Основные способы промыслового рыболовства

Работа на борту морских рыболовных судов отличается от работы на борту обычных грузовых судов, хотя их судоходные качества либо весьма близки друг к другу, либо практически одинаковы. Главная разница между обычным грузовым и рыболовным судном заключается в том, что грузовое судно загружает свой груз в портах. После погрузки его люки должны быть герметически закрыты и до прибытия корабля в следующий порт, где груз будет разгружен, они не открываются.

Рыболовные суда, в отличие от грузовых, осуществляют рыбный промысел в местах для подводного лова рыбы и, таким образом, принимают на борт свой "груз" в море. По этой причине рыболовное судно, будучи наплаву в открытом море, довольно часто должно работать в ситуациях, когда, по крайней мере, некоторые из его люков находятся в открытом состоянии, что может вызвать угрозу затопления корабля.

Другой неблагоприятный фактор проявляется в ходе самой операции по ловле рыбы: часто при ловле рыбы даже небольшими судами возникает очень сильное сопротивление от её траления сетями. Более того, рыбный промысел нередко происходит в открытом море и незащищенных акваториях для донного лова. При этом на многих небольших рыболовных судах команды рыбаков всё ещё вынуждены работать без укрытия - на открытых палубах.

Поэтому считается, что рыболовные суда уязвимы в большей мере, чем грузовые суда, особенно в условиях бурного моря. Они требуют совершенно иного подхода, начиная со стадии проектирования, не говоря уже о новой подготовке всего плавсостава, от капитана судна до рядовых членов судовой команды [8,10].

Методы рыбной ловли и типы рыболовных судов

Типы рыболовных судов обычно определяются предполагаемыми методами рыбной ловли. Некоторые рыболовные суда проектируются под какой-нибудь один способ рыбного промысла, другие суда являются многоцелевыми и могут применять различные рыболовные снасти (более двух видов). Ниже перечислены следующие основные методы лова рыбы с борта рыболовных судов, а именно:

1. Постановка донного трала на рыбу

2. Разноглубинное траление рыбы

3. Замётывание в воду кошелькового невода для ловли рыбы

4. Бессетевой лов рыбы (крючковыми орудиями лова)

5. Лов рыбы объячеивающими (жаберными) сетями

6. Рыбная ловля на спиннинг с борта моторных лодок

Донное траление рыбы

Первоначальным способом постановки донного трала на рыбу было бортовое траление. У траулера с бортовым тралением две установки для траления рыбы, которые замётывают сети в воду с носового и кормового отсека обычно по правому борту судна, если смотреть вперёд по ходу его движения. Судовая команда устанавливает невод с борта судна, после чего перлинь (трос) начинает наматываться на стейпл-блоки, свисающие с установок для траления. Траловые распорки перед входом в сеть (по одной с каждой стороны невода) устанавливаются под определённым углом к плоскости её передвижения в придонных слоях воды, когда судно тралит рыбу.

Рыба накапливается в т. н. кутеце кошелькового невода. Палубная надстройка на траулере с боковым тралением расположена между миделем и кормовым отсеком судна, а двухсекционная траловая лебёдка закреплена ближе к носовому отсеку корабля. Грузовая стрела, смонтированная на передней мачте, поднимает весь улов рыбы на верхнюю палубу носового отсека судна. В эксплуатации остаются буквально единичные образцы траулеров с боковым тралением рыбы, так как почти все они уже заменены кормовыми траулерами. На траулерах с кормовым тралением траловые лебёдки заменены очень большим, почти во всю ширину судна, портальным краном, корпус которого смонтирован в кормовом отсеке судна, а грузовая стрела имеет большой вылет вперёд. У больших кормовых траулеров имеется навесная палуба. Все они оборудованы центральной траловой лебёдкой, которую часто закрепляют в средней части судна, а в кормовом отсеке обычно монтируется ещё несколько дополнительных лебёдок для вытаскивания на палубу рыболовных снастей. Траловая сеть вытаскивается по кормовой аппарели на шельтердек, где после некоторого приподнятия кутеца вверх она опустошается через разгрузочные затворы, соединяемые с люками основной палубы, которая расположена внизу и на больших траулерах с кормовым тралением представляет фактически рыбоперерабатывающий завод.

