Особенности антикризисного управления в федеральных округах РФ

Дальневосточный федеральный округ

Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Олег Сафонов предложил в антикризисной программе, разработанной правительством России, пересмотреть с учетом особенностей региона критерии определения системообразующих предприятий.

Полпред в своем выступлении подчеркнул, что всего 13 предприятий Дальнего Востока находятся в федеральном списке по государственной поддержке и 62 предприятия в региональном, которым занимается Минрегион.

К сожалению, ни одно из этих предприятий федеральных денег не получило, и когда они будут неизвестно. На сегодняшний день два системообразующих предприятия Хабаровского края - "Амурметалл" и "Судостроительный завод" имеют долг по заработной плате. Задолженность "Судостроительного завода" составляет уже 260 миллионов рублей. Деньги выделены месяц назад, но чиновничьи бумажки ходят по министерствам, и люди не могут получить зарплату. А это, в свою очередь, естественно вызывает рост социальной напряженности, поэтому мелочей в этих вопросах нет.

Экономический кризис на Дальнем Востоке проявляется намного острее, чем в европейских регионах России. Причиной тому - сырьевая направленность ведущих сфер экономики Дальнего Востока. В качестве одной из мер поддержки экономики региона полпред предложил более гибко использовать ставки экспортных таможенных пошлин на лес, биологические ресурсы.

Колебания цен на нефть на мировом рынке приводят к изменению ставки экспортно-таможенных пошлин. Нужно использовать данный механизм при экспорте других природных ресурсов. Например, леса и биоресурсов. Использовать этот механизм надо более гибко и эффективно.

В антикризисной программе правительства России необходимо усилить раздел по жилищному строительству, сделав ставку на доступное жилье.

Надо, чтобы люди уезжали не в центр России, а переезжали жить на юг Дальнего Востока. Например, в Приморский и Хабаровский края. Вопрос становится особенно актуальным в связи с реформой, которая идет по линии Министерства обороны. Много военнослужащих уезжает. Чтобы они не покидали пределы Дальнего Востока необходимо создать более льготные условия по строительству жилья и предоставлению для этого земель.

Сафонов считает, что в трудную для России пору необходимо обязательно сохранить в полном объеме финансирование программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года".

Говоря об антикризисной программе, разработанной правительством РФ, губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин отметил ее актуальность и своевременность принятия. По его словам, документ охватывает все основные социально-экономические вопросы и, безусловно, требует скорейшего утверждения и реализации. В то же время, Программа не учитывает некоторых региональных особенностей Сахалинской области. Например, в ней обозначен тезис, согласно которому запланированные инфраструктурные объекты на территории регионов должны строиться за меньшие средства. Александр Хорошавин по этому поводу отметил, что в Сахалинской области с начала года наблюдается рост цен на строительные товары, тепло- и электроэнергию, эти факторы удорожают строительство.

Приволжский федеральный округ

Приволжский федеральный округ имеет относительно прогрессивную структуру экономики, ориентирован на развитие обрабатывающих производств, которые формируют практически четверть валового регионального продукта. Здесь сосредоточена треть инновационно активных предприятий России и более 40 процентов российского экспорта технологий. Несмотря на негативное влияние последствий мирового финансового кризиса, округу в I квартале 2009 года удалось не допустить падения доходов населения, сохранить на уровне четырёх процентов рост производства в сельском хозяйстве, показать самые высокие среди федеральных округов (то есть 112,4 процента к аналогичному периоду прошлого года) темпы роста жилищного строительства, и доля убыточных предприятий здесь остаётся стабильно ниже среднероссийского уровня.

В целях поддержки бизнеса, прежде всего малого и среднего, в Республике Мордовия, Ульяновской области сохранены на уровне 2008 года ставки по земельному налогу, а также ставки рентной платы за земельные участки для юридических лиц. Во всех регионах Приволжского федерального округа обеспечены условия для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений. Предпринимаются меры по преодолению технологической отсталости предприятий, что в посткризисный период позволит им занять устойчивую конкурентную позицию на рынке.

Учитывая прогрессивно сложившуюся структуру экономики, округ способен стать примером выхода из кризиса в качестве российского центра развития производства с высокой добавленной стоимостью. Столь масштабная задача требует объединения усилий и концентрации ресурсов всех уровней власти, бизнеса и финансового сектора, повышения системности работы. В этой связи необходимо ускорить разработку стратегических документов развития территории, то есть стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года, которая объединит все региональные проекты и обозначит единую линию развития округа, а также инвестиционной программы развития Приволжского федерального округа до 2020 года.

