Развитие и география международного туризма

(по В. П. Максаковскому)

Международный туризм – одна из форм обмена услугами. В основе туристского бума, который охватил весь мир в последние десятилетия, лежат вполне конкретные экономические, социальные и другие причины. Это прежде всего научно-техническая революция, с которой связан совершенно новый уровень производительных сил. Это глобальный феномен   урбанизации, заставляющий жителей больших городов искать отдохновение в других районах и странах. Это и «транспортная революция» и в особенности быстрое развитие автомобилизации и авиационных перевозок. Это и общее повышение качества и уровня жизни, увеличение продолжительности отпусков и доходов. Наконец, это и общий рост культуры, вызывающий развитие познавательных потребностей людей.

Наиболее яркое выражение упомянутый туристский бум находит в двух показателях – числе участников международного туризма и размерах доходов от него. Динамику того и другого показателя демонстрирует табл. 1.

Таблица 1.

Динамика международного туризма в 1950-2000 гг.

Годы

Число интуристов, млн. чел.

Поступления, млрд. дол.

Годы

Число интуристов, млн. чел.

Поступления, млрд. дол.

1950

25

2

1980

285

102

1955

43

5

1985

330

118

1960

70

7

1990

460

265

1965

116

12

1995

566

393

1970

160

18

2000

660

600

1975

213

65

 

 

 

Из табл. 1 вытекает, что за вторую половину ХХ в. численность международных туристов увеличилась в 24 раза, а поступления от этого вида услуг возросли в 300 раз! По данным Всемирной туристской организации (ВТО), еще в середине 90-х гг. в мировой торговле товарами и услугами на долю туризма приходилось более 1/10, это позволило ему занять второе место после экспорта нефти и автомобилей. А в торговле услугами эта доля превысила 1/3.

Факторы, влияющие на развитие международного туризма, подробно исследовали Н. С. Мироненко и другие экономикогеографы. Обычно эти авторы выделяют несколько групп таких факторов.

Во-первых, к ним относятся социально- экономические факторы, играющие главную роль. Когда говорят о социально-экономических факторах, то обычно имеют в виду общий уровень развития страны, структуру ее хозяйства, качество жизни, социально-профессиональный состав общества, его образовательный уровень, степень урбанизированности и мобильности населения, политическую стабильность и др.

В последнее время в постиндустриальных странах на туристские потоки все большее воздействие начала оказывать и возрастная структура населения. Статистика свидетельствует о том, что наибольшей туристско-рекреационной   подвижностью отличаются люди в возрасте от 30 до 50 лет. Не менее 1/5 всех туристов составляют молодые люди, которые в развитых странах материально достаточно обеспечены, имеют хорошее образование и стремятся удовлетворить своеобразные познавательные интересы; с реди них есть и группы, и «одиночки». Тем не менее еще большее внимание все исследователи обращают на то, как быстро  в международном (и внутреннем) туризме возрастаетдоля лиц пожилого возраста, старше 55 лет. В принципе в этом нет ничего удивительного, поскольку пожилые люди, относящиеся к так называемому третьему туристскому возрасту, привыкли к туристским поездкам еще в молодые и зрелые годы, приобрели большой опыт путешествий и не собираются отказывать себе в этом удовольствии и после выхода на пенсию.

Во-вторых, кчислу факторов относят рекреационно-ресурсный рекреационно-ресурсный потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Нужно иметь в виду, что влияние рекреационно-ресурсного потенциала обычно также опосредуется социально-экономическими факторами и в первую очередь зависит от размеров и характера рекреационных потребностей населения.

В-третьих, немалую роль играет инфраструктурный фактор, который определяется уровнем развития производственной и социальной инфраструктур. Впрочем, можно говорить и о специальной туристской инфраструктуре, основу которой составляют средства размещения (гостиницы, кемпинги, туристские базы и др.) и транспортировки туристов.

В-четвертых, нужно учитывать и фактор географического положения, который в данном случае выступает во всех своих разновидностях: и физико-географическо- го положения, во многом определяющего набор природно-рекреационных ресурсов, и экономико-географического положения, в особенности по отношению к главным туристским рынкам, и транспортно-географического положения, выгоды которого крайне привлекательны для туристов, и геополитического положения, поскольку близость к очагам международного напряжения и тем более военных конфликтов служит для туристов едва ли не главной «отпугивающей» причиной.

