Особенности организации тяжелого машиностроения в РФ

Территориальная организация тяжелого машиностроения

Производство основных видов машин и оборудования по стране представлены в приложении 1. В приложение 2 раскрыта статистика по выпуску металлорежущих станков в регионах.

Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования в РФ

2005 2006 2007
Число действующих организаций (на конец года)1'

Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млрд. руб.

Индекс производства, в процентах к предыдущему году

Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)21, млн. руб.

Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг)2', процентов

143,2 931

11280 8,3

134,5 905

16437 8,4

14308 452

120,7

887

21851

8,4

Производителей транспорта в России насчитывается 4630[3]. При этом они производят продукции на 833 млрд. рублей в год. Однако наблюдается некоторый спад производства в процентах к предыдущему году (таблица 2, 3, 4).

Таблица 2. Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство транспортных средств и оборудования

2005 2006 2007
Число действующих организаций (на конец года)1' 4630
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млрд. руб. 833
Индекс производства, в процентах к предыдущему году 114,0 111,5 106,0
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек 1238 1207 1201
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб. 24904 23981 15433
Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов 9,8 7,8 6,9

Таблица 3. Производство основных видов транспортных средств и оборудования

2003 2004 2005 2006 2007
Троллейбусы, шт. 657 493 376 369 812
Грузовые автомобили, тыс. шт. 173 173 193 200 205
в том числе с дизельными двигателями 44,3 37,0 39,7 51,9 66,2
Легковые автомобили, тыс. шт. 1022 981 1012 1110 1069
Автобусы, тыс. шт. 56,5 66,7 76,2 75,7 78,2
Прицепы и полуприцепы тракторные, тыс. шт. 5,2 3,7 3,4 3,9 5,0
Тепловозы магистральные, секций 22 23 23 32 45
Грузовые магистральные вагоны, тыс. шт. 6,5 10,7 27,0 35,3 35,2 -
Пассажирские магистральные вагоны, шт. 859 867 1025 1211 1221
Вагоны метрополитена, шт. 116 148 142 143 262
Мотоциклы и мотороллеры, тыс. шт. 17,4 20,8 16,4 16,9 10,2
в том числе мотоциклы с прицепами 0,4 0,1 0,7 2,2 1,7
Велосипеды (без детских), тыс. шт. 514 509 416 341 236
в том числе велосипеды складные 236 239 175 86,0 12,7
Подростковые велосипеды, тыс. шт. 24,9 31,1 24,0 11,9 2,3
Детские велосипеды, тыс. шт. 435 340 191 128 61,0

Таблица 4. Производство легковых автомобилей по субъектам Российской Федерации (тысяч штук)

2003 2004 2005 2006 2007
Российская Федерация 1022 980,7 1012 1110 1069
Центральный федеральный округ 19,5 19,6 21,3 19,5 23,3
Московская область 18,7 19,4 20,0 19,0 13,0
г. Москва 0,8 0,2 1,3 0,5 10,3
Северо-Западный федеральный округ 4,9 8,2 24,7 44,2 49,3
Калининградская область 4,9 5,7 8,4 14,5 16,3
Ленинградская область - 2,5 16,3 29,7 33,0
Южный
федеральный округ 1,7 2,5 5,9 30,2 42,6
Карачаево-Черкесская Республика - . . 0,2 0,1
Ростовская область 1,7 2,5 5,9 30,0 42,5
Приволжский федеральный округ 995,8 950,4 959,7 1016 953,3
Республика Татарстан 37,9 38,7 40,0 41,4 30,4
Удмуртская Республика 31,8 65,8 78,5 82,7 45,6
Нижегородская область 80,7 65,7 5Z.0 65,9 51,9
Самарская область 810,1 746,6 751,5 795,3 796,2
Ульяновская область 35,3 33,6 32,7 31,1 29,3
Сибирский федеральный округ
(Омская область) 0,07 0,02 - - -

Производство машиностроительной продукции в России занимает: Центральный район - 41%, Урал - 18%, Поволжье - 16%, Северо-Запад - 7%, Западная Сибирь 7%, Европейский Юг - 3%[4], Восточная Сибирь - 3%, Дальний Восток - 3%, Европейский Север 2%. Доля машиностроения в отраслевой структуре промышленности России составляет 19%.