С учётом кризисных явлений уже в краткосрочной перспективе необходимо смещение акцента на поддержку видов деятельности, имеющих большой потенциал развития и локализованных на определённой территории. Для Приволжского федерального округа такими специализациями являются: производство продукции для нужд обороны и национальной безопасности, в частности, в Республике Марий Эл это производство радиоэлектроники и приборостроение для АПК, в Самарской области – космическая техника, в Республике Удмуртия – огнестрельное оружие, системы управления, в Республике Башкирия – авиационные двигатели, бронетанковая техника, в Республике Татарстан – авиационная техника, в Пермском крае – авиационные двигатели, космическая техника, развитие производств в закрытых административно-территориальных образованиях ядерного цикла, это Саров и Глазов. На базе ряда из них может быть сформирована такая эффективная форма развития, как особые экономические зоны. К примеру, технико-внедренческая зона может быть создана в Удмурдской Республике на базе научно-производственного объединения, центра стрелкового оружия, входящего в структуру Ростехнологии.

Северо-Западный федеральный округ

Оценивая нынешнее социально-экономическое состояние Северо-Запада, можно отметить кризисные тенденции, которые приобрели в настоящее время устойчивый характер.

Во-первых, от прошлого унаследована структурная деформированность экономики. В Карелии, например, подавляющая доля объемов промышленной продукции приходится на деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (55%); в Республике Коми - на топливные отрасли - нефть и газ - 63,5%; в Архангельской области -на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (52,7%); в Вологодской области - на черную металлургию (65,6%). В Калининградской области наиболее представительна по объемам промышленной продукции пищевая промышленность (34,0%); в Ленинградской области - топливная (26,8%) и целлюлозно-бумажная (21%); в Мурманской области - цветная металлургия (38,5%) и пищевая промышленность (19,4%); в Новгородской области - химическая и нефтехимическая (34%) и пищевая (22,2%); в Псковской области - машиностроение (31,6%) и пищевая промышленность (45%) [3].

Процессы реструктуризации в регионах идут крайне медленно, поскольку низким остается качество государственного управления, отсутствуют действенные стимулы и ресурсы для переориентации производств.

Во-вторых, неоднородность состояния и развития регионов СЗФО. В условиях перехода к рынку региональная неоднородность России резко обострилась. Открытая мировому рынку российская экономика попала в полную зависимость от его конъюнктуры. Стало очевидным, что большинство отраслей российской экономики, по сравнению с аналогичными производствами зарубежных стран, не являются конкурентоспособными. Это коснулось практически всех отраслей обрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства. В районах с преобладанием таких отраслей создалась острейшая кризисная ситуация: в них резко снизился уровень производства и, соответственно, уровень жизни населения. В то же время продукция таких отраслей промышленности, как нефтяная и газовая, цветная металлургия, оказалась востребованной мировым рынком, соответственно, существенно улучшилось положение регионов, специализирующихся на выпуске продукции этих отраслей.

Аутсайдер СЗФО - Псковская область. Один из основных показателей социально-экономического развития региона - валовой региональный продукт (ВРП). В последние годы в области наблюдался рост объема ВРП. Однако оценка уровня социально-экономического развития Псковской области по отдельным показателям в 2003 и в 2005 гг. (табл. 1) показывает, что они почти вдвое ниже общероссийских.

Несмотря на то, что в Псковской области происходило снижение удельного веса убыточных организаций (2002 г. - 51,9 %, 2003 г. - 42,8 %, 2004 г. - 39,6 %, 2005 год - 35,2%), основные экономические показатели региона отражают высокий уровень нестабильности, а также явные и латентные кризисные процессы.

Краткий анализ наиболее выраженных кризисных явлений в экономике макро-региона показал, что достаточно высокий уровень его социально-экономического развития еще не обеспечивает экономическую безопасность как способность государства и общества противостоять угрозам, исходящим от несбалансированной структуры экономики и теневого сектора. Учитывая существующую практику неформальных экономических отношений в лесозаготовке, строительстве, торговле, общественном питании, образовании и других отраслях, неоднородности важнейших социальных индикаторов в различных регионах, говорить о социально-экономическом благополучии СЗФО сегодня не приходится.

Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что наибольшую опасность для стабильности и развития Северо-Западного федерального округа представляют: - структурная деформированность экономики регионов; неоднородность состояния и развития регионов; несбалансированность ресурсов и обязательств консолидированных бюджетов территорий; высокий удельный вес теневого сектора; высокий уровень монополизации рынков; неравные возможности конкуренции для участников экономической деятельности; усиление имущественного расслоения населения с одновременным увеличением численности населения с доходами ниже прожиточного минимума; нарастание демографических проблем; низкое качество миграционной политики; дефицит высококвалифицированных рабочих и служащих.

Следует добавить, что предприятия Северо-Запада испытывают острую потребность в обновлении основных фондов, износ которых в промышленности достиг 50-80%, в сфере ЖКХ - 60, в сельском хозяйстве и строительстве - 40, на транспорте и связи - 45%.

Сложившиеся социально-экономические диспропорции находят свое конкретное выражение в деятельности коммерческих и некоммерческих субъектов экономики, отраслевых стратегиях и формах антикризисного управления.

Сибирский федеральный округ

В настоящее время все регионы Сибири антикризисные планы разработали или завершают их формирование. Созданы рабочие антикризисные группы, которые проводят мониторинг ситуации и осуществляют необходимые мероприятия для ее оздоровления.

Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин подчеркнул необходимость отслеживания всех процессов в социально-экономической сфере в режиме реального времени и, в случае необходимости, незамедлительного принятия оперативных мер по стабилизации. Вместе с тем, Анатолий Квашнин считает «важным не допустить срыва выполнения стратегических целей и задач, определенных в долгосрочных программах социально-экономического развития территорий Сибири».

Мероприятия антикризисного характера – определение «болевых точек» экономики на территории, формирование перечня приоритетных организаций, составляющих экономическую и социальную основу в регионе или муниципальном образовании и в дальнейшем принятие мер организационного, экономического и финансового характера для обеспечения их стабильной работы. Предусматриваются действия по оптимизации расходов в сфере управления, организации полного выполнения запланированных бюджетных показателей.

В антикризисном плане Сибирского федерального округа предусмотрены меры социального характера. В частности, это гарантии социальной защиты малообеспеченных слоев населения, приоритетное финансирование переподготовки кадров и мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест. В этом разделе также важное место занимают мероприятия по поддержке малого бизнеса и предпринимательской инициативы в целом.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ – один из самых мощных в России и от него во многом зависит ситуация в стране в целом. Правительство предпринимает целый ряд мер для преодоления нынешнего экономического кризиса, многое делается на уровне регионов, но при этом нельзя забывать и о стратегических программах развития России. В новых условиях будет пересмотрен федеральный бюджет, так как доходы уменьшились на 25 процентов, а расходы почти на столько же возросли, образовался разрыв в три триллиона рублей. Дефицит федерального бюджета составит в 2009 году 8 процентов.

В этих условиях необходима слаженная, консолидированная работа всех ветвей власти, бизнеса, общественных организаций. Существует семь направлений антикризисной программы правительства, отметив при этом, что главным приоритетом остается социальная поддержка населения, выполнение всех обязательств, связанных с выплатой пенсий, пособий, зарплат. К концу 2009 года средний размер социальных пенсий достигнет прожиточного минимума для пенсионеров. Продолжится реализация приоритетных национальных проектов, будут профинансированы программы по созданию новых рабочих мест. В то же время вдвое уменьшаются квоты на использование иностранных рабочих.

Еще одно важное направление – поддержка промышленности, особенно малого и среднего бизнеса. На это выделяется более 400 миллиардов рублей.

Сохраняются все основные федеральные целевые программы, связанные с высокими технологиями, военно-промышленным комплексом, атомной энергетикой. Сохраняется также поддержка села, лесной промышленности и ряда других отраслей.

Для ВПК полностью сохранится и будет профинансирован гособоронзаказ, причем около трети запланированных сумм предприятия УрФО уже получили.

Государство по-прежнему считает необходимым снижение административных барьеров в экономике. Нуждается в дальнейшей поддержке и финансовая система страны, так как в последнее время нарастает объем невозвращенных кредитов.

