Особенности экономического развития Малайзии

Развитие экономики Малайзии

Развитие экспортного производства способствовало созданию в Сабахе и Сараваке современных дорог и портового хозяйства. В Сабахе, на северо-западном побережье, была построена небольшая железная дорога. В Сабахе и Сараваке проложено несколько современных шоссейных дорог от морских портов в глубь территории, но дорожной сети как таковой не существовало, так как дороги не были связаны друг с другом.

Масштабы промышленного развития Северного Калимантана были еще меньше, чем в Малайе. Кроме нефтеперерабатывающего завода концерна «Ройал датч-Шелл», в Сараваке, на Северном Калимантане не было крупных предприятий. Фабричная промышленность была представлена небольшим числом предприятий по первичной переработке каучука и лесопильных заводов. Ремонтом импортных изделий и производством несложных предметов домашнего обихода занимались мелкие кустарные и полукустарные предприятия, которые благодаря дешевизне своей продукции могли выдерживать конкуренцию импортных, в первую очередь английских, промышленных товаров. К тому же доставка последних во внутренние районы Сабаха и Саравака была затруднена из-за бездорожья и больших транспортных расходов. Более сложный ремонт импортных изделий производился в Сингапуре.

В конце 50-х — начале 60-х годов, т. е, в период, непосредственно предшествовавший образованию Федерации Малайзия, экономика Малайи и территорий Северного Калимантана сохраняла ярко выраженный аграрно-сырьевой характер. Ведущими ее отраслями оставались сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, где создавалась большая часть ВВП, и было занято большинство самодеятельного населения. В Малайе (по Сабаху и Сараваку такие данные за этот период отсутствуют) в 1962 г. ВВП составил 5 527 млн. малайских долларов, из них 33 % приходилось на сельское хозяйство (включая лесное и рыбное хозяйство) и 7% — на горнодобывающую промышленность. Характерно, что на горнодобывающую промышленность приходилось 45 % ВВП, созданного в сфере промышленного производства, хотя при этом учитывались не только фабричные предприятия, но и предприятия кустарной и полукустарной обрабатывающей промышленности.

Замедление темпа экономического роста Малайзии

В середине 80-х годов в связи с обострением кризисных явлений в мировом капиталистическом хозяйстве, падением мировых цен на сырье и ростом протекционизма со стороны промышленно развитых капиталистических стран произошло замедление темпов экономического развития Малайзии. Это повлекло за собой ухудшение положения населения страны, особенно беднейших его слоев, вызвало рост напряженности во внутриполитической обстановке и обусловило перегруппировку политических сил в отдельных партиях, прежде всего в КАМ, а также в политических партиях Сабаха.

Опасаясь, что эти события могут быть использованы оппозицией, правительство страны пошло на проведение в августе 1986 г. досрочных выборов в Законодательное собрание, срок полномочий которого истекал в июне 1987 г. Предвыборная кампания проводилась в сжатые сроки, что не дало возможности выработки четкой платформы оппозиционным силам. Хотя большинство партий, заявлявших на первых порах о том, что они состоят в оппозиции к правящему Национальному фронту, и объединились во временную коалицию, но далеко не всех удовлетворял их общий лозунг о превращении Малайзии в исламское государство.

«Перспектива - 2020 года»

Ко второму 10-летию 21 века правительство Малайзии поставило задачу создания в стране развитой экономики; эта программа получила название "Перспектива 2020". Для успешного ее выполнения необходимо решить ряд проблем. Одна из первоочередных - добиться более широкого внедрения современных технологий в интересах ускорения общего экономического роста. Среди важных задач - улучшение системы подготовки кадров, повышения их общеобразовательного уровня. Еще одна задача состоит в том, чтобы обеспечить более равномерное развитие экономики в Полуостровной Малайзии и Восточной Малайзии.

Экономика в период Британской колонизации

По данным переписи населения 1957 г., из 2 165 тыс. самодеятельного населения Малайи в сельском хозяйстве было занято 58%, а в промышленности — только 9%. В производстве сельскохозяйственного и минерального сырья и продовольствия было занято 60% самодеятельного населения Малайи. Значительное число работников использовалось в первичной переработке, транспортировке и обслуживании вывоза сырья за границу. По оценке советского исследователя Ф. А. Тринича, в производстве, обработка и вывозе сырья из Малайи в последние годы колониального господства было занято не менее 50% самодеятельного населения страны. Фактически все основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, а в значительной мере и транспорт работали на внешний рынок. В производстве товаров на внутренний рынок была занята только 1/3 всего самодеятельного населения. За счет собственного производства Малайя могла удовлетворять лишь меньшую часть потребностей населения и народного хозяйства. Страна находилась в исключительно большой зависимости от ввоза продовольствия, топлива, промышленных товаров как производственного, так и потребительского назначения.