 Разноглубинное траление рыбы

Разноглубинное траление рыбы производится с целью вылова больших косяков морской рыбы и других морепродуктов, обитающих на разных уровнях морской среды между океаническим дном и водной поверхностью. В нём принимает участие тот же тип судов, что и при постановке донных тралов на рыбу, но в данном случае эти суда обычно оборудуют ещё и большими сетными тумбами для замётывания в воду ещё больших сетей. Для того, чтобы регулировать глубину подводного траления морской рыбы, поверх перлиня закрепляются специальные грузила и поплавки, а сам невод оборудуется специальными сетевыми распорками.

Ловля рыбы с помощью кошелькового невода (обкидные неводы)

Сейнеры, оборудованные кошельковыми неводами, выходят на промысел в море с целью вылова таких косяковых пород рыбы, как сельдь, мойва и макрель. Уловы могут быть очень большими, поэтому большое значение имеет высокая грузоподъемность судна. К верхней части рыболовной сети крепятся поплавки, а к нижней - грузила. Поскольку от судна требуется закинуть сеть таким образом, чтобы в центре обкидного невода оказался сразу весь косяк морской рыбы, необходима также хорошая маневренность судна и, особенно, его способность совершать различные повороты и развороты.

Существует два типа сейнеров, оборудованных для кошелькового лова морской рыбы. Один из них получил название американского, а другой североевропейского (нордического) сейнера. На обоих типах сейнеров используются силовые установки с гидравлической системой привода. На судах американского типа капитанский мостик и кубрик для членов судовой команды расположены в носовом отсеке, а силовой блок портального крана с грузовой стрелой смонтированы сзади навесной палубы в кормовом отсеке корабля. Сейнеры нордического типа первоначально напоминали суда, оборудованные для бокового траления рыбы. У них навесная палуба, рулевая рубка и кубрик для судовой команды расположены в кормовом отсеке корабля. Блок силового питания обычно располагается по правому борту от рулевой рубки [8,11].

Транспортер с гидравлическим приводом перемещает рыболовные снасти от блока питания к сетному бункеру в кормовом отсеке. После того, как невод накрывает косяк рыбы сверху, сетевой куль стягивается снизу кошельковой лебёдкой, на которую наматывается нижний трос. На следующем этапе начинается перекачка рыбы из кошелькового невода в трюм через сепаратор, разделяющий рыбу и воду. У заново спроектированных и построенных сейнеров нордического типа теперь, как правило, те же габариты, что и у больших траулеров с кормовым тралением. Двойная подвесная палуба пересекает судно от носового до кормового отсека, а сетный бункер располагается на корме. Расположение силового блока питания по-прежнему такое же, как и на первоначальной модели судов этого типа.

Бессетевой лов рыбы (крючковыми орудиями лова)

Бессетевой лов рыбы на линь с крючками представляет такой способ рыбной ловли, при котором за борт вымётывается длинная траловая дуга с прикреплённой наживкой на крючках, расположенных через каждые 1-2 метра. Спустя некоторое время рыболовное судно вытаскивает траловую дугу из воды, а судовая команда снимает пойманную рыбу с крючков. Такой метод рыбного промысла до сих пор используется на борту небольших рыболовных судов, не оборудованных навесными палубами. Обычно приманка наживляется на крючки ещё на суше, после чего намотанная леса складывается в бадьи. Траловая дуга вымётывается в воду с кормы рыболовного судна, а из воды вытаскивается с помощью линейного ворота с гидравлическим приводом и укладывается в небольшие бухты по правому борту судна.

