Основы экономико-статистического анализа эффективности производства зерна

Проблемы регионального рынка зерна

Состояние зернового хозяйства характеризуется размерами посевных площадей, валовыми сборами зерна и структурными сдвигами производства отдельных видов продукции. Площадь посева зерновых культур в общей площади пашни в период с 1991-1995 гг. по 2006 г, сократилась с 87,9 млн т. до 78,6 млн т. Это произошло в основном за счет уменьшения площади посевов зерновых культур, которые за данный период сократились почти на 10,6%, тогда как посевная площадь уменьшилась, на 32%.

В структуре посевных площадей зерновых культур наибольший удельный вес занимает пшеница озимая и яровая. На ее долю приходится почти половина всех посевов зерновых культур. Площади под пшеницей в 2006 г. по сравнению с 1991 годом возросли почти на 8%. Это связано с тем, что данная культура характеризуется высокими питательными свойствами, хорошей усвояемостью и широко используется для Приготовления хлебных изделий. Среди фуражных культур наибольшие площади отводятся под посевы ячменя и овса. Кукуруза на зерно в хозяйствах Российской Федерации занимает незначительные площади. На ее долю приходится всего 2% в площади посевов зерновых культур.

Валовые сборы зерна значительно колеблются по годам, что в определенной мере связано с природными и климатическими условиями производства зерновых культур, а, также недостатками в организации обеспечения хозяйств материально-техническими ресурсами и в первую очередь минеральными удобрениями. Так, валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в России в среднем за 1991-1995гг. составлял 87,9 млн. т., а в 1996-2000 гг. снизился до 65,2 млн, т., а в 2006 г. - до 78,6 млн. т. Самые низкие объемы производства зерна в последнем, пятилетии наблюдались в 2003 г. (табл. 1).

Основными производителями зерновых культур в России являются сельскохозяйственные предприятия различных форм хозяйствования. Они производят почти 94% от общего объема валовых сборов зерна в стране. Крестьянские (фермерские) хозяйства выращивают около 6% зерновых культур.

Таблица 1

Динамика посевных площадей и валового сбора зерновых, культур во всех категориях хозяйств Российской Федерации

Наименование культуры В среднем за год 2001 2002 2003 2004 2005 2006
1991-1995 1996-2000
Валовой сбор продукции растениеводства (в хозяйствах всех категорий; миллионов тонн)
Зерно (в весе после переработки) 87,9 65,2 85,2 86,6 67,2 78,1 78,2 78,6
в том числе:
пшеница озимая 22,5 16,8 24,4 29,7 14,7 25,9 29 24,7
пшеница яровая 15,7 17,5 22,6 20,9 19,4 19,5 18,7 20,3
рожь озимая 8,7 5,4 6,6 7,1 4,1 2,9 3,6 ao
кукуруза на зерно 1,8 1,4 0,8 1,6 2,1 3,5 3,2 3,7
ячмень озимый 2 1,3 2,3 2,6 1,2 2 1,6 1,7
ячмень яровой 21,7 12,9 17,2 16,2 16,8 15,2 14,2 16,4
овес 10,5 6,6 7,7 5,7 5,2 5 4,6 4,9
просо 0,9 0,8 0,6 0,3 1 1,1 0,5 0,6
гречиха 782 632 574 302 525 650 606 866
рис 640 432 497 490 451 471 575 686
Посевные площади сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий; тысяч гектаров)
Вся посевная площадь 102540 85419 84753 84578 79596 78785 77478 77104
Зерновые культуры 54705 45636 47241 47474 42195 43745 43785 43357
в том числе:
озимые зерновые культуры 11895 11991 12793 14595 10249 11413 13194 11244
из них:
пшеница 8194 7926 8525 10113 7412 8977 10364 8974
рожь 3233 3531 3621 3804 2340 1888 2338 1785
ячмень 468 533 648 677 497 547 492 485
яровые зерновые культуры 42810 33645 34447 32879 31946 32332 30592 32114
из них:
пшеница 15715 15278 15240 15549 14774 15052 15035 14666
кукуруза на зерно 643 813 684 625 730 918 868 1080
ячмень 14242 8644 9479 9602 9668 9433 8645 9505
овес 7928 4518 4869 4269 3735 3569 3340 3599
просо 698 1588 1214 581 830 1028 500 671
гречиха 1604 1577 1594 836 735 940 918 1164
рис 171 175 154 149 156 133 145 164
зернобобовые 1784 922 1076 1214 1275 1224 1113 1215

Снижение валового сбора зерновых и зернобобовых культур в Российской Федерации и недостаточная обеспеченность населения в основных продуктах питания в условиях перехода к рыночным отношениям привело к значительным закупкам продовольственного и фуражного зерна, а также продукции животноводства за рубежом.