Положение, сложившееся в экономике Малайи в годы прямого колониального господства Великобритании, мало изменилось и за годы существования Малайской Федерации.

На Северном Калимантане доля аграрного сектора в экономике была еще выше, чем в Малайе: в сельском и лесном хозяйстве Сабаха в 1960 г. было занято 80,5 % самодеятельного населения, Саравака — 81,4%. В промышленности в 1960 г. работало в Сабахе всего 7 тыс. и в Сараваке — 13 тыс. человек. Основная масса промышленного персонала Сабаха и Саравака была занята на кустарных предприятиях.

Уровень хозяйственного развития и особенности специализации экономики Малайи в начале 60-х годов характеризовались следующими данными. Здесь обрабатывалось всего 2,5 млн. га, из них около 2 млн. га было занято многолетними экспортными культурами: каучуконосами (около 1,6 млн. га), масличной и кокосовой пальмами, ананасами, перцем и т. д. Посевы основной продовольственной культуры — риса занимали только около 300 тыс. га. В 1960 г. в стране действовало 2382 плантационных хозяйства общей площадью 1 020 тыс. га (т. е. около 40% всей обрабатываемой площади). В этих хозяйствах было занято 260 тыс. плантационных рабочих. В плантационном секторе насчитывалось более 2,2 тыс. каучуковых плантаций с площадью насаждений каучуконосов около 750 тыс. га. В 1960—1962 гг. в Малайе производилось более 700 тыс. т каучука (в том числе более 400 тыс. т — на плантациях), 160 тыс.т копры, 100 тыс.т пальмового масла, 140 тыс. т ананасов. А производство риса составляло лишь около 500 тыс. т. В основном для экспорта заготовлялось около 3 млн. м3 древесины. Горнодобывающая промышленность давала для экспорта 3—4 млн. т железной руды, 350—450 тыс. т бокситов. В стране добывалось 50—60 тыс. т олова (по содержанию в руде) и выплавлялось более 78 тыс. т первичного олова, которое все шло на экспорт. По размерам производства и экспорта каучука и олова Малайя занимала первое место в мире.

Тенденции экономического развития Малайзии в 1960-е годы

Развитию экспортного производства соответствовал и определенный уровень производственной инфраструктуры. В 1960 г, протяженность железнодорожной сети в Малайе достигла 2092 км и сети шоссейных дорог 11 тыс. км, при этом 9 тыс. км составляли асфальтированные дороги. Автопарк страны насчитывал около 130 тыс. автомобилей, из них около 100 тыс.— легковых. В начале 60-х годов через морские порты Малайи ежегодно проходило 11—13 млн. т внешнеторговых грузов. Однако следует отметить, что в целом портовое хозяйство Малайи не получило большого развития. Значительная часть внешнеторговых грузов на каботажных судах направлялась в Сингапур для реэкспорта. Через Сингапур Малайя получала и немалое количество импортных грузов, которые в Сингапур доставлялись на океанских, а оттуда развозились каботажными судами по мелким малайским портам. Наибольшее развитие в годы колониального режима и в период Малайской Федерации получили два основных морских порта на западном побережье — Порт-Суэттенхем (теперь — Порт-Келанг) и Джорджтаун (Порт-Пинанг).

В годы колониального режима и существования Малайской Федерации воздушный транспорт страны был лишь в стадии становления. Воздушные линии связывали столицу страны только с несколькими крупными городами Малайи, с Сингапуром и административными центрами Сабаха и Саравака.

Для Малайи того времени характерно очень слабое развитие электроэнергетики. Электростанции страны имели суммарную мощность всего 305 тыс. кВт, а производство электроэнергии в 1962 г. составило около 1,5 млрд. кВт-ч.

Экспортная направленность развития экономики Малайи обусловила большую роль внешней торговли и высокие цифры внешнеторгового товарооборота, который в начале 60-х годов достигал в среднем 5 млрд. малайских долларов в год. Стоимость вывоза превышала стоимость ввоза, и страна все эти годы имела положительный торговый баланс. Доходы от внешней торговли использовались для оплаты услуг иностранного транспорта, погашения внешней задолженности по займам, выплаты больших прибылей иностранных инвесторов, на различные расходы правительства Малайской Федерации за границей.

Несмотря на более высокую роль аграрного сектора в экономике, уровень развития сельского хозяйства Северного Калимантана был ниже, чем в Малайе, В начале 60-х годов на Северном Калимантане постоянно обрабатывалось только около 0,6 млн. га земли, в том числе несколько больше 180 тыс. га — в Сабахе и около 380 тыс. га — в Сараваке. Под многолетними культурами, большая часть которых давала экспортную продукцию, в Сабахе было занято около 140 тыс. га, а в Сараваке— около 250 тыс. га (в том числе под каучуконосами — соответственно около 90 и 140 тыс. га). В Сабахе на плантациях было 30 тыс. га каучуконосов.

