Основные факторы развития машиностроения

В течение длительного периода темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности в целом.

В развитии машиностроения приоритетными являются 2 основных направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и оборудования для АПК, легкой промышленности, медицинской техники и предметов оборудования. Второе направление: развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и танкостроения.

Размещение предприятий машиностроения находятся в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции народнохозяйственного, общепромышленного, отраслевого или единичного применения. При этом на эффективность развития влияет ряд факторов:

научно-технический прогресс;

специализация;

кооперирование;

концентрация;

комбинирование производства;

наличие трудовых ресурсов;

близость к источникам сырья, материалов и к потребителям;

объем транспортных работ и затрат на транспортировку.

Среди этих факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию, создающим новые возможности для размещения производства.

Специализация обличает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышает технический уровень. Она предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовление одного продукта, части продукта или выполнение только отдельных операций пои его производстве. Развитие этого фактора выражается в четком разделении труда между отдельными предприятиями одной отрасли. Так, автомобилестроение представлено производствами различных классов, автобусов и троллейбусов.

Специализация является важнейшим направлением интенсификации производства машиностроения. Благодаря ей обеспечивается рост производительности труда и повышается эффективность развития. Например, Камский автомобильный комплекс включает 6 крупнейших специализированных заводов:

ремонтно-инструментальный,

литейный,

дизельный,

прессово-рамный,

кузнечно-прессовый

автосборочный.

Они оснащены оборудованием и технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без дополнительных затрат перейти с изготовления одних видов автомобилей на другие.

Специализацию в машиностроении подразделяют на предметную, технологическую, подетальную. Отрасли предметной специализации производят технологическое оборудование для разных отраслей промыщленности, строительства, черной и цветной металлургии, электроэнергетики, транспорта. Технологическая специализация выпускает различные виды литья, кузнечно-прессовых изделий и другой продукции. Подетальная связана с производством литья, кузнечно-прессовых изделий.

Специализация промышленного производства обусловила широкие связи по кооперационным поставкам между предприятиями различных отраслей хозяйственного комплекса:

металлургической,

химической,

текстильной.

Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с другими заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекло. Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждый из которых выполняет определенную технологическую операцию. Например, Волжский автозавод связан по кооперированным поставкам более чем с 300 смежниками, в том числе и странами дальнего зарубежья, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производимой продукции.

Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Особое место при этом имеет кооперирование внутри первого экономического района, что сокращает дальнейшие перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Кооперирование в противоположность специализации интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение сферы кооперирования в машиностроении приводит к увеличению числа предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.

На размещение отраслей машиностроительного комплекса влияют также природные факторы, но в наименьшей степени. Весьма существенно воздействие экономических факторов, таких, как обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, близость потребителей, специализация и кооперирование производства, высокий научно-технический и трудовой потенциал. В машиностроении потребительский фактор оказывает влияние на размещение производства больше, чем сырьевой. Особая роль принадлежит транспортному фактору, обеспеченности трудовыми ресурсами, фактор наукоемкости.

В последние годы страны с дешевой рабочей силой оказались в более благоприятной ситуации для развития трудоемких отраслей машиностроения.

Продукция общего машиностроения обладает низким качеством, что объясняет слабую по сравнению с зарубежными странами экспортность этой отрасли. Низок в целом и технико-экономический уровень обеспечения машиностроительных предприятий, производительности машиностроительного комплекса. Высока зависимость России от импорта оборудования.

Благоприятным фактором для дальнейшего развития производств, требующих квалифицированного труда, служит сеть научно-исследовательских учреждений, институтов.