Современное рыболовное судно, оборудованное для ловли рыбы на закидной линь с крючковыми орудиями, имеет навесную палубу, боковой бункер для укладки рыболовной снасти и кормовое отверстие для выкидывания на воду траловой дуги. Обе ниши могут быть наглухо задраены и перегорожены таким образом, что даже при большом прибое будет подтапливаться только часть рабочего настила. Как только траловая дуга появляется из воды, её тут же заправляют в автоматическое устройство по насадке наживки на крючки. Там за одну и ту же операцию старая наживка снимается с крючков, а новая насаживается. После этого линь снова забрасывается на воду. Рыболовные суда, специализирующиеся на ловле рыбы закидным линем с крючковыми орудиями, могут быть до 60 м длиной и вмещать до 20-40 человек судового состава. Линь вымётывается за борт со скоростью 7-8 узлов, а линейный ворот развивает тяговое усилие до 5 тонн. Внутри межпалубного пространства расположен разделочный цех, который оборудован ленточным транспортером, разделочными столами и ёмкостями для удаления у рыбы головы и внутренностей и приготовления из неё рыбного филе. Все эти операции выполняются вручную. Иногда суда этого типа оборудуются ёмкостями для свежей заморозки рыбы.

Лов рыбы объячеивающими (жаберными) сетями

В объячеивающих сетях рыба ловится за жабры. На тех рыболовных судах, где палубные надстройки размещены в кормовом отсеке, а открытые палубы в районе миделя (посередине судна), вдоль борта разворачивается и выбрасывается на воду несколько ставных сетей такого типа. К свободному концу ставной сети и у верхней её кромки крепятся поплавки. Маневрируя на воде, рыболовное судно всё время держит ставную сеть в развернутом виде. Рыбный промысел с помощью дрейфующих ставных сетей во многих странах уже заменен ловлей рыбы кошельковыми неводами и разноглубинным тралением рыбы.

Ловля рыбы на спиннинг с борта небольших моторных лодок

Ловля рыбы с борта небольших моторных лодок в прибрежной полосе по-прежнему рассматривается в качестве важной сферой деятельности, которая в последнее время получила существенное развитие. В большинстве случаев на смену небольшим деревянным баркасам открытого типа с подвесными моторами или стационарными двигательными установками пришли высокоскоростные стеклопластиковые катера, которые могут легко достигать зоны для донного лова рыбы. Как правило, длина этих судов составляет от 8 до 15 м. С моторами мощностью от 250 до 400 лошадиных сил они могут развивать скорость хода до 24 узлов. В каюте имеется два спальных места, камбуз и туалет. Несколько катеров этого класса оборудованы спиннинговыми комплектами, которые представляют собой компьютеризованные автоматы в помощь рыбакам. Такая удочка-автомат точно определяет момент касания дна грузилом после закидывания линя на воду. Она устанавливает крючки на должном от него расстоянии и после этого начинает симулировать подсечку лески. Она точно фиксирует тот момент, когда рыба начинает откусывать наживку с крючка, и после этого вытаскивает её на поверхность воды. [8]

Технологии переработки рыбы

По мере увеличения судовых габаритов, а также в связи с расширением масштабов глубоководного рыболовства в водах мирового океана большое развитие получает и переработка рыбы на борту рыболовных судов. Поскольку полезная площадь на борту судов ограничена в большей степени, чем на расположенных в прибрежной зоне рыбоперерабатывающих предприятиях, то возникает потребность в более компактном размещении на борту судов новых автоматических линий по механизированной переработке рыбы и креветок.

Не доходя до верхней кромки кормовой аппарели, содержимое кошелькового тралового мешка, поднимаемого на борт современного кормового траулера, через гидравлические люки на траловой деке вываливается в приёмные бункеры из нержавеющей стали, расположенные палубой ниже позади рыбоперерабатывающей линии. На линию по переработке рыбы дары моря попадают через четыре гидравлических люка в передней водосливной перегородке у приёмных бункеров. Далее по ленточному транспортёру они развозятся по разным разделочным станциям, расположенным в рыбоперерабатывающей зоне площадью в 520

Рис.6 Схема ловли и переработки рыбы.