Добавим, что иногда наряду с перечисленными выше объективными факторами выделяют и субъективные факторы, влияющие на международный туризм. Они определяются изменениями, происходящими в психологии человека постиндустриального общества, и касаются его отношения ксвоей личности, к другим людям и их социальным группам, а также к окружающей среде.

Со своей стороны и международный туризм оказывает очень большое воздействие на социально-экономическое развитие отдельных стран. В наибольшей мере оно проявляется в увеличении занятости: уже в середине 90-х гг. в данной сфере было непосредственно занято более 130, а косвенно - еще 80 млн. человек. При этом в экономически развитых странах в ней занято в среднем 5% трудоспособного населения, а в небольших развивающихся странах- «квартиросдатчиках» – этот показатель иногда достигает 50% и более.

Основной объект такой занятости –  индустрия туризма. К ней относят: предприятия, предоставляющие услуги по размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, предприятия общественного питания); туристские фирмы, занимающиеся организацией туризма; транспортные организации, отвечающие за перевозку туристов; учебные за- ведения, обеспечивающие подготовку и переквалификацию туристских кадров; ин- формационные и рекламные службы; органы управления туризмом; предприятия по производству товаров туристского сервиса; предприятия розничной торговли.

Международный туризм, связанный с движением капиталов, с продажей услуг, оказывает немалое воздействие на платежные балансы отдельных стран, способствуя их превращению в активные или, наоборот, в пассивные. Иногда рассчитывают и специальный туристский баланс, характеризующий характеризующий соотношение поступлений от зарубежных туристов в данной стране и расходы туристов данной страны за границей. В странах наиболее привлекательных для иностранных туристов туристский баланс, как правило, положительный (Франция, Италия, Испания, Мексика и др.), а в странах, где выезд туристов превышает их прибытие (Германия, Скандинавские страны, Канада и др.), он отрицательный.

Особенно важен и сложен вопрос о классификации международного туризма по его целям (видам). Разные авторы предлагают немало подобных классификаций, но если исходить из материалов Всемирной туристской организации (ВТО), то таких целей следует вы- делить пять.

Досуг, рекреация и отдых были и остаются главной целью туризма, и на их долю приходится около 70% всего мирового туризма. Этот вид туризма отличается также наибольшим внутренним разнообразием, включая в себе путешествия, экскурсии, походы, отдых на пляже, альпинизм, морские и речные круизы, туристские базы и лагеря, посещение культурных и спортивных мероприятий, магазинов и т. п. Доля деловых и  профессиональных поездок в международном туризме составляет примерно 20%. Это участие в конгрессах и научных симпозиумах, выступления с лекциями и концертами, учеба и образование, направление технических специалистов для монтажа оборудования, дипломатов, сотрудников международных организаций и др. Посещение знакомых и родственников включает в себя поездки с целью подтверждения дружеских и родственных связей. Для лечения выезжают на зарубежные курорты, направляются в санатории, клиники и лечебницы. А выезд за границу с религиозными целями предусматривает участие в религиозных праздниках (самый большой из них в последние годы был посвящен 2000-летию рождения Иисуса Христа), посещение религиозных центров и собраний. В ряде случаев огромные масштабы приобретает паломничество(например, мусульман в Мекку).

Наряду с этой существуют и другие классификации международного туризма. На- пример, он подразделяется на приморский, горный, речной, морской, городской. В последнее время стали все чаще писать об экологическим туризме (экотуризме), который тоже подразделяется на научный, познавательный, рекреационный. Его объектами служат национальные парки, отдельные ландшафты, природные, при- родно-культурные, да и культурные достопримечательности. Конечно, экотуристы путешествуют по своим и соседним странам, но все же основной их поток направляется из Европы и Северной Америки в тропические страны (Кения, Танзания, Коста-Рика, Эквадор). Согласно имеющимся оценкам, ныне экотуризм являет собой наиболее быстро развивающуюся ветвь мирового туризма. Все большее распространение получает и так называемый экстремальный туризм – путешествия в Арктику, Антарктику, прыжки с парашютом на Северном полюсе. Появляются статьи о перспективах космического туризма. Что же касается классификации туристских поездок по времени, то они могу продолжаться от одного-двух дней до нескольких месяцев. Впрочем, в последнее время специалисты отмечают все больший интерес туристов к кратковременным поездкам (на- пример, на выходные и праздничные дни).