Особенности отраслевой организации тяжелого машиностроения

Технико-экономические особенности размещения отдельных отраслей тяжелого машиностроения и их учет — необходимые требования при экономическом обосновании географического размещения отраслей и отдельных предприятий.

Несмотря на множество факторов, влияющих на размещение машиностроительных предприятий, их можно систематизировать и в зависимости от важности сгруппировать в соответствующие группы.

Тяжелое машиностроение объединено в одну группу с такими отраслями как: горнорудная, угольная, металлургическая отрасли машиностроения, производство подъемно-транспортного оборудования и некоторые другие отрасли машиностроения, выпускающие крупногабаритные и весьма металлоемкие машины, например, кузнечно-прессовое оборудование, литейные машины и т.д[5].

Предприятия этой группы при производстве 1 т. готовой продукции отличаются высокой электроемкостью (свыше 150 кВт/ч) и малой трудоемкостью (250-1000 чел/ч), но самое главное, что данной группы характерна высокая металлоемкость. Предприятия этой группы географически тяготеют преимущественно к металлургическим базам. Некоторые виды машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или с узкоотраслевым характером потребления (оборудование для цементной промышленности, шахтное оборудование для угольной промышленности и т. д.), по перечисленным обстоятельствам располагаются преимущественно в районах их потребления.

Размещаемая отрасль должна рассматриваться как составная часть всего хозяйственного территориально-производственного комплекса и размещаться не изолированно, а так, чтобы быть связанной с другими отраслями машиностроения и промышленности, со строительством, транспортом и непроизводственной сферой деятельности. Такой подход должен найти отражение в вариантах размещения отрасли и в расчетах затрат основных и оборотных средств в строительные базы и на транспорт, обеспечивающий доставку сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов комплектующих изделий и готовой продукции.

Размещение отрасли определяется на стадии перспективного планирования и ограничивается, как правило, выбором района. Размещение же предприятия требует выбора не только района, но и пункта строительства, и намечаются они на предпроектной стадии, а окончательно определяется на стадии проектирования. Экономическое обоснование размещения отрасли предусматривает распределение задания по производству той или иной продукции по действующим, строящимся и намечаемым к строительству новым предприятиям, при этом учитываются общие для района и страны экономические условия (балансы материалов, труда, капитальных вложений, производственных мощностей, производства и потребления заданной продукции), а также условия социального и политического характера.

Размещение же предприятия основывается на учете имеющихся в том или ином районе или пункте экономических предпосылок, определяющих экономику предприятия.

При экономическом обосновании размещения машиностроительных предприятий в том или ином экономическом районе следует учитывать конкретные условия снабжения их топливом, энергией, водой, основными материалами, полуфабрикатами, наличие квалифицированной рабочей силы, мощностей строительных организаций и баз строительной индустрии и т. д.

Кроме того, следует учитывать и специализацию хозяйств экономических районов, и в какой мере с народнохозяйственной точки зрения целесообразно размещать это производство в данном районе. При этом надо помнить о необходимости комплексного развития хозяйства района и совершенствовании его отраслевой структуры, о влиянии на размещение внутрирайонных связей, специализации и кооперации производства.

Для того чтобы не было чрезмерной концентрации промышленности в крупных городах, следует исключить возможность строительства в этих городах новых и расширения действующих машиностроительных предприятий. Действующие предприятия в таких городах должны развиваться с учетом более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей и полного удовлетворения градостроительных и экологических требований, без увеличения численности работающих, производственных площадей и заводской территории[6].

В городах с напряженным водохозяйственным балансом и сложными условиями очистки сточных вод и отведения промышленных стоков техническое перевооружение и реконструкция предприятий не должны сопровождаться существенным увеличением водопотребления и водоотведения.

В городах с неудовлетворительным состоянием охраны окружающей среды допустима реконструкция предприятий только при условии устранения загрязнения окружающей среды.

В районах с недостаточными трудовыми ресурсами должны развиваться в первую очередь высокомеханизированные, автоматизированные и нетрудоемкие машиностроительные производства, которые способны обеспечить выпуск продукции с наименьшим количеством рабочих. К ним относятся и отрасли тяжелого машиностроения.

