Особенности экономики Афганистана

В результате непрекращающихся на протяжении более 20 лет военных действий экономика Афганистана пришла в полный упадок. Примерно четверть населения покинула страну, до сих пор на территории Пакистана остаются ок. 1,4 млн., а на территории Ирана – 1,2 млн. афганских беженцев. Разрушены многие предприятия, нарушены как внешние торговые связи, так и сообщение между отдельными частями страны.

После 20 лет войны фактически все отрасли промышленности были разрушены: из 366 промышленных предприятий к 1999 работали только 6 предприятий. В 1998 вся экономика страны, кроме сельского хозяйства, зависела от транзитной торговли. Строительство газопровода из Туркмении через территорию западного Афганистана в Пакистан в конце 1998 было заморожено из-за неустойчивой политической обстановки. В 2003 из 165 крупных промышленных предприятий работали лишь 6. К началу 2000-х вся экономика страны, кроме сельского хозяйства, зависела от транзитной, в основном контрабандной торговли. По данным на 2005, в стране постоянно работают 70 тыс. граждан соседнего Пакистана, а также рабочие из Турции, Ирана и Китая. Иностранные рабочие в основном заняты в сфере строительства.

Сельское хозяйство.

Основу экономики Афганистана традиционно составляет сельское хозяйство. Доля сельскохозяйственного производства в ВВП составляет 38% (2005). Площадь пахотных площадей составляет 12,3% всех пригодных для сельскохозяйственного использования земель. В настоящее время под посевами зерновых находятся 2,7 млн. га земли, из них 1,2 млн. га искусственно орошается. Для этого используется система арыков, питающихся от рек и подземных источников. Кроме того, имеются подземные водосборные галереи с колодцами (кяризы). Военные действия нанесли большой ущерб ирригационным сооружениям, а возделывание полей стало опасным занятием из-за мин, рассеянных в сельской местности. Бóльшая часть обрабатываемых земель принадлежит мелким крестьянским хозяйствам. Минеральные удобрения применяются редко.

В зависимости от особенностей рельефа, климата, почв и высоты местности ведется подбор засеваемых культур. Зерновые культуры выращиваются на территориях до 2700 м над у.м. С увеличением высоты местности ведущая роль переходит от риса к кукурузе, затем к пшенице и еще выше к ячменю. Наиболее продуктивные земли находятся на равнинах севернее Гиндукуша, где притоки Амударьи образуют широкие и плодородные долины, в долинах рек Кабул, Логар, Сароби и Лагман, в центральной части страны – на нагорье Хазараджат, а также в долинах рек Герируд и Гильменд. Более 87% пахотных земель в Афганистане отводят преимущественно под зерновые культуры – пшеницу (60%), кукурузу, ячмень и рис. В 2003 в Афганистане было произведено 3,6 млн. т зерновых на площади 2,2 млн. га, в т. ч. пшеницы – 2,7 млн. т, ячменя – 350 тыс. т, кукурузы – 300 тыс. т, риса – 260 тыс. т. Среди других возделываемых культур – сахарная свекла, хлопчатник, масличные и сахарный тростник. В садах выращивают всевозможные плодовые – абрикосы, персики, яблоки, груши, сливы, вишню, гранаты и цитрусовые, на огородах – картофель, овощи. Культивируются также несколько сортов винограда и дыни, миндаль и грецкий орех. Традиционно экспортируются свежие и сухие фрукты, изюм и орехи.

Военные дествия нанесли огромный ущерб земледелию Афганистана. По данным ООН, в 1991 площади, занятые под сельскохозяйственными культурами, уменьшились на 16%. Общий сбор урожая оценивался в 45% от прежнего, довоенного уровня 1978, причем по некоторым культурам он не превышал 30% от него. В целом валовая продукция сельского хозяйства сократилась на 27%. В 1980–2000-е ведущей товарной культурой стал опийный мак, и Афганистан превратился в главного мирового поставщика опиума (по примерным оценкам, в 2004 его произведено 4,2 тыс. т, что составило 87% его мирового производства). Доходы от наркобизнеса составляют 2,8 млрд. долл. США – ок. 60% национального дохода. Главные центры производства опийного мака – провинции Кандагар, Гильменд, Нангархар, Бадахшан. Наркотики из Афганистана нелегально отправляются в Западную Европу и Россию.

Животноводство.