В начале 60-х годов в Сабахе ежегодно производилось несколько больше 20 тыс. т каучука, около 30 тыс. т копры, немного кофе, 3—4 тыс. т табака. Саравак давал около 45 тыс. т каучука, около 10 тыс. т копры и столько же перца. В то же время производство риса в Сабахе составляло 70—80 тыс. т, а в Сараваке —несколько больше 100 тыс. т в год. Лесное хозяйство этих территорий давало ежегодно соответственно 2—З и 1—1,5 млн. м3 древесины. В Сараваке добывалось 200—300 тыс. т бокситов и около 100 тыс. т нефти.

Производственная инфраструктура на Северном Калимантане была еще менее развита, чём в Малайе. Мощность электростанций в Сабахе в 1962 г. составляла только 12,3 тыс. кВт, а в Сараваке — 18,2 тыс. кВт. Все производство электроэнергии на Северном Калимантане едва достигало 70 млн. кВт-ч в год, в том числе 44 млн. кВт-ч в Сараваке.

Столь же характерно для Северного Калимантана отставание в развитии дорожной сети. Лишь в Сабахе была построена небольшая (менее 200 км) железная дорога. Длина безрельсовых дорог в начале 60-х годов в Сабахе составляла около 2 тыс. км, а в Сараваке — менее 1,5 тыс. км, при этом более половины их протяженности приходилось на грунтовые, гравийные и щебеночные дороги.

Грузооборот морских портов в указанный период в Сабахе равнялся около 2 млн. т, а в Сараваке — 5—6 млн. т. Его размеры в Сабахе зависели в основном от вывоза древесины, а в Сараваке — нефти и нефтепродуктов, при этом большую часть вывоза сырой нефти составил реэкспорт из соседнего Брунея, где отсутствовали портовые сооружения для ее погрузки.

Внешняя торговля в 1960-е года

Размеры внешней торговли колоний Северного Калимантана были намного меньше, чем Малайи. Внешнеторговый оборот Сабаха был в начале 60-х годов менее 500 млн. малайских долларов, а в Сараваке — немногим более 800 млн. малайских долларов, при этом в последнем значительная часть его приходилась на стоимость реэкспорта нефти.

Узкая сырьевая мирохозяйственная специализация Малайи и Северного Калимантана нашла свое отражение в структуре их экспорта. Более 25 всей стоимости экспорта Малайи в 1962 г. приходилось на каучук и свыше 75 — на олово. В Сабахе более 1/3 экспорта (в стоимостном выражении) составлял вывоз древесины, а в Сараваке около 2/3 экспорта падало на нефтепродукты и каучук.

Одновременно с ростом экспорта растительного и минерального сырья росла зависимость от импорта продовольствия, особенно зерна, и промышленных товаров не только производственного назначения, но и предметов широкого потребления. В начале 60-х годов Малайя за счет собственного производства могла удовлетворить только половину своих потребностей в рисе. Сабах и Саравак, больше обеспеченные собственным продовольствием, также не могли обходиться без импорта риса и других зерновых продуктов.

Особенности исторического развития хозяйства Малайи и территорий Северного Калимантана в колониальный период обусловили специфику их внешнеторговых отношений, характеризующихся, в частности, крайней ограниченностью их связей друг с другом, несмотря на географическую близость. В начале 60-х годов импорт Малайи из Сабаха и Саравака (вместе) не превышал 0,1% всего ее импорта, а экспорт на Северный Калимантан был меньше 0,5% стоимости всего малайского экспорта. Столь же незначительными были торгово-экономические связи между Сабахом и Сараваком. По официальным данным (не учитывающим небольшую торговлю между жителями, проживающими в приграничных районах обеих территорий), товарооборот между Сабахом и Сараваком в 1962 г. был равен только 1 %т всего внешнеторгового оборота Сабаха и 0,5% внешнеторгового оборота Саравака.

Как Малайская Федерация, так и территории Северного Калимантана в период, непосредственно предшествовавший их объединению в Федерацию Малайзия, оставались заповедным полем деятельности иностранного, особенно английского, капитала, особые права которого были гарантированы политической зависимостью Малайи и Северного Калимантана от Великобритании. Иностранный капитал контролировал все сферы их хозяйственной деятельности, при этом его непосредственное участие концентрировалось в отраслях экспортного производства. В тех случаях, когда иностранный капитал непосредственно не участвовал в производстве, он влиял на размеры и характер развития последнего путем участия в сбыте продукции.

