Карантинные мероприятия леса
Общие понятия о карантине растений
С каждым годом в мире все стремительнее развиваются межгосударственные связи и возрастают объемы международной торговли. Самая разнообразная растительная продукция перевозится из страны в страну, с континента на континент. С нею переносятся сопутствующие ей живые организмы. Среди них заметное место занимают насекомые, представляющие потенциальную угрозу для растениеводства стран-импортеров (стран-реципиентов).
Страны с развитой экономикой стремятся защитить себя от вторжения (инвазии) опасных чужеземных организмов. Для этого создаются национальные службы карантина растений.
В 1931 г. при Наркомземе СССР была создана единая Государственная карантинная служба, существующая до настоящего времени. Основная возложенная на нее задача состоит в контроле над ввозом в страну чужеземных живых растений и растительной продукции. В 1934 г. вышло постановление Совнаркома СССР «Об охране территории Союза ССР от заноса и распространения сельскохозяйственных и лесных вредителей». С этого времени карантинная служба традиционно входит в состав Министерства сельского хозяйства (сейчас – МСХ РФ).
Европейские страны давно объединили свои усилия в области защиты и карантина растений. С 1951 г. успешно функционирует Европейская и Средиземноморская Организация Защиты Растений (ЕОЗР), которая занимается и карантинной проблематикой. Россия является членом ЕОЗР.
Составлен и постоянно пересматривается ЕОЗР обширный Перечень карантинных организмов. Для стран-членов Организации он имеет рекомендательный характер. В 1990-е годы стала формироваться Служба карантина и защиты растений стран Европейского Сообщества (ЕС). Ею также составлен подобный Перечень, который для стран-членов ЕС носят уже законодательный характер. С 2005 г. эти перечни объединены в единый документ - Перечень карантинных организмов, представляющих опасность для европейских и других входящих в ЕОЗР стран.
В России деятельность Службы карантина растений осуществляется на основе Федерального Закона «О карантине растений», принятом в 2000 г. В соответствии со Статьей 1 (Глава I) «Целью Федерального закона является обеспечение охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации». Под карантинными объектамипонимаются вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Российской Федерации, которые могут быть занесены или еще шире распространиться и причинять значительный вред растениям и растительной продукции.
Опасные вредные организмы, занос или самостоятельное проникновение которых в страну наиболее вероятно, включаются в национальный «Перечень вредителей растений, возбудителей болезней растений, растений (сорняков), имеющих карантинное значение для Российской Федерации». Этот Перечень включает виды вредных насекомых, фитопатогенных вирусов, нематод и микроорганизмов (грибы и бактерии). Некоторые страны (в том числе и Россия) включают в Перечень и чужеземные растения, имеющие статус ядовитых или сорных.
Перечень носит характер подзаконного акта. В соответствии с ним осуществляется вся деятельность национальной Службы карантина растений (Россельхознадзор).
Во всех местах пересечения государственной границы проводится карантинный досмотр(контроль) ввозимой продукции, с которой нежелательные объекты могут быть занесены в страну. Внутри страны с целью выявления ранее проникших сюда карантинных видов постоянно ведется карантинный мониторинг. Для выявления карантинных видов используют феромонные ловушки. Определяется состояние очагов карантинных объектов, их динамика, принимаются меры по истреблению карантинных видов.
Карантин растений делится на две составляющие части: внешний карантин и внутренний карантин.
Внешний карантин направлен на защиту растительных ресурсов страны от ввоза с импортной продукцией отсутствующих карантинных и других, особо выделенных опасных вредных организмов (объектов), а также на предотвращение вывоза с экспортируемой продукцией карантинных и особо опасных для стран-импортеров объектов. При экспорте растительной продукции соблюдаются международные конвенции и межгосударственные соглашения в области карантина растений.
Мероприятия по внешнему карантину проводятся на пограничных пунктах ввоза и вывоза, в международных почтамтах, в аэропортах и в местах вторичного досмотра внутри страны.
Внутренний карантин направлен на своевременное выявление, локализацию и ликвидацию очагов карантинных объектов внутри страны и предотвращение их дальнейшего распространения. Требования внутреннего карантина распространяются также и на внутрироссийские перевозки растительных грузов и материалов с целью не допустить распространение за пределы естественных ареалов эндемичных опасных объектов. К таким для европейской части страны могут быть отнесены, например, сибирский шелкопряд (ареал охватывает зону к востоку от Урала), ясеневая узкотелая златка (ареал частично заходит в Приморский край), усач черный блестящий (Monochamus nitens) (обитает на Сахалине и Курильских островах).
Территория, на которой выявлен карантинный объект, именуется карантинной зоной.
Обосновываясь в новых регионах, где нет их привычных врагов (специализированных хищников и паразитов) при отсутствии естественного контроля инвазионные виды насекомых (в том числе - все карантинные) быстро достигают высокой численности и начинают наносить ощутимый вред.
При первом же обнаружении карантинного объекта внутри территории страны-реципиента вступает в силу заранее разработанная схема карантинных действий. Устанавливаются границы первичного очага, на заселенную зону накладывается карантин (запрещается или ограничивается ввоз и вывоз любой подкарантинной продукции), заселенные растения обрабатываются пестицидами. Если предпринятые меры оказываются безрезультатными, вредителя не удается уничтожить, и он обосновывается на заселенной территории, предпринимается интродукция его энтомофагов (см. главу … Классический биометода).