По видам транспорта международный туризм подразделяется на автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской и речной, причем соотношение между ними отнюдь не остается неизменным. За последние два десятилетия особенно выросло значение воздушного транс- порта, который еще в середине 90-х гг. вышел на первое место (45% всех между- народных туристских поездок). Эксплуатация вместительных самолетов-аэробусов, организация чартерных (специально арендованных рейсов со сниженными тарифа- ми: преимущества в скорости и комфортности) привели к тому, что перевозки туристов воздушным транспортом стали расти, особенно быстро –  на межконтинентальных маршрутах между Северной Америкой, Европой, Азиатско-Тихоокеанским регионом. Автомобильный транспорт, который еще совсем недавно лидировал, ныне немного уступает воздушному. Этот вид транспорта (личные автомобили и автобусы) обслуживает преимущественно туристские поездки между смежными странами на короткие и средние расстояния – в первую очередь в Европе, отличающейся высоким уровнем урбанизации и субурбанизации и имеющей густую сеть автодорог. А вот роль морского и железнодорожного транспорта в международном туризме сократилась соответственно до 7и 5%. Использование этих видов транспорта также особенно характерно для Европы.

Отдельно нужно сказать о морском круизном туризме, который начал развиваться в 50-х гг., а в 90-х гг. приобрел характер настоящего бума. Если в 1980 г. в таких круизах участвовало 1,5 млн. пассажиров, то в 1996 г. – уже 6,5 млн. Среди причин быстрого роста численности «морских» туристов называют общее динамичное развитие туристской отрасли, перенасыщенность приезжими большинства излюбленных туристами территорий, совмещение на судне свойств транспортного средства, плавающей гостиницы и культурно- развлекательного центра, большие познавательные и рекреационные возможности морских круизов. Продолжительность их отличается очень широким диапазоном - от одного дня до нескольких месяцев. Ныне в мире сформировались четыре главных района морского круизного туризма. Первое место среди них занимает Карибский бассейн, наиболее приспособленный для приема туристов из США. За ним следует Средиземное море(с Черным морем и Канарскими островами), а также Северное и Балтийское моря, привлекающие туристов из Европы. Но особенно быстро растет круизный туризм в странах-архипелагах Азиатско-Тихоокеанского бассейна. К этому перечню можно добавить и более «экзотические» круизные маршруты к берегам Шпицбергена, Гренландии, путешествия вокруг Африки, Австралии и даже Антарктиды. В мире построено более двухсот комфортабельных круизных морских судов, на сооружении которых особо специализируются Норвегия и Финляндия.

Перспективы международного туризма обычно оцениваются очень высоко. Согласно прогнозу ВТО, в 2010 г. в мире будет примерно 1 млрд. путешествующих за рубеж – это значит, что по сравнению с 1990 г. число их более чем удвоится. А к 2020 г., как полагают, в международном туризме будут принимать участие примерно 1,6 млрд. людей.

 География  международного туризма

Распространение современного между- народного туризма отличается значительной территориальной неравномерностью. В самом общем виде она отражает разные уровни социально-экономического развития Севера и Юга (Центра и Периферии мирового хозяйства). Так, согласно имеющимся расчетам, на постиндустриальные страны ныне приходится 57% всех туристских прибытий, на развивающиеся страны – 30% и на страны с переходной экономикой – 13%.

За основу регионального анализа международного туризма лучше всего принять то членение мира на туристские макрорегионы, которого придерживается Всемирная туристская организация, выделяющая 6 таких регионов:

1. Европейский (все страны Европы, страны бывшего СССР + Турция, Кипр и Израиль).

2. Американский (все страны Северной и Южной Америки).

3. Азиатско-Тихоокеанский (АТР, все страны Восточной и Юго-Восточной  Азии, Австралия и Океания).

4. Ближневосточный (страны Юго-Западной Азии + Египет и Ливия).

5. Африканский (все страны Африки за исключением Египта и Ливии).

6. Южноазиатский (страны Южной Азии).

Статистика ВТО позволяет не только оценить современное положение макрорегионов в мировом туризме, но и проследить динамику изменений, при характеристике которой ограничимся последними десятилетиями (табл. 2).

Таблица 2.

Сдвиг в региональной структуре международного туризма в 1970-1998 гг.