Главную роль в производстве, внешней торговле и кредитно-финансовой системе Малайи и Северного Калимантана играли британские монополии.

В начале 60-х годов английскому капиталу принадлежало более 80 % общей площади всех иностранных плантаций Малайи, в том числе 87% их площади под каучуконосами, 64% —под масличной пальмой, 88% — под кокосовой пальмой и более 95% — под другими культурами. Иностранные предприятия владели 67% общей площади всех плантаций Малайи. В руках британских предпринимателей и компаний находилось более 60 % добычи оловянной руды и вся выплавка олова.

В хозяйстве Малайи, Сабаха и Саравака, особенно в сельскохозяйственном производстве, ведущую роль играли такие английские монополии, как «Гаррисонс энд Кросфилд», «Гутри», «Боустед—Баттери», «PEA — Камбербах», «Т. Барлоу», «Сайм Дэрби», резинотехнический концерн «Данлоп» и англо-голландский «Юниле-вер». Крупные монополии из других стран были представлены французской «Сокфин» и датской «Ист-Эйши-этик компани», В 1960 г. 17 английских монополий контролировали в Малайе 264 плантационные компании с 466 плантациями.

В добыче оловянной руды ведущей монополией являлась английская корпорация «Лондон тин», а в выплавке олова — «Консолидейтед тин смелтерз». В кредитно-финансовой сфере Малайи и Северного Калимантана главную роль играли английские банки.

Безграничная эксплуатация природных и людских ресурсов Малайи и Северного Калимантана обеспечивала иностранному капиталу получение высоких прибылей, которые в основном вывозились за границу. Вывоз больших финансовых средств за рубеж обескровливал экономику Малайи, Сабаха и Саравака и являлся большим препятствием на пути их дальнейшего развития.

Основные черты социально-экономической модели

Динамизм, характерный для экономики Малайзии на протяжении 70-х и особенно 80—90-х гг., во многом базировался на долгосрочной государственной политике поддержки стабильного развития аграрной сферы и опережающего роста ориентированной на экспорт промышленности.

В основе этой политики лежит мобилизация внутренних источников финансирования: в середине 90-х гг. норма сбережений выросла до 37%, а норма капиталовложений — до 39%, тогда как в 60-е гг. они составляли соответственно 28 и 14%, при этом наблюдался отток капитала за рубеж. В то же время правительство активно привлекает иностранные капиталовложения: доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА, не считая Сингапура).

Аграрный сектор экономики получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен, предоставления субсидий на приобретение машин и удобрений. В результате в 90-е гг. обеспечивался устойчивый рост производства продовольствия и сырья для промышленности.

Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства, хотя масштабы государственного регулирования постепенно снижаются. Несмотря на то, что отношение бюджетных расходов к ВВП сократилось с 58% в 1981 г. до 25% в 1996 г., правительство продолжает поддерживать приоритетные секторы экономики (прежде всего электронику) путем предоставления льготных кредитов и прямого бюджетного финансирования развития инфраструктуры. Обрабатывающая промышленность развивается опережающими темпами и соответственно растет ее роль в экономике: доля машиностроения в ВВП увеличилась (в 1996 гг. до 36%).

Однако поддержка отечественного бизнеса и государственного сектора не подразумевает создание “тепличных” условий за счет импортных ограничений, что сохраняет здоровую конкурентную среду. В этом состоит отличие Малайзии от многих развивающихся стран. Кроме того, в Малайзии развитие государственного сектора выполняло целевую задачу — перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам.

Увеличение экономического потенциала позволило смягчить остроту многих социальных проблем. Доля населения, проживающего ниже черты бедности, снизилась с начала 70-х к середине 90-х гг. в городах — с 22 до 4,5%, на селе — с 45 до 22%.

Внешние факторы развития

В 80—90-х гг. формировалась индустриально-аграрная экономика, ориентированная на потребности мирового рынка. Экспортная квота, составлявшая в середине 60-х гг. порядка 50% ВВП, увеличилась к середине 90-х гг. до 80%. Хотя Малайзия остается крупнейшим поставщиком на мировой рынок каучука, пальмового масла, олова, она входит в число ведущих экспортеров какао-бобов, тропической древесины, нефти и газа, а с середины 80-х гг. ведущей статьей малазийского экспорта стала электроника. В 90-е гг. Малайзия наряду с США, Японией, Южной Корей и Тайванем вошла в число крупнейших в мире производителей полупроводников.

Вместе с тем чрезмерная зависимость экономики от состояния рынка полупроводников побуждает правительство стимулировать диверсификацию промышленного экспорта. В частности, во второй половине 90-х гг. Малайзия пытается утвердиться на мировом рынке в качестве производителя автомобилей. Расширяется также экспортоориентированное производство бытовой электроники, текстиля и одежды.