Всякий пересекающий государственную границу материал растительного происхождения должен сопровождаться официальными разрешительными документами. На экспортируемый материал (растения, полезные насекомые, грибы, ягоды, плоды, продукцию из древесины и пр.) региональной организацией карантина растений выдается фитосанитарный сертификат(ФС). Этот документ удостоверяет карантинное состояние продукции, определяет ее маршрут, условия перевозки и использования, а также характер упаковки и тары, в котором она транспортируется. Сертификат выдается на основании заявки экспортера после того как получена гарантия, что подкарантинная продукция будет свободна от запрещенных к вывозу в страну-импортер живых организмов.
Документ, разрешающий ввоз в страну (импорт), а также транзит подкарантинных материалов на условиях, определяемых государственной службой по карантину растений, называется импортным карантинным разрешением (ИКР). ИКР представляет собой официальное уведомление страны-экспортера о том, что направляемый в Россию груз не должен содержать запрещенные к возу живые организмы (наименование которых перечисляется). ИКР выдается государственной карантинной организацией на основе заявки импортера.
Оценка вероятности инвазии (заноса), возможности акклиматизации и степени ожидаемого вреда позволяет распределять (ранжировать) виды чужеземных вредителей по их значению от безвредных до наиболее опасных. Последних вводят в Перечень карантинных объектов, и они получают статус карантинных видов.
Лесной карантин
Бурный рост объемов экспорта и импорта древесины вынудили национальные службы карантина растений помимо вредителей сельскохозяйственных культур обратить внимание и на вредителей леса. Россия – одна из богатейших стран мира по лесным ресурсам и один из крупнейших экспортеров лесопродукции на международном рынке. Древесина, заготовленная в нашей стране, поступает более чем в 30 зарубежных стран. В свою очередь из-за рубежа в Россию импортируется древесина ценных тропических пород и разнообразный посадочный материал, предназначенный для декоративных и лесохозяйственных целей. С расширением объемов международной торговли возрастает риск завоза ранее отсутствующих на нашей территории древоядных видов беспозвоночных.
В России с конца 1990-х годов в перечни карантинных объектов стали вводиться виды, представляющие опасность для лесного хозяйства. Для обеспечения карантинного (фитосанитарного) контроля над экспортом и импортом лесопродукции по распоряжению Совета Министров СССР в декабре 1989 г. в составе Государственной инспекции по карантину растений была создана служба лесного карантина. В настоящее время эти функции выполняет соответствующее подразделение Россельхознадзора Министерства сельского хозяйства РФ.
Карантинному досмотру теперь подвергается не только сельскохозяйственная, но лесная продукция: живые растения и изделия из древесины.
Подкарантинной лесопродукцией признаются:
- живые древесно-кустарниковые растения (саженцы, сеянцы, новогодние хвойные, бонсаи) и их части,
- древесина (древесные кряжи);
- лесоматериалы необработанные, окоренные или не окоренные, распиленные или расколотые;
- деревянные изделия (деревянные строительные материалы, паркет, листы фанеры и шпон, рамы);
- древесная масса, щепа, стружки, древесные опилки и отходы;
- плетеные изделия;
- шпалы деревянные, рудничная и вагонная стойка;
- тара и упаковочный материал (бумага, картон, ящики и коробки, барабаны из-под кабеля, щиты и поддоны погрузочные).
Судьба досматриваемой в пункте пограничного контроля продукции может сложиться по-разному. В случае отсутствия в ней карантинных объектов, она пропускается внутрь страны. В случае обнаружения в/на ней карантинных объектов подкарантинная продукция подвергается обеззараживанию (фумигации, термообработке, обработке пестицидом и пр.), может быть возвращена экспортеру или уничтожена. При необходимости выявить скрытую зараженность импортируемых растений до реализации они размещаются в карантинном питомнике. Здесь установленное правилами время их выдерживают, после чего при отсутствии признаков поражения реализуют.
Первоначально в Перечень карантинных объектов РФ были включены чужеземный вредитель древесных растений – азиатский усач (включен в Список 1: Карантинные объекты, отсутствующие на территории РФ) и азиатская раса непарного шелкопряда (включена в Список 2: Карантинные объекты, ограниченно распространенные на территории РФ). В последующем Списки 1 и 2 лесных объектов были расширены.
Любой регион страны при импорте подкарантинной продукции подвергается определенному фитосанитарному риску вторжения нежелательного вида. Регионы РФ по причине большого географического разнообразия страны различаются по фитосанитарной уязвимости и карантинной нагрузке на экосистемы. Достаточно сравнить, например, карантинные проблемы Краснодарского края и Республики Якутии.
На территории Краснодарского края, для которого характерен умеренный, а в ряде районов и субтропический климат, произрастает множество видов древесных и кустарниковых растений, в том числе интродцированных. Многие случайно завезенные сюда растительноядные насекомые способны обосноваться на местных и интродуцированных древесных породах и стать их вредителями.
Территория Якутии с ее суровым климатом и ограниченным составом древесных растений - неблагоприятное место для обоснования чужеземных фитофагов.
Понятно, что усилия карантинных служб должны в большей мере быть направлены на фитосанитарный контроль импортируемой лесной продукции на юге страны, чем на севере.
Одной из важнейших задач Службы карантина растений является прогнозирование вероятности инвазий чужеземных вредных организмов. Для видов, проникших на защищаемую территорию, составляется прогноз возможного распространения, прогнозируется экологический и экономический ущерб.