Туристские макрорегионы

1970

1975

1980

1985

1990

1998

Европа

113/12

154/26

190/62

215/61

287/140

375/225

Америка

42/5

50/10

62/25

66/33

93/67

120/120

АТР

5/1

9/2

21/8

30/13

52/39

85/75

Африка

2/0,5

5/1

7/3

10/3

15/5

25/10

Ближний Восток

2/0,5

3/1

6/3

6/5

7/5

15/10

Южная Азия

1/0,1

2/0,5

2/1,5

3/1,5

3/2

5/5

Из данных табл. 2 со всей очевидностью вытекает, что для всех шести туристских макрорегионов мира характерна поступательная динамика развития, не обнаруживающая на протяжении последних десятилетий ни одного сильного «сбоя». И, тем не менее, темпы роста прибытий (и доходов от туризма) в перечисленных макро регионах не были одинаковыми. Поэтому их рейтинг в общемировых показателях подвергался изменениям, что наглядно демонстрирует рисунок. В результате, если в 1970 г. в мире было только два крупных туристских макрорегиона – Европа и Се- верная Америка, которые принимали 94% всех международных туристов, то в 90-х гг.к ним добавился третий, Азиатско-Тихо- океанский регион, где темпы роста турист- ских потоков оказались наиболее высокими. В результате ныне уже на три этих макрорегиона приходится 92% всех мировых туристских прибытий, тогда как на остальные три региона – всего 8%. Соответственно они обеспечивают и 95% всех денежных поступлений от международного туризма.

Несмотря на некоторое сокращение доли, главным туристским макрорегионом мира продолжает оставаться Европа. Это объясняется, с одной стороны, наличием здесь самых разнообразных рекреационных (природных и культурно-исторических) ресурсов, а с другой – действием таких социально-экономических и инфра- структурных факторов, как высокий средний уровень жизни, урбанизированность, транспортная подвижность. Очень важен для Европы и фактор географического положения, в особенности близкое соседство большинства стран. Одна из важнейших географических особенностей этого региона – преобладание в нем внутрирегионального обмена туристскими потока- ми. Более 9/10 приезжающих в Европу – - это туристы из европейских же стран, среди которых преобладают (в порядке убывания) немцы, англичане, французы, жители Скандинавских государств, стран Бенилюкса, Швейцарии, которые, кстати, отличаются и высокими расходами на международный туризм из расчета на одного жителя (500-1000 долларов и более). А преобладающая их географическая направленность меридиональная: от более северных районов к южным теплым морям. Из внеевропейских регионов наиболее значительный поток туристов в Европу формируется в Северной Америке (в основном в США, но также в Канаде и Мексике), хотя в последнее время он несколько уменьшился.

Статистика ВТО позволяет также выя- вить роль, которую играют в европейском туризме отдельные субрегионы. И по числу туристских прибытий, и по поступлениям от туризма первое место занимает, как и можно было ожидать, Западная Европа в узком смысле этого понятия. От Западной, что тоже вполне объяснимо, лишь немного отстает Южная, средиземноморская, Европа. На два этих субрегиона вместе приходится около 2/3 всех прибытий туристов в Европу. Третье место занимает Центрально-Восточная Европа, доля которой в прибытиях превышает 1/5, но в поступлениях от туризма она в два раза ниже (из-за более низких цен и худшего качества туристского обслуживания). Еще меньше туристов привлекает субрегион Северной Европы, но, несмотря на это по доходам от туризма он опережает страны ЦВЕ. А замыкают этот перечень страны  Восточного Средиземноморья.

Американский макрорегион, как вытекает из приведенных выше данных, по масштабам международного туризма уступает только Европе. Некоторое снижение его доли в прибытиях туристов и доходов объясняется не тем, что он стал терять свою привлекательность, а тем, что темпы развития туристского бизнеса, в первую очередь в АТР, оказались значительно более высокими. В Америке, как и в Европе, преобладает внутрирегиональный туризм (почти 3/4 всех прибытий), а главными центрами притяжения туристов были и ос- таются три страны Северной Америки – США, Канада и Мексика, при сильном до- минировании США, которые обладают самой развитой в мире туристской инфра- структурой. Южная Америка принимает значительно меньше туристов.

