Особенности демографической политики Китая

Ныне китайскими демографами первоочередное внимание уделяется вопросам теории народонаселения, призванной дать научное обоснование разработке практических мер демографической политики. Еще в начале 1980-х гг. в работе широко известного китайского ученого Лю Чжэна содержалось следующее фундаментальное положение - "наиболее насущной проблемой для Китая в целом является устранение диспропорций в народном хозяйстве и установление рациональной взаимосвязи между воспроизводством населения и производством материальных благ. Это необходимо для скорейшего развития общественных производительных сил и существенного повышения жизненного уровня населения" [7].

Итак, в течение последних десятилетий в Китае эффективно контролировался рост численности населения (благодаря чему оно не превысило к 2000 г. 1,3 млрд. чел., что позволило выйти на подушевой показатель ВВП - 800 долл.). Однако при быстром снижении рождаемости возникают другие проблемы народонаселения - такие как его быстрое старение, что в перспективе ведет к нехватке рабочей силы и избыточным расходам на социальные нужды. Все это может замедлить, в конечном счете, поступательное движение Китая к созданию общества "малого благоденствия".

Ограничение роста населения помогает решать одни проблемы, но порождает новые. Потянулась целая череда трудноразрешимых демографических ребусов. Снижение деторождаемости при удлинении средней продолжительности жизни уже привело к тому, что Китай вплотную столкнулся с проблемой старения населения. Три года назад число жителей страны старше 60 лет перевалило за 100-миллионную отметку и продолжает расти в геометрической прогрессии. По прогнозам экспертов, при сохранении нынешней тенденции в 2040 году число китайцев пожилого возраста достигнет четверти миллиарда и в 2-3 раза превысит количество молодых жителей страны (до 20 лет). Не за горами то время, когда каждой паре работающих супругов придется содержать на иждивении одного ребенка и четверых престарелых, что приведет к дополнительным расходам госбюджета на пенсии, социальное страхование и медобслуживание.

Другой демографической проблемой Китая стал контроль над рождаемостью в среде крестьян, разбросанных по городам в поисках заработка. Число таких не поддающихся точному учету мигрантов превышает 80 миллионов. Уследить за каждым не представляется возможным, поэтому вопрос о планировании воспроизводства населения в их среде практически неразрешим. Как свидетельствует статистика, рекордные показатели рождаемости отмечаются в наиболее отсталых и бедныx районах страны, где широко распространены ранние браки. Наконец, как полагают эксперты, политику ограничения рождаемости нельзя рассматривать отдельно от проблемы образования – по официальным данным, число неграмотных в возрасте старше 15 лет достигает в КНР 180 миллионов, что составляет 15,8% всего населения. И это далеко не полный перечень последствий демографических перемен [17].

В настоящее время возрастная структура населения Китая характеризуется интенсивным ростом количества людей в трудоспособном возрасте. В первые годы существования КНР на молодой возраст приходилось 34% населения, но вследствие жесткой демографической политики, направленной на снижение рождаемости, количество людей в возрасте до 15 лет начало уменьшилось и составляет ныне 33,6% общей численности населения [13].

Ныне китайскими демографами первоочередное внимание уделяется вопросам теории народонаселения, призванной дать научное обоснование разработке практических мер демографической политики. Еще в начале 1980-х гг. в работе широко известного китайского ученого Лю Чжэна содержалось следующее фундаментальное положение – "наиболее насущной проблемой для Китая в целом является устранение диспропорций в народном хозяйстве и установление рациональной взаимосвязи между воспроизводством населения и производством материальных благ. Это необходимо для скорейшего развития общественных производительных сил и существенного повышения жизненного уровня населения" [7].

По мнению китайских ученых, решение обостряющихся проблем народонаселения возможно на основе поэтапного осуществления соответствующих мер, причем на каждом этапе должны меняться приоритетные цели политики. Ныне упор делается на мерах контроля над рождаемостью и снижения детской и младенческой смертности при гибком подходе к вопросам занятости и повышения статуса женщин в обществе, в перспективе намечено решение проблем старения населения, развития системы социального обеспечения.

Для демографических исследований в КНР характерно рассмотрение проблем народонаселения в контексте экономической ситуации в тесной увязке с природными, экологическими характеристиками. На первый план выдвигается экономическое значение планирования рождаемости. Направляющая идеология стратегии: контроль за численностью населения, повышение качества населения, совершенствование структуры населения, создание условий для социалистической модернизации при обеспечении условий стабильности в росте населения и развития социально-экономической сферы. В понятие "качество населения" входит его здоровье, уровень образования и социальной зрелости. В понятие "совершенствование структуры населения" включается регулирование возрастной структуры (особого внимания заслуживают ускоряющиеся процессы старения населения, прежде всего, старения трудовых ресурсов), структуры населения по полу (в ряде районов доля мальчиков намного больше, чем девочек) и соотношение числа городских и сельских жителей.

Основные моменты демографической политики: изменение традиционного мировоззрения в вопросах рождаемости; контроль за численностью населения в деревне; контроль за численностью населения в районах с высоким уровнем рождаемости; контроль за мигрантами; повышение уровня базового образования и укрепление профобразования и технической подготовки.

Выделены основные этапы стратегии и определены демографические параметры каждого этапа, способствующие достижению стратегической цели в области развития народонаселения, сводящейся к тому, что численность населения не должна превышать 1,6 млрд. чел. к 2050 г.

