Особенности освоения территории Дальнего Востока

Дальний Восток - самый крупный из экономических районов России. От наиболее индустриальных центров его отделяют многие тысячи километров. В то же время приграничное положение и незамерзающие порты морей Тихого океана служат воротами России для связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое географическое положение Дальнего Востока играет важную роль в формировании и развитии его хозяйства.

Помимо богатых и разнообразных биологических ресурсов дальневосточных морей регион дает стране значительную часть добычи природных алмазов, золота, серебра, олова, вольфрама, цинка, флюоритных руд, древесины, пушно-мехового сырья, сои и риса.

Хозяйство дальневосточного экономического района (ДВЭР) многоотраслевое, но оно еще не сложилось в зрелый хозяйственный комплекс. Оно имеет неэффективную отраслевую структуру экономики с неразвитой производственной и социальной инфраструктурой. Доля добывающих отраслей в общем объеме товарной продукции составляет 28,5% (по России 11%). На обрабатывающие отрасли приходится более 50% товарной продукции, при этом удельный вес цветной металлургии составляет 12,4%, лесной и деревообрабатывающей - 9,6%, рыбной - 19%.

Структурные особенности обрабатывающих отраслей промышленности обуславливают большую долю внутриреспубликанского оборота по ввозу-вывозу продукции. Вывозится основная масса продукции машиностроения (80%), в то же время основная часть потребляемой продукции (80% товаров народного потребления) завозится из других экономических районов и стран СНГ. Концентрируясь на первичном секторе промышленности, регион теряет потенциальные доходы в виде добавленной стоимости, которая создается на других территориях и ввозится как готовая продукция. В результате завышается уровень издержек и занижается рентабельность регионального производства, что при высокой капиталоемкости добывающих отраслей не позволяет решить проблемы адаптации к нынешней постоянной трансформации рыночной экономики.

Агропромышленный комплекс на территории ДВЭР развит сравнительно слабо (7% производства валовой продукции региона). Нерешенные организационные, экономические и технические проблемы сдерживают производство сельскохозяйственной продукции примерно на 50% объема региональной потребности.

Учитывая, что в регионе добывается более 60% рыбы и морепродуктов страны и при этом 2/3 этой продукции вывозится на внутренний рынок, он играет весомую роль как поставщик продовольствия (с учетом экспорта рыбной продукции). Строительная база на Дальнем Востоке не соответствует потребностям региона. Существенно отстает в развитии топливно-энергетический комплекс. Районы южной зоны Дальнего Востока испытывают острый дефицит тепловой и электрической энергии. Отопление промышленного и балансового сектора стало ежегодной хронической болезнью. Электростанции Дальнего Востока не обеспечены местным топливом. В регион завозится до 6 млн.т в год дальнепривозного канско-ачинского бурого угля, физико-химическая характеристика которого не соответствует проектным параметрам котельных установок. К 2000 г. объем ввозимого угля может достигнуть около 10 млн.т. При этом завоз угля и других видов топлива сдерживается высокими железнодорожными тарифами.

Несмотря на огромные потенциальные возможности, ДВЭР заметно отстает от других экономических районов страны. Более того, по большинству видов продукции он является районом ввозящим. Так, при высокой обеспеченности разведанными запасами угля (более 15 млрд.т), в том числе коксующегося, высококачественных железных руд Дальний Восток ввозит до 6 млн.т стального проката и металлоконструкции.

Дальневосточный экономический район имеет сложную и неоднородную территориальную структуру экономики. По отдельным факторам в ДВЭР выделяются Южная и Северо-Восточная территории. Промежуточное положение занимает островная Сахалинская область, хотя по экономическим факторам она больше тяготеет к Южной территории, в которую входят Амурская область, Приморский и Хабаровский края. Эти территории имеют относительно развитую промышленность, в том числе обрабатывающие отрасли, а также благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства. Северные территории (республика Саха (Якутская), Магаданская и Камчатская области) специализированы на развитии сырьевых, главным образом, горнодобывающих отраслей, а последняя - рыбной промышленности.