Наиболее развито ориентируемое на производство мяса, шерсти и молока овцеводство. Каракульская порода овец, которой славится северный Афганистан, дает знаменитые каракулевые смушки. Население владеет навыками выделывания овечьих шкур. Традиционно разводят также коз, лошадей, крупный рогатый скот (коров, буйволов и яков), верблюдов и ослов. В результате войны поголовье крупного рогатого скота сократилось на 23%, овец – на 27%, волов (используются для пахоты) – на 30%. В 1998 в стране насчитывалось 40 млн. голов скота (т.е. 1,6 на 1 чел.): овец – 25 млн., коз – 9 млн., крупного рогатого скота – 4,5 млн., ослов – 1 млн. и верблюдов – 0,5 млн. На основе продукции животноводства население занимается шерстопрядением и ручным ковроткачеством.

Лесное хозяйство. Леса сосредоточены, прежде всего, в восточных провинциях Афганистана (Нуристан и Пактия). Там растут сосна, гималайский кедр, дуб, маслина и орехоплодные деревья. Древесина используется для отопления, в строительстве, для изготовления мебели. Афганистан испытывает хроническую нехватку древесины, но тем не менее, она нередко идет на экспорт, поскольку ее проще сплавлять по рекам в Пакистан, чем доставлять в другие районы страны.

Промышленность.

Ее доля в ВВП составляет 24% (2005). Развивается горнодобывающая промышленность. С помощью СССР с 1967 разрабатывался крупный газоносный бассейн на севере страны, в 1980-е природный газ в объеме 1,8-2 млрд. куб. м экспортировался в Советский Союз. В 2001 было добыто 220 млн. куб. м газа. Рассчитанные запасы газа на 2002 составляли 49,98 млрд. куб. м. В мирные годы велась эксплуатация угольных месторождений и некоторых других полезных ископаемых – железной руды, барита, серы, талька, каменного угля, соли, лазурита, гипса, известняка, драгоценных камней и серебра.

Наиболее крупная отрасль обрабатывающей промышленности – легкая промышленность (предприятия по первичной обработке и переработке хлопка, шерсти и ввозимого искусственного волокна). Первые хлопкоочистительные предприятия были построены еще до Второй мировой войны в Кундузе, Мазари-Шарифе и Кабуле. Тогда же были построены три текстильные фабрики – в Джабаль ус-Серадже, Пули-Хумри и Гульбахаре. Шерстяные изделия выпускались в Кандагаре, под Кабулом и в Герате. В 1960-х были построены трикотажные и обувные предприятия в Кабуле. Вторая по значимости – пищевая промышленность, представлена маслобойными фабриками, а также предприятиями по очистке, сушке и упаковке фруктов, заводом по производству соков и фруктовых консервов, заводами по изготовлению пищевого льда, сахарным заводом. В стране есть также несколько боен, элеваторов, мельниц и хлебокомбинат.

Промышленность стройматериалов представлена двумя цементными заводами, домостроительным комбинатом и асфальтобетонным заводом в Кабуле. Практически вокруг всех городов действуют кустарные кирпичные заводы. Химическая промышленность представлена довольно крупным заводом химических (азотных) удобрений в Мазари-Шарифе мощностью 120–130 тыс. т карбамида в год. В крупных городах работают небольшие частные предприятия по производству красок, пластиковых изделий, поролона, лекарств и ядохимикатов.

Развито кустарное производство, которое обеспечивает занятость значительной части населения. Основное направление кустарного промысла – ковроткачество (в Кабуле и на севере страны), связанное с внешним рынком. Кроме этого, кустарные промыслы обеспечивают производство металлоизделий, пошив одежды, хлопчатобумажных и шерстяных тканей, производство гончарных изделий, ремонт автомобилей и велосипедов, бытовой техники. Развиты также кузнечное и ювелирное ремесла, выделка кож, пошив мешков, плетение корзин, выпечка хлебобулочных изделий.

Энергетика.

В 2003 в стране было произведено 905 млн. кВт/ч. Ок. 58% производимой в стране электроэнергии вырабатывается на ГЭС, ок. 37% – на теплоэлектростанциях и немногим более 4% – на дизельных установках. Всего в Афганистане насчитывается свыше 100 электростанций. Крупнейшие из них: ГЭС Наглу – 100 тыс. кВт, ГЭС Махипар – 66 тыс. кВт, ГЭС Каджаки – 33 тыс. кВт, ГЭС Сароби – 22 тыс. кВт, ТЭС в Мазари-Шарифе – 48 тыс. кВт, ТЭС в Кабуле – 120 тыс. кВт.