Особенность УрФО в том, что здесь имеются все отрасли народного хозяйства, но наиболее уязвимой в нынешней ситуации оказалась обрабатывающая промышленность, где спад достиг 27 процентов. Сильнее других кризис задел Свердловскую и Челябинскую области. Сложилось тяжелое положение в металлургии, особенно в алюминиевой промышленности, во многом связано с ростом тарифов на энергоносители. Эту проблему необходимо решать на федеральном уровне.

Нужно обратить внимание на необходимость ускорения темпов рассмотрения на уровне правительства проблем конкретных предприятий. Из 21 крупного предприятия УрФО только 10 прошли через «сито» правительственной антикризисной комиссии, еще меньше получили конкретную помощь. Сейчас совместно с руководителями регионов, входящих в УрФО, подготовлен дополнительный список из 58 предприятий, которым необходима поддержка государства. В целом же, в округе наметилась стабилизация в основных отраслях промышленности. Благодаря совместной работе органов власти и силовых структур, снизились долги по заработной плате. В каждом субъекте федерации выполняется своя антикризисная программа.

Центральный федеральный округ

После нескольких лет экономического роста Россия столкнулась с серьезными социально-экономическими проблемами. Глобальный финансово-экономический кризис повлек за собой практически во всех странах мира падение производства, рост безработицы, снижение доходов населения.

В соответствии с Программой антикризисных мер, разработанной Правительством Российской Федерации на 2009 год, государство гарантировало выполнение всех социальных обязательств перед населением, принятых до начала кризиса, и определило приоритетные направления государственной поддержки экономике и социальной сфере.

В социальном плане общегосударственными приоритетами в условиях кризиса стало снижение напряженности на рынке труда, усиление социальной поддержки пенсионеров, безработных, студентов, семей с детьми. В экономическом плане начинают реализовываться меры поддержки ряда отраслей экономики, таких как гражданская авиация, жилищное строительство, сельское хозяйство, оборонная промышленность, малый и средний бизнес.

Итоги первого квартала текущего года показали, что кризис весьма неравномерно затронул субъекты Российской Федерации, включая Центральную Россию. Регионы Центрального федерального округа приступили к реализации антикризисных мер, предложенных на федеральном уровне, а также разработали региональные планы и программы действий, нацеленные на преодоление кризисных явлений с учетом региональных особенностей и приоритетов.

И сегодня можно говорить о том, что, как в стране в целом, так и на региональном уровне начала реализовываться единая система антикризисных мер, которая включает в себя наряду с мерами, связанными с софинансированием из федерального бюджета, также и меры, реализуемые субъектами Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно. Приоритетные направления определены: одно из них - безусловное исполнение всех принятых обязательств перед гражданами, в частности выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. При этом ответственная макроэкономическая политика на региональном уровне должна быть реализована на основе сбалансированности региональных и местных бюджетов.

Важнейшим приоритетом текущего года остается реализация программ содействия занятости населения, мер социальной поддержки безработных граждан. Усилия по поддержке реального сектора экономики будут сосредоточены в первую очередь на поддержке градообразующий предприятий и организаций. Важной задачей и в текущем году, и в среднесрочной перспективе будет содействие развитию малого и среднего бизнеса. Представляется также необходимым организация на региональном уровне системы взаимодействия по реализации приоритетных инвестиционных проектов, которая должна включать в себя как организацию взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, так и интеграцию финансовых ресурсов в бюджеты всех уровней, средств государственных корпораций, средств частных инвесторов, привлечение заемных ресурсов. Успех выхода экономики из кризиса зависит и от оперативной, слаженной, эффективной работы государственной власти на всех уровнях по реализации уже принятых решений.

Кризис, к сожалению, не обошел стороной ни один регион, входящий в Центральный федеральный округ, в том числе и Калужскую область, несмотря на то, что её успехи в промышленном производстве впечатляющие на фоне остальных регионов. Все наши регионы по методологии Министерства регионального развития Российской Федерации, в том числе и столица нашего округа Москва, отнесены к регионам со средней степенью развития кризисных явлений. В Центральном Федеральном округе нет, к сожалению, каких-то мощных сырьевых ресурсов, ни нефти, ни газа. Там, в основном, предприятия обрабатывающей промышленности, и, естественно, кризис, который сопровождался падением спроса на продукцию именно предприятий реального сектора, сказался на всех без исключения регионах.