Таким образом, технико-экономическое обоснование размещения машиностроительного производства требует учета многих факторов.

Для решения вопросов размещения производства необходим определенный круг информации, содержащей сведения о размещаемом производстве, условиях его территориальной организации, целях и задачах, стоящих перед размещением, т. е. следует располагать теми сведениями, которые в какой-либо мере могут повлиять на эффективность территориальной организации машиностроительного производства. Поэтому необходимо знать, какой вид продукции должен производиться на размещаемом предприятии (вплоть до его характеристик по массе и размерам), какое для этого потребуется сырье и материалы, предполагаемую численность рабочих кадров, в каких количествах и с какими экономическими показателями имеются ресурсы в предполагаемых районах размещения, какие последствия могут возникнуть при его размещении в том или ином пункте и т. д.

По существу — это факторы, от которых зависит правильность размещения машиностроительных производств и которые определяют его экономическую эффективность. Одни из них связаны с природными условиями и ресурсами экономических районов, другие определяются исключительно характером размещаемого производства, его специфическими особенностями и т. д. Многообразие факторов и различие в природе их образования приводят к необходимости классификации факторов с целью упрощения экономического анализа причин, вызывающих неодинаковую эффективность одного и того же производства в различных экономических районах. В этой связи все факторы территориального тяготения в самом общем виде можно разделить на четыре группы[7]:

1) внутрипроизводственные факторы, связанные непосредственно с организацией производства на предприятиях машиностроительной промышленности;

2) внепроизводственные факторы, связанные с экономическими и природными условиями в районах размещения машиностроительных предприятий;

3) отраслевые особенности машиностроительных производств;

4) факторы социального характера.

Внутрипроизводственные факторы определяют характер и результаты

деятельности предприятий тяжелого машиностроения и представляют собой совокупность необходимых условий и средств на предприятии для изготовления данного вида продукции, способствующих достижению определенного уровня технико-экономических показателей производства: характер используемых для производства продукции техники и технологических процессов, уровень и формы организации производства, степень загрузки основного технологического оборудования и т. д.

При планировании размещения не безразлично, каким способом, какими техническими средствами и на основе каких процессов будет организовано намечаемое к размещению производство. Это важно, потому что фактор технической оснащенности производства вместе с уровнем развития специализации, концентрации и кооперирования, а также другими организационными моментами существенно влияет не на удельные нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии и труда на предприятиях тяжелого машиностроения, но и на объемы выпуска продукции, что в совокупности с другими факторами определяет и размещение предприятий.

Исследование внутрипроизводственных факторов составляет основу

определения отраслевых особенностей, поскольку без научного предвидения конструктивных изменений в организации производственных процессов трудно рассчитывать на успешное решение вопросов размещения предприятий тяжелого машиностроения.

Это очевидно, ибо процесс производства динамичен, и то, что сегодня является нормой, завтра может оказаться тормозом развития производительных сил. Это касается не только технического перевооружения предприятий, но и совершенствования технологии производства, развития специализированных производств по изготовлению унифицированных изделий широкого применения, оптимизации мощностей предприятий тяжелого машиностроения, создания территориально-прозводственных комплексов и т.д.

Все это говорит о том, что техническая база размещаемого производства должна иметь научное обоснование и строиться на передовых методах и средствах организации труда, в противном случае производные от нее технико-экономические параметры производства (энерго- и электровооруженность, трудоемкость, топливоемкость и др.) могут быть определены неправильно, что, в свою очередь, приведет к ошибкам и в его территориальной организации.

Под внепроизводственными факторами следует понимать совокупность природных и экономических условий в районах, способствующих или сдерживающих экономически эффективное развитие тяжелого машиностроения. К ним относятся природные и климатические условия районов, условия обеспечения производства необходимым сырьем, материалами, топливом, тепловой и электрической энергией, водой и трудовыми ресурсами, объемы потребления машиностроительной продукции, возможности обеспечения кооперированных связей в районах и др.

Внепроизводственные факторы играю существенную роль в размещении производства, и предопределяют территориальную дифференциацию его эффективности, поскольку каждый из экономических районов различается не только наличием и количеством производственных ресурсов, но и их стоимостными показателями.