Линия по переработке рыбы также оснащена четырехпозиционным участком по приготовлению филе из рыбы вручную. Система охлаждения продукции подсоединена к трем скороморозильным плиточным аппаратам горизонтальной загрузки и одному такому аппарату с ручным управлением. Пропускная способность холодильных камер составляет 70 тонн рыбного филе в сутки.

В производстве используются картонные коробки установленного образца, а рыбные филе и брикеты распаковываются по стандартным блокам свежезамороженной продукции. За доставку продукции с линии технологической переработки в трюмы отвечает грузовой подъёмник. В рыбном трюме общей вместимостью 925 может поддерживаться температура при наружной температуре воздуха  и морской воды .

С правой стороны от линии по переработке рыбы располагается специальная линия по разделыванию креветок. Она оснащена сортировочным конвейером, сепаратором, автоклавом для варки креветок, автовесами, участком для охлаждения и упаковки продукции. Для переработки креветок задействована также часть оборудования, используемая на линии по переработке рыбы, для разделывания рыбы с белым мясом (сиги, тресковые и т.п.). Здесь имеются в виду приёмные бункеры, скороморозильные плиточные аппараты, линии расфасовки и упаковки, ленточные транспортёры и ёмкости для хранения свежезамороженной продукции в рыбном трюме.

На траулерах-морозильниках имеются также фабрики по производству рыбной муки с пропускной способностью до 50-60 тонн в сутки. За 24 часа непрерывной работы они производят от 7 до 9 тонн рыбной муки. Высокое качество данной продукции зависит от подогрева сушильных камер на пару, поступающем от судового мазутного котла, совмещенного с системой выброса продуктов сгорания.

Такая фабрика по производству рыбной муки имеет в своём составе следующее оборудование:

Автоклав не прямоточного действия, оснащенный кожухом с воздушным охлаждением, ротором и форсунками для подачи паровой струи прямо на рыбу ·Фильтрационный конвейер и двухвинтовой пресс · Силовой конвейер для загрузки спрессованной продукции в паровой агрегат-сушилку ротационного действия

Насос для откачки за борт отпрессованной воды ·Всасывающая труба для доставки продукции из агрегата-сушилки в обогатительный агрегат

От обогатительного агрегата трубопровод ведет к тому месту в трюме с рыбной мукой, где продукция упаковывается в мешки. Здесь рыбная мука расфасовывается в бумажные и джутовые мешки по 35 кг в каждый и сдается на хранение.

Отдельные производственные участки в зоне технологической переработки продукции, где члены судовой команды длительное время проводят на ногах, оснащены саморегулирующимися платформами.

Оборудование, используемое для переработки рыбы с белым мясом и других морепродуктов на борту плавучих рыбозаводов, за исключением приспособлений для ловли рыбы, почти такое же, как и на таких рыболовных судах, как кормовые траулеры, которые ведут переработку улова собственными силами. Главное отличие состоит в том, что плавучие рыбозаводы сопровождают рыболовные флотилии до рыбных отмелей, где они получают пойманную рыбу для переработки и транспортировки в порты назначения.

Технический прогресс в замораживании и переработке рыбы на борту рыболовных судов оказал также большое воздействие на рыбоперерабатывающие заводы, работающие в прибрежной зоне. Организована автоматическая и в то е время гибкая система производственных участков, где можно изучить качество выпускаемой продукции, провести эксплуатационные испытания технологического оборудования и оценить выработку продукции по индивидуальным заказам с целью определения оптимальной системы управления производственными процессами.

Рыбное филе вначале направляется на разделочные порционные машины, а затем уже в расфасованном виде поступает на быструю заморозку или упаковку. В связи с конвейерной системой переработки, как рыбы, так и креветок, внедрённые технологические системы отличает их высокая пропускная способность. Затраты рабочей силы настолько незначительны, что рабочим редко приходится поднимать или подавать упавшую рыбу.