Согласно последним выкладкам китайских ученых (Институт народонаселения Пекинского университета) и ученых Международного института прикладного системного анализа (Австрия), хотя в последующие десятилетия с учетом молодой возрастной структуры численность населения Китая будет расти, уже к середине нынешнего столетия она уменьшится примерно до 1,28 млрд. (с вероятностью 60%) или до 1,35 млрд. (с вероятностью 80%). По их расчетам, максимальная численность населения КНР (в количестве 1,38 млрд. чел.) будет достигнута ориентировочно к 2025 г., а затем начнет постепенно снижаться. Если данный прогноз сбудется, Китай будет примером самого масштабного демографического перехода в мировой истории [9].

Необходимо сказать о реформе в сельском хозяйстве КНР, с чем связаны в основном развитие населения и рост экономики.

Китайская система народных коммун была заменена «системой ответственности на договорной основе с вознаграждением». По всей стране она утвердилась в 1983 г. Земля в рамках коллективных хозяйств сдавалась крестьянам в коллективный и семейный подряд. Она состояла из двух частей: одна (типа приусадебного участка) была предназначена для того, чтобы прокормить семью, другая – чтобы давать коммерческое зерно городу (с компенсацией). Обеспечив сдачу определенного количества зерна коллективному хозяйству и городу, крестьянин получал право распоряжаться остальными продуктами по своему усмотрению. При этом техника и основные услуги для производства оставались в руках коллективных хозяйств.

Реформа высвободила дополнительную рабочую силу, что обусловило рост производительности труда, диверсификацию сельскохозяйственной экономики, появление дополнительных производств (в деревнях и малых городах).

Еще один аспект реформ в сельском хозяйстве – поощрение правительством начиная с 1984 г. миграции сельского населения в малые города. Эта политика достигла успеха, количество малых городов возросло до 10000, и около 200 млн. сельских тружеников уехало искать работу в малых городах. Сельское население при ослаблении мер регулирования миграции отправилось и в крупные города, создавая явление, названное «текучим населением». Эффект выезда из сельских регионов еще не изучен тщательно, но хорошо известно его воздействие на городскую занятость, жилищные и другие вопросы. Специалисты по планированию семьи считают текучее население «слабым звеном» в политике народонаселения и дают рекомендации, как более эффективно контролировать этот процесс.

Важный аспект стратегии развития в Китае – сельские предприятия. В ходе проведения политики «оставлять землю, но не деревню» многие сельские предприятия были основаны в разных частях Китая. В последние годы большая часть динамизма китайского экономического роста коренились в сельских предприятиях. Однако в последнее время эффективность работы сельских предприятий снизилась.

Наиболее слабое место сельского хозяйства Китая – ограниченное количество используемой земли. Средний размер хозяйства на душу населения только 1,5 му (1 му = 0,06 га). [7]

Таким образом, формально демографическая политика Китая, безусловно, успешна: замедление роста населения делает достижение экологически обусловленного предела в 1,8 млрд человек (при всей понятной условности этого показателя) невозможным, даже если население Китая составляет не официальные 1,3 млрд, а называемые иногда 1,5 млрд чел.

Естественно порождаемое жесткими запретами социальное напряжение сдерживается как формальными, так и неформальными послаблениями, – от выдачи разрешений на рождение второго ребенка наиболее социально успешным семьям до относительной слабости контроля рождаемости в сельской местности и отсутствием прямых ограничений рождаемости в отношении национальных меньшинств.

Но главная, стратегическая цель демографических ограничений – стабилизация экологической нагрузки на приемлемом уровне – не решена, ибо стремление расширяющегося и стремящегося к западным стандартам потребления "среднего класса" повышает нагрузки на экосистему (не говоря уже о мировых рынках энергоносителей и продовольствия).

В стратегической перспективе Китаю по-прежнему не хватит воды, почвы и энергии. Уже видно, что и поражающая воображение технологическая революция, и глобальная экспансия (то есть сброс населения вовне) лишь отдаляют кризис, выигрывая время для реализации по-прежнему непонятных решений.

С другой стороны, успешное сокращение рождаемости, естественно, имеет негативные последствия. Переход от крестьянского к индустриальному типу семьи, рост демографической нагрузки на детей по мере старения родителей делает неизбежным качественно новые, значительные, долговременные и растущие социальные расходы.

Эти расходы могут подорвать конкурентоспособность Китая, который в условиях глобального кризиса держит на своих плечах весь мир, и стать самостоятельным фактором сваливания человечества в глобальную депрессию. (Правда, скорее ее вызовут более "быстрые" процессы вроде укрепления юаня или сжатия спроса ЕС и США).

Также старение населения снижает энергетику и предприимчивость общества, повышает инерционность, замедляет демократизацию.

Вхождение в жизнь поколения "маленьких императоров" принесет автоматизацию общества, снижение социальной и национальной солидарности.

Рост числа мужчин, статистически не имеющих возможности найти пару, повышает агрессивность общества. Не факт, что его удастся канализировать в мирные формы внешней экспансии (прежде всего миграцию).

Дефицит женщин повышает их влияние вплоть до матриархата (сколь угодно неформального) и конкурентоспособность китайского общества, так как женский, внелогический тип мышления будет залогом конкурентоспособности при равном доступе к формальной логике, олицетворяемом компьютерами