Особенности поведения рыбы в зоне действия ставного невода

С точки зрения физиологии под «поведением» животных понимаются поведенческие двигательные реакции, вызванные действием внешних или внутренних раздражителей. Однако такое представление о поведении животных односторонне, поскольку оно не отражает истинной роли и назначения поведения в природе, где оно протекает как взаимодействие животных, связанных между собой в сообществах: образование и распад сообществ, миграции, поведение при питании, обороне и размножении, взаимодействие животных внутри вида и между видами.

Основной причиной не удовлетворительной эффективностью работы ставных неводов является игнорирование сложности поведения объектов лова, которое определяется, с одной стороны, особенностями реакций рыб на отдельные элементы ставного невода, а с другой, естественными периодическими и непериодическими факторами, мотивирующими поведение рыб в районе постановки орудия лова.

Характерной особенностью поведения лососей является мотивационное движение на нерест. Установлено, что отдельные виды рыб идут на различном удалении от берега: кижуч – 100-350 м, горбуша – 250-500 м, кета – 350-800 м, нерка 800-1500 и более.

Проведённые нами наблюдения за поведением лососей показывают, что в зависимости от определённых условий (рельеф дна возле берега, присутствие хищников, наличие физических раздражителей и др.) движение лососей относительно береговой черты может проходить на разном удалении. Неоднократно было замечено, что горбуша может проходить либо вблизи берега, либо на значительном удалении от него. Так, например, у западного побережья Камчатки, основная масса горбуши в середине хода мигрирует вблизи берега (0-360 м), в начале и конце хода горбуша более равномерно распределяется в километровой прибрежной полосе.

В ходе многочисленных японских исследований в море с помощью гидролокатора кругового обзора выявлены: зависимость поведения косяков рыб от рельефа дна, эффективность действия крыла с различной ячеёй, доля рыб, идущих вдоль крыла к заходу, скопление рыб у различных наружных элементов невода, изменение формы рыбных косяков, разделение и слияние их в процессе движения, выход рыб из ставного невода, глубина движения рыб при подходе к неводу, во дворе, на подъёмной дороге, эффективность «горла» садка для удержания в нём рыбы. Сделан вывод о характере участков моря, где предпочтительнее устанавливать невода (резкий перепад глубин, наличие глубоководного участка в форме залива и др.).

Вышеперечисленные исследование привели к созданию донных неводов, которые адаптированы к промыслу кеты. У кеты характерно-выражено донное поведение. Замечено, что в ставном неводе кета придерживается дна, в отличие от горбуши, которая находится на поверхности. Нами был проведён эксперимент, связанный с таким поведением горбуши. В 1998 г. на северо-охотоморском побережье о-ва Итуруп, в миле северней мыса Громкий, на глубине 20 м и расстоянии от берега 300 м, был установлен подвесной невод высотой 10 м. Другой подвесной невод с такими же параметрами (глубина 21 м, расстояние от берега 400 м) был установлен в 2004 г. в районе подножья горы Буревестник (южно-охотоморское побережье о-ва Итуруп). И в первом, и во втором случае в ставные невода отмечался заход горбуши. Кеты в уловах не было.

На основе современных подводных и гидроакустических съёмок описана схема (рис. 2.2) поведения лососей в зоне действия ставного невода. Лососи подходят к берегу по направлению 1 и начинают движение по направлениям 2-4 вдоль берега, доходят до крыла по направлению 5 заходят в ловушку. Невод создаёт сопротивление потоку мигрирующей рыбы, так как при массовом подходе и при накоплении определенного количества рыбы в ловушке, она начинает «толпиться» перед крылом, мешая вновь подходящей, часть рыбы выходит из двора, вся эта рыба образует поток 6, который обтекает ловушку невода снаружи (дополнительно тюлени ещё больше увеличивают сопротивление невода, перекрывая направление 5 и способствуя выходу рыбы из зоны облова также по направлению 6). Этот поток отклоняет рыбу, движущуюся по направлению 7 мористее, а рыба, идущая по направлению 8, вообще не попадает в зону действия невода. Направление 9 возможно и существует, но оно не было зафиксировано.

Рисунок 2.2 – Схема направлений движения лососей

В. С. Калиновский считает, что у лососёвых рыб сильно развито стайное чувство. Встречая крупноячейное крыло, косяк рыбы «просачивается» через него не полностью. Он разбивается на две части, которые, находясь по обе стороны крыла, движутся в сторону ловушки.

О. М. Лапшин считает, что чем выше степень организации в скоплении рыб (выше синхронность и одновременность движения), тем выше и вероятность быстрого полного облова составляющих его особей. Поэтому для изучения выбран такой критерий поведения как степень организации в скоплении рыб (определяется показателем энтропии).

Одно из основных направлений исследований зоопсихологов – изучение поведения рыб в зоне действия орудий лова, в ситуациях «новизны».