Международные нормы и правила лова

Три организации Объединённых Наций - ФАО, Международная организация труда (МОТ) и Международная организация по морскому праву (МОМП), - заключили соглашение о сотрудничестве по выработке норм и правил охраны труда рыбаков и соблюдения техники безопасности рыболовными судами. При этом каждая организация взяла на себя обязательство действовать исключительно в сфере своей собственной компетентности, а именно:

ФАО - общие принципы рыболовства ·МОТ - проблемы найма и использования рабочей силы в рыбной промышленности ·МОМП - страхование жизни, судов и оборудования от морских рисков

Совместная группа консультантов от трех организаций составила Перечень норм и правил охраны труда рыбаков и соблюдения техники безопасности рыболовными судами. В документе два раздела. В разделе А перечислены функциональные и профессиональные требования по охране труда капитанов судов и матросов судовых команд; в разделе Б названы обязательные требования по охране труда и правила техники безопасности при строительстве и технической оснастке рыболовных судов. Цель указанного нормативного документа состоит в том, чтобы уменьшить риск нанесения телесных повреждений рыбакам и, по возможности, предотвратить несчастные случаи и аварии, а также уменьшить риск возникновения опасных ситуаций на (рыболовных) судах. МОМП координировала всю работу по выдвижению предложенных поправок, но каждая поправка должна была стать ещё и предметом окончательного одобрения со стороны всех трёх указанных организаций.

Этот Перечень норм и правил с внесёнными в него поправками и дополнениями был опубликован МОМП от имени и по поручению ФАО, МОТ и самой МОМП. В разделе А содержится исходная информация в отношении правил по охране труда и технике безопасности при выходе рыболовных судов в море на путину. Особое внимание уделяется таким характеристикам, как правила судовождения, мореходные качества судна и уровень соответствия технологического оборудования предъявляемым нормам.

Другие меры профилактического характера включают также сохранение судном должной остойчивости, предупреждение случаев выпадения людей за борт судна, поддержание общего порядка на палубе в машинном отделении и других местах, где установлено механическое оборудование и работают машины.

Основным фактором безопасности рыболовного судна являются его мореходные качества и эксплуатационные характеристики. Капитаны рыболовных судов, бороздящих воды мирового океана, длина которых превышает 24 м, должны быть хорошо осведомлены обо всех аспектах судовождения, манёвренности, эксплуатационных характеристик и остойчивости управляемых ими судов. Каждый капитан должен уметь устранять все возможные последствия для остойчивости своего судна от перегрузок, возникающих как при приёме на борт партии выловленной рыбы, так и при пополнении судном запасов воды и топлива. Он должен также предвидеть все отрицательные последствия затопления в палубных отсеках, заклинивания межпалубных перегородок и вытаскивания на борт тяжелых рыболовецких снастей.

Для безопасности рыболовных судов и судовых команд важно, чтобы образование, профессиональная подготовка и аттестация всех служащих на борту судна, соответствовали бы самым высоким и общепризнанным стандартам. С этой целью в 1995 году в штаб-квартире МОМП в Лондоне была подписана Международная конвенция по вопросам профессиональной подготовки, аттестации и контроля наёмного персонала рыболовных судов. Государства, от имени которых была заключена настоящая Конвенция, взяли на себя обязательство не мешать соответствующей законотворческой деятельности (т.е. не препятствовать принятию соответствующих законов, постановлений, распоряжений, правил и инструкций). С точки зрения сохранения жизни и обеспечения гарантий прав собственности на море и защиты морской среды служащий плавсостава мореходных судов должен соответствовать предъявляемым требованиям и быть годным к выполнению возложенных на него служебных обязанностей. Конвенция вступит в силу спустя 12 месяцев после её ратификации не менее, чем 15 государствами.

В приложенных к Конвенции инструкциях и наставлениях отражены обязательные требования к аттестации капитанов судов, офицеров корабельной службы, судовых инженеров-механиков и радистов. В них подробно излагаются также основные правила техники безопасности, обязательные для исполнения служащими плавсостава на всех рыболовных судах, и инструкции по соблюдению требований к надзору за штурманами на борту рыболовных судов.

