Клумбовые растения

История клумбовых растений

Некоторые считают, что в Британии высаживать цветы на клумбы впервые стали только во времена королевы Виктории, когда в моде было все яркое. Однако в действительности история клумбовых растений началась задолго до того, как в 1837 г. юная Виктория взошла на трон. В XVI в. в некоторых крупных английских поместьях было принято летом выставлять на улицу кадки с лимонными, апельсиновыми и гранатовыми деревьями, растения, которые используют подобным образом, можно отнести к клумбовым.

В это же время во Франции геральдические щиты украшали небольшими нецветущими растениями, а в Версале в середине сезона заменяли цветы на клумбах, что должно было свидетельствовать о богатстве короля.

Однако разбивать клумбы в том виде, в котором они известны нам, действительно, стали только в XIX в., точнее, в 20-х годах XIX в. Законодатели мод на устройство садов в XVIII в. создавали их в «ландшафтном» стиле; в таких садах были трава, деревья, камень и вода, но не было цветов. В начале XIX в. в Англии новое поколение садовых архитекторов, таких, как Рептон, начало создавать в крупных поместьях «цветочные террасы», и идея красочных садов укоренилась в Европе. Широкому распространению таких садов способствовала индустриальная революция, которая вызвала к жизни средний класс. Маленькие садики, которыми владели представители этого класса, нельзя было создавать в «ландшафтном» стиле, и требовалось что-то иное.

Но решающую роль в успехе клумбового цветоводства сыграло появление новых красочных теплолюбивых растений, которые с середины XVIII в. стали привозить в Европу из Южной Америки и Южной Африки.

В 1820-е годы в Виндзоре, Дублине и некоторых других городах на Британских островах впервые появились клумбы с новыми экзотическими теплолюбивыми однолетниками. Некоторые из этих растений сейчас почти не выращивают. Первые опыты выращивания клумбовых растений не имели целью добиться декоративного эффекта, и клумбы нельзя было назвать красивыми. Эпоха клумбового цветоводства по-настоящему наступила лишь в 1830-е годы, после того как в Великобритании прошли первые выставки клумбовых растений, а в 1838 г. была опубликована книга Джона Лоудона «Загородный дом и сад» (J.Lowdon. «The Suburban Garden and Villa Companion»). Основная идея изложенных в этой книге принципов планирования небольших садов сводилась к следующему: сады не должны копировать живую природу, в них нужно стараться «передать красоту отдельных деревьев, кустарников и других растений».

В 1845 г. в Великобритании был отменен налог на стекло, и повсюду в больших садах стали строить теплицы. Именно в них начали в массе выращивать рассаду многих клумбовых цветов, в результате чего страну охватило «клумбовое безумие». Стали популярны многие из тех растений, которые в основном выращивают в наши дни: петуния, бурачок, пеларгония, лобелия, кларкия, вербена и т. п. Всемирная выставка 1851 г. стала апогеем «клумбовой лихорадки», которая продолжалась затем еще в течение 30 лет. В эти годы о клумбовых растениях много писали, их использовали в своих проектах наиболее известные дизайнеры, повсюду разбивали цветники. В 1850-е годы возле Хрустального дворца в г. Сиденхэм высаживали до 50 тыс. пеларгоний, позже в г. Четсворт и новом курортном городке Истборн разбивали многоцветные клумбы, в 1870-е годы лондонские парки украшало ежегодно более 2 млн. клумбовых растений.