К внепроизводственным факторам следует отнести природно-климатические условия районов, которые на эффективность размещения влияют через величину удорожающих коэффициентов на заработную плату работающих, а также стоимость строительства и оборудования. В зависимости от территориального пояса, например, стоимость строительно-монтажных работ может возрасти в 2,7 раза,[8] климатического района — 1,14, уровня сейсмичности — в 1,08 раза. То же можно сказать и о стоимости оборудования по территориальным зонам.

Количественные и качественные показатели сырьевых, топливно-энергетических, водных, земельных ресурсов также влияют на эффективность территориальной организации тяжелого машиностроения. По имеющимся данным межрайонная дифференциация стоимостных показателей достигает значительных размеров. Наиболее значительна она по топливу и электроэнергии и в меньшей степени по основному сырью для тяжелого машиностроения — черным металлам.

Территориальная дифференциация затрат на водные и земельные ресурсы тоже достигает больших размеров, но в абсолютном выражении в сравнении с другими видами затрат они практически не соизмеримы. Дифференциация по стоимости различного вида производственных ресурсов значительна не только между экономическими районами, но и внутри них. Особенно это необходимо учитывать при внутрирайонном анализе производства и при формировании территориально-производственных комплексов.

Нельзя, однако, забывать, что тяжелое машиностроение относится к сравнительно мобильной отрасли промышленности, и его размещение не определяется только наличием необходимых ресурсов и условий в районах.

Последние при необходимости можно создать за счет широких кооперированных связей между отраслями машиностроения и смежными отраслями промышленности.

Однако в этом случае разница в затратах будет достигаться за счет не только действительной дифференциации стоимостных показателей на ресурсы, но и дополнительных затрат на их транспортирование потребителям.

Необходимо также иметь в виду, что наряду с основными факторами внепроизводственного характера на размещение тяжелого машиностроения большое влияние оказывает уровень сложившегося промышленного производства и действующей социальной и производственной инфраструктуры. Если район индустриально развит и обеспечен жилищно-коммунальными и культурными учреждениями, эффективность размещения предприятий тяжелого машиностроения может быть значительно выше.

Отраслевые особенности машиностроительных производств выражают важнейшие технико-экономические показатели, используемые при обосновании размещения предприятий. Для тяжелого машиностроения это материалоемкость продукции, транспортабельность и габаритные размеры продукции и материалов:

- близость сырьевой базы, возможность повторного использования отходов производства. Так как предприятия тяжелого машиностроения отличаются малой трудоемкостью, наличие трудовых ресурсов не играет решающей роли в размещении. Зато существенное влияние на размещение производства оказывает энергоемкость продукции.

Во многих случаях более целесообразно изготовлять машины в том районе, где имеется металл, и затем поставлять их в пункты потребления. Это, в первую очередь, относится к металлоемкому машиностроению, потребляющему большое количество металла на изготовление тяжелых и крупногабаритных машин с низким коэффициентом использования его. При изготовлении машин некоторых наименований масса отходов превышает в 2 - 2,5 раза массу готовых машин. В отдельных случаях экономически рационально размещать предприятия тяжелого машиностроения вблизи металлургических предприятий. Тогда при металлургических заводах создаются заготовительные цехи (литейные, прессовые, сварных конструкций), поставляющие свою продукцию группе машиностроительных заводов. Часто целесообразно размещать машиностроительные предприятия в районах потребления машиностроительной продукции, так как перевезти металл в районы потребления готовой продукции экономически выгоднее, чем доставлять готовые машины из районов металлургического производства.

Приближение производства машиностроительных изделий к местам их потребления целесообразно и в интересах снижения физического объема работы транспорта и транспортных расходов. В тоже время упрощаются хозяйственно-технические связи между создателями машин и их потребителями. Они становятся более тесными и постоянными и, благодаря этому, способствуют повышению качества машин в производстве и эффективности эксплуатации их.

В настоящее время каждый район имеет свой машиностроительный комплекс, производственный профиль которого соответствует экономическим предпосылкам и направлению дальнейшей индустриализации и перспективному развитию экономики района.