Так, импорт зёрна 1992 г. составлял 28,8 млн. т; при валовом сборе зерновых культур в 1991 г. в объеме, 89,1 млн. т. В последующие годы закупка зерна за границей сокращалась. При этом возросли покупки таких видов продукций животноводства, как мясо птицы, сыр, масло сливочное и колбасные изделия, на производство которых требуется расходовать значительные объемы фуражного зерна. Расчеты показывают, что - косвенно через продукцию животноводства в Россию завозится не менее 20 млн. т. – зерна. В последние годы Россия начала поставлять значительные объемы зерна на экспорт. Сокращение объемов производства зерна отразилось на товарности отрасли и закупках продукций в федеральный и региональный фонды.

В условиях развития конкуренции вагропромышленном комплексе и предпринимательской деятельности существенно изменились каналы реализации зерна. На первый план выступают рыночныеканалы продажи продукции вместо жесткого централизованного ее распределения. Открылись новые каналы реализации, такие как поставка зерна по товарным кредитам, бартерный обмен, продажа на колхозном рынке, выдача работникам в порядке оплаты труда. Если в 1991 г. заготовительным организациямбыло поставлено почти 63% всего реализованного зерна, то в 2006 г. - только 17%. Значительная часть зерновых культур была реализована по рыночным каналам. [1]

Основные показатели эффективности производства зерна

Эффективность производства зерна характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей. Среди натуральных показателей главным является урожайность зерновых культур и производство зерна на единицу площади пашни. (схема 1) [1]

Схема 1

Показатели экономической эффективности производства зерна

Все эти показатели следует рассматривать в динамике с учетом объективных факторов, влияющих на уровень того или иного показателя. Под объективными факторами имеются в виду природно-климатические условия. В последние годы наиболее существенное влияние оказывают факторы, которые нельзя считать объективными. Главным из них является диспаритет цен – низкие темпы роста цен на продукцию сельскохозяйственного производства по сравнению с темпом роста цен на материально-производственные ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве (прежде всего на продукцию топливно-энергетического комплекса) и на сельскохозяйственные машины и оборудование. [2]

Основными направлениями дальнейшего увеличения объемов производства и повышения эффективности возделывания зерновых культур является последовательная интенсификация на базе развития химизации и мелиорации, внедрения прогрессивных технологий выращивания и уборки зерна, применение новых более продуктивных сортов и гибридов зерновых культур. Немаловажное значение в повышении эффективности производства зерна отводится выбору каналов реализации, повышению качества продукции, государственной поддержке зернового производства, а также росту материальной заинтересованности при выращивании зерновых культур.

Методы экономико-статистического анализа эффективности производства зерна

Основными методами экономико-статистического анализа эффективности производства зерна являются: статистическое наблюдение, табличный метод, сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины, индексный и дисперсионный методы, корреляционно-регрессионный анализ.

На первом этапе статистического исследования, т. е. наблюдения, формируются первичные статистические данные.

Под наблюдением понимается научно и планомерно, систематически организованный сбор массовых данных о различных явлениях и процессах социально-экономической жизни.

Основная задача наблюдения - это обеспечение сбора достоверных, полных, массовых и сопоставимых данных об интересующем нас объекте или явлении. В практике используются две организационные формы наблюдения - отчетность и специальное статистическое наблюдение. В зависимости от охвата наблюдения они бывают: сплошные и несплошные. При сплошном наблюдении все единицы изучаемой совокупности подвергаются наблюдению. При несплошном наблюдении только часть единиц подвергается наблюдению. В результате наблюдения мы получаем показатели. Любой статистический показатель содержит количественные и качественные данные и должен иметь сведения о месте и времени действия.

Результаты статистического наблюдения представляются в виде статистических таблиц. Таблица является наглядной рациональной систематизированной формой изложения статистической информации. Основу любой статистической таблицы составляет ее макет, который образуется от пересечения строк и граф. В строках и графах располагают статистические показатели. Различают подлежащее и сказуемое статистической таблицы.