Пышность посадок соответствовала духу викторианской эпохи. Возникли разные стили клумбового цветоводства — в 1860-е годы появились «весенние» и «экзотические» клумбы, на которые обычно высаживали растения с декоративной листвой; десятилетием позже вошел в моду орнаментальный стиль. Одновременно зародилось и оппозиционное движение — начали раздаваться голоса протеста, поначалу робкие, против буйного многоцветья и искусственности викторианских клумб, в защиту пастельных тонов и естественности в планировке цветников. Однако в полный голос оппозиция заявила о себе лишь тогда, когда обрела лидера в лице темпераментного ирландца Вильяма Робинсона. В 70-е и 80-е годы он привлекал внимание широкой общественности к спорам о формализме в садовом строительстве своими статьями, в которых, в частности, писал: «Все современные работы в этом направлении следует признать неправильными, они наносят вред искусству и в своих крайних проявлениях просто смешны». Единомышленник Робинсона Джеймс Дуглас в 1880 г. писал: «Люди начали уставать от монотонности слепящих глаза пятен цвета».

Вильям Робинсон и Гертруда Джекилл ввели в культуру травянистый бордюр и стали создавать сады в более естественном стиле, но они же вызвали к жизни несколько высокомерное отношение к клумбовому цветоводству. Тем не менее люди не спешили совсем отказываться от клумб. В 1880-е годы наступил период упадка клумбового цветоводства, но в 1892-м оно получило существенную поддержку в лице архитектора сэра Реджинальда Бломфилда. Бломфилд и Робинсон были друг с другом «на ножах», и людям, так или иначе причастным к садоводству, нелегко было решить, чью сторону принять. В конце XIX в. дело доходило до того, что в некоторых общедоступных парках клумбы стали устраивать еще более грандиозными, а в загородных поместьях цветы на клумбах, случалось, заменяли к приезду гостей в конце недели. Трудно сказать, что привело к упадку клумбового цветоводства в крупных английских поместьях в начале XX в. — недостаток дешевой рабочей силы или смена моды. Однако в парках и палисадниках в пригородах клумбы сохранились. Ситуация оставалась стабильной до начала 80-х, когда введение в культуру новых видов и сортов и начало бума в контейнерном цветоводстве вновь возродили интерес к клумбовому цветоводству. Характерные для довоенной эпохи ровные ряды красных, белых и синих цветов в основном ушли в прошлое, уступив место новым растениям, новым способам их размещения и новым типам контейнеров для этой замечательной группы садовых растений.

История клумбовых растений продолжается — по словам владельца одного из крупнейших хозяйств по выращиванию клумбовых цветов, в наши дни намечается «повышение интереса к цветам более приглушенной и замысловатой окраски вместо ярко окрашенных и броских». Предсказать ход изменений в клумбовом цветоводстве невозможно, но, по всей видимости, от презрения, с которым относились к клумбовым цветам в первой половине ХХ в., не осталось и следа [11, 127]. 2.2 Типы клумбовых растений Теплолюбивые однолетники. Жизненный цикл теплолюбивых однолетников длится один сезон: их выращивают из семян, летом или осенью они цветут и затем отмирают. Они не переносят низких температур, поэтому для того, чтобы увеличить продолжительность цветения этих растений, их заранее выращивают в виде рассады, которую высаживают в открытый грунт, когда минует угроза возвратных заморозков. Семена высевают в разные сроки — некоторые растения нужно высевать уже в январе. Мелкие семена высевают негусто по поверхности почвы и затем проростки пикируют в другие емкости.

Крупные семена нужно высаживать по одному в индивидуальные емкости. Некоторые из теплолюбивых однолетников (например, львиный зев, циннию) можно высевать сразу в грунт в мае, но цвести они в таком случае будут недолго. Нежные растения, например, катарантус и портулак, хорошо цветут только в теплое лето. К этой группе относится большинство популярных клумбовых растений — например, недотрога, лобелия, петуния, календула, немезия, шалфей и астры [12, 103]. Холодостойкие двулетники. Холодостойкие двулетники выращивают из семян; в первый сезон они развивают только вегетативные побеги, а на второй — зацветают. После цветения растение отмирает, хотя некоторые растения, традиционно считающиеся двулетниками, например, наперстянка, шток-роза, турецкая гвоздика и лакфиоль, в действительности — многолетники с небольшим сроком жизни. Семена высевают в мае или июне в открытый грунт на грядку для рассады, осенью сеянцы пересаживают на постоянное место. К этой группе относится большинство весенне-цветущих клумбовых растений — например, маргаритка, колокольчик, незабудка и лакфиоль. Из летнецветущих растений к холодостойким двулетникам относятся шток-роза, наперстянка и турецкая гвоздика [12, 106]. Холодостойкие многолетники. Холодостойкие многолетники могут годами жить в саду. Травянистые многолетники обычно выращивают в травянистом бордюре или в альпинарии; деревянистые многолетники бывают листопадными или вечнозелеными.

