 с.
Снятие с машин, консервация и хранение узлов и деталей. При длительном хранении машин на открытых площадках предварительно снимают, подготавливают к хранению и сдают на склад следующие составные части:
электрооборудование (аккумуляторные батареи, генератор, стартер, магнето, фары и др.);
втулочно-роликовые цепи; приводные ремни;
части из резины, полимерных материалов и текстиля (шланги гидросистем, семяпроводы, тенты, мягкие сиденья, полотенно-планчатые транспортеры и др.);
ножи режущих аппаратов;
инструмент и приспособления.
Электрооборудование перед сдачей на склад очищают от различных загрязнений, обдувают сжатым воздухом; клеммы покрывают защитной смазкой. Аккумуляторные батареи полностью заливают электролитом и хранят заряженными в неотапливаемом помещении. В период хранения ежемесячно проверяют плотность электролита и при необходимости подзаряжают батареи.
Втулочно-роликовые цепи очищают, промывают промывочной жидкостью и выдерживают (проваривают) не менее 20 мин в подогретом до 80...90°С автотракторном или дизельном масле. Затем их сушат и скатывают в рулон.
Приводные ремни промывают теплой мыльной водой или обезжиривают неэтилированным бензином, сушат, припудривают тальком и связывают в комплекты.
Пневматические шины хранят в «разгруженном» состоянии на машинах, установленных на подставках. Давление воздуха в них должно составлять не более 70% от нормального. Поверхности шин покрывают воском или другим защитным составом.
Наружные поверхности гибких шлангов очищают от масла, сушат, припудривают тальком. Рабочую жидкость из шлангов сливают, отверстия закрывают пробками-заглушками.
Наружная консервация машин включает операции подготовки поверхностей и нанесения защитных покрытий. Перерыв между операциями — не более 2 ч.
Консервацию поверхностей выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7751—85, ГОСТ 9.014—78, отраслевых стандартов и технических условий на машину конкретной марки.
Подбор оборудования, приспособлений для постановки и снятия машин с хранения
Основной комплекс работ по подготовке машин к хранению (за исключением мойки и установки на опоры) проводят на посту консервации. Высокое качество противокоррозионной защиты при этом достигается за счет эффективного использования технического оборудования и оснастки, создания оптимальных температурно-влажностных условий для проведения консервационных работ.
Рис.1 Схема стационарного поста консервации на 1 машина – места
1 – установка для перекачки консервантов; 2 – установка для приготовления рабочее консервационных составов; 3 – шкаф для хранения заправочного инвентаря; 4 – установка смазочно-заправочная С-101; 5 – емкость для приготовления промывочной жидкости; 6 – емкость для отстоя промывочной жидкости; 7- установка для консервации цепей; 8 – стол для дефектовки цепей; 9 – установка для мойки приводных ремней; 10 – вешала для ремней; 11 – ванна моечная передвижная; 12 – верстак; 13 – стеллаж; 14 – шкаф для приборов; 15 – ларь для обтирочных материалов; 16 – шкаф для одежды; 17 – солидолонагнетатель ОЗ-9903; 18 – агрегат для разогрева и нанесения защитных противокоррозионных покрытий ОЗ-4899 (АКЭ-50);
Здесь технологическое оборудование сгруппировано по рабочим местам:
- для наружной консервации и нанесения защитных покрытий;
- приготовления рабочее консервационных составов и внутренней консервации;
подготовки к хранению снимаемых узлов и деталей.
Предлагаю также технологическую схему поста консервации представленную на рисунке 2:
Рис. 2 Технологическая схема поста консервации
1 – трубопровод для отработанных нефтепродуктов; 2,3 – установки для приготовления рабочее консервационного масла (топлива; 4 – установка для мойки ремней; 5 – агрегат ОЗ-4899 (АКЭ-50); 6 – емкость для приготовления промывочной жидкости; 7 – установка смазочно-заправочная С-101; 8 – компрессор; 9 – установка ОМ-2871Б; 10 – установка для перекачки консервантов; 11 – красконагнетательный бачок; 12 – пистолет-краскораспылитель; 13 – емкость для отстоя промывочной жидкости; 14 – ванна моечная; 15 – установка для консервации цепей; 16 – емкость для сбора отработанных нефтепродуктов.
В состав оборудования поста входят как серийные установки, так и нестандартное оборудование. Перечень их представлен в таблице:
Таблица 3
Оборудование | Кол-во единиц, шт |
Компрессор ГСВ-0,6/12 | 1 |
Установка смазочно-заправочная С-101 | 1 |
Агрегат окрасочный СО-5А | 1 |
Солидолонагнетатель ОЗ-9903 | 1 |
Агрегат для разогрева и нанесения защитных покрытий ОЗ-4899 | 2 |
Верстак слесарный одноместный ОРГ-5365 | 2 |
Ванна моечная передвижная ОМ-1316 | 2 |
Тележка ТГ-125 | 1 |
Бочкоподъемник Б-500 | 1 |
Установка для промывки системы смазки ОМ-2871Б | 1 |
Шкаф для хранения заправочного инвентаря | 1 |
Емкость для приготовления рабочее-консервационных составов | 2 |
Установка для перекачки рабочее-консервационных составов | 2 |
Емкость для приготовления промывочной жидкости | 1 |
Емкость для отстоя промывочной жидкости | 1 |
Установка для консервации цепей | 1 |
Стол для дефектовки цепей | 1 |
Установка для мойки приводных ремней | 1 |
Вешало для клиновых ремней | 2 |
Стеллаж для хранения деталей ОРГ-1468-05-320 | 9 |
Емкость для приготовления мелоказеинового состава | 1 |
Ванна для слива отработанного масла ОРГ-1468-18-520 | 1 |
Сцепка жесткая | 1 |
Прибор для дефектовки цепей | 1 |