Подлежащее таблицы располагается слева, по строкам - это то, что мы хотели бы охарактеризовать. Сказуемое - это цифровая характеристика подлежащего, находится в графах таблицы. Обязательны заголовки таблицы, подлежащего и сказуемого, в которых должно отражаться содержание таблицы, время и место действия.

Статистическая сводка полученной информации в результате наблюдения, в широком ее понимании, предполагает систематизацию и группировку цифровых данных, характеристику образованных групп системой показателей. Группировка является важнейшим этапом статистического исследования, а также методом позволяющим уловить переход количественных изменений в качественные, выявить закономерности их развития.

Под группировкой понимается расчленение данной совокупности на качественно-однородные группы с выделением типичной группы.

Качественно-однородной группой считается группа, которая обладает внутренней однородностью, т. е. имеет больше признаков сходства, чем различия.

Типичной группой называется группа качественно-однородная, самая многочисленная по удельному весу определяющего признака.

Группировку можно провести двумя способами:

а) посредством разделения совокупности на однородные части;

б) путем объединения в группы единиц совокупности по типичным признакам. [3]

Абсолютной величиной называется величина, измеряющая размер общественного явления в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных единицах измерения. Абсолютные величины могут быть индивидуальные и суммарные.

Относительная величина – это величина, получаемая от сравнения (деления) двух абсолютных величин. Относительные величины имеют такие же единицы измерения, что и абсолютные.

Средняя величина – это типический размер данной совокупности, отражающий характерные черты в среднем. Средние величины применяются в статистике в силу действия закона больших чисел.

1 следствие: Около средней величины всегда колеблется наибольшее число наблюдений.

2 следствие: При большом числе наблюдений средняя величина не становится случайной, а применяет какую-то усредненную форму и  тогда наступает равенство:  f=( x1, x2, x3 … xn )= ( x1, x2, x3,… xn ), где

x – средняя величина;

x1, x2, x3 – варианты.

Средняя величина рассчитывается по массовым данным.

Индекс – это относительный показатель, измеряющий изменение явления во времени или в  пространстве. Прежде всего, индекс – это относительный показатель, но не каждый относительный показатель является индексом. Индексы применяются к тем величинам, которые непосредственно не поддаются суммированию. Поскольку индекс – относительный показатель, то он, получается, от сравнения двух абсолютных величин. Величина, с которой производится сравнение, называется базисной и обозначается подстрочным знаком - «0», величина, которую сравнивают, называется текущей (отчетной) и обозначается подстрочным знаком – «1». Каждый индекс состоит из двух элементов:

Индексируемой величины – той величины, которая изменяется и по которой дается название индекса;

Вес индекса – это величина, которая постоянна и по ней определяется состав индекса.

Изучая дисперсию интересующего нас признака в пределах изучаемой совокупности, мы можем рассчитать только общую дисперсию по всей совокупности в целом. Но мы лишены возможности оценить влияние отдельных факторов, определяющих колеблимость индивидуальных величин. Для того, чтобы отделить влияние каждого фактора на общую колеблимость необходимо провести группировку всей совокупности по какому-либо фактору. Тогда нужно выделить три показателя дисперсии:

1. Общая дисперсия, которая показывает колеблимость признака в целом:

2. Межгрупповую дисперсию, которая отражает вариацию признака за счет того фактора, который положен в основу группировки:

3. Внутригрупповую дисперсию, она характеризует вариацию за счет всех остальных признаков, которые не были учтены:

Корреляционно-регрессионный анализ ведется в определенной последовательности и состоит из ряда этапов:

1. Установление причинных зависимостей в изучаемом общественном  явлении;

2. Формирование  корреляционной  модели  связи;

3. Расчет  и  анализ  показателей  регрессии (решение  уравнения);

4. Расчет  и  анализ  показателей  тесноты связи.

Корреляционно-регрессионный анализ позволяет по данным статистического наблюдения решить две основные задачи:

- определить среднее изменение результативного признака (функции) при изменении фактора (аргумента) на единицу в абсолютном и относительном измерении.

-  установить меру относительного влияния факторного признака на изменение результативного, разложить вариацию последнего по источникам образования и определить роль фактора в общем объеме вариации  результата.