Среди вопросов, подлежащих тщательной проверке при аттестации кандидатов на должности капитанов судов и лиц штурманского состава для дальнего плавания, находятся следующие: судовождение; корабельная служба; определение местоположения судна электронными средствами связи; метеорологическая служба; связь; противопожарная безопасность; спасение утопающих; судовые маневровые свойства и средства; конструктивные особенности и остойчивость рыболовного судна (в том числе при плавании по чистой воде и в условиях обледенения); подъем улова рыбы на борт и уборка рыболовных снастей; английский язык; медицинская помощь; морское право; спасательные работы на море; перечень норм и правил охраны труда рыбаков и соблюдения техники безопасности рыболовными судами в объеме требований ФАО, МОТ и МОМП к разделу А и в части загрязнения морской среды [2].

Определение мест для рыболовства

В мире места для рыболовства отличаются один от другого так же сильно, как различаются типы и размеры рыболовных судов, находящихся в эксплуатации. Даже самый простой челнок-каноэ, выдолбленный из ствола дерева и спущенный на воду какого-нибудь озера вдали от моря, и современный и хорошо оборудованный траулер дальнего плавания, представляющий собой, по существу, плавучую базу, имеют одну и ту же цель - ловлю рыбу. С точки зрения безопасности места, перечисленные в разделе Б Перечня для ловли рыбы на море, подразделяются на следующие три категории, а именно:

1. Моря дальнего плавания

2. Акватории мирового океана, отстоящие от мест укрытия корабля на расстоянии до 200 морских миль

3. Акватории мирового океана, отстоящие от мест укрытия корабля на расстоянии до 50 морских миль.

Однако чаще всего под местами для рыбного промысла, или рыбными отмелями, подразумевают отдельные районы рыбной ловли в прибрежных водах или в открытом море.

Районы для прибрежного рыболовства сосредоточены в прибрежных водах, хотя их удалённость от береговой линии может быть различной. Это зависит от местных условий. Во фьордах или других небольших узких заливах со скрытой естественной полосой укрытий от морской стихии на однодневную рыбалку выходят небольшие катера (с открытой палубой или полурубкой). На более длительную рыбалку снаряжаются всевозможные типы небольших местных судов, оборудованных небольшими рубками.

Ловля рыбы в открытом море представляет собой рыбный промысел вдали от морского побережья, при этом внешние границы береговой линии не определены. Рыболовные суда, предназначенные для ловли рыбы в открытом море, как правило, проектируются как суда дальнего плавания, поскольку во многих прибрежных странах открытое море (или океан) начинается сразу же за естественной полосой береговых укрытий фьордов или шхер.

Рыболовные суда

Как уже было сказано, рыболовные суда, уходящие на промысел рыбы в открытое море, представляют собой суда самых различных модификаций и размеров. В их числе мы видим траулеры с кормовым тралением рыбы (на их борту установлены технологические линии для переработки живой рыбы), кошельковые сейнеры, сейнеры для ловли рыбы крючковыми орудиями лова, плавучие базы и т.д. БМРТ - Большой Морозильный Рыболовный Траулер СТМ - Средний Траулер Морозильный

СМРТк - Средний Морозильный Рыболовный Траулер (кормовой)

РТ - Рыболовный Траулер

ПСТ - Посольно Свежевой Траулер

БАТ - Большой Автономный Траулер

ПР - Перерабатывающий Рефрижератор

ТР - Транспортный Рефрижератор

ЗРС - Зверодобывающее судно

МРТК - Малый Рыболовный Траулер (кормовой)

МРС - Малый Рыболовный Сейнер

СТР - Сейнер Траулер Рыболовный

Согласно международно-признанной классификации рыболовным судном может быть любой корабль, используемый в коммерческих целях для ловли рыбы, китов, тюленей, моржей или других представителей живых ресурсов моря. Перерабатывающее судно - это корабль, который используется исключительно для переработки пойманной рыбы.