Среди туристских субрегионов Америки особое место занимает Карибский бассейн, который именуют «Карибским Средиземноморьем». Развитию туризма здесь способствуют тропический климат с мягкой зимой, богатая растительность, обилие хороших пляжей, наличие многих культурно-исторических достопримечательностей, с одной стороны, соседство с таким крупнейшим потребителем туристских услуг, как США, – с другой. К этому можно добавить и то, что правительства большинства стран Карибского бассейна осуществляют государственную поддержку этого вида бизнеса. В результате «Карибское Средиземноморье» превратилось, пожалуй, в наиболее специализированный туристский район всего мира, где именно туризм стал основным способом привлечения иностранной валюты, столь необходимой для решения многих социально-экономических проблем стран этого региона. Ежегодно он принимает не менее 15 млн. туристов, а доля доходов от международного туризма в его ВВП в среднем составляет около1/3. Еще выше она в экспорте товаров и услуг: на Британских Виргинских островах, на Антигуа и Барбуде эта доля превышает 80%, на Гренаде и Ангилье – 60%, на Кубе, Барбадосе, Ямайке, Мартинике, Гваделупе находится в пределах от 40 до 50%. Особенно выделяется Карибский бассейн по морским флотам, которые рассчитаны преж- де всего на американских туристов. В наши дни в этом бассейне концентрируется 3/4  всех морских круизов в мире.

Немногим более 1/4 всех международных туристов, посещающих Америку, приезжает из других регионов мира. В первую очередь кним относятся Европа и Азия, а из отдельных стран – Великобритания и Япония. Эти интуристы также направляются преимущественно в США, Канаду и Карибский бассейн.

АТР – самый бурно развивающийся туристский макрорегион мира, в котором число международных туристов с 1970 г. увеличилось в 17 раз, а доходы от этой отрасли выросли в 75 раз! Средние темпы роста туристских прибытий здесь также самые высокие, они уменьшились только в 1997-1998 гг. в связи с азиатским финансовым кризисом, из-за которого, по некоторым оценкам, Азиатско-Тихоокеанский регион лишился как минимум 3 млн. приезжих. Такой скачок АТР в области мирового туристского бизнеса объясняется общим ускоренным социально-экономическим развитием региона, углублением интеграционных процессов, улучшением геополитической обстановки, успехами индустрии туризма. В этом макрорегионе так- же преобладает внутрирегиональный туризм (около 4/5), а из отдельных его суб- регионов ведущее место принадлежит Восточной Азии – в первую очередь благодаря Японии (средние расходы на одного туриста в этой стране достигают 1000-2000 дол.), Китаю, Республике Корея и Тайваню. На втором месте – Юго-Восточная Азия (особенно Малайзия, Сингапур), тогда как роль Австралии и Океании пока еще сравнительно невелика. А из внешних туристских рынков, куда выезжают граждане из стран АТР, наибольшей популярностью пользуются США, Европа и Индия. -

Африка, несмотря на то, что темпы рос- та международного туризма в этом регионе в последнее время заметно ускорились, все еще остается в числе аутсайдеров мирового туризма. Это объясняется сильной социально-экономической отсталостью африканских стран, неразвитостью индустрии туризма и туристской инфраструктуры, политической нестабильностью, сохраняющейся еще угрозой разного рода заболеваний, Здесь туристов, прибывающих в основном из Европы, интересуют только некоторые страны Северной (Тунис и Марокко), Западной (Мавритания), Восточной (Кения, Танзания) и Южной (Зимбабве, ЮАР) Африки. Туристские потоки между самими африканскими странами, а тем более выезд туристов в другие регионы мира, большого развития не получили.

Пока еще сильно отстает в предоставлении туристских услуг (за исключением религиозного паломничества) и макрорегион Ближнего Востока. Здесь отсутствует должная государственная поддержка туризма, ему мешает политическая неустойчивость, провоцирующая как военные конфликты, так и отдельные вспышки экстремизма (достаточно вспомнить террористическую акцию в египетском Луксоре в 1997 г., когда террористы убили и ранили многие десятки ни в чем не повинных западных туристов). На Ближнем Востоке развитие получил и межрегиональный и внутрирегиональный туризм, а принимающими странами стали Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Иордания, Сирия и Кувейт.

На последнем, шестом, месте среди туристских макрорегионов мира находится огромная по населению Южная Азия, в которой к тому же половину всех интуристов принимает одна Индия. Но государственную поддержку оказывают и в некоторых небольших странах этого макрорегиона, таких, как Непал, Шри-Ланка, Мальдивы. Такой рейтинг туристских макрорегионов во многом предопределяет и участие в международном туризме отдельных стран (табл. 3).

Таблица 3.

20 стран, лидирующих в международном туризме в конце 90-х гг.

Страны

Число интуристов, млн. чел.