Так как рыбы нерестятся один раз в жизни, и оказываются в ставном неводе впервые, то поведение возле ставного невода и в ловушке можно рассматривать как нахождение рыб в ситуации новизны. В зоопсихологии этот термин обозначает неожиданные изменения в окружающей обстановке.

Наблюдения за поведением лососей согласуются с гипотезой о двухуровневой психологической организации поведенческого реагирования. Первому уровню соответствует первичный ответ рыбы на неожиданные для нее изменения ситуации, который выражается в прекращении предшествовавшей деятельности, ориентирование в сторону, где произошло изменение, и некоторых других поведенческих проявлениях. Дальнейшее развитие событий предполагает два варианта. В первом ситуация узнается рыбой. В этом случае следует ожидать в зависимости от характера произошедшего изменения и его оценки рыбой либо возврата к первичной деятельности, либо быструю перестройку деятельности в соответствии с конкретными особенностями изменившейся ситуации.

Во втором варианте развития событий (на втором уровне) ситуация воспринимается рыбой как по - настоящему новая, неопределенная. В образе этой новой ситуации в силу ее неопределенности отсутствует опережающее отражение событий, когда неожиданно изменившаяся ситуация узнается рыбой. Характер дальнейшего поведения рыбы в новой ситуации зависит от того, как эта ситуация в целом оценена ей. Обычно такая радикально новая обстановка воспринимается как опасная, и рыба стремится покинуть ее. Если же изменение ситуации незначительно, то обычно это стимулирует у рыб ориентировочно – исследовательскую деятельность.

В зоологическом плане лососи считаются наиболее развитыми рыбами, поэтому им свойственны и высшие формы поведения инсайт, которые проявляются во внезапном появлении целенаправленных действий.

На основании вышеизложенного можно объяснить поведение лососей в зоне орудий лова, проявляющееся в быстрых, безостановочных действиях как при движении вдоль крыла невода, так и в ловушке.

Поведение рыб зависит также и от размеров косяков. Более крупные (десятки тонн) характерны для горбуши, малые (несколько тонн) для кеты, нерки, кижуча. Замечено, что основные косяки горбуши на Камчатке имеют массу 50 т, на Сахалине и Курилах – около 10 т. Чем крупнее косяк, тем более энергичны и целенаправленны его действия. Крупный косяк, подойдя к крылу, сразу начинает движение в сторону ловушки; малочисленный может надолго задерживаться у берега.

На основе проведенных наблюдений за поведением кеты в зоне действия ставного невода (рис. 2.3) в путину 2000 г. в районе реки Облуковина (западное побережье Камчатки). Выявили, что кета двигалась по направлению 1, выстраиваясь вдоль береговой полосы в линию.

Рисунок 2.3 – Схема направления движения кеты

Такое поведение было очевидно обусловлено нахождением стаи белухи 3, которая двигалась мористее ставного невода в том же направлении, что и рыба. Кета могла свободно проходить между берегом и концом крылом, которое образовывало свободный проход около 20 м. Дальнейшее продвижение кеты в сторону устья реки перекрывала стая ларги 2, поэтому рыба изменяла направление движение в сторону ловушки вдоль крыла. Возле ловушки за кетой устремлялась белуха 4, которая подходила на близкое расстояние к входу невода.

Подобное поведение горбуши наблюдались в районе Поронайска (зал. Терпения, Сахалин) в 2009 г. Стая горбуши держалась возле берега, так как в ставном неводе, установленном на расстоянии от берега 300 м, находилась ларга в количестве около 30 особей.

Мотивационное возбуждение лососей, как уже отмечалось выше, происходит по вполне понятным причинам как результат внутренних потребностей – движение на нерест. Но мотивация может возникать не только в связи с внутренними потребностями, но и под действием определённых раздражителей.

На ставных неводах для изучения поведения и привлечения лососей в качестве различных раздражителей применялись воздушно-пузырьковые завесы, пневмо-излучатели «Сардина-2» и «Лосось».

Свет на ставных неводах первыми применили в Японии. Подводные светильники подвешивались на крыло и представляли собой светотрассу, с помощью которой концентрировали рыбу возле крыла и последовательным отключением ламп с берега переводили косяк в ловушку. Другой тип светотрассы был разработан И. И. Сидельниковым в 1984 г. На рис. 2.4 показана принципиальная схема такой светотрассы. Она состояла из 9 светильников с лампами накаливания мощностью от 15 до 100 Вт. Уловы корюшки с использованием светотрассы возрастали в 2,5-3 раза.

В тёмное время суток обычно ход лососей и их заход в ставные невода прекращается. Лососёвые отходят ночью из прибрежной зоны мористее, ночные уловы малы. В целях интенсификации промысла лосося ночью была апробирована светотрасса конструкции И. И. Сидельникова.