Вдоль БАМа начато формирование новой промышленной зоны. Хозяйственное освоение территории БАМа, которое наряду со строительством поглотило огромные государственные капитальные вложения, представляет собой в условиях рыночных отношений сложную экономическую и организационную задачу. По показателям уровня жизни населения Дальний Восток занимает последнее место в России. В 1990 г. на одного жителя региона приходилось 14 кв.м общей жилой площади по сравнению с 16,1 кв.м по России. Дошкольными учреждениями охвачено 78% детей. В настоящее время происходит процесс уравнивания заработной платы с более развитыми районами. Но и эти доходы население реализовать не может. Из-за этого миграционный отток населения за последние 15 лет составил 4,5 млн. человек.

Перспективы развития топливно-энергетического комплекса

На Дальнем Востоке сложилась чрезвычайная обстановка с обеспечением народного хозяйства и населения топливом, электрической и тепловой энергией, производство которых не только резко отстает от потребностей, но и продолжает снижаться, что является основным сдерживающим фактором в нормальном функционировании всех отраслей народного хозяйства.

Несмотря на значительные ресурсы, в том числе разведанные, ввоз энергетических углей на Дальний Восток систематически увеличивается и в 1996 г. не превысит 10,3 млн.т, что составит около 42% его внутреннего потребления. Доля газа в структуре котельно-печного топлива не превышает 9%, ввоз нефти и нефтепродуктов составит 17-18 млн.т в год. Освоение нефтегазовых месторождений на шельфе о. Сахалин затягивается. Задание по вводу генерирующих мощностей в 1990-1995 гг. выполнено всего на 33%.

Отсутствие концепции сбалансированного развития отраслей топливно-энергетического комплекса на перспективу, изменение инвестиционной политики, слабое развитие строительной индустрии, недостаток квалифицированных кадров привели к сокращению объемов добычи угля, нефти, газа и резкому падению темпа прироста выработки электроэнергии. Это стало серьезным дестабилизирующим фактором в нормальном функционировании народного хозяйства как конкретного региона, так и страны в целом.

По состоянию на 01.01.95 г. балансовые запасы угля Дальневосточного экономического района составляют 29 млрд.т. Основное их количество (около 75%) сосредоточено на территории республики Саха, Амурской области и Приморского края. По марочному составу угли региона очень разнообразны - от бурых до антрацита. Балансовые запасы бурых углей составляют 65% запасов экономического района. Основные запасы коксующихся углей сосредоточены в Южно-Якутском бассейне. Для открытой разработки пригодны 10,7 млрд.т. Обеспеченность предприятий промышленности запасами при добыче 80 млн.т в год составит свыше 100 лет.

Однако структура запасов обуславливает необходимость дальнейшего развития геологоразведочных работ. Наиболее перспективными являются Южно-Якутский и Бурейский бассейны, а также небольшие месторождения в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской и Амурской областях.

В Южно-Якутском бассейне первоочередной задачей является завершение детальной разведки на Эльгинском месторождении Токинского района, а также проведение поисковых и поисково-оценочных работ с коксующимися углями в Алдано-Чульмановском, Токинском и Гонаминском районах. В Ленском бассейне наиболее перспективны геологоразведочные работы на Калгаласском, Хапчагайском и Сангарском месторождениях.

Завершение геологоразведочных работ и освоение Эльгинского и Кангаласского месторождений с запасами в десятки миллиардов тонн позволит практически полностью решить топливную проблему в ДВЭР, где объемы других топливно-энергетических ресурсов ограничены. Однако освоение некоторых угольных месторождений Дальнего Востока сдерживается практически полным отсутствием транспортных артерий. Так, освоение крупного Кангаласского месторождения республики Саха с запасами около 3,5 млрд.т тормозит резкое замедление строительства железнодорожной магистрали Беркатит-Томмот-Якутск протяженностью 830 км. При сохранении существующих темпов строительства ввод данной магистрали возможен за пределами 2005 г. Хорошие перспективы развития угледобычи имеются на Огоджинском каменноугольном месторождении, расположенном в Амурской области, а также Лианском и Хурмулинском месторождениях бурого угля в Хабаровском крае[5].