Поступления, млрд. дол.

Страны

Число интуристов, млн. чел.

Поступления, млрд. дол.

Франция

70,0

29,7

Германия

16,5

16,8

Испания

47,7

29,6

Чехия

16,3

3,5

США

47,1

74,2

Россия

15,8

7,1

Италия

34,8

30,4

Венгрия

14,7

2,6

Великобритания

25,5

21,3

Португалия

11,8

4,8

Китай

24,0

12,5

Греция

11,1

4,6

Мексика

19,3

7,9

Швейцария

11,0

8,2

Польша

18,8

8,4

Турция

9,2

8,3

Канада

18,7

9,1

Таиланд

7,7

6,4

Австрия

17,3

12,2

Малайзия

6,9

3,6

Если распределить перечисленные в табл. 3 страны по шести туристским регионам, то окажется, что Европа представлена 14 государствами, Америка – тремя, АТР – тремя. Добавим, что страны Африки (ЮАР, Тунис) появляются только в третьей десятке туристских стран, а страны Ближнего Востока (Египет, Саудовская Аравия) – в четвертой десятке. Интересно и то, что в таблице упомянуты 15 экономически раз- витых стран и 5 развивающихся. А по доходам от туризма уже давно внеконкурентное первое место в мире занимают  США.

В последнее время в нашей географической литературе появились первые по- пытки анализа межрегиональных туристских потоков, в которых ежегодно участвуют примерно 100 млн. человек. При этом шесть главных туристских макрорегионов подразделяются на две группы: «принимающих», где приезд туристов превышает их выезд, и «отправляющих», где выезд преобладает над прибытием. Соответственно в первую группу входят Европа, Африка и Ближний Восток, а во вторую – Америка, АТР и Южная Азия.

Согласно прогнозу ВТО в 2000-2010 гг., несмотря на самые низкие темпы годового прироста, первенство в мировом туризме сохранится за Европой, где к указанному сроку число прибытий должно возрасти до 480 млн. На втором месте (210 млн.) останется Америка, но (при наибольшем среднегодовом приросте в 6,5-7%) ее почти догонит АТР (190 млн.). Четвертое место также сохранится за Африкой (35 млн.), пятое – за Ближним Востоком (20 млн.) и шестое – за Южной Азией (10 млн.). Нужно учитывать, что этот прогноз, сделанный в 1996 г., в дальнейшем изменялся в сторону некоторого увеличения.

Положение России на мировом туристском рынке в 90-е гг. стало значительно более благоприятным. Это объясняется реализацией права на свободное перемещение людей, появлением прослойки богатых и предприимчивых «новых русских» и среднего класса, либерализацией разно- го рода пограничных и таможенных формальностей и т.д. В конце 90-х гг. в страну ежегодно прибывало 15-17 млн. иностранных граждан из примерно 200 стран мира, а выезжали за границу 10-12 млн. россиян, отправляющихся в 170 стран. Однако эти оптимистические цифры нуждаются в определенных комментариях. Так, во въезде в Россию стали резко преобладать частные и служебные поездки, тогда как поездки собственно с туристскими целями сократились до менее чем 1/5 всех прибытий; в результате маршрутный и курортный туризм резко уменьшился. В выезде из страны едва ли не первое место, по край- ней мере до самого недавнего времени, занимали мелкооптовые торговцы («чел- ноки»), а собственно туристы составляли менее 1/3. Хотя высокая покупательная способность иностранных валют на российском рынке остается постоянно действующим положительным фактором, общие доходы России от международного туризма уступают доходам США (см. табл. 3) более чем в 10 раз. Привлечению интуристов в Россию мешают также недостаточная политическая стабильность в отдельных регионах, нередкие обострения криминальной обстановки, отставание туристской индустрии и инфраструктуры.

Большие изменения произошли и в географии туристских потоков в Россию и из России. И в выезде, и во въезде стали преобладать страны дальнего зарубежья, включая страны Балтии. Можно отметить, что далеко не лучшим образом сказалось на российском туризме возникновение примерно 10 тыс. туристских фирм, из которых более 4 тыс. находятся только в одной Москве. Да и финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 года, сразу привел к удорожанию туристских путевок в 3-4 раза.  Целью создания в стране эффективного и конкурентоспособного сектора туристских услуг начато осуществление Федеральной  целевой программы «Развитие туризма  в Российской Федерации», которая носит комплексный характер.