По своим характеристикам рыболовные суда настолько сильно отличаются от других мореходных кораблей, что не хватит никаких международных соглашений по вопросам охраны труда и сохранения жизни на море, чтобы рассмотреть их каждый в отдельности.

Международная конвенция по безопасности морских судов была разработана в ходе проведения Международной конференции по безопасности рыболовных судов, состоявшейся в 1977 году в Торремолиносе, Испания. Этот международный договор основан на технической работе, проводившейся в течение нескольких лет силами МОМП, в основном в рамках подкомитета по безопасности рыболовных судов соответствующего комитета по безопасности МОМП. До этого этот комитет подготовил рекомендации по проблеме остойчивости неповреждённого судна, которые были опубликованы МОМП и впоследствии включены в Конвенцию 1977 года по безопасности рыболовных судов. В этой Конвенции утверждалось, что сфера её применения будет распространяться только на новые рыболовные суда, длина которых превышает 24 м.

На рыболовные суда меньшего размера эта важная международная Конвенция не распространялась, поскольку типология небольших судов национальных рыболовных флотилий весьма разнообразна, а имеющаяся при этом техническая информация весьма ограничена. Следовательно, можно сделать вывод о том, что правила техники безопасности для этих рыболовных судов не были разработаны только лишь потому, что не хватило исходной информации. Даже для каботажных рыболовных судов, длина которых превышает 24 м, имеет большое значение соответствие между их конструктивными особенностями и способами рыболовства. Все эти особенности в большинстве случаев оказывают серьёзное воздействие на остойчивость и мореходные качества рыболовных судов.

Техническая информация, на основе которой были разработаны правила техники безопасности, включенные в международную Конвенцию, в большинстве случаев была предоставлена промышленно развитыми в сфере рыболовства странами Европы и Северной Америки. Однако вскоре после конференции 1977 года выяснилось, что некоторые другие страны в мире предвидят трудности в ратификации тех частей Конвенции, которые касаются самых небольших в их рыболовецких флотилиях судов превышающих в длину 24 м. Проходившая в Торремолиносе конференция имела своим результатом Протокол Торремоллиноса 1993 г., который ослабил ряд ограничений в некоторых разделах Конвенции, касающихся определённого класса рыболовных судов.

Изложенные в нём требования в отношении двигательных установок и электрооборудования и временно необслуживаемых зон в машинных отделениях, согласно Протоколу 1993 года, должны будут учитываться и применяться только в отношении новых судов, длина которых составляет не менее 45 м.

Раздел, посвященный мерам противопожарной безопасности, начиная от методов обнаружения источников пожара и, кончая способами его тушения и борьбы с огнем, был разделён на две части, а именно: набор требований, изложенных в части А, должен быть применим только в отношении новых судов, длина которых не менее 60 м; а набор требований, изложенных в части Б, должен содержать менее строгие требования к судам, длина которых колеблется от 45 до 60 м. Раздел, посвященный радиосвязи, касается как новых, так и уже плавающих судов, длина которых превышает 45 м в длину. Протокол 1993 года вкупе с международной Конвенцией, принятой в Торремолиносе в 1977 году, лишь дополняет и уточняет аналогичную конвенцию с учетом технического прогресса, достигнутого в период 1977-1993 гг. Сфера применения Протокола была расширена за счёт распространения его положений и на рыболовные суда, ведущие переработку рыбы.

Состоявшаяся в 1977 году в Торремолиносе конференция одобрила рекомендацию в отношении разработки стандартов по технике безопасности для рыболовных судов с навесной палубой, длина которых меньше 24 м. Это решение было принято в связи с тем, что большинство рыболовных судов в мире меньше 24 м в длину. В адрес МОМП была принята резолюция, рекомендующая этой международной организации продолжить работу по выработке стандартов техники безопасности в рыболовстве на стадии проектирования, строительства или технического переоборудования рыболовных судов с целью повышения гарантий безопасности, как самих судов, так и служащих плавсостава. Соответствующие инструкции и нормы МОМП разработала в сотрудничестве с ФАО и МОТ.