В Афганистане проложены два газопровода: из Туркмении в Шинданд и из Узбекистана в Баграм. Их протяженность составляет 387 км, но в последние годы они практически не использовались. Проект строительства газопровода из Туркмении через территорию западного Афганистана в Пакистан (и далее в Индию), которое планировалось международным консорциумом (США, Саудовская Аравия, Туркмения, Афганистан, Южная Корея, Россия), в кон. 1998 был заморожен из-за неустойчивой политической обстановки. В настоящее время проект реанимирован, на его разработку часть средств выделил Азиатский банк развития. Общая стоимость проекта – 3,5 млрд. долл. США. Пропускная мощность газопровода – 90 млн. куб. м газа в год. Срок строительства – 4 года. Предполагаемое начало строительных работ – декабрь 2005. Афганистан планирует получать от транзита газа 300 млн. долл. США в год.

Руководство Афганистана намерено также восстановить электроэнергетическую систему страны. Намечено строительство целого ряда электростанций на реках Кунар и Кокча, а также возведение газотурбинной станции в Шибиргане. Огромное значение придается проектам электрификации сельских районов, где планируется построить сеть небольших дизельных и гидроэлектростанций. Возобновились поставки электроэнергии в северные районы Афганистана из Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Остальные районы обеспечиваются электроэнергией за счет закупок электричества у Ирана и Пакистана.

Транспорт и связь.

До недавнего прошлого караваны были единственным транспортом и способом доставки грузов. Некоторые племена полностью специализировались на гужевых перевозках. Наиболее интенсивное дорожное строительство велось в 1950–1960-е при содействии Советского Союза и США, в 1964 советскими специалистами был построен туннель под перевалом Саланг, связывающий Северный и Южный Афганистан. Вследствие военных действий состояние этих дорог сильно ухудшилось, а дорожно-ремонтные работы почти не проводились. Зимой и весной некоторые дороги становятся непроезжими. Во многих районах большинство афганцев передвигаются и перевозят грузы в основном на верблюдах и ослах.

Ныне ведущую роль в перевозках на дальние расстояния и в обслуживании внешней торговли играет автомобильный транспорт. Общая протяженность автомобильных дорог – 34,79 тыс. км, из них 8,2 тыс. км имеют твердое покрытие (2003). Важное значение приобрела кольцевая автомагистраль, которая начинается в Кабуле, идет на север через туннель на перевале Саланг до Хульма, затем поворачивает на запад к Мазари-Шарифу, далее следует на Майману и Герат, после чего направляется к юго-востоку до Кандагара и, наконец, к северо-востоку на Кабул. В 2004 завершена реконструкция автодороги Кабул-Кандагар, которую осуществили США, Япония и Корея. В 2005 началась прокладка дороги Кабул–Бамиан, которая свяжет столицу с труднодоступным горным районом в центральной части Афганистана. Реконструируется автотрасса Кандагар–Спинболдак на афгано-пакистанской границе. Главные дороги страны соединяются с транспортной сетью Пакистана через Хайбарский проход и через перевал Ходжак. Из Герата шоссе ведет в Иран. Товары из России, центральноазиатских и европейских стран следуют по железной дороге до узбекско-афганской границы в Термезе, и далее к одному из четырех портов на р. Амударья. Переправу через реку осуществляют по железнодорожному и автомобильному мосту в Хайратане, а также на паромах и баржах. В 2005 началось строительство автомобильного моста через р. Пяндж.

В нач. 2000-х разработан проект подключения Афганистана к Международному транспортному коридору (МТК), который будет содействовать превращению страны в международный транзитный узел на пути международных коммуникаций из Европы в южную и юго-восточную Азию. В рамках этого проекта планируется осуществить строительство автодорог Ташкент–Герат–Бендер–Аббас (иранский порт в Персидском заливе) и Душанбе–Кабул–Карачи.

Железные дороги не получили широкого распространения, хотя проекты их строительства возникали в Афганистане постоянно. Одна из первых железных дорог была построена в 1920-е от Кабула до Даруль-Амана (ок. 8 км). Позже она была разобрана. На сегодня в стране проложено лишь 25 км железных дорог (между Кушкой в Туркмении и Торгунди – 9,6 км и Термезом в Узбекистане и Хайратаном – 15 км). Оборот железной дороги Термез–Хайратон достигал 2,1 млн. т в год. В 2003 руководители Ирана, Афганистана и Узбекистана подписали соглашение о строительстве железной дороги из Ирана через Афганистан до Узбекистана, которая пройдет через Герат и другие провинции. Однако реализация таких проектов затрудняется отсутствием инвестиций и нестабильной обстановкой в стране.