В первые месяцы развития кризиса страдали как раз те регионы, которые больше вкладывали в развитие экономики и модернизацию своей промышленности. За исключением может быть Калужской области, потому что здесь как раз пошла отдача от той большой работы, которая проводилась и проводится руководством области по привлечению инвестиций, по созданию новых современных предприятий. Этим, наверное, и объясняется такой позитивный рост, который, будет и дальше продолжаться, потому что в Калужской области еще ряд объектов будет вводиться в самое ближайшее время. Это будет сопровождаться производством новой востребованной продукции, а значит и ростом экономики в целом.

К сожалению, у нас есть регионы, у которых значительно менее оптимистичные показатели именно из-за того, что во многом они зависели от отдельных конкретных отраслей нашей экономики. В частности, Липецкая, Белгородская области, где существенный сектор занимает предприятие металлургической промышленности, с учетом того, что спрос на их продукцию в мире и в России в первые месяцы кризиса – в конце прошлого года упал, доходы в целом по налогу на прибыль значительно сократились. В принципе сегодня резкий спад останавливается, т.е. спад потребительского спроса на продукцию предприятий ЦФО. И это, пусть может быть очень слабая, но, тем не менее, обнадеживающая тенденция.

Южный федеральный округ

Несмотря на все трудности кризиса нельзя утратить имеющийся на Юге производственный и особенно кадровый потенциал. Решение вопросов преодоления последствий мирового финансового кризиса в субъектах Юга России находится под постоянным контролем органов государственной власти региона и определенные антикризисные меры уже реализуются. Благодаря этим действиям в отдельных сферах экономики округа наметились тенденции к стабилизации ситуации. Однако в целом ситуация по-прежнему остается не простой. Ключевой задачей в нормализации ситуации сегодня является оперативное и действенное выполнение принятых федеральных и региональных антикризисных программ. В этой связи особое значение приобретает согласованное взаимодействие представителей всех уровней власти от организованности работы, которых и будет зависеть эффективное решение задач, связанных с улучшением социально-экономического положения в Южном федеральном округе.

Фонд поддержки антикризисных программ в Южном Федеральном округе создан в 2002 году. Фонд объединяет усилия различных организаций по реализации программ финансово-экономического оздоровления предприятий Южного федерального округа, оказывает информационную, аналитическую, методическую и консультационную поддержку арбитражным управляющим, специалистам по антикризисному управлению в осуществлении ими профессиональной деятельности, оказывает консультации предпринимателям по вопросам противодействия недружественным поглощениям.

Фонд реализует социально-значимый проект в сфере защиты прав и свобод человека и правового просвещения населения «Разработка моделей и механизмов защиты малого и среднего бизнеса от недружественного поглощения и их апробация в крупных городах ЮФО». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп

В Южном федеральном округе сельское хозяйство – базовая отрасль экономики, в которой формируется более 14% валового регионального продукта. Около 10 млн. человек в округе – это сельское население. Пятая часть российской сельскохозяйственной продукции производится именно на Юге страны.

Отмечая тенденции развития отрасли уже в I квартале 2009 года можно говорить о положительных итогах работы. Рост сельскохозяйственного производства отмечается во всех регионах Южного федерального округа. Объем производства продукции сельского хозяйства в январе-марте 2009г. составил более 58 млрд. рублей. А в перспективе планируются более значительные результаты.

В рамках реализации Госпрограммы по направлению устойчивого развития сельских территорий в 2009 году планируется ввести и приобрести жилье для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов более 370 тыс. кв. метров.

Также в 2009 году в регионах Юга России продолжится техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства.

Несмотря на существующую положительную динамику, кризисные явления дают о себе знать. Так в регионах участились случаи приостановки реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.

Стратегически важным вопросом является обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации. Необходимо поддерживать баланс производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также снизить зависимость от импорта для защиты внутреннего рынка страны. Это направление в ближайшей перспективе должно стать приоритетным.

Вопросы, связанные с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия будут рассматриваться органами государственной власти региона регулярно на постоянной основе. Что позволит четко и оперативно принимать все необходимые меры по выполнению целевых показателей Госпрограммы в регионах Юга России, чтобы обеспечить продовольственную безопасность не только Южного федерального округа, но и России в целом.