Благодаря распространению контейнерного цветоводства и росту популярности подвесных корзин некоторые вечнозеленые холодостойкие многолетники стали причислять к клумбовым растениям. Небольшие хвойные и вечнозеленые кустарники иногда используют как фокусные растения в контейнерах с зимними композициями. В подвесные корзины обычно высаживают плющ. Одним из немногих растений, способных украсить сад поздней осенью, является эрика [12, 109]. Теплолюбивые многолетники. Теплолюбивые многолетники могут жить в саду долгие годы, если их укрывать на зиму. Обычно растения этой группы выращивают, сея семена или укореняя черенки, либо получают в результате деления материнского растения и высаживают прямо в грунт в конце мая—начале июня. С некоторыми из таких растений обращаются как с однолетниками и не оставляют на зиму (например, фиалки), другие осенью выкапывают и на зиму переносят в помещение (например, пеларгонию и фуксию) [12, 111]. Экзотические теплолюбивые многолетники. Экзотические теплолюбивые многолетники, если их защищать зимой от мороза, могут жить в саду в течение многих лет. Все же чаще их выращивают не в открытом грунте, а в теплице или оранжерее.

Горшки с крупными растениями обычно закапывают в почву на клумбе после того, как минует угроза заморозков, и затем осенью, до наступления холодов, возвращают обратно в теплицу или оранжерею. Примеры таких растений: пальмы, древовидные папоротники, канна, гревиллея, дурман, канатник, клещевина, агава и банан. Эти растения используют как фокусирующие внимание, или фокусные; менее крупные растения, такие как каланхоэ, хлорофитум, гипоэстес и т. п., используют для озеленения [12, 113]. Холодостойкие однолетники. Холодостойкие однолетники выращивают из семян, они цветут весной, летом или осенью; при весенних посадках растения завершают жизненный цикл за один сезон. Семена высевают в открытый грунт в конце марта – апреле или, если весна холодная и затяжная, в более поздние сроки. Высевать можно сразу на постоянное место или на грядку для рассады, откуда сеянцы пересаживают на постоянное место в мае. Семена некоторых однолетников можно посеять в открытый грунт в сентябре — в таком случае растения зацветут раньше.

Другой способ добиться раннего цветения — обращаться с холодостойкими однолетниками так же, как с теплолюбивыми, т. е. заранее выращивать рассаду и высаживать ее в открытый грунт в мае. К этой группе относятся многие клумбовые растения, например, бурачок, василек, кларкия, годеция, подсолнечник, иберис и чернушка [12, 117]. Двулетники. В эту группу включены растения, у которых цветение и наивысшая декоративность проявляются на второй год после посева. В средней полосе двулетники способны хорошо расти и цвести и в последующие годы. Однако у некоторых растений из-за оголения центра куста, отмирания побегов, гибели листьев на нижней части стебля по мере его роста снижается декоративность [13, 2]. Одним из положительных качеств двулетников при использовании их в цветочном оформлении является возможность получения посадочного материала в условиях открытого грунта. Размножают двулетники в основном семенами, иногда делением куста (например, у маргариток). Посев проводят в середине лета (июнь— июль) в гряды или ящики. На постоянное место сажают в августе—сентябре. Рассаду можно также высаживать в цветник весной. Например, виолу, незабудки и маргаритки можно сеять весной в грунт, и они зацветают к осени. Обильно цветут растения все-таки на второй год после посева.