В стране очень мало пригодных для судоходства рек, за исключением Амударьи, судоходной на протяжении 1400 км. На ней были построены порты Келиф, Хейрабад и Шерхан. Река Кабул судоходна на протяжении немногим более 100 км. Перевозка всех грузов по Амударье до нач. 1990-х осуществлялось судами Среднеазиатского пароходства Министерства морского флота СССР (грузоподъемностью до 500 т).

Имеются международные аэропорты в Кабуле и Кандагаре и 47 аэродромов для обслуживания местных линий, причем только 10 из них с твердым покрытием. Действуют пять вертолетных аэродрома. Основные авиаперевозки обеспечивают компания "Ариана Афган Эйрлайнз", которая совершает как международные, так и внутренние рейсы. "Aриана" была создана 27 января 1955 и долгое время, по оценкам экспертов, относилась к числу ведущих компаний мира. Главную конкуренцию "Ариане" составляет авиалиния "Кам Эйр" ("Кam air"), которая в 2003 начала внутренние рейсы, а теперь совершает полеты и в другие страны. Полеты в Москву, Исламабад, Тегеран, Дели, Дубай, Стамбул и Франкфурт осуществляются авиакомпанией "Ариана".

В Кабуле с помощью Японии в 1978 был создан центр цветного телевидения. Государственное радио- и телевещание ведется на языках дари и пушту. Наряду с государственными работают частные телеканалы – в Кабуле и Шибергане. Телефонная сеть развита слабо: в 2005 насчитывалось 38,6 тыс. абонентов. В то же время быстро растет количество сотовых и спутниковых телефонов. В Афганистане функционируют две компании мобильной связи – частная "Рошан" и полугосударственная "Афганская беспроводная связь". Численность абонентов первой к концу 2005 достигла 1 млн. чел., второй – 400 тыс. Все акции "Рошан" принадлежат иностранным компаниям, в т.ч. 51% – Международному фонду Ага Хана. 80% акций "Афганской беспроводной связи" также принадлежат американской Международной телефонной системе (Нью-Джерси). Остальные 20% – афганскому правительству. "Рошан" оперирует в 25 городах страны, "Афганская беспроводная связь" – в 15. Растет уровень пользования сетью Интернет (в 2002 в стране насчитывалась 1 тыс. Интернет-пользователей), которое при талибах было запрещено всем, кроме членов правительства.

Внешняя торговля.

Афганистан до последнего времени имел ограниченные торговые связи с другими государствами. При этом объем импорта постоянно превышал объем экспорта. Основные статьи экспорта – сухофрукты, ковры, свежие фрукты, шерсть, хлопок и каракуль. Страна была вынуждена импортировать продовольствие и широкий спектр промышленных товаров, включая промышленное оборудование, автомобили, нефтепродукты, ткани, товары широкого потребления. На протяжении многих лет СССР был главным торговым партнером Афганистана, эта тенденция еще более усилилась в 1980-е.

Гражданская война в Афганистане в 1990-е привела к резкому снижению объема и деформации структуры внешней торговли – до 60% внешнего товарооборота составляла контрабанда товаров, в основном из Пакистана, Ирана и ОАЭ, которые и являлись основными торговыми партнерами страны. Больше половины объема контрабандной торговли составляли наркотики.

В годы войны произошло резкое сокращение производства сельскохозяйственной продукции, соответственно возросла зависимость страны от поставок продовольствия из-за рубежа. В Афганистан доставлялись пшеница, рис, растительные масла, сахар и молочные продукты. После поражения талибов начался быстрый рост внешней торговли Афганистана. В 2004/2005 афганский экспорт (включая реэкспорт) составил 2,4 млрд. долл. США, импорт – 4,7 млрд. долл. США. При этом номенклатура афганского экспорта практически не изменилась. В то же время несколько расширился ассортимент импортируемых товаров.

Расширился также список торговых партнеров Афганистана: в 2004 основными поставщиками товаров в Афганистан были Пакистан (25,5%), США (8,7%), Индия (8,5%), Германия (6,5%), Таджикистан (5,3%), Россия и Южная Корея (по 4,2% каждая). Афганский экспорт осуществляется в Пакистан (24%), Индию (21,3%), США (12,4%), Германию (5,5%) и др. – 2004. В настоящее время на первом месте по-прежнему остается Пакистан, объем товарооборота с которым в 2005 достиг 1,3 млрд. долл. США. Далее следуют Китай, Индия, Иран, ОАЭ, Узбекистан, Туркменистан.

Денежное обращение и банковская система.

Денежной единицей Афганистана служила: с конца 1880-х до 1921 – 1 рупия = 3 абаси = 6 сенарам = 12 шахи, с 1921 по 1926 – 1 рупия = 2 кранам = 12 шахи = 60 пайсам, с 1927 – 1 афгани = 100 пулам, но в связи с изоляцией Афганистана от мировых финансовых рынков в расчетах еще долгое время использовалась индийская рупия. Банкноты выпускаются с 1919. После начала гражданской войны в 1992 различные враждующие фракции исламистов выпускали собственные банкноты, имевшие разный обменный курс и покупательную способность. Так, власть, установившая контроль над северной частью Афганистана и базировавшаяся в Мазари-Шарифе, ввела в оборот банкноты, реальная цена которых была вдвое меньше номинальной. Кроме того, хождение в стране имели денежные знаки, выпущенные еще до 1973, и валюты соседних государств. Процесс инфляции нарастал с 1981, достигнув 58,2% в 1992, 34% в 1993 и 20% в 1994. Прежний афгани сильно обесценился и в сентябре 2002 правительство Афганистана провело денежную реформу, введя в обращение новый афгани (по курсу 1 новый афгани = 1000 афгани Раббани = 2000 афгани Достума). При обмене в оборот было выпущено 16,5 млрд. афгани.

В настоящее время национальной денежной единицей является афгани, которая равна 100 пулам. Наряду с национальной валютой в стране имеют хождение также доллары США. Денежное обращение регулирует Центральный банк Афганистана ("Ды Афганистан Банк"). Он был основан в 1938, является центральным государственным банком страны и возглавляет кредитно-банковскую систему. Банк осуществляет выпуск в обращение денежных знаков, занимается их эмиссией, предоставляет краткосрочные кредиты правительству, муниципальным властям и другим банкам и проводит политику на укрепление банковской системы. Все частные банки в Афганистане были национализированы в 1975, и только в 2003 открылись и получили лицензию первые пять афганских коммерческих банков. Наряду с системой банков в Афганистане традиционно существуют т.н. "денежные базары", на которых в неформальной обстановке осуществляются различные кредитные и обменные операции с валютой.

В 2003/2004 финансовом году валютные запасы Центрального банка составили 773 млн. долл. США. В стране функционируют также государственные Пуштунский коммерческий банк, Банк сельскохозяйственного развития, Банк развития экспорта и несколько частных банков. На 2005 государственный долг Афганистана (в основном России) составлял 8 млрд. долл. США.

Бюджет, составлявшийся до кон. 1980-х, обычно отличался превышением доходов над расходами. И правительство Демократической Республики Афганистан, и талибов текущие доходы получали, прежде всего, за счет косвенных налогов, особенно от пошлин на импорт и налога на продажи, подоходного налога, в т.ч. при талибах – "героинового", а также внешней помощи. На аналогичную помощь рассчитывали и оппозиционные талибам силы. Эти средства обе стороны направляли на вооружение и продовольствие.

С 2002 бюджет Афганистана слагается из траншей стран-доноров и сборов внутри Афганистана, в т.ч. внутренних налоговых поступлений, которые составляют до 30% бюджета. В 2002/03 внутренние доходы бюджета (в долл. США) составляли 132 млн., в 2003/04 – 190 млн. и в 2004/05 выросли до 300 млн. Укреплению доходной части бюджета должно способствовать введение с 2005/06 налога на прибыль с прогрессивной шкалой.

Государственный бюджет в 2005/2006 составил 678 млн. долл. США (11% ВНП). Государственные доходы составили 300 млн. долл. США, остальные 378 миллионов были покрыты за счет иностранной помощи. ВНП Афганистана в 2005/2006 составил 5,75 млрд. долл. США (204 доллара на душу населения). 93% этой суммы обеспечено за счет зарубежной финансовой помощи.

На конференции международных доноров Афганистана в Берлине (апрель 2005) на восстановление страны было выделено 8,2 млрд. долл. США сроком на 3 года. Основные доноры Афганистана на конференции, состоявшейся в 2006 в Лондоне, договорились выделить стране до 2011 еще 10,5 млрд. долл. США, из них наиболее крупную сумму предоставляют Всемирный банк – 1,2 млрд., США – 1,1 млрд., Азиатский банк развития – 1 млрд., Великобритания – 855 млн., Германия – 480 млн., Япония – 450 млн., Европейский Союз – 268 млн., Испания – 182 млн., Индия – 181 млн., Голландия – 179 млн., Саудовская Аравия – 153 млн., Пакистан – 150 млн., Норвегия – 144 млн., Китай – 80 млн. и Франция